Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 № 1058-О-РО П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Федеральной налоговой службы Российской Федерации о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года N 24-П и определений Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 138-О, от 10 января 2002 года N 4-О, от 8 июня 2004 года N 225-О и от 8 июня 2004 года N 227-О город Санкт-Петербург 16 декабря 2008 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства Федеральной налоговой службы Российской Федерации, у с т а н о в и л: 1. Федеральная налоговая служба Российской Федерации просит дать официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года N 24-П и определений Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 138-О, от 10 января 2002 года N 4-О, от 8 июня 2004 года N 225-О и от 8 июня 2004 года N 227-О, в которых рассматривался вопрос о правомерности предъявления налоговыми органами в суде и арбитражном суде исковых заявлений о признании сделок, заключенных налогоплательщиками, недействительными в порядке статьи 169 ГК Российской Федерации. Федеральная налоговая служба ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос, обладают ли налоговые органы полномочием обращаться в арбитражные суды с требованием о применении предусмотренных статьей 169 ГК Российской Федерации последствий недействительности сделки после принятия постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации". 2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им решения дается только в рамках предмета этого решения и лишь по тем требующим дополнительного истолкования вопросам, которые были предметом рассмотрения в судебном заседании; ходатайство о даче разъяснения решения Конституционного Суда Российской Федерации не подлежит удовлетворению, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования этого решения или же предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций, не нашедших в нем отражения. Обращение Федеральной налоговой службы Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, как следует из ходатайства, обусловлено разъяснением, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 22, согласно которому право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, закрепленное в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", может реализоваться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 названного Закона; в частности, требование о применении предусмотренных статьей 169 ГК Российской Федерации последствий недействительности сделки выходит за рамки полномочий налогового органа, если оно обосновывается тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, так как взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов. Между тем положение пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" не являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12 октября 1998 года N 24-П и Определении от 25 июля 2001 года N 138-О о разъяснении данного Постановления. В определениях от 8 июня 2004 года N 225-О и N 227-О Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на правовую позицию, выраженную в Определении от 25 июля 2001 года N 138-О, констатировал, что данное положение не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации; вопрос же о правильности его применения в конкретных делах относится к компетенции арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Устранение коллизий между правовыми нормами в тех случаях, когда коллизия правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав и вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, который, оценивая как буквальный смысл нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, обеспечивает в соответствующих судебных процедурах выявление конституционного смысла действующего права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 года N 4-П). Фактически Федеральная налоговая служба ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о соотношении положения пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и статьи 169 ГК Российской Федерации с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 22, принятого значительно позже указанных решений Конституционного Суда Российской Федерации, в которых данный вопрос не рассматривался, т. е. предлагает использовать процедуру разъяснений решений Конституционного Суда Российской Федерации не в соответствии с ее предназначением. Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л: 1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М.Данилов N 1058-О-Р Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|