Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 № 295-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     по запросу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  о проверке конституционности положения абзаца четвертого части
           первой статьи 22 Закона Российской Федерации
                     "О государственной тайне"

     город Москва                               7 февраля 2008 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя В.Д.Зорькина,    судей    Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,    Н.В.Селезнева,    А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи  Л.М.Жарковой,
проводившей  на  основании  статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное   изучение   запроса   Высшего   Арбитражного  Суда
Российской Федерации,

                        у с т а н о в и л:

     1. Согласно абзацу четвертому части первой  статьи  22  Закона
Российской    Федерации    от    21   июля    1993  года   N 5485-I
"О государственной тайне" основаниями для отказа должностному  лицу
или  гражданину  в  допуске  к государственной тайне могут являться
постоянное проживание его самого и (или) его близких  родственников
за  границей  и  (или)  оформление указанными лицами документов для
выезда на постоянное жительство в другие государства.
     В своем  запросе  в  Конституционный  Суд Российской Федерации
Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации   просит   признать
названную   норму   противоречащей  статьям  55  (часть  3)  и  119
Конституции  Российской  Федерации  в  части,  позволяющей  считать
наличие  близких  родственников,  проживающих  за  границей и (или)
оформляющих документы для выезда на постоянное жительство в  другие
государства,    основанием   для   отказа   судье   в   допуске   к
государственной  тайне,  а  претенденту  на  должность  судьи  -  в
соответствующей   рекомендации   квалификационной  коллегии  судей.
Заявитель утверждает, что установленные ею ограничения не учитывают
особенности деятельности и статуса судьи, вытекающие из Конституции
Российской Федерации и федеральных законов,  создают препятствия  в
осуществлении   правосудия   и   нарушают   принцип   соразмерности
ограничений    конституционно    значимым    целям.    При     этом
конституционность  абзаца  четвертого части первой статьи 22 Закона
Российской Федерации  "О  государственной  тайне"  применительно  к
возможности  постоянного  проживания  за  границей самого судьи или
оформления им документов для  выезда  на  постоянное  жительство  в
другое государство заявителем под сомнение не ставится.
     2. Конституция Российской Федерации  закрепляет  в  статье  29
(часть  4)  право  каждого свободно искать,  получать,  передавать,
производить и распространять информацию любым законным  способом  и
одновременно  устанавливает,  что  перечень сведений,  составляющих
государственную тайну, определяется федеральным законом. При этом в
соответствии  с  ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только  в  той
мере,  в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя,  нравственности,  здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     Отношения, возникающие  в  связи  с  отнесением   сведений   к
государственной  тайне,  их  засекречиванием или рассекречиванием и
защитой в интересах обеспечения безопасности Российской  Федерации,
регулируются   Законом   Российской  Федерации  "О  государственной
тайне",  положения которого, согласно его статье 1, обязательны для
исполнения  на  территории  Российской  Федерации и за ее пределами
органами  законодательной,  исполнительной   и   судебной   власти,
органами  местного  самоуправления,  предприятиями,  учреждениями и
организациями независимо  от  их  организационно-правовой  формы  и
формы  собственности,  должностными  лицами и гражданами Российской
Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему
статусу  исполнять требования законодательства Российской Федерации
о государственной тайне.
     Названный Закон   определяет   в  статье  21  порядок  допуска
должностных   лиц    и    граждан    к    государственной    тайне,
предусматривающий  в  том  числе проведение по решению руководителя
органа  государственной   власти,   предприятия,   учреждения   или
организации проверочных мероприятий, целью которых служит выявление
обстоятельств,  могущих служить основанием для отказа  должностному
лицу  или  гражданину  в  допуске к государственной тайне.  К таким
основаниям   статья   22   относит   признание   гражданина   судом
недееспособным,    ограниченно   дееспособным   или   рецидивистом,
нахождение его под судом или следствием за государственные  и  иные
тяжкие  преступления,  наличие  у  него  неснятой  судимости за эти
преступления;  наличие медицинских противопоказаний  для  работы  с
использованием   сведений,   составляющих   государственную  тайну,
согласно перечню,  утверждаемому федеральным органом исполнительной
власти,  уполномоченным  в  области  здравоохранения  и социального
развития;  постоянное проживание его самого  и  (или)  его  близких
родственников  за  границей  и  (или)  оформление указанными лицами
документов  для  выезда   на   постоянное   жительство   в   другие
государства;   выявление   в   результате  проверочных  мероприятий
действий   оформляемого   лица,   создающих   угрозу   безопасности
Российской  Федерации;  уклонение  его от проверочных мероприятий и
(или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
