РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О национально-культурной автономии
Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года
Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
(в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.
1093; Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432;
Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711;
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;
Федерального закона от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 49, ст. 5124;
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070;
Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 779;
Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 782;
Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477;
Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает
правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты
национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе
выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее
- национально-культурная автономия) - это форма
национально-культурного самоопределения, представляющая собой
объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к
определенной этнической общности, находящейся в ситуации
национального меньшинства на соответствующей территории, на основе
их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения
вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования,
национальной культуры, укрепления единства российской нации,
гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному
диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на
социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (в ред.
Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432;
Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146).
Национально-культурная автономия является видом общественного
объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной
автономии является общественная организация (часть вторая введена
Федеральным законом от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
Статья 2. Принципы национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия основывается на принципах:
свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к
определенной этнической общности;
самоорганизации и самоуправления;
многообразия форм внутренней организации
национально-культурной автономии;
сочетания общественной инициативы с государственной
поддержкой;
уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан
различных этнических общностей;
законности.
Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной
автономии
Правовое регулирование национально-культурной автономии
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995
года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то
применяются правила международного договора.
(Статья 3 в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N
136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
46, ст. 4432)
Статья 4. Права национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия имеет право:
получать поддержку со стороны органов государственной власти и
органов местного самоуправления, необходимую для сохранения
национальной самобытности, развития национального (родного) языка и
национальной культуры, укрепления единства российской нации,
гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному
диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на
социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (в ред.
Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146);
обращаться в органы законодательной (представительной) и
исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя
свои национально-культурные интересы;
создавать средства массовой информации в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, получать и
распространять информацию на национальном (родном) языке;
сохранять и обогащать историческое и культурное наследие,
иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и
развивать художественные народные промыслы и ремесла;
создавать частные образовательные организации и научные
организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование
в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред.
Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
участвовать через своих полномочных представителей в
деятельности международных неправительственных организаций;
устанавливать на основании законодательства Российской
Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные
контакты с гражданами, общественными организациями иностранных
государств.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами
субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии
могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и
культуры.
Участие или неучастие в деятельности национально-культурной
автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан
Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не
может служить основанием для ограничения их участия или неучастия
в деятельности национально-культурной автономии.
Право на национально-культурную автономию не является правом
на национально-территориальное самоопределение.
Осуществление права на национально-культурную автономию не
должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.
ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Статья 5. Организационные основы национально-культурной
автономии
Организационные основы национально-культурной автономии
определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами
национально-культурных автономий.
Национально-культурная автономия может быть местной,
региональной, федеральной (в ред. Федерального закона от 10 ноября
2003 г. N 136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4432).
Местные национально-культурные автономии граждан Российской
Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут
образовывать региональную национально-культурную автономию граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической
общности (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст.
4432).
Региональные национально-культурные автономии двух и более
субъектов Российской Федерации могут создавать органы
межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не
являются межрегиональными национально-культурными автономиями (в
ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
Федеральная национально-культурная автономия граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической
общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных
региональных национально-культурных автономий граждан Российской
Федерации, относящих себя к определенной этнической общности (в
ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
Федеральные, региональные национально-культурные автономии
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным
этническим общностям, имеющим соответствующую республику или
автономный округ, автономную область, и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою
деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных
программ в области сохранения и развития национальных (родных)
языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и
договоров федеральных, региональных национально-культурных
автономий и субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Порядок образования, государственной
регистрации, реорганизации и (или) ликвидации
национально-культурной автономии
Образование, государственная регистрация, реорганизация и
(или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
и иными федеральными законами.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем
собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к
определенной этнической общности и постоянно проживающими на
территории соответствующего муниципального образования.
Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с
гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные
общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих
себя к определенной этнической общности, действующие на территории
соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической
общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную
национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской
Федерации.
Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической
общности, на съезде могут учредить федеральную
национально-культурную автономию.
Национально-культурные автономии образуют руководящие и
контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и
названия таких органов определяются уставом национально-культурной
автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок приема в члены национально-культурной автономии
определяется уставом соответствующей национально-культурной
автономии.
Государственная регистрация местных, региональных и
федеральных национально-культурных автономий производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для государственной регистрации национально-культурной
автономии в числе других документов должны быть представлены
документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до
проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или
региональной национально-культурной автономии и не менее чем за
один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной
национально-культурной автономии были сделаны сообщения о
предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах
массовой информации, продукция которых распространяется на
соответствующей территории.
Федеральный орган исполнительной власти в области
государственной регистрации осуществляет ведение реестра
национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных
автономий является открытым для всеобщего ознакомления (в ред.
Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
(Статья 6 в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N
136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
46, ст. 4432)
Статья 7. Консультативные советы по делам национально-
культурных автономий
(наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 июня
2004 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711)
Правительство Российской Федерации определяет федеральный
орган исполнительной власти, при котором создается консультативный
совет по делам национально-культурных автономий, действующий на
общественных началах (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2005
г. N 146-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005,
N 49, ст. 5124).
