Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 № 441-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреева
    Юрия Сергеевича, Камышанова Павла Владимировича и Писаревой
       Елены Николаевны на нарушение их конституционных прав
 положениями части первой статьи 54, части третьей статьи 56 Основ
     законодательства Российской Федерации об охране здоровья
        граждан и пункта 1 статьи 7 Федерального закона
          "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     город Москва                               4 октября 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,      Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное    изучение    жалобы     граждан     Ю.С.Андреева,
П.В.Камышанова и Е.Н.Писаревой,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  своей  жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
граждане Ю.С.Андреев,  П.В.Камышанов и Е.Н.Писарева просят признать
противоречащими статьям 8 (часть 1),  19 (часть 1),  34 (часть 1) и
37 (часть 1) Конституции Российской Федерации  следующие  положения
Основ  законодательства  Российской  Федерации  об  охране здоровья
граждан  (в  редакции  Федерального закона от 10 января  2003  года
N 15-ФЗ): часть первую статьи 54, согласно которой право на занятие
медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации
имеют   лица,   получившие   высшее   или   среднее  медицинское  и
фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом
и специальное звание,  а также сертификат специалиста и лицензию на
осуществление медицинской или фармацевтической  деятельности,  -  в
части,  касающейся  требования  о  наличии  лицензии на медицинскую
деятельность;  часть третью статьи 56,  согласно которой  право  на
занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом
о  высшем   или   среднем   медицинском   образовании,   сертификат
специалиста  и  лицензию  на  медицинскую деятельность,  - в части,
касающейся  требования  о   наличии   лицензии   на   осуществление
медицинской  деятельности  у лиц,  занимающихся частной медицинской
практикой.
     Тем же    положениям    Конституции    Российской    Федерации
противоречит, по мнению заявителей, и пункт 1 статьи 7 Федерального
закона  от  8  августа  2001 года "О лицензировании отдельных видов
деятельности",  предусматривающий,   что   вид   деятельности,   на
осуществление  которого  предоставлена лицензия,  может выполняться
только получившим лицензию  юридическим  лицом  или  индивидуальным
предпринимателем,    -    с   учетом   смысла,   придаваемого   ему
правоприменительной практикой.
     Как следует из приложенных к жалобе материалов,  Ю.С.Андреев и
П.В.Камышанов в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с
Е.Н.Писаревой  -  индивидуальным  предпринимателем  без образования
юридического лица,  имеющим лицензию на  осуществление  медицинской
деятельности,   работали   на  условиях  внешнего  совместительства
врачами-стоматологами  в   принадлежащем   Е.Н.Писаревой    частном
стоматологическом   кабинете  (трудовые  договоры  в  установленном
порядке были зарегистрированы в правовом  управлении  администрации
города   Норильска).   Принятыми   по  заявлению  прокурора  города
Норильска решениями Норильского городского суда Красноярского  края
от  16 марта 2005 года и от 27 октября 2005 года,  оставленными без
изменения определениями  судебной  коллегии  по  гражданским  делам
Красноярского краевого суда от 29 августа 2005 года и от 13 февраля
2006  года,   Ю.С.Андреев   и   П.В.Камышанов,   как   не   имеющие
соответствующих лицензий, обязывались прекратить ведение незаконной
частной медицинской деятельности.
     По мнению   заявителей,   требование  о  наличии  лицензии  на
осуществление  медицинской  деятельности  должно  быть   адресовано
оказывающим  медицинские  услуги юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям  -  участникам  гражданского  оборота,  являющимся
стороной   в   договорах   оказания   медицинских  услуг  (как  это
предусмотрено для лицензирования других видов деятельности),  тогда
как  граждане  -  медицинские  работники,  работающие  по трудовому
договору    с    индивидуальным    предпринимателем,    участниками
гражданского  оборота  и  стороной в договорах оказания медицинских
услуг не являются,  а потому  получать  лицензию  на  осуществление
медицинской   деятельности   не   должны.   Правоприменительная  же
практика, как указывают заявители со ссылкой на судебные решения по
их  делу  и  постановление  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации от 31 августа 1999 года N 422/99,  исходит  из
того,  что  одним  из условий действия лицензии частнопрактикующего
врача  -  индивидуального  предпринимателя  является  оказание   им
медицинской помощи лично и непосредственно, а привлечение им других
лиц для осуществления  медицинской  деятельности  нарушает  условия
действия лицензии, персональный характер которой делает невозможным
использование наемного труда  для  непосредственного  осуществления
лицензируемой деятельности.
