Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 240-ОО П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" город Москва 8 июля 2004 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Ростовской области, у с т а н о в и л: 1. Федеральным законом от 27 октября 2003 года "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" из пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было исключено положение о согласовании назначения и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Законодательное Собрание Ростовской области просит признать названный Федеральный закон противоречащим статье 72 (пункт "л" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей кадры судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. 2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и федеральная государственная служба находятся в ведении Российской Федерации и, следовательно, регулируются федеральными конституционными законами и федеральными законами, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 71, пункты "г", "о", "т" части 1; статья 76, часть 1). К ведению Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, относится также установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) Конституции Российской Федерации определяется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (постановления от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области и от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определения от 12 марта 1998 года по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", от 8 июня 2000 года по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 марта 2003 года по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Таким федеральным конституционным законом является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающий, в частности, учреждение при Верховном Суде Российской Федерации, как одном из высших судебных органов, Судебного департамента, на который (а также на входящие в его систему органы) возложено организационное обеспечение судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов (пункт 2 статьи 30, пункт 1 статьи 31). Согласно названному Федеральному конституционному закону работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими; структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом (пункты 3 и 5 статьи 31). Следовательно, нормативное регулирование вопроса о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, входящих в его систему органах в субъектах Российской Федерации, включая назначение и освобождение от должности их руководителей, является производным по отношению к нормативному регулированию деятельности федеральных судов общей юрисдикции, осуществляемому в порядке статьи 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации. 3. Федеральная государственная служба, как предмет ведения Российской Федерации, регулируется федеральными законами от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" и от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации", а в части, касающейся вопроса, поставленного Законодательным Собранием Ростовской области, также Федеральным законом от 8 января 1998 года "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" устанавливает, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей; при этом под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (части 1 и 2 статьи 1). Согласно названному Федеральному закону (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 12, глава III) управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации входят в систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, возглавляющие их начальники, а также другие работники аппарата являются федеральными государственными служащими, а не судьями; начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15). В соответствии с федеральными законами "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статья 1) и "О системе государственной службы Российской Федерации" (статья 9) перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации и утверждается Президентом Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Президентом Российской Федерации утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, в том числе в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, включая Начальника управления (код N 201), Начальника отдела (код N 202), как государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 года N 1298 и Приложение N 3 к нему). Таким образом, из Конституции Российской Федерации, относящей федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "т"), не вытекает обязательное установление федеральным законом согласования с субъектами Российской Федерации назначения на должность и освобождения от должности начальников управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Во всяком случае, возможность предусмотреть учет мнения субъектов Российской Федерации при назначении и освобождении указанных должностных лиц является правом, а не обязанностью федерального законодателя. Следовательно, и назначение начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, и освобождение его, как государственного служащего федерального государственного органа, от должности также регулируется федеральным законом, принимаемым в порядке статьи 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а не статьи 72 (пункт "л" части 1) Конституции Российской Федерации. В то же время предусмотренное пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" согласование назначения и освобождения от должности начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с председателями соответствующих судов и советом судей субъекта Российской Федерации обеспечивает учет мнения судейского сообщества на территории субъекта Российской Федерации. 4. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы либо такая неопределенность является мнимой. Поскольку в системе действующего правового регулирования неопределенность в вопросе о конституционности положений Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", оспариваемых Законодательным Собранием Ростовской области, отсутствует, его запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л: 1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым такого рода обращения признаются допустимыми. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М.Данилов N 240-О Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|