Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 № 1305-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 28 сентября 2007 г. N 1305-р
                             г. Москва


     Утвердить прилагаемые изменения,  которые вносятся в Концепцию
развития  лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы,
одобренную  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от
18 января  2003  г.  N  69-р  (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 4, ст. 364).


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                  В.Зубков
     ____________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 28 сентября 2007 г.
     N 1305-р


                        И З М Е Н Е Н И Я,
           которые вносятся в Концепцию развития лесного
                  хозяйства Российской Федерации
                         на 2003-2010 годы

     Концепцию развития  лесного  хозяйства Российской Федерации на
2003-2010 годы изложить в следующей редакции:

     "ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 18 января 2003 г.
     N 69-р
     (в редакции распоряжения
     Правительства Российской Федерации
     от 28 сентября 2007 г.
     N 1305-р)


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
          развития лесного хозяйства Российской Федерации
                           до 2010 года

                            I. Введение

     Лесной  сектор  играет  важную роль в экономике страны и имеет
существенное  значение  для социально-экономического развития более
чем  40 субъектов  Российской Федерации, в которых продукция лесной
промышленности  составляет  от  10  до  50 процентов  общего объема
промышленной   продукции   соответствующих  регионов.  В  целом  по
Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
     Организация  рационального  использования,  охраны,  защиты  и
воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
     В  Российской  Федерации  общая площадь земель лесного фонда и
лесов,  не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г.
составляла  1,2 млрд. гектаров  (69 процентов  территории  страны),
запасы  древесины  в  лесах - 82 млрд. куб. метров  (свыше четверти
мировых   запасов),   потенциальный   ежегодный   объем   заготовки
древесины - более 500 млн. куб. метров.
     С  2003 года  проведена  работа  по  совершенствованию лесного
законодательства   по  вопросам  разграничения  полномочий  органов
государственной    власти    Российской    Федерации    и   органов
государственной     власти    субъектов    Российской    Федерации,
совершенствованию   организационной   структуры  управления  лесным
хозяйством, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
     За 2003-2006 годы было осуществлено:
     лесовосстановление - на   общей  площади  3082,4 тыс. гектаров
(45 процентов  объема,  предусмотренного  Концепцией  на  период  с
2003 по  2010 год),  в  том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс.
гектаров;
     ввод    молодых   древостоев   в   категорию   ценных   лесных
насаждений - 4600,9 тыс. гектаров (49 процентов);
     строительство  дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км
(42 процента);
     лесоустройство - 146,6 млн.   гектаров,   лесоинвентаризация -
50,3 млн. гектаров,  мониторинг  состояния лесного фонда - 154 млн.
гектаров (46 процентов).
     В  целях  оперативной  оценки  пожарной  опасности  в  лесах и
своевременного   принятия  мер  с  2003 года  ежегодно  на  площади
560 млн. гектаров    проводится   космический   мониторинг   лесных
пожаров.
     Площадь  лесных  земель,  подвергшаяся  пожарам,  с  2003 года
сократилась  в  1,7 раза,  количество лесных пожаров - в 1,14 раза,
ущерб от лесных пожаров - в 8 раз.
     Вместе  с тем увеличение объемов рубок главного пользования не
достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.
     Изменения  в системе государственного управления, произошедшие
в   стране   в   ходе   осуществления   административной   реформы,
бюджетно-финансовой   реформы,   разграничения  полномочий  органов
государственной     власти     Российской     Федерации,    органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органов
местного   самоуправления,  затронули  и  сферу  лесных  отношений.
Указанные   обстоятельства,  а  также  необходимость  существенного
повышения    эффективности    и    объемов   использования   лесов,
совершенствования  арендных  отношений,  решения  задач по развитию
объектов  лесной  и  лесоперерабатывающей  инфраструктуры, создания
благоприятных  условий  для  инвестиций в лесной сектор потребовали
принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации.
     Россия,  имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно
отстает  в  торговле  продукцией  глубокой переработки древесины от
ведущих  стран  мира.  В  настоящее  время потребление лесобумажной
продукции  в  России  находится  на  относительно низком уровне и в
значительной  мере  зависит от степени деловой активности в смежных
отраслях   промышленности,   а   также  на  потребительском  рынке.
В структуре  экспорта  лесобумажной  продукции России лесоматериалы
круглые  составляют  более 32 процентов, что свидетельствует прежде
всего   о   несовершенной  структуре  производства  и  неразвитости
химико-механической переработки древесины.
     Несмотря   на   указанные   негативные   тенденции,   огромные
возобновляемые  запасы  лесных ресурсов и конкурентные преимущества
позволяют    прогнозировать    возможность    обеспечения    России
соответствующего   ее  потенциалу  места  в  мировом  товарообороте
лесной продукции.
     Развитие    промышленности    и    строительного   сектора   в
совокупности    с   ростом   реальных   доходов   населения   будет
способствовать   увеличению   спроса   на   все  виды  лесобумажной
продукции  на  внутреннем  рынке.  Приоритетным направлением станет
развитие  новых  сегментов спроса на древесину в сфере энергетики и
строительства, включая:
     развитие   деревянного  домостроения  в  рамках  приоритетного
национального  проекта  "Доступное  и  комфортное жилье - гражданам
России";
     развитие    массового    производства    деревянных    клееных
конструкций;
     применение    энергоносителей   древесного   происхождения   в
качестве   альтернативных   источников   топлива  для  коммунальной
энергетики.
     В целях  улучшения  качества  лесов,  расположенных  на землях
лесного фонда,  за период  2007-2010  годов  необходимо  обеспечить
сбалансированность  объемов  лесовосстановления  в  зависимости  от
площади вырубленных,  погибших  и  поврежденных  лесов,  необходимо
улучшить   санитарное   состояние   лесов,  своевременно  проводить
противопожарное  обустройство  лесов  и  снизить  опасность  лесных
пожаров,   обеспечить   ежегодную   оценку  состояния  лесов  путем
проведения государственной инвентаризации лесов.