     2. Согласно  Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
Федерации   гарантируются   единство  экономического  пространства,
свободное  перемещение  товаров,  услуг   и   финансовых   средств,
поддержка  конкуренции,  свобода экономической деятельности (статья
8,  часть 1);  каждый имеет право на свободное использование  своих
способностей   и   имущества  для  предпринимательской  и  иной  не
запрещенной законом экономической деятельности  (статья  34,  часть
1);  каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;  в
Российской Федерации принимаются меры по развитию  государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения (статья 41, части 1 и
2);  регулирование и защита прав и  свобод  человека  и  гражданина
находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в").
     Из приведенных конституционных положений следует,  что порядок
и условия осуществления предпринимательской деятельности, а также -
исходя из специфики тех или иных видов деятельности  и  оказываемых
услуг  -  дополнительные  требования  к  ним могут вводиться только
федеральными законами и только в целях защиты названных в статье 55
(часть  3) Конституции Российской Федерации ценностей,  в том числе
здоровья, прав и законных интересов других лиц.
     Такими законами  являются  Основы  законодательства Российской
Федерации об охране здоровья  граждан  от  22  июля  1993  года  (с
последующими изменениями и дополнениями),  которые к числу основных
принципов охраны здоровья граждан относят соблюдение прав  человека
и  гражданина  в  области охраны здоровья и обеспечение связанных с
этими правами  государственных  гарантий,  ответственность  органов
государственной   власти   и   органов   местного   самоуправления,
предприятий,  учреждений  и   организаций   независимо   от   формы
собственности,  а также должностных лиц за обеспечение прав граждан
в области   охраны   здоровья   (статья  2),  и  Федеральный  закон
"О лицензировании отдельных видов деятельности",  который, относя к
лицензируемым видам деятельности такую деятельность,  осуществление
которой  может  повлечь  за собой нанесение ущерба здоровью граждан
(статья 4),  в статье 17 закрепляет,  что медицинская  деятельность
подлежит лицензированию (подпункт 96 пункта 1).
     Лицензирование медицинской деятельности,  согласно  статье  15
Основ  законодательства  Российской  Федерации  об  охране здоровья
граждан,  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.  Так, Положением о лицензировании медицинской
деятельности (утверждено  постановлением  Правительства  Российской
Федерации   от   4   июля   2002  года  N  499)  определен  порядок
лицензирования   медицинской   деятельности,   осуществляемой    на
территории    Российской    Федерации    юридическими    лицами   и
индивидуальными предпринимателями.
     Как следует из этого нормативного правового акта, лицензионные
требования  и  условия,  предъявляемые  к   юридическим   лицам   и
индивидуальным   предпринимателям   -   соискателям   лицензии,  не
одинаковы:  в штате организации  (юридического  лица)  должны  быть
работники      (врачи,      средний      медицинский      персонал,
инженерно-технические работники и др.),  имеющие высшее или среднее
специальное,  дополнительное  образование и специальную подготовку,
соответствующие  требованиям  и  характеру  выполняемых   работ   и
предоставляемых услуг,   а  руководитель  организации-лицензиата  и
(или)  уполномоченное  им  лицо  должны  иметь  высшее  специальное
образование   и  стаж  работы  по  лицензируемой  деятельности  (по
конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет; для индивидуального
предпринимателя    необходимо    наличие   высшего   или   среднего
медицинского образования, дополнительного образования и специальной
подготовки,  соответствующих  требованиям  и  характеру выполняемых
работ и предоставляемых услуг,  и  стажа  работы  по  лицензируемой
деятельности   не   менее  2  лет  (подпункты  "г",  "д"  пункта  4
Положения).
     Следовательно, одним    из     условий     выдачи     лицензии
индивидуальному  предпринимателю  является  соответствие именно его
личных   данных   (образование,   специальная   подготовка,   стаж)
установленным   требованиям,  а  значит,  действие  лицензии  может
распространяться  только  на   получившее   ее   физическое   лицо.
Лицензионные же требования к юридическому лицу - в силу объективных
особенностей  его   правовой   природы   -   носят   более   общий,
неперсонифицированный   характер,   в  организации,  осуществляющей
медицинскую деятельность,  должности медицинских  работников  могут
замещаться   физическими   лицами,   отвечающими      установленным
законодательством требованиям, и, соответственно, в период действия
лицензии кадровый состав организации может меняться.