Консультативный совет по делам национально-культурных
автономий (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст.
2711):
осуществляет согласование деятельности национально-культурных
автономий, содействует установлению и укреплению связей между
ними;
представляет и защищает в органах государственной власти
Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических
общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на
соответствующей территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября
2003 г. N 136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4432);
участвует в подготовке программ в области сохранения и
развития национальных (родных) языков и национальной культуры,
проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других
решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской
Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям,
находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей
территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N
136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
46, ст. 4432; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.
3607);
осуществляет консультирование Правительства Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти по
национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя
к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации
национального меньшинства на соответствующей территории (в ред.
Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
Консультативный совет по делам национально-культурных
автономий состоит из делегированных на определенный срок
представителей каждой федеральной национально-культурной автономии
(в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
(Часть четвертая утратила силу на основании Федерального
закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711)
При органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации могут создаваться консультативные советы или иные
совещательные органы по делам национально-культурных автономий.
Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов
определяется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
При органах местного самоуправления соответствующих
муниципальных образований могут создаваться консультативные советы
или иные совещательные органы по делам национально-культурных
автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих
органов устанавливается нормативными правовыми актами
муниципальных образований.
ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА
Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков
Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и
правовую защиту национальных (родных) языков на территории
Российской Федерации.
Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие
национального (родного) языка, свободу выбора и использования
языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, конституциями
(уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом.
Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие
национального (родного) языка
Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивают проведение государственной политики,
направленной на сохранение и развитие национальных (родных)
языков;
оказывают организационную и иную поддержку
национально-культурным автономиям в разработке и реализации
государственных программ в области сохранения и развития
национальных (родных) языков (в ред. Федерального закона от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут
содействовать национально-культурным автономиям в (в ред.
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607):
издании книг, выпуске периодической печати, организации
телерадиовещания, создании средств массовой информации как на
русском, так и на национальных (родных) языках;
обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами,
печатной продукцией на национальных (родных) языках между
субъектами Российской Федерации, а также между Российской
Федерацией и иностранными государствами.
Статья 10. Право на получение основного общего образования
на национальном (родном) языке и на выбор языка
воспитания и обучения
Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным
этническим общностям, имеют право на получение основного общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка
воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых
системой образования в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Обеспечение национально-культурными
автономиями права на выбор языка воспитания и
обучения и на получение основного общего
образования на национальном (родном) языке
В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения
и на получение основного общего образования на национальном
(родном) языке национально-культурные автономии могут:
создавать частные дошкольные образовательные организации или
группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых
осуществляются на национальном (родном) языке;
создавать частные общеобразовательные организации, частные
профессиональные образовательные организации и частные
образовательные организации высшего образования, обучение в которых
осуществляется на национальном (родном) языке;
учреждать иные частные образовательные организации, обучение в
которых осуществляется на национальном (родном) языке;
участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых
образовательными организациями, созданными национально-культурными
автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную
литературу, необходимые для обеспечения права на получение
образования на национальном (родном) языке;
вносить предложения в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов,
органы местного самоуправления городских округов о создании
классов, учебных групп в государственных и муниципальных
образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на
национальном (родном) языке, а также государственных и
муниципальных образовательных организациях, в которых
осуществляются обучение на государственном языке Российской
Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка,
национальной истории и культуры;
участвовать в соответствии с законодательством об образовании
в разработке федеральных государственных образовательных
стандартов, федеральных государственных требований, а также
примерных основных образовательных программ, реализуемых на
национальном (родном) языке и иных языках;
организовывать подготовку и дополнительное профессиональное
образование педагогических и иных работников для частных
образовательных организаций;
заключать договоры с неправительственными организациями за
пределами Российской Федерации о создании условий для реализации
права на получение образования на национальном (родном) языке, в
частности договоры о подготовке педагогических работников, об
обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными
пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами
обучения на национальном (родном) языке;
осуществлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие
мероприятия по обеспечению права на выбор языка воспитания и
обучения и на обучение на национальном (родном) языке.
Частные образовательные организации, осуществляющие обучение
на национальном (родном) языке, обеспечивают изучение
государственного языка Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации и федеральными
государственными образовательными стандартами, а также изучение
государственных языков субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством этих субъектов Российской
Федерации.
(Статья 11 в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N
185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N
27, ст. 3477)
Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации права на получение основного
общего образования на национальном (родном) языке,
на выбор языка воспитания и обучения
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов
Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным
законом:
обеспечивают при необходимости создание групп в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных
организациях, классов или учебных групп в государственных и
муниципальных общеобразовательных организациях с обучением на
национальном (родном) языке (в ред. Федерального закона от 2 июля
2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 27, ст. 3477);
с учетом предложений национально-культурных автономий и
конкретных условий региона создают государственные образовательные
организации с обучением на национальном (родном) языке, на русском
языке с углубленным изучением национального (родного) языка,
национальной истории и культуры, а также организации
дополнительного образования (воскресные школы, факультативы,
культурно-образовательные центры и другие образовательные
организации) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков
и национальных культур (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013
г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
N 27, ст. 3477);
содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных
программ, учебников, методических пособий и другой учебной
литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.
