Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 № 214-О

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда
     Российской Федерации о проверке соответствия Конституции
   Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона
   Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

     город Москва                                  8 июня 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,  М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина,      Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное  изучение  запроса   Верховного   Суда   Российской
Федерации,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  4 Закона Российской
Федерации от 26 июня  1992  года  "О  статусе  судей  в  Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года)
судьей может быть гражданин Российской  Федерации,  имеющий  высшее
юридическое     образование    и    соответствующий    требованиям,
предъявляемым  к  кандидату   на   должность   судьи   Конституцией
Российской  Федерации,  федеральными  конституционными законами,  а
также федеральными законами,  в том числе имеющий необходимый  стаж
работы по юридической профессии,  в который включается время работы
на требующих юридического образования государственных должностях  в
федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации,   иных   государственных
органах,   образуемых  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации,
а  также  в  государственных  органах,  существовавших в Российской
Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации,
а  также  муниципальных должностях,  в том числе в органах местного
самоуправления;  кроме того, в стаж работы по юридической профессии
включаются  время  работы  на  требующих  юридического  образования
должностях в органах  Судебного  департамента  при  Верховном  Суде
Российской Федерации,  в юридических службах организаций независимо
от   организационно-правовых   форм   и   форм   собственности,   в
научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских
учреждениях,  время работы  в  качестве  преподавателя  юридических
дисциплин   в   учреждениях   среднего  профессионального,  высшего
профессионального и послевузовского профессионального  образования,
а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
     В запросе Верховного Суда  Российской  Федерации  оспаривается
конституционность  названных положений,  касающихся стажа работы по
юридической профессии как условия для занятия должности  судьи.  По
смыслу   этих  положений,  как  утверждает  заявитель,  допускается
включать  в  стаж  работы  на  должностях,  требующих  юридического
образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих юридическое
образование,  т. е. наличие   юридического   образования   является
необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1
статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в  Российской
Федерации",  и, следовательно, стаж работы на должностях, требующих
юридического  образования,  следует  исчислять  для  кандидата   на
должность   судьи  с  момента  получения  им  высшего  юридического
образования.
     Верховный Суд Российской Федерации полагает,  что именно такой
подход  к  исчислению  стажа  работы  по   юридической   профессии,
необходимого   для   назначения   (избрания)  на  должность  судьи,
содержится  в  пункте  1  Разъяснений  и  рекомендаций  в  связи  с
принятием  Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и   Федерального   закона   "Об  органах  судейского  сообщества  в
Российской Федерации" (приняты на заседании Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации 15-18 июля 2002 года),  которые
являются обязательными  для  квалификационных  коллегий  судей  при
отборе кандидатов на должности судей и применяются на практике.
     По мнению  Верховного  Суда Российской Федерации,  в вопросе о
конституционности  содержащегося  в  пункте  1  статьи   4   Закона
Российской  Федерации  "О  статусе  судей  в  Российской Федерации"
нормативного  положения,  согласно  которому  в  стаж   работы   по
юридической   профессии   включается   время  работы  на  требующих
юридического образования должностях (в федеральных органах  власти,
органах  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органах местного самоуправления и т. д.), имеется неопределенность,
поскольку   из  статьи  119  Конституции  Российской  Федерации  не
следует, что необходимый для занятия должности судьи стаж работы по
юридической   профессии  определяется  с  момента  получения  лицом
высшего юридического образования.
     2. В   силу   статьи   119  Конституции  Российской  Федерации
претендовать  на  судейскую   должность   имеет   право   гражданин
Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее
юридического образование и стаж работы по юридической профессии  не
менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены
дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
     По смыслу   приведенной   диспозитивной   нормы,   федеральный
законодатель наделен достаточно широким усмотрением в  установлении
квалификационных   требований   к   судье:  конституционный  термин
"дополнительные  требования"  означает,   что   ему   предоставлена
возможность  закреплять  как  требования,  в Конституции Российской
Федерации не упоминаемые (как это сделано,  например,  в  статье  8
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации"),  так  и  иные  повышенные  по  сравнению  с
