ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 февраля 2006 г. N 54
г. Москва
О государственном строительном надзоре
в Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 16.02.2008 г. N 87; от 10.03.2009 г. N 204;
от 04.02.2011 г. N 48; от 25.04.2011 г. N 318;
от 03.02.2012 г. N 80; от 05.06.2013 г. N 476;
от 20.07.2013 г. N 610; от 29.04.2014 г. N 387;
от 12.11.2016 г. N 1159; от 25.10.2017 г. N 1294;
от 13.02.2018 г. N 152; от 28.02.2018 г. N 205)
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
2. Федеральными органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление федерального государственного
строительного надзора, являются: (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80)
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов,
указанных в пункте 51 статьи 6 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении
которых осуществление государственного строительного надзора
указами Президента Российской Федерации возложено на иные
федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных
ядерных организаций; (В редакции постановлений Правительства
Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80; от 29.04.2014 г. N 387)
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба
безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны
Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной
власти, на которые указами Президента Российской Федерации
возложено осуществление государственного строительного надзора.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
2-1. Государственный строительный надзор за строительством,
реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части
уникальных объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего
постановления, осуществляется уполномоченным на это органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города
федерального значения Москвы. (В редакции постановлений
Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 204;
от 03.02.2012 г. N 80; от 13.02.2018 г. N 152)
2-2. Федеральный государственный строительный надзор при
строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных
организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной
энергии "Росатом". (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 29.04.2014 г. N 387)
3. Установить, что Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору организует научно-методическое
обеспечение государственного строительного надзора в Российской
Федерации.
4. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2006 г.
N 54
П О Л О Ж Е Н И Е
об осуществлении государственного
строительного надзора в Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 16.02.2008 г. N 87; от 10.03.2009 г. N 204;
от 04.02.2011 г. N 48; от 25.04.2011 г. N 318;
от 03.02.2012 г. N 80; от 05.06.2013 г. N 476;
от 20.07.2013 г. N 610; от 29.04.2014 г. N 387;
от 12.11.2016 г. N 1159; от 25.10.2017 г. N 1294;
от 28.02.2018 г. N 205)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
При осуществлении государственного строительного надзора,
организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей применяются положения Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок,
установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса
Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80)
2. Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, если
проектная документация на их строительство подлежит государственной
экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса
Российской Федерации либо является модифицированной проектной
документацией; (В редакции постановлений Правительства Российской
Федерации от 12.11.2016 г. N 1159; от 28.02.2018 г. N 205)
б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства, если проектная документация на
осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства подлежит государственной экспертизе в
соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской
Федерации.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
3. Задачей государственного строительного надзора является
предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком,
заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на
основании договора с застройщиком или заказчиком (далее -
подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной
деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной
документации. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
4. Предметом государственного строительного надзора является
проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных
материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального
ремонта объекта капитального строительства, а также результатов
таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных
актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства приборами учета используемых
энергетических ресурсов; (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 25.04.2011 г. N 318)
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2, 3 и 3-1 статьи 52
Градостроительного кодекса Российской Федерации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 28.02.2018 г. N 205)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
4-1. В случае отсутствия технических регламентов предметом
государственного строительного надзора является проверка
соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов
и результатов таких работ строительным нормам и правилам,
федеральным нормам и правилам в области использования атомной
энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,
требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны
окружающей среды, требованиям в отношении энергетической
эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых
энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны
объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов
культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной
безопасности, требованиям надежности и безопасности в
электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических
сооружений, иным правилам безопасности и государственным
стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению
при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства (далее - нормы и правила). (В редакции
постановлений Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204; от 25.04.2011 г. N 318;
от 03.02.2012 г. N 80; от 20.07.2013 г. N 610)
5. Государственный строительный надзор осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на
осуществление федерального государственного строительного надзора,
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченными на осуществление регионального государственного
строительного надзора (далее - органы государственного
строительного надзора). (В редакции постановлений Правительства
Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80; от 29.04.2014 г. N 387)
Если при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства предусмотрено осуществление государственного
строительного надзора, то органом государственного строительного
надзора в рамках государственного строительного надзора
осуществляется федеральный государственный пожарный надзор,
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
государственный контроль (надзор) за соответствием объекта
капитального строительства требованиям в отношении его
энергетической эффективности и требованиям в отношении его
оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов,
а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, государственный экологический
надзор. (В редакции постановлений Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204; от 25.04.2011 г. N 318;
от 03.02.2012 г. N 80; от 05.06.2013 г. N 476)
6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на
осуществление федерального государственного строительного надзора,
осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5-1 статьи 6
Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением
объектов федеральных ядерных организаций. (В редакции
постановлений Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204; от 03.02.2012 г. N 80;
от 29.04.2014 г. N 387)
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
осуществляет федеральный государственный строительный надзор при
строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных
организаций. (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 29.04.2014 г. N 387)
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, уполномоченные на осуществление регионального
государственного строительного надзора (далее - органы
регионального государственного строительного надзора), осуществляют
такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме
указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального
строительства, если при их строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного
строительного надзора. (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80; с 1 января 2018 г. в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.10.2017 г. N 1294)
При организации регионального государственного строительного
надзора применяется риск-ориентированный подход. (Дополнен с 1
января 2018 г. - Постановление Правительства Российской Федерации
от 25.10.2017 г. N 1294)
8. Государственный строительный надзор осуществляется органом
государственного строительного надзора с даты получения им в
соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи
заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта
капитального строительства требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации, в том числе требованиям в отношении энергетической
эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых
энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 25.04.2011 г. N 318; от 03.02.2012 г. N 80)
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении
государственного строительного надзора, подлежат включению в дело,
формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок
формирования и ведения таких дел, в том числе определение
требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам,
устанавливается Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору. (В редакции постановлений
Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 204;
от 04.02.2011 г. N 48)
8-1. В целях применения риск-ориентированного подхода при
организации регионального государственного строительного надзора
строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства
подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с
Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов
к определенной категории риска или определенному классу (категории)
опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении
риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов
государственного контроля (надзора) и внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому
объекту капитального строительства осуществляется органом
регионального государственного строительного надзора после
поступления извещения о начале работ на таком объекте в
соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых
объектов капитального строительства к категориям риска при
осуществлении регионального государственного строительного надзора
согласно приложению с учетом сведений проектной документации,
получившей положительное заключение экспертизы проектной
документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения)
руководителя (заместителя руководителя) органа регионального
государственного строительного надзора и отражается в программе
проверок.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
8-2. Орган регионального государственного строительного
надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в
отношении строительства, реконструкции которых осуществляется
региональный государственный строительный надзор, и размещает
информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального
строительства и присвоенных им категориях риска в информационных
системах регионального государственного строительного надзора
и (или) на официальном сайте органа регионального государственного
строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет". На официальном сайте органа регионального
государственного строительного надзора в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается
следующая информация:
а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции
строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и
отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя -
застройщика;
г) категория риска объекта капитального строительства.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме
проверок. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых
строительных материалов в процессе строительства, реконструкции,
капитального ремонта объекта капитального строительства и
результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам
и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и
проектной документации подлежит соблюдение: (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204)
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки
земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу
фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей
инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и
наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в
случае изменения параметров объекта капитального строительства, его
частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных
конструкций объекта капитального строительства (за исключением
замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или
иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или)
восстановления указанных элементов), а также требований к
выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их
участков (частей), которое влечет за собой изменение класса,
категории и (или) первоначально установленных показателей
функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и
других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и
(или) охранных зон таких объектов; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 80)
в) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 03.02.2012 г. N 80)
11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными
лицами) органа государственного строительного надзора,
уполномоченным на основании соответствующего распоряжения
(приказа) органа государственного строительного надзора и от его
имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа
государственного строительного надзора) в соответствии с
программой проверок, а также в случае получения извещений,
указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53
Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений
физических и юридических лиц, органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом
органа государственного строительного надзора с учетом
конструктивных и иных особенностей объекта капитального
строительства и выполнения работ по его строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей
эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в
соответствии с требованиями технических регламентов (норм и
правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
12-1. При осуществлении регионального государственного
строительного надзора программа проверок составляется с учетом
следующего количества проверок за период строительства,
реконструкции объекта капитального строительства для
соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого
объекта капитального строительства:
а) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
б) для категории значительного риска - не более 10 проверок;
в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
12-2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более
объектов капитального строительства, относящихся к разным
категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении
каждого объекта капитального строительства. (Дополнен с 1 января
2018 г. - Постановление Правительства Российской Федерации
от 25.10.2017 г. N 1294)
12-3. Количество проверок за период строительства,
реконструкции объекта капитального строительства, указанное в
пункте 12-1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем
на 2 проверки в случаях:
а) строительства, реконструкции объекта капитального
строительства в условиях стесненной городской застройки (в
соответствии с проектной документацией);
б) строительства, реконструкции объекта капитального
строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в
соответствии с проектной документацией);
в) строительства, реконструкции объекта капитального
строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
12-4. Количество проверок за период строительства,
реконструкции объекта капитального строительства, указанное в
пункте 12-1 настоящего Положения, может быть увеличено
соответственно в отношении объекта капитального строительства,
которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в
отношении объекта капитального строительства, которому присвоена
категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении
объекта капитального строительства, которому присвоена категория
умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию
объекта капитального строительства, в течение одного
календарного года 3 и более раза к административной ответственности
за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4,
частями 1 - 3 статьи 9.5, статьей 9.5-1, частью 3 статьи 9.16,
частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6,
19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса
Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта
капитального строительства, предусмотренных проектом организации
строительства в проектной документации, получившей положительное
заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации,
приостановления строительства.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
12-5. Решение об увеличении количества проверок в случаях,
предусмотренных пунктами 12-3 и 12-4 настоящего Положения,
оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя
руководителя) органа регионального государственного строительного
надзора. (Дополнен с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства
Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям
технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в
отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении
оснащенности объекта капитального строительства приборами учета
используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа
государственного строительного надзора проверяется: (В
редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 16.02.2008 г. N 87; от 25.04.2011 г. N 318)
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных
пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля,
ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет
выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы),
исполнительной документации, составления актов освидетельствования
работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического
обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов,
исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору; (В
редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204; от 04.02.2011 г. N 48)
в) устранение выявленных при проведении строительного
контроля и осуществлении государственного строительного надзора
нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и
проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение
запрета приступать к продолжению работ до составления актов об
устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ,
установленных техническими регламентами (нормами и правилами),
иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том
числе требований в отношении энергетической эффективности и
требований в отношении оснащенности объекта капитального
строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.04.2011 г. N 318)
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением
(назначением) органом государственного строительного надзора
экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных
работ и применяемых строительных материалов. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 05.06.2013 г. N 476)
14. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений
должностным лицом органа государственного строительного надзора
составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику,
застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в
соответствии с законодательством Российской Федерации несет
ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении
таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка
на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный
правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены,
а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом
конструктивных и других особенностей объекта капитального
строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа
государственного строительного надзора в общий и (или) специальный
журналы.