 II. Цели и задачи развития лесного хозяйства Российской Федерации
           на 2007-2010 годы. Этапы реализации Концепции

     Принятие Лесного  кодекса  Российской  Федерации  (Федеральный
закон от 4 декабря  2006  г.  N  200-ФЗ)  обусловило  необходимость
изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2003-2010 годы в части корректировки задач, направлений развития
лесного  хозяйства  и  комплекса  мероприятий  по  ее реализации на
2007-2010 годы.
     Целями   развития   лесного   хозяйства   и  совершенствования
управления   лесами   являются   создание  условий,  обеспечивающих
устойчивое   управление   лесами,  то  есть  соблюдение  требований
непрерывного,   рационального   и   неистощительного  использования
лесов,   повышение   доходов   от  использования  лесных  ресурсов,
своевременное  и  качественное воспроизводство лесов, сохранение их
ресурсного,    рекреационного,    экологического    потенциала    и
биологического разнообразия.
     Для  достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
     подготовка  актов,  необходимых для реализации Лесного кодекса
Российской    Федерации,    включая   нормативные   правовые   акты
Правительства   Российской   Федерации,  ведомственные  нормативные
правовые акты и акты субъектов Российской Федерации;
     организация   управления   в   области   лесных   отношений  в
соответствии  с  Лесным  кодексом  Российской Федерации (передача в
установленном  порядке  лесхозов  субъектам  Российской  Федерации,
формирование  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации,   осуществляющих   полномочия   Российской  Федерации  в
области  лесных  отношений,  организация  финансирования  расходов,
связанных   с  введением  в  действие  Лесного  кодекса  Российской
Федерации,    организация    мониторинга    реализации   полномочий
Российской  Федерации  в  области  лесных  отношений, осуществление
которых передается субъектам Российской Федерации);
     организация  эффективного  межведомственного взаимодействия, а
также  взаимодействия  с  уполномоченными  органами  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  по  пресечению незаконных
заготовок,   оборота   незаконно  заготовленной  древесины  и  иных
противоправных  посягательств в отношении лесных участков в составе
земель лесного фонда и земель иных категорий;
     повышение    эффективности   использования   лесов   за   счет
вовлечения  в  эксплуатацию  неосвоенных  лесных массивов, развития
долгосрочных   арендных   отношений,   стимулирования   привлечения
инвестиций  в  освоение  лесов  и  увеличения объемов использования
малоценной древесины;
     обеспечение  дальнейшего совершенствования и развития рыночных
отношений    в    области    использования,    охраны,   защиты   и
воспроизводства лесов;
     повышение  интенсивности  ведения  лесного  хозяйства с учетом
экологических и экономических факторов;
     совершенствование  экономического механизма в лесном секторе в
целях увеличения лесного дохода.
     Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа.
     На  первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна быть
сформирована  система  лесных  отношений  и  управления  лесами  на
принципиально    новой    правовой    и    организационной   основе
функционирования,   характеризующаяся  дальнейшей  децентрализацией
управления  лесами  и  повышением ответственности лесопользователей
за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:
     передачи   осуществления   отдельных   полномочий   Российской
Федерации   в  области  лесных  отношений  органам  государственной
власти субъектов Российской Федерации;
     передачи   в   собственность  субъектов  Российской  Федерации
имущества   лесхозов   и   территориальных   органов   Федерального
агентства лесного хозяйства;
     формирования  в  субъектах Российской Федерации уполномоченных
органов    исполнительной    власти,    осуществляющих   переданные
полномочия;
     создания  новых  территориальных  единиц  управления  лесами -
лесничеств и лесопарков.
     На втором   этапе   (2008-2010  годы)  необходимо  осуществить
планомерное развитие лесного  хозяйства  на  основе  новой  системы
государственного  управления  лесами,  внедрения достижений науки и
техники,  широкого   использования   геоинформационных   систем   и
технологий    (ГИС-технологий)    для   обеспечения   интенсивного,
комплексного   использования   лесных   ресурсов   при   сохранении
экологического и генетического потенциала лесов России.

       III. Основные направления развития лесного хозяйства
                 Российской Федерации до 2010 года

     С   целью   создания   благоприятных  условий,  обеспечивающих
устойчивое  управление  лесами,  должны быть приняты дополнительные
меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям.