     Названные условия   получения   лицензии   на    осуществление
медицинской    деятельности    индивидуальными    предпринимателями
учитывают,  таким образом, специфику этой деятельности и значимость
здоровья   граждан   как   конституционной   ценности,   охраняемой
государством.
     2.1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
заявители утверждают,  что  оспариваемые  ими  нормы  необоснованно
ограничивают право индивидуального предпринимателя Е.Н.Писаревой на
свободное  использование  своих  способностей   и   имущества   для
предпринимательской  и   иной  не запрещенной законом экономической
деятельности   и   свободу   экономической  деятельности (статья 8,
часть 1, и статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации).
     Между тем,  как  следует  из  жалобы  и  приложенных   к   ней
материалов,  содержащиеся  в части первой статьи 54 и части третьей
статьи 56 Основ законодательства  Российской  Федерации  об  охране
здоровья  граждан  положения  о  необходимости  получения лицензии,
дающей    право    на     занятие     медицинской     деятельностью
зарегистрированному   в  качестве  индивидуального  предпринимателя
лицу, не нарушило конституционные права Е.Н.Писаревой: она получила
такую  лицензию,  что и позволило ей заниматься частной медицинской
практикой.
     Что касается  закрепленного  абзацем  вторым пункта 1 статьи 7
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
требования,   согласно   которому  деятельность,  осуществляемая  в
соответствии с лицензией, может выполняться только самим получившим
лицензию  индивидуальным  предпринимателем,  то  оно также не может
рассматриваться как  нарушающие  конституционные  права  и  свободы
заявительницы.  Приобретаемое на основе лицензии право осуществлять
определенный  вид  деятельности  обусловливает  персонифицированный
характер   лицензии,  означающий,  что  лицензируемая  деятельность
всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а
именно   при   передаче   возникшего  в  силу   лицензии  права  на
осуществление   конкретного   вида   деятельности   другому   лицу,
утрачивается смысл лицензирования.
     Следует также  учитывать,  что  Е.Н.Писарева,  в  случае  если
возникнет  необходимость  использования  наемного труда медицинских
работников  для  осуществления  медицинской  деятельности,   вправе
учредить юридическое лицо в соответствующей организационно-правовой
форме и, получив лицензию на осуществление медицинской деятельности
на  это  юридическое  лицо,  принять на работу требуемое количество
врачей-стоматологов.
     2.2. В   своей   жалобе   заявители   также   утверждают,  что
положениями части первой статьи 54,  части третьей статьи 56  Основ
законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан и
пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О  лицензировании  отдельных
видов  деятельности"  нарушается  закрепленное статьей 37 (часть 1)
Конституции   Российской    Федерации    право    Ю.С.Андреева    и
П.В.Камышанова свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Между  тем  этими  законоположениями  не  ограничивается  их  право
заключить  трудовой  договор  с любой организацией,  осуществляющей
медицинскую деятельность, в том числе относящейся к частной системе
здравоохранения,  либо  заняться  частной  медицинской  практикой в
качестве индивидуальных предпринимателей  на  основании  полученных
лицензий.
     Не могут  рассматриваться  названные  законоположения  и   как
нарушающие  принцип  равенства  (статья  19,  часть 1,  Конституции
Российской    Федерации):    Е.Н.Писарева    как     индивидуальный
предприниматель    поставлена    в   равные   условия   с   другими
индивидуальными    предпринимателями,     занимающимися     частной
медицинской  практикой,  а  Ю.С.Андреев  и П.В.Камышанов - в равные
условия с другими гражданами, работающими или желающими работать по
трудовому  договору  в  государственных,  муниципальных или частных
медицинских организациях.
     3. Таким  образом,  положениями части первой статьи 54,  части
третьей статьи 56 Основ законодательства  Российской  Федерации  об
охране  здоровья  граждан  и  пункта 1 статьи 7 Федерального закона
"О лицензировании отдельных видов деятельности"  права  заявителей,
гарантированные статьями 19 (часть 1),  34 (часть 1) и 37 (часть 1)
Конституции Российской Федерации, не нарушаются, а данная жалоба не
может  быть  принята  Конституционным  Судом Российской Федерации к
рассмотрению   как   не   отвечающая    требованиям    Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации".
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан  Андреева
Юрия  Сергеевича,  Камышанова Павла Владимировича и Писаревой Елены
Николаевны,  поскольку она  не  отвечает  требованиям  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 441-О


Информация по документу
Читайте также