15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на
основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о
проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в
процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые
экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов
передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от
того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации
несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры
акта и предписания, а также составленные либо полученные в
процессе проведения проверки документы остаются в деле органа
государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции,
капитального ремонта объекта капитального строительства органом
государственного строительного надзора проводится проверка, по
результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается
решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче
такого заключения. (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)
17. Орган государственного строительного надзора выдает
заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объекта капитального строительства не были
допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям
технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства приборами учета используемых
энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до
даты выдачи заключения о соответствии. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 г. N 318)
В целях получения заключения о соответствии в отношении
объектов капитального строительства, строительство, реконструкция,
капитальный ремонт которых осуществлялись в период с 30 декабря
2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения на ввод в эксплуатацию
которых не получено, заявитель вправе представить органу
государственного строительного надзора документы, подтверждающие
соответствие результатов строительства и строительных материалов
требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке
при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае,
если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено
законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
В этом случае подготовка заключения о соответствии или
уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется
органом государственного строительного надзора с учетом указанных
документов, а сами документы прилагаются к заключению о
соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии.
(Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204)
Органы государственного строительного надзора по запросу
федеральных органов исполнительной власти безвозмездно
предоставляют им информацию о выданных заключениях о соответствии
построенных, реконструированных объектов капитального
строительства, содержащую сведения о лице, которому выдано
заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе
(почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в
отношении которого осуществлялся государственный строительный
надзор, или об отказе в выдаче заключения о соответствии. (В
редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204; от 03.02.2012 г. N 80)
18. Орган государственного строительного надзора отказывает в
выдаче заключения о соответствии, если при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального
строительства были допущены нарушения соответствия выполненных
работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе
требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям
в отношении оснащенности объекта капитального строительства
приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие
нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о
соответствии. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 25.04.2011 г. N 318)
19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче
такого заключения выдается органом государственного строительного
надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты
обращения застройщика или заказчика в орган государственного
строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в
выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование
причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и
правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче
такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых
подписывается должностным лицом органа государственного
строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и
утверждается распоряжением (приказом) органа государственного
строительного надзора.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об
отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или
заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения
об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа
государственного строительного надзора.
21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии
может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном
порядке.
21-1. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его
органом государственного строительного надзора на основании
вступившего в законную силу решения суда. (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 28.02.2018 г. N 205)
22. Государственный строительный надзор при строительстве,
реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе
ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ), опасных производственных объектов,
гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками
и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в
сфере обеспечения безопасности указанных объектов. (В
редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 204; от 03.02.2012 г. N 80)
23. Сведения, полученные в ходе осуществления
государственного строительного надзора, подлежат обобщению и
включению в создаваемые органами государственного строительного
надзора информационные системы государственного строительного
надзора.
24. Должностные лица органов государственного строительного
надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального
строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика
представления результатов выполненных работ, исполнительной
документации, общего и (или) специального журналов, актов
освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых
строительных материалов;
в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика
проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и
применяемых строительных материалов, если оно требуется при
проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на
основании которых дают предписания об устранении выявленных
нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и
(или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях и
(или) рассматривают дела об административных правонарушениях,
применяют меры обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях в порядке и случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
25. Органы государственного строительного надзора и их
должностные лица в случае ненадлежащего осуществления
государственного строительного надзора несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
государственного строительного
надзора в Российской Федерации
К Р И Т Е Р И И
отнесения объектов капитального строительства к особо опасным,
технически сложным и уникальным объектам
(Утратили силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 204)
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации
КРИТЕРИИ
отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального
строительства к категориям риска при осуществлении регионального
государственного строительного надзора
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.10.2017 г. N 1294)
При отнесении строящихся, реконструируемых объектов
капитального строительства к определенной категории риска
используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные
пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений", а также
функциональное назначение объектов капитального строительства
согласно национальным стандартам и сводам правил.
В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных
последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями требований, установленных
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, при
строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
такие объекты относятся к следующим категориям риска:
высокий риск - общественные здания и сооружения,
многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады,
а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до
100 метров;
значительный риск - производственные здания;
умеренный риск - объекты капитального строительства, не
указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.
(Приложение дополнено с 1 января 2018 г. - Постановление
Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 г. N 1294)
____________