    Повышение эффективности государственного управления лесами

     Повышение  эффективности  государственного  управления  лесами
обеспечивается   в   соответствии   с  Лесным  кодексом  Российской
Федерации путем:
     разграничения   полномочий   органов   государственной  власти
Российской  Федерации,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органов местного самоуправления в области
лесных отношений;
     совершенствования лесного планирования;
     совершенствования  организации использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов;
     совершенствования    государственного   лесного   контроля   и
надзора,  введения  мониторинга  реализации  полномочий  Российской
Федерации   в   области  лесных  отношений,  осуществление  которых
передается субъектам Российской Федерации.
     Упорядочение   управления  в  области  использования,  охраны,
защиты   и   воспроизводства   лесов,  а  также  развитие  рыночных
отношений   требуют  совершенствования  деятельности  лесничеств  и
лесопарков.
     Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:
     реализация  лесохозяйственного  регламента  в  лесничествах  и
лесопарках;
     организация   рационального,   многоцелевого,  непрерывного  и
неистощительного   использования   лесов,   а  также  рационального
использования земель лесного фонда;
     организация  охраны  и  защиты  лесов, а также охраны объектов
животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
     обеспечение  выполнения  мероприятий по воспроизводству лесов,
улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
     сохранение     и     усиление    средообразующих,    защитных,
водоохранных,   оздоровительных,   санитарно-гигиенических  и  иных
полезных природных свойств лесов;
     сохранение     биологического    разнообразия    и    объектов
историко-культурного  и природного наследия на землях лесного фонда
и в лесах, расположенных на землях иных категорий;
     обеспечение   соблюдения   всеми  физическими  и  юридическими
лицами  порядка  использования  лесных участков, а также выполнения
иных требований, установленных лесным законодательством.
     Федеральные    органы    исполнительной    власти   и   органы
исполнительной     власти     субъектов    Российской    Федерации,
осуществляющие  полномочия  в области использования, охраны, защиты
и  воспроизводства  лесов,  а  также  ведение  лесного  хозяйства в
лесах,   расположенных  на  землях  лесного  фонда  и  землях  иных
категорий,  проводят  скоординированную  политику  в области лесных
отношений.

         Совершенствование организации использования лесов

     Предполагается  увеличение  объема  использования  лесов путем
вовлечения   в   эксплуатацию   новых,   еще  не  освоенных  лесных
территорий,  а  также  путем  повышения интенсивности использования
лесов  в  освоенных  лесах  за  счет  более  полного  использования
ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.
     В   современных   социально-экономических   условиях  наиболее
целесообразным  является использование ресурсов в европейской части
России,  на  Урале  и  в  южных  районах Сибири и Дальнего Востока.
Приоритет  в  дальнейшем  развитии  использования лесов должен быть
отдан  европейской  части  России  и  Уралу (несмотря на их меньший
ресурсный  потенциал  по  сравнению  с другими регионами) в связи с
близостью   лесных   ресурсов   к   потребителям  и  рынкам  сбыта,
относительно   развитой   транспортной   сетью   и  инфраструктурой
различных   отраслей.   Леса   этого   региона  имеют  многоцелевое
значение,  и  режим пользования ими требует высокого уровня ведения
лесного хозяйства.
     Для  повышения эффективности использования лесов в европейской
части  России  и  на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных
насаждений  с  максимально  возможным  запасом древесины на единицу
продуцирующей  площади,  в  том  числе  за счет расширения практики
создания   лесных   плантаций.   Основным   направлением  повышения
эффективности  использования  лесов  в  данном  регионе должно быть
обеспечение   более  полного  использования  накопившихся  ресурсов
малоценной  древесины  лиственных  пород путем развития производств
по ее переработке.
     В  южных  районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития
использования  лесов  должна  предусматривать освоение новых лесных
территорий  путем  передачи лесных участков в аренду для реализации
приоритетных  инвестиционных проектов в области освоения лесов, что
позволит   увеличить  объемы  заготовки  лесных  ресурсов,  создать
дополнительные    рабочие   места   и   увеличить   доходность   от
использования лесов.
     Необходимо   усовершенствовать  методы  определения  расчетной
лесосеки  с  учетом  экономической доступности лесов (экономической
эффективности освоения лесных массивов).
     Использование  лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению,
должно   основываться   на  принципах  нормирования  и  оптимизации
обеспечения   радиационной  безопасности  и  дифференцироваться  по
зонам  радиоактивного  загрязнения  в  зависимости от его уровней с
обязательным  радиационным  контролем  лесной  продукции  и условий
труда.
     При использовании лесов должны быть обеспечены:
     выполнение   арендаторами   обязанностей  по  ведению  лесного
хозяйства;
     разработка     и     внедрение     экономических    механизмов
стимулирования   развития   глубокой  переработки  древесины  путем
совершенствования  политики  ценообразования,  политики  в  области
внешней   торговли   лесопродукцией  и  оборудованием  для  лесного
комплекса,   а  также  путем  содействия  развитию  интегрированных
структур в лесопромышленном комплексе;
     вовлечение    в    эксплуатацию   перспективных   лесосырьевых
территорий  за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного
действия.

      Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков
                          и оценки лесов

     Для  решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется
совершенствование   лесоустройства  и  учета  лесных  участков  как
системы  мероприятий  по  получению  достоверной  и  разносторонней
информации  о  лесах,  необходимой  для  среднесрочного  и текущего
планирования     лесохозяйственной    деятельности,    нормирования
использования  лесов,  проектирования  лесных участков, а также для
осуществления   контроля   за   состоянием,   охраной,   защитой  и
воспроизводством лесов.
     Совершенствование  лесоустроительного  проектирования с учетом
экономических  и экологических условий развития лесного хозяйства и
использования  лесов  основывается  на  отказе  от  государственной
монополии в проведении лесоустройства.
     Результаты   работ   по  оценке  экологического  и  ресурсного
потенциала   лесов   должны   стать  основанием  для  уточнения  их
разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
     Предстоит     создать     комплекс    программно-методического
обеспечения  системы  проведения  лесопатологического  мониторинга,
внедрить  его  в  приоритетном  порядке  на участках леса с ценными
насаждениями,  а также на участках, подверженных негативному, в том
числе радиационному, воздействию.

              Совершенствование охраны и защиты лесов

     Повышение  эффективности охраны лесов должно осуществляться по
следующим направлениям:
     организация   эффективной   системы  государственного  лесного
контроля и надзора;
     развитие системы государственной инвентаризации лесов.
     Охрана  лесов  от  пожаров  должна  стать  важным направлением
государственной      политики,     обеспечивающей     экологическую
безопасность  страны  и  сохранение  ресурсного  потенциала  лесов.
Система   охраны   лесов   должна   функционировать  в  существенно
меняющихся природных условиях.
     Основными  причинами  возникновения  лесных  пожаров  являются
антропогенные   факторы,   вследствие   которых   возникает   более
80 процентов  лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать
в  сознании  людей, начиная с детского возраста, бережное отношение
к   лесу.   Необходимо   усилить   агитационную   деятельность   по
профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
     Развитие  наземных  служб  обнаружения  лесных  пожаров должно
осуществляться   путем   эффективного   использования  стационарных
пунктов   наблюдения   (пожарно-наблюдательных   вышек  и  мачт)  и
установки   на   них   современных   телевизионных  камер  цветного
изображения  с  высокой  разрешающей  способностью.  Для  повышения
оперативности  тушения  лесных  пожаров  необходимо  укомплектовать
существующие  пожарно-химические  станции  до  нормативного  уровня
технического  оснащения  и  заменить  изношенную пожарную технику и
оборудование.
     Главными  целями  авиационных  работ  по охране и защите лесов
являются  обнаружение  и  ликвидация очагов огня в начальной стадии
развития,  а  также  очагов вредных организмов. Для достижения этих
целей      следует     обеспечить     необходимую     периодичность
авиапатрулирования.
     Одним  из путей снижения затрат на авиапатрулирование является
внедрение    малой    авиации.   Необходимо   завершить   создание,
сертификацию   и   приобретение   легких   самолетов,  обустройство
аэродромов  и  аэропортов,  обеспечение  наземных  служб средствами
технического обслуживания и контроля.
     Необходимо  обеспечить  дальнейшее развитие технологии тушения
лесных  пожаров  с  воздуха  с  применением  авиатанкеров,  а также
химических    средств   и   полимеров,   повышающих   эффективность
использования  воды  для  тушения  лесных пожаров. Будет продолжено
внедрение   современных   технологий  радиосвязи  для  оперативного
управления  охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля
работы  воздушных  судов,  переоснащение  радиосетей, применяемых в
лесном  хозяйстве.  Следует  продолжить  работы по развитию центров
дистанционного  мониторинга  лесных  пожаров  на территории России,
материалы   которого   должны  дополнять  сведения  авиационного  и
наземного обнаружения лесных пожаров.
     Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
     осуществление  районирования  территории  Российской Федерации
по  уровню  требуемой противопожарной охраны с учетом экономической
и  экологической  ценности  лесов,  а  также степени хозяйственного
освоения территорий;
     совершенствование  системы  управления тушением крупных лесных
пожаров;
     осуществление  мониторинга  лесных  пожаров  в  лесах  на базе
геоинформационных   систем,   обеспечивающих   обработку  наземных,
авиационных и космических наблюдений;
     расширение   научно-исследовательских   и  проектных  работ  в
области охраны лесов от пожаров.
     Для   защиты   лесов   от   вредных   организмов   и  принятия
экологически  и  экономически обоснованных решений по этому вопросу
предусматриваются  осуществление  лесопатологического мониторинга с
использованием  наземных  и дистанционных средств, а также создание
единой  информационной  системы  об изменениях лесопатологической и
санитарной обстановки в лесах.
     Повышение  эффективности  мероприятий  по  защите лесов должно
обеспечиваться  путем  совершенствования  методов  активной  защиты
лесов от вредных организмов.
     Важнейшими  направлениями  в области защиты лесов должны стать
повышение   роли  профилактических  мероприятий  по  предупреждению
вспышек  распространения  вредных  организмов,  в  том  числе путем
формирования    лесных   насаждений,   устойчивых   к   воздействию
негативных  факторов,  и  соблюдение  требований  правил санитарной
безопасности в лесах.