6070);
осуществляют финансирование мероприятий, направленных на
обеспечение права на получение образования на национальном (родном)
языке в государственных, муниципальных образовательных
организациях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных
ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование (в ред.
Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
организуют преимущественно по рекомендации
национально-культурных автономий подготовку, дополнительное
профессиональное образование педагогических и иных работников для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность на
национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе
соглашений между субъектами Российской Федерации и
межгосударственных соглашений (в ред. Федерального закона от 2 июля
2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 27, ст. 3477);
оказывают материальную, правовую, организационную и иную
помощь национально-культурным автономиям в создании частных
образовательных организаций и развитии иных форм воспитания и
обучения на национальном (родном) языке (в ред. Федерального закона
от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).
ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями
права на сохранение и развитие национальной культуры
В целях обеспечения права граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение
и развитие национальной культуры национально-культурные автономии
могут:
создавать негосударственные (общественные) учреждения
национальной культуры: театры, культурные центры, музеи,
библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и
обеспечивать их функционирование;
организовывать творческие союзы, коллективы профессионального
и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального
культурного наследия, достижений национальной культуры;
проводить массовые мероприятия в области национальной
культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие
мероприятия;
содействовать организации национального краеведения, охране
национальных памятников истории и культуры; создавать
краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
учреждать организации, занимающиеся художественными народными
промыслами и ремеслами;
издавать произведения исторической, художественной,
музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на
национальных (родных) и иных языках;
создавать частные образовательные организации по подготовке
работников в области национальной культуры (в ред. Федерального
закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
разрабатывать и представлять в соответствующие органы
государственной власти, органы местного самоуправления предложения
о сохранении и развитии национальной культуры;
заключать договоры с неправительственными организациями,
находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном
обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной
культуры.
Статья 14. Обеспечение федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации права на сохранение и развитие
национальной культуры
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и
настоящим Федеральным законом:
учитывают при разработке и осуществлении региональных программ
национально-культурного развития предложения национально-культурных
автономий (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
35, ст. 3607);
рассматривают предложения национально-культурных автономий о
включении в федеральные государственные образовательные стандарты
для образовательных организаций, реализующих образовательные
программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению
истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой
деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и
принимают соответствующие решения (в ред. Федерального закона от 1
декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 2 июля 2013
г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
N 27, ст. 3477);
направляют деятельность государственных и муниципальных
учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных
потребностей;
организуют в системе государственных и муниципальных архивов
соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным
этническим общностям;
оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании
негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры,
частных образовательных организаций по подготовке творческих
работников и иных специалистов, проведении различных массовых
мероприятий в области национальной культуры (в ред. Федерального
закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
обеспечивают сохранность памятников истории и культуры,
представляющих ценность для граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся
частью культурного наследия Российской Федерации;
осуществляют иные мероприятия по созданию условий для
сохранения, возрождения и развития национальной культуры,
реализации национально-культурных прав граждан Российской
Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.
Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права
национально-культурных автономий на освещение
их деятельности в средствах массовой информации
Государственные аудиовизуальные средства массовой информации
предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время.
Периодичность, продолжительность передач и язык, на котором
ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и
редакциями теле- и радиопрограмм.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают
и поощряют негосударственные средства массовой информации,
безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям
возможность освещения их деятельности.
(Часть третья утратила силу на основании Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
В программах субъектов Российской Федерации финансовой и
организационной поддержки средств массовой информации может быть
предусмотрена помощь средствам массовой информации
национально-культурных автономий (в ред. Федерального закона от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности,
связанной с реализацией прав
национально-культурных автономий
Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав
национально-культурных автономий, осуществляется за счет средств
национально-культурных автономий, их учреждений и организаций,
частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом
источников.
Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать
поддержку федеральным национально-культурным автономиям за счет
средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в
соответствии с законом субъекта Российской Федерации оказывают
поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям
за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за
исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).
Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными
правовыми актами вправе оказывать поддержку местным
национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета
(за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета
и бюджета субъекта Российской Федерации).
(Статья 16 в ред. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N
11-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7,
ст. 779)
Статья 17. Собственность национально-культурных автономий
Национально-культурные автономии обладают правом
собственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 18. Имущество национально-культурных автономий
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления могут передавать национально-культурным
автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям
государственное и муниципальное имущество в собственность или
аренду в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для осуществления уставных целей и деятельности
национально-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и
организации могут использовать помещения, переданные им на
условиях договора аренды.
Размер платы за аренду помещений национально-культурными
автономиями, их некоммерческими учреждениями и организациями
определяется в порядке, установленном для некоммерческих
организаций культуры и образования на территории данного субъекта
Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Статья 19. (Утратила силу на основании Федерального закона от
9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2009, N 7, ст. 782)
Статья 20. (Утратила силу на основании Федерального закона от
22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Москва, Кремль
17 июня 1996 года
N 74-ФЗ