     Наряду с  общим  порядком  допуска должностных лиц и граждан к
государственной тайне федеральный законодатель установил  и  особый
порядок  допуска  к  государственной  тайне  в  отношении ряда лиц,
особенности  правового  статуса  которых  вытекают  из  Конституции
Российской    Федерации   или   непосредственно   предусматриваются
федеральным законом,  а именно членов Совета  Федерации,  депутатов
Государственной   Думы,   судей  на  период  исполнения  ими  своих
полномочий,  а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в
уголовном  судопроизводстве,  по  делам,  связанным  со сведениями,
составляющими государственную тайну.
     Согласно   статье  21-1    Закона     Российской     Федерации
"О государственной тайне" (введена Федеральным законом от 6 октября
1997  года  N  131-ФЗ)  указанные  лица  допускаются  к  сведениям,
составляющим  государственную  тайну,  без  проведения  проверочных
мероприятий;   при   этом   они   предупреждаются  о  неразглашении
государственной тайны,  ставшей им известной в связи с  исполнением
своих полномочий,  и о привлечении их к ответственности в случае ее
разглашения,  о чем  у  них  отбирается  соответствующая  расписка;
сохранность  государственной  тайны  в  таких случаях гарантируется
путем установления федеральным  законом  ответственности  указанных
лиц за ее разглашение.
     Сохранность государственной   тайны,   которая   может   стать
известной   судье  в  связи  с  исполнением  им  своих  полномочий,
обеспечивается также отнесением дел,  связанных  с  государственной
тайной,  к подсудности суда уровня не ниже суда субъекта Российской
Федерации (пункт 1 части первой статьи 26 ГПК Российской Федерации,
часть  третья  статьи  31 УПК Российской Федерации),  рассмотрением
дел,  содержащих сведения,  составляющие государственную  тайну,  в
закрытом  судебном заседании (часть вторая статьи 10 ГПК Российской
Федерации,  пункт 5 части второй статьи 231 и пункт 1 части  второй
статьи  241  УПК  Российской  Федерации,  часть  2  статьи  11  АПК
Российской Федерации).  Кроме того,  Уголовным кодексом  Российской
Федерации     предусмотрена     уголовная     ответственность    за
государственную  измену  путем  выдачи  государственной  тайны,  за
разглашение  государственной  тайны,  а также за утрату документов,
содержащих государственную тайну (статьи 275, 283 и 284).
     3. Исходя  из   конституционно-правового     статуса     судей
(статьи 119-122      Конституции       Российской       Федерации),
предопределенного  тем,  что  они  реализуют публично-правовые цели
правосудия,  федеральный законодатель вправе предъявлять к ним  как
представителям  судебной  власти  особые  квалификационные  и  иные
требования,  включая  специальные  требования   к   кандидатам   на
должность  судьи,  порядку  назначения  на должность,  пребывания в
должности и прекращения полномочий судьи.
     Закрепляя порядок  отбора  кандидатов  на  должность  судьи  и
порядок наделения  судей  полномочиями,  Закон Российской Федерации
"О статусе   судей   в  Российской  Федерации"  предусматривает,  в
частности,  что  претендент  на  должность  судьи  представляет   в
квалификационную  коллегию  судей  среди  прочих документов анкету,
содержащую биографические сведения о нем  (в  том  числе  некоторые
сведения  о  близких  родственниках),  которые подлежат проверке на
достоверность    и    по    результатам    исследования     которых
квалификационной   коллегией  принимается  решение  о  соответствии
претендента на должность судьи предусмотренным законом  требованиям
(статьи 5 и 6).
     Между тем содержащие соответствующее регулирование федеральные
конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации"  и
"Об  арбитражных  судах  в Российской Федерации",  Закон Российской
Федерации "О статусе судей в Российской  Федерации"  и  Федеральный
закон  "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не
называют в качестве таких требований ни отсутствие у претендента на
должность  судьи  близких  родственников,  постоянно проживающих за
границей и (или) оформляющих документы  для  выезда  на  постоянное
жительство  в  другие  государства,  ни  наличие  у  него допуска к
государственной тайне.
     4. Таким  образом,  положение  абзаца  четвертого части первой
статьи 22 Закона Российской Федерации  "О  государственной  тайне",
как  относящееся  к  общему порядку допуска к государственной тайне
должностных  лиц  и  граждан,  ни  само  по  себе,  ни  в   системе
действующего правового регулирования не допускает отказ претенденту
на должность судьи в рекомендации квалификационной  коллегии  судей
на  должность судьи на том основании,  что его близкие родственники
постоянно проживают за границей и  (или)  оформляют  документы  для
выезда  на  постоянное жительство в другие государства,  и не может
рассматриваться как нарушающее права лиц, претендующих на должность
судьи    или    занимающих    эту   должность,   а   следовательно,
неопределенность   в  вопросе  о  соответствии  данного   положения
статьям 55   (часть  3)  и  119  Конституции  Российской  Федерации
отсутствует.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к   рассмотрению   запроса   Высшего
Арбитражного  Суда  Российской Федерации,  поскольку он не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде  Российской Федерации",  в соответствии с которыми обращение в
Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 295-О-О


Информация по документу
Читайте также