              Воспроизводство лесов и лесоразведение

     В  современных  условиях  воспроизводство  лесов  на вырубках,
гарях  и  других  не покрытых лесной растительностью лесных землях,
должно быть обеспечено за счет:
     своевременного  проведения мероприятий по восстановлению леса,
уходу   за   лесом   и   обеспечению   условий   для  естественного
возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;
     оптимизации  соотношения  интенсивных  и  экстенсивных методов
восстановления   лесов,  сохранения  их  генетического  потенциала,
совершенствования   системы  лесного  селекционного  семеноводства,
развития   и  эффективного  использования  постоянных  лесосеменных
участков.
     В   предстоящий   период   планируется   реализовать  комплекс
мероприятий  по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах,
утративших   экологический,   рекреационный   и   лесохозяйственный
потенциал  в  результате интенсивного использования лесов в прошлые
годы,  обратив  особое  внимание  на посадку и посев леса, создание
лесных плантаций.
     Указанные мероприятия предусматривают:
     переход   на   принципы   районирования   лесов   по  способам
лесовосстановления  и  нормативам  затрат  на лесовосстановительные
мероприятия в пределах лесных районов;
     внедрение    модели    интенсивного   воспроизводства   лесов,
обеспечивающей  повышение  их  качества и продуктивности, улучшение
экологических  условий,  в  том  числе  за  счет выращивания лесных
насаждений на неиспользуемых землях;
     рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.
     В   целях  предупреждения  процессов  опустынивания  и  эрозии
земель   необходимо  обеспечить  выполнение  работ  по  созданию  и
выращиванию  защитных  лесных насаждений на юго-востоке европейской
части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.
     Следует    предусмотреть   постепенное   наращивание   объемов
активных  способов  лесовосстановления  (посадка  и  посев  леса) в
европейской   части   России   и  на  Урале,  проведение  работ  по
лесоразведению  в рамках реализации положений Киотского протокола к
Рамочной   конвенции  ООН  об  изменении  климата,  планирование  и
проведение  работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с
мероприятиями  по  уходу  за  лесом.  Проведение  интенсивных рубок
ухода  за  лесом,  в  первую  очередь  рубок  ухода за молодняками,
должно  осуществляться  в  объемах,  достаточных для предотвращения
гибели  или  существенного  ухудшения  состояния  созданных  лесных
культур   в   результате   заглушения  их  нежелательной  древесной
растительностью.
     Важной   задачей   является   обучение   арендаторов   методам
оптимального  сочетания  способов  заготовки древесины со способами
лесовосстановления  и  ухода за лесами в конкретных экономических и
лесорастительных условиях.

                  Научное и кадровое обеспечение

     Развитие  лесного  хозяйства  базируется  на фундаментальных и
прикладных  исследованиях,  направленных на разработку экологически
безопасных   природоохранных   систем  ведения  лесного  хозяйства,
обеспечивающих   максимальное   и   вместе  с  тем  неистощительное
использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
     Приоритетными  направлениями  научных  исследований  в области
лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:
     разработка  научных  основ  управления  лесами  и  устойчивого
развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
     изучение   природы   леса   и   на   этой   основе  разработка
экологически   безопасных   систем   ведения   лесного   хозяйства,
технологий   и   технических   средств,   обеспечивающих  повышение
устойчивости   и   продуктивности   лесов  (разработка  и  создание
высокоэффективных  методов  и  технологий  получения  достоверной и
оперативной    информации    о   лесах,   создание   и   разработка
прогрессивных  технологий  и  средств  механизации  различных видов
рубок   леса,   совершенствование  методологических  и  нормативных
документов   по  вопросам  сохранения  биоразнообразия,  разработка
методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);
     разработка  новых  методов охраны лесов от пожаров (разработка
и  совершенствование  методов  прогноза возникновения пожароопасной
ситуации  в  лесах, новых технических средств обнаружения и тушения
лесных  пожаров,  совершенствование  правовой  базы охраны лесов от
пожаров);
     разработка    мероприятий   по   сохранению   биоразнообразия,
воспроизводству,  повышению  продуктивности  и  качества  лесов  на
селекционно-генетической основе;
     разработка  эффективных  экологически безопасных систем защиты
лесов    от    вредных    организмов    и    техногенных   факторов
(совершенствование   методов   сбора,   анализа   и   использования
лесопатологической   информации,  разработка  эколого-экономических
критериев  необходимости  проведения  защитных  мероприятий,  новых
способов   и   средств   защиты   лесов   от   вредных  организмов,
профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);
     изучение   влияния  лесоводственно-экологических  факторов  на
миграцию  и  накопление  радионуклидов  в лесах в целях обеспечения
радиационно безопасного использования лесов;
     разработка     научно-методических    основ    информационного
обеспечения    радиационно    безопасного    использования   лесов,
загрязненных радионуклидами.
     Приоритетными    также    являются    научные    исследования,
направленные  на  выполнение  положений  международных конвенций по
биологическому   разнообразию,   изменению   климата,  а  также  на
развитие  добровольной  лесной сертификации и приведение российских
национальных  стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с
мировыми.
     Повышение  эффективности  ведения  лесного  хозяйства  требует
обеспечения  отрасли  высококвалифицированными кадрами. В настоящее
время  система  подготовки специалистов лесного профиля не в полной
мере  отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и
качество  образования в этой области не в полной мере соответствуют
современным требованиям.
     В  предстоящий  период  предполагается  активизировать работу,
направленную   на   повышение   квалификации   работников   лесного
хозяйства  в  части  государственного  управления  лесами, развития
рыночной    экономики    в    лесном    секторе   и   использования
ГИС-технологий.