установленными  непосредственно  Конституцией  Российской Федерации
требования (именно таким образом  этот  термин  интерпретируется  в
пункте  1  статьи  4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации").
     В соответствии   с  правовой  позицией  Конституционного  Суда
Российской Федерации,  изложенной в Определении от 1  декабря  1999
года  N  210-О  по  жалобе  гражданина Ю.Е.Багно и подтвержденной в
других определениях по аналогичным жалобам,  законодатель -  исходя
из   конституционно-правового   статуса   судей   (статьи   119-122
Конституции Российской Федерации),  предопределенного тем,  что они
осуществляют  публично-правовые  задачи  судебной власти,  - вправе
предъявлять к  судьям  особые  квалификационные  требования  как  к
представителям  судебной  власти,  включая специальные требования к
кандидатам на должности судей,  порядку  назначения  на  должность,
пребывания  в  должности и прекращения полномочий,  а потому нормы,
формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не
могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.
     Следовательно, в  вопросе  о   конституционности   предписания
пункта  1  статьи  4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" о том,  что  в  стаж  работы  по  юридической
профессии,  необходимый  для  занятия  должности судьи,  включается
время  работы  на  требующих  юридического  образования  должностях
государственной  или  муниципальной  службы,  -  как обусловленного
повышенными требованиями к профессиональной  квалификации  судей  и
являющегося   единым   для   всех кандидатов на судейские должности
судей -  неопределенность  отсутствует,   а   значит,   отсутствует
предусмотренное    в    части   второй   статьи   36   Федерального
конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  основание  для принятия обращения в Конституционный Суд
Российской Федерации к рассмотрению.
     3. В   запросе   Верховного    Суда    Российской    Федерации
утверждается,  что  согласно Разъяснениям и рекомендациям в связи с
принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений  в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и  Федерального  закона  "Об  органах   судейского   сообщества   в
Российской   Федерации"   стаж   работы  на  должностях,  требующих
юридического  образования,  следует  исчислять  для  кандидата   на
должность судьи с момента получения им высшего образования.
     Это утверждение,  однако, не основано на содержании названного
акта.  Так,  в соответствии с его пунктом 1 "при решении вопроса об
исчислении стажа работы по юридической профессии,  необходимого для
назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда
Российской   Федерации,   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской
Федерации - не менее 10 лет,  для судей верховного суда республики,
краевого,  областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области,  суда автономного округа, окружного (флотского)
военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей
других судов и мировых судей - не менее 5 лет  (пункт  1  статьи  4
Закона   Российской   Федерации   "О  статусе  судей  в  Российской
Федерации" в редакции от 15 декабря 2001  года),  следует  иметь  в
виду,  что  допускается  включать  в  стаж  работы  на  должностях,
требующих юридического образования,  периоды трудовой  деятельности
лиц,  имеющих  среднее юридическое образование,  и лиц,  получивших
высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое
образование  (при  наличии подтверждающего документа установленного
образца).  Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на
требующих  юридического  образования  должностях,  указанных в этом
Законе,  стаж начинает исчисляться после успешного  окончания  того
курса,  после  которого вузом в соответствии с его уставом выдается
документ  установленного  образца  о  неполном  высшем  юридическом
образовании.  При  этом учитывается только образование,  полученное
претендентом   в   учебном   заведении,   имеющем   государственную
аккредитацию".
     В Разъяснениях и рекомендациях также отмечено,  что Инструкция
о  порядке  определения  стажа  работы по юридической профессии для
кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря  1996
года  после  принятия  Федерального  закона "О внесении изменений и
дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  статусе  судей   в
Российской  Федерации"  действует  в  той  мере,  в  какой  она  не
противоречит указанному  и  другим  федеральным  конституционным  и
федеральным законам. Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях
окончательное решение  о  стаже  работы  по  юридической  профессии
принимается   соответствующей   квалификационной  коллегией  судей,
рассматривающей заявление кандидата  о  рекомендации  на  должность
судьи с приведением в заключении мотивов принятого решения.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  первой
статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона   "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда
Российской  Федерации,  поскольку  он   не   отвечает   требованиям
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которыми  обращение  в
Конституционный   Суд  Российской  Федерации  может  быть  признано
допустимым.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 214-О


Информация по документу
Читайте также