         IV. Экологическое значение лесов и необходимость
                   сохранения их биоразнообразия

     Леса  России  являются  одним  из важнейших природных ресурсов
страны.  Особенность  лесов  состоит  в  том,  что они в отличие от
многих  других  природных  ресурсов  являются  возобновляемыми, что
позволяет организовать их неистощительное использование.
     Лесные  экосистемы,  являющиеся основным компонентом природной
среды,    обеспечивают   естественное   регулирование   большинства
протекающих   в   экологической   системе   Земли   процессов,  что
предопределяет  необходимость  максимального  сохранения  природных
свойств лесов.
     Без   учета   экологических   проблем,  структуры  и  динамики
изменения  состава  лесов  России,  а  также  анализа  природных  и
антропогенных  процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные
прогнозы глобальных изменений природной среды.
     Решение    экологических   проблем   обеспечения   устойчивого
развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:
     сохранение   биологического   разнообразия   и   экологических
функций  лесов  путем  выделения  лесов природоохранного назначения
(защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;
     разработку   системы   сохранения   биоразнообразия  в  лесах,
являющихся    объектом    экономической    деятельности,   развитие
сертификации;
     обеспечение  качественного воспроизводства лесных ресурсов как
обязательного  элемента использования лесов, недопущение деградации
и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
     расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
     сохранение   и   рациональное  использование  генетического  и
экологического  потенциала  лесов России, расширение сотрудничества
с  другими  государствами  и  международными  организациями  в этой
области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;
     усиление   просветительской  деятельности  по  формированию  в
обществе  понимания  важной  роли  лесов  и необходимости бережного
отношения к ним.
     Леса в   Российской   Федерации   подразделяются  по  целевому
назначению на защитные,  эксплуатационные и  резервные  (занимающие
соответственно   23,   53   и  24  процента  общей  площади  лесов,
расположенных на землях лесного фонда).
     Защитные   леса   подлежат   освоению   в   целях   сохранения
средообразующих,  водоохранных,  защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных  и  иных  полезных  функций  лесов  с одновременным
использованием   лесов   при   условии,   если   это  использование
совместимо  с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими
полезными функциями.
     Эксплуатационные  леса  подлежат освоению в целях устойчивого,
максимально  эффективного  получения высококачественной древесины и
других  лесных  ресурсов,  продуктов  их переработки с обеспечением
сохранения полезных функций таких лесов.
     К  резервным  лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет
не планируется осуществлять заготовку древесины.
     Важным  является необходимость уточнения режимов использования
эксплуатационных и особенно защитных лесов.

          V. Экономические и финансовые основы развития
                         лесного хозяйства

     Долгосрочной  целью  реформирования  системы управления лесами
является  повышение  эффективности  работы лесного сектора страны в
целом  и  лесного  хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса
Российской   Федерации   создали  для  этого  необходимые  условия,
законодательно   закрепив   инструмент   проведения   прогрессивной
экономической  политики  в  сфере лесных отношений, децентрализации
системы  управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной
среды  в  сфере  использования,  охраны,  защиты  и воспроизводства
лесов.
     В  Лесном  кодексе Российской Федерации заложены принципиально
новые   экономические   и   финансовые   основы   развития  лесного
хозяйства,   предусмотрены   следующие   необходимые   условия  для
повышения эффективности его функционирования:
     предоставление   субъектам   Российской   Федерации   прав   и
полномочий  в  области  лесных  отношений в объеме, характерном для
стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;
     значительное     расширение    перечня    разрешенных    видов
использования лесов;
     осуществление     арендаторами     на     лесных     участках,
предоставленных  в  аренду  для заготовки древесины, мероприятий по
лесовосстановлению,   охране   и   защите  лесов.  В  отношении  не
предоставленных  в  аренду  лесных  участков органы государственной
власти  или  органы  местного  самоуправления  размещают  заказы на
выполнение этих работ путем проведения торгов;
     заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже
права  на  заключение  такого  договора,  за  исключением  случаев,
предусмотренных   статьями   43-45   Лесного   кодекса   Российской
Федерации;
     обеспечение  доступа  к  лесным ресурсам на основе соглашений,
связанных  с  осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в
области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
     Для   реализации   заложенных   в  Лесном  кодексе  Российской
Федерации    условий,    направленных    на   достижение   основной
цели - повышение  дохода  от  использования лесов при одновременном
сокращении   бюджетных   расходов,   связанных   с  государственным
управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:
     обеспечение  устойчивого  лесопользования  с  учетом изменения
правил аренды лесных участков;
     стимулирование  инвестиционной  активности  в  лесном  секторе
экономики.
     Лесным  кодексом  Российской Федерации вводятся условия, когда
арендаторы  лесных  участков,  ведущие  заготовку древесины, должны
организовать  охрану,  защиту и воспроизводство лесов на арендуемой
территории  и  нести  бремя  соответствующих  затрат. Вместе с этим
существенно  расширяются  права арендаторов - вместо разрешительных
документов  (лесорубочных  и  лесных билетов) вводится заявительная
система,  при  которой  арендатор  декларирует  свои  намерения  по
использованию арендуемого лесного участка.
     Переход  на  аукционную систему предоставления лесных участков
будет    способствовать   повышению   уровня   транспарентности   и
конкуренции  на  рынке  лесных ресурсов, повысит заинтересованность
субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
     Важной  задачей  в сфере управления лесами является разработка
оптимальной    государственной    политики    ценообразования    на
используемые   лесные  ресурсы,  прежде  всего  на  древесину.  Эта
политика должна удовлетворять следующим целям:
     стимулировать  устойчивое развитие отечественного производства
по глубокой переработке древесины;
     обеспечивать  покрытие  расходов по воспроизводству вырубаемых
насаждений;
     служить  источником  доходов  федерального  бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
     Стратегическим  направлением совершенствования ценообразования
на  лесные  ресурсы  является формирование условий, необходимых для
возникновения  добросовестной  конкуренции. Эти условия должны быть
сформированы  с  учетом  того,  что  практически  все  леса в нашей
стране  находятся  в  федеральной  собственности  при  федеративном
устройстве   государства   и   негосударственной  собственности  на
средства производства в лесопромышленном секторе экономики.
     В  целях  стимулирования  инвестиционной  активности  в лесном
секторе  целесообразно разработать порядок, предусматривающий более
гибкие  принципы  установления  платежей за лесные ресурсы, включая
формирование  механизмов  установления  ставок  арендной  платы  на
рентной  основе  и  определения  ее  размера  с  учетом  затрат  на
выполнение лесохозяйственных работ.

            VI. Участие в международном сотрудничестве
                   в области лесного хозяйства

     Осуществление    международного    сотрудничества   Российской
Федерации    в    области    использования,    охраны,   защиты   и
воспроизводства   лесов   связано   с  выполнением  соответствующих
международных    обязательств    страны.    Конкретными    задачами
международной  деятельности в этой области на ближайшую перспективу
являются:
     анализ  опыта  проведения  реформ в лесном секторе экономики в
странах  с различными формами собственности на леса и использование
полученных   результатов   при  дальнейшем  реформировании  лесного
хозяйства Российской Федерации;
     усиление  представительства  и  влияния Российской Федерации в
таких   международных   организациях,   как  Форум  ООН  по  лесам,
Конференция  министров  по защите лесов Европы, Продовольственная и
сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;
     предоставление  в  соответствии  с  международными  договорами
Российской  Федерации международному сообществу актуальной, точной,
совместимой   с   форматами   ФАО   информации  о  лесных  ресурсах
Российской Федерации и об их использовании;
     борьба    с    нелегальными    рубками    в   рамках   решений
Санкт-Петербургской    министерской    конференции   по   проблемам
правоприменения  и  управления  в  лесном секторе Европы и Северной
Азии (ЕСА ФЛЕГ);
     признание   международным   сообществом   российской   системы
добровольной  лесной  сертификации  и  увеличение  объемов работ по
добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;
     активизация  работ  по  лесовосстановлению  и лесоразведению в
рамках  Киотского  протокола  к Рамочной конвенции ООН об изменении
климата;
     разработка   и  реализация  комплексных  программ  изучения  и
сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;
     развитие    международного    сотрудничества    по   проблемам
экологического    мониторинга   с   использованием   дистанционного
зондирования и геоинформационных систем;
     содействие   мировой   общественности  в  вопросах  пропаганды
бережного    сохранения    и    использования    лесных   ресурсов,
сотрудничество  по  популяризации лесных профессий путем проведения
различных международных конкурсов.

     VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

     Для  решения  задач  по  развитию лесного хозяйства необходимо
осуществить      комплекс      мероприятий,     направленных     на
совершенствование  и  развитие  нормативной  базы в области лесного
хозяйства  и лесопользования, управления лесами, межведомственной и
межрегиональной  координации  в  сфере  лесных отношений, повышение
эффективности  деятельности  по  использованию,  охране,  защите  и
воспроизводству  лесов,  научное  и  кадровое  обеспечение  лесного
хозяйства    и    расширение   участия   Российской   Федерации   в
международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.
     План   мероприятий   по   реализации  настоящей  Концепции  до
2010 года представлен в приложении.
     Предполагается  разработать  ряд  нормативных  правовых актов,
направленных на регулирование следующих вопросов:
     эффективный  контроль  за исполнением органами государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   переданных   им   для
осуществления полномочий в области лесных отношений;
     эффективное   использование   лесов  на  праве  аренды  лесных
участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
     обеспечение   благоприятного   инвестиционного   климата   при
использовании    лесов,   привлечение   дополнительных   финансовых
средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
     обеспечение      эффективного     экономического     механизма
использования лесов;
     обеспечение   защиты   деятельности   государственных   лесных
инспекторов  при  пресечении  нелегальных  рубок  и  иных нарушений
лесного законодательства;
     оценка   экономического  и  экологического  потенциала  лесных
участков.
     Основными  инструментами реализации настоящей Концепции должны
стать целевые программы регионального уровня.
     Выполнение   плана   мероприятий   по   реализации   настоящей
Концепции до 2010 года позволит обеспечить:
     устойчивое развитие лесного хозяйства;
     существенное улучшение состояния лесов;
     увеличение  поступления  платежей  за  использование  лесов  в
бюджеты всех уровней;
     улучшение   условий   труда   работников   лесного  хозяйства,
создание дополнительных рабочих мест;
     защиту   прав   инвесторов   и   иных   пользователей  лесными
участками,  что  объективно  будет  способствовать  снижению рисков
хозяйственной       деятельности,      повышению      эффективности
функционирования    лесного    сектора   экономики   и   увеличению
производства его продукции.


                           ____________



     Приложение
     к Концепции развития лесного хозяйства
     Российской Федерации до 2010 года
     от 28 сентября 2007 г.
     N 1305-р


        План мероприятий по реализации Концепции развития
        лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года

-------------------------------------------------------------------
                                 |   Срок    |    Ответственные
                                 |реализации |     исполнители
-------------------------------------------------------------------
               I. Нормативная правовая деятельность

1.  Подготовка и       принятие   2007 год    органы
    нормативных  правовых актов               государственной
    субъектов        Российской               власти субъектов
    Федерации,  необходимых для               Российской Федерации
    реализации Лесного  кодекса
    Российской Федерации

         II. Совершенствование государственного управления
                    в области лесных отношений

2.  Формирование новых основных   до          МПР России
    территориальных      единиц   1 января    Рослесхоз
    управления    в     области   2008 г.     Минобороны России
    использования,      охраны,               органы исполнительной
    защиты  и   воспроизводства               власти субъектов
    лесов    -   лесничеств   и               Российской Федерации
    лесопарков

3.  Преобразование лесхозов  из   до          Минобороны России
    государственных  учреждений   1 января    Рослесхоз
    в                      иные   2008 г.     органы исполнительной
    организационно-правовые                   власти субъектов
    формы                                     Российской Федерации

4.  Контроль и     надзор     в   2007-2010   МПР России
    установленном   порядке  за   годы        Рослесхоз
    осуществлением                            Росприроднадзор
    уполномоченными    органами
    государственной      власти
    субъектов        Российской
    Федерации   переданных   им
    полномочий в области лесных
    отношений

    III. Повышение эффективности использования, охраны, защиты
                      и воспроизводства лесов

5.  Разработка и     реализация   2007-2010   органы исполнительной
    субъектами       Российской   годы        власти субъектов
    Федерации      региональных               Российской Федерации
    программ    воспроизводства               МПР России
    лесов

6.  Организация    эффективного   2007-2008   МПР России
    межведомственного             годы        МВД России
    взаимодействия,   а   также               Минсельхоз России
    взаимодействия  с  органами               Минобороны России
    исполнительной       власти               ФТС России
    субъектов        Российской               Рослесхоз
    Федерации,  осуществляющими
    государственный      лесной
    контроль   и   надзор,   по
    пресечению       незаконных
    заготовок     и     оборота
    незаконно     заготовленной
    древесины      и       иных
    противоправных
    посягательств  в  отношении
    лесных  участков  в составе
    земель  лесного   фонда   и
    земель иных категорий

   IV. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства

7.  Организация      выполнения   2007-2010   МПР России
    приоритетных     прикладных   годы        Рослесхоз
    научных   исследований    в
    области      использования,
    охраны,      защиты       и
    воспроизводства лесов

8.  Организация подготовки    и   2007-2009   МПР России
    повышения      квалификации   годы        Рослесхоз
    работников          лесного               органы исполнительной
    хозяйства      в      части               власти субъектов
    государственного управления               Российской Федерации
    лесами,  развития  рыночной
    экономики в лесном  секторе
    и             использования
    ГИС-технологий

        V. Участие в международном сотрудничестве в области
                         лесного хозяйства

9.  Разработка и     реализация   2007-2010   МПР России
    совместных    проектов    в   годы        Минпромэнерго
    области      использования,               России
    охраны,       защиты      и               МИД России
    воспроизводства       лесов               Рослесхоз
    Российской    Федерации   в
    рамках Продовольственной  и
    сельскохозяйственной
    организации ООН

10. Участие в        разработке   2007-2009   МПР России
    Добровольного   кодекса  по   годы        МИД России
    лесам в рамках  Форума  ООН               Рослесхоз
    по лесам

11. Развитие     международного   2007-2010   МПР России
    сотрудничества          (на   годы        Минпромэнерго
    двусторонней              и               России
    многосторонней  основе)  по               МИД России
    проблемам охраны  лесов  от               Минэкономразвития
    пожаров и защиты от вредных               России
    организмов,      управления               органы исполнительной
    лесами, лесопатологического               власти субъектов
    мониторинга лесов,  полного               Российской
    использования        лесной               Федерации".
    биомассы,          развития
    национальных         систем
    добровольной         лесной
    сертификации,    сохранения
    биологического разнообразия
    в  лесах,  развития  лесной
    генетики и селекции, борьбы
    с    нелегальными   рубками
    древесины


                            ___________

Информация по документу
Читайте также