Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 марта 2007 г. N 172 г. Москва О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 г. N 511; от 14.02.2008 г. N 70; от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2007-2010 годы, включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" (далее - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 г. N 511; от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 12.02.2011 г. N 72) 3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ по социальной поддержке семей с детьми и улучшению положения детей учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 г. N 511; от 14.02.2008 г. N 70; от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Наименование Программы - федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки Программы Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р Государственный - Министерство здравоохранения и заказчик - координатор социального развития Российской Федерации Программы Государственные - Министерство здравоохранения и заказчики Программы социального развития Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральное медико-биологическое агентство (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 г. N 511; от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 12.02.2011 г. N 72) Основные разработчики - Министерство здравоохранения и Программы социального развития Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Министерство культуры Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098) Цели Программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Задачи Программы - обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Важнейшие целевые - уровень младенческой смертности на 1000 индикаторы и показатели родившихся живыми; уровень материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми; смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей; удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста Срок и этапы - срок реализации Программы - 2007-2010 реализации Программы годы (этапы не выделяются) Перечень подпрограмм - "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" Объемы и источники - общий объем финансирования Программы финансирования 48138,9478 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 10394,7478 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 36315,1 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1429,1 млн. рублей. По направлениям расходования средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 26744,5963 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 7762,2963 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 18812,3 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 170 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 29,95 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 21364,4015 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2602,5015 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 17502,8 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1259,1 млн. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Ожидаемые - улучшение качественных показателей конечные результаты здоровья и социального положения более 4 реализации Программы и млн. детей ежегодно; показатели социально- снижение младенческой смертности до 8,8 экономической промилле на 1000 родившихся живыми, эффективности материнской смертности - до 20,5 на 100 тыс. родившихся живыми, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 24,5 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; снижение доли безнадзорных детей до 2,26 процента общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 77,5 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 41 процента общего количества детей-инвалидов; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Экономический эффект от реализации Программы составит к 2011 году около 19 млрд. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся: охрана и укрепление здоровья детей и подростков; проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года подчеркнута необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи. В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (далее - Программа) является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 процента) и материнской смертности (на 27 процентов). Расширение сети реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году) и оснащение их современным оборудованием позволили создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8 процента в 2002 году до 32 процентов в 2006 году. Количество детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, выросло в 2,2 раза. Кроме того, на 35,6 процента увеличилось количество детей, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Реализация федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы способствовала мобилизации финансовых ресурсов на цели улучшения положения детей (на 1 рубль средств федерального бюджета вложено 2,3 - 3 рубля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников). Новизна Программы состоит в следующем: ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности; направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами. II. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели Целями Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа предусматривает решение следующих задач: обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья". Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1. Срок реализации Программы - 2007-2010 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий. III. Перечень программных мероприятий Система мероприятий Программы состоит из мероприятий, осуществляемых в рамках подпрограмм. В рамках подпрограммы "Здоровое поколение" предусматриваются мероприятия, направленные на: совершенствование специализированной медицинской помощи, реанимационной и интенсивной терапии, оказываемой беременным женщинам и новорожденным; расширение массового обследования новорожденных и дальнейшее внедрение скринингового обследования наследственных и врожденных заболеваний у детей; оснащение оборудованием реабилитационных центров, отделений восстановительного лечения для детей, лечебно-профилактических учреждений для оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям; обеспечение оказания специализированной медицинской помощи детям и подросткам, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; строительство и реконструкцию перинатальных центров и межрегиональных центров восстановительного и реабилитационного лечения, а также учреждений родовспоможения и детства; разработку методик по совершенствованию технологий диагностики и лечения заболеваний у новорожденных. Перечень мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" приведен в приложении N 2. Перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Здоровое поколение", приведен в приложении N 3. В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация следующих мероприятий: материально-техническая поддержка организаций, работающих с одаренными детьми; проведение в рамках системы внешкольного дополнительного образования детей комплекса всероссийских мероприятий (конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и др.) для выявления одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности; проведение семинаров для педагогов, работающих с детьми, проявившими незаурядные способности; организационно-методическое и информационное обеспечение подпрограммы. Перечень мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" приведен в приложении N 4. Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" разделены по следующим направлениям: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; "Семья с детьми-инвалидами"; "Дети-сироты". В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий: внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; разработка методик и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей; строительство и реконструкция центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" по указанному направлению приведен в приложении N 5. В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается реализация следующих мероприятий: развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями; внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации; материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов; внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов; создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов; проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.); разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей; строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов. Перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" по указанному направлению приведен в приложении N 6. В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий: обеспечение функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; внедрение современных технологий в области профилактики социального сиротства и устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; материально-техническое оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; научно-методическое обеспечение деятельности, связанной с развитием семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с профессиональным образованием и социальным сопровождением воспитанников образовательных учреждений; строительство и реконструкция детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" по указанному направлению приведен в приложении N 7. Перечни строек и объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Дети и семья" приведен в приложении N 8. Перечни, приведенные в приложениях N 3 и 8 к настоящей Программе, сформированы на основе критериев приоритетности объектов для субъектов Российской Федерации, наличия гарантий со стороны субъектов Российской Федерации о софинансировании работ (не менее 50 процентов сметной стоимости работ) и вводе объектов в эксплуатацию в период действия Программы, а также на основе обеспеченности объектов проектно-сметной документацией. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования составляют 48138,9478 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 10394,7478 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 36315,1 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 1429,1 млн. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 9. Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования и при условии разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками Программы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и уточняются в рамках ежегодных соглашений. Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Передача учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками Программы в соответствии с Правилами передачи материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета в целях реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, согласно приложению N 91-1. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 608) Для реализации Программы привлекаются также внебюджетные источники - средства общественных организаций и спонсорские средства. V. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Программа реализуется во взаимодействии государственных заказчиков Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе соглашений. Реализация мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках региональных целевых программ или соответствующих плановых мероприятий, направленных на повышение качества жизни и здоровья детей. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба исполнения наказаний. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 608; от 12.02.2011 г. N 72) Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации и состав исполнителей. В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы; обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы; разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы; на основании предложений государственных заказчиков Программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год; уточняет механизм реализации Программы и затраты по мероприятиям Программы. Государственные заказчики Программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы. В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений и средств массовой информации. Координационный совет возглавляется председателем из числа заместителей Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Положение о координационном совете и его состав утверждаются приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Координационный совет осуществляет следующие функции: межведомственная координация деятельности федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков Программы по ее реализации; анализ отчетов государственных заказчиков Программы, ответственных за реализацию соответствующих подпрограмм, с целью контроля за выполнением мероприятий; оценка социально-экономической эффективности результатов реализации подпрограмм и Программы в целом; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации (в том числе ежемесячный мониторинг по целевым индикаторам и показателям реализации Программы, ежеквартальные отчеты о ходе выполнения Программы) и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: улучшить качественные показатели здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно; повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми и в первую очередь семей с детьми-инвалидами; создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства. Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году улучшения основных показателей, а именно: снизить уровень младенческой смертности до 8,8 промилле на 1000 родившихся живыми; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) снизить уровень материнской смертности до 20,5 на 100 тыс. родившихся живыми; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) снизить смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличить долю детей I группы здоровья (признанных здоровыми) до 37,5 процента общего количества детей; снизить показатели первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей. В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и турниров, проведенных в рамках указанной подпрограммы, увеличится к 2011 году на 8 процентов по сравнению с данными 2006 года. Дальнейшее развитие получит система всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения социального неблагополучия семей с детьми и профилактики социального сиротства. В результате выполнения мероприятий подпрограммы предполагается увеличить численность прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних. Реализация мероприятий в рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит к 2011 году: снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,26 процента общей численности детского населения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 77,5 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Реализация мероприятий указанной подпрограммы в рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" позволит внедрить новые реабилитационные технологии и обеспечить детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами реабилитации, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов. К 2011 году предполагается увеличить: удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 41 процента общего количества детей-инвалидов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 24,5 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Выполнение мероприятий указанной подпрограммы в рамках направления "Дети-сироты" позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. К 2011 году предполагается увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства. Проведенные расчеты показывают, что к 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и к 2020 году составит около 29 млрд. рублей. Численность трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой деятельности в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек (за счет снижения инвалидности детей и соответственно предоставления возможности матерям работать, снижения детской смертности, а также уменьшения количества осужденных несовершеннолетних и количества лиц, находящихся в исправительных учреждениях). Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении. Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни. П А С П О Р Т подпрограммы "Здоровое поколение" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Наименование подпрограммы - подпрограмма "Здоровое поколение" Основание для разработки - распоряжение Правительства Российской подпрограммы Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р Государственные заказчики - Министерство здравоохранения и подпрограммы социального развития Российской Федерации Федеральное медико-биологическое агентство Министерство образования и науки Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 г. N 511; от 02.06.2008 г. N 423; от 23.07.2009 г. N 608; от 12.02.2011 г. N 72) Основные разработчики - Министерство здравоохранения и подпрограммы социального развития Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423) Цели подпрограммы - сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни Задачи подпрограммы - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте; улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью Важнейшие целевые - уровень младенческой, материнской и индикаторы и показатели детской смертности; удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей Срок и этапы реализации - 2007-2010 годы (этапы не выделяются) подпрограммы Объемы и источники - общий объем финансирования финансирования подпрограммы составляет 22033,1805 подпрограммы млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3390,7805 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 17946,6 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 695,8 млн. рублей. По направлениям расходов средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 14073,1915 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2577,6915 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 11432 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 63,5 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 8,95 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 7951,039 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 804,139 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6514,6 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 632,3 млн. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Ожидаемые конечные - улучшение качества здоровья детей; результаты реализации снижение уровня младенческой подпрограммы и показатели смертности до 8,8 промилле на 1000 социально-экономической родившихся живыми; эффективности снижение уровня материнской смертности до 20,5 на 100 тыс. родившихся живыми; снижение уровня смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличение доли детей I группы здоровья до 37,5 процента общего количества детей; снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей; строительство и реконструкция 32 учреждений родовспоможения и детства, в том числе 7 перинатальных центров (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма В последние годы благодаря совместной деятельности органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, реализации мероприятий федеральных целевых программ по улучшению положения детей, а также региональных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства. Однако уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии. Ежегодно в России 5 процентов детей рождаются с наследственными и врожденными болезнями. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в России, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. II. Основные цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели подпрограммы Целями подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, а также привитие навыков здорового образа жизни. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте; улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью. Оценка реализации подпрограммы "Здоровое поколение" будет осуществляться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении N 10. Срок реализации подпрограммы - 2007-2010 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий. III. Перечень мероприятий подпрограммы Подпрограмма содержит мероприятия по охране здоровья матерей и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе. В рамках подпрограммы предусматриваются строительство и реконструкция 30 учреждений родовспоможения и детства, в том числе 7 перинатальных центров. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70) Перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Здоровое поколение", приведен в приложении N 3 к настоящей Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществить в размере 22033,1805 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3390,7805 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 17946,6 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 695,8 млн. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Объемы финансирования подпрограммы по источникам и основным направлениям приведены в приложении N 11. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям и государственным заказчикам приведены в приложении N 12. В качестве внебюджетных источников финансирования предполагается привлечь средства общественных организаций и спонсорские средства. Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограммы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и ежегодно уточняются в рамках соглашений. V. Механизм реализации подпрограммы Государственные заказчики подпрограммы осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому мероприятию подпрограммы, мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы, а также ежегодно подготавливают доклад о ходе реализации подпрограммы и представляют его государственному заказчику - координатору Программы. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основе информации, представленной государственными заказчиками подпрограммы, ежеквартально подготавливает доклад о ходе ее реализации и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации подпрограммы на соответствующий год и отчитывается о ходе выполнения подпрограммы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Межведомственную координацию и оценку эффективности подпрограммы реализации осуществляет координационный совет по реализации Программы. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году улучшения следующих показателей: снижение уровня младенческой смертности до 8,8 промилле на 1000 родившихся живыми; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) снижение уровня материнской смертности до 20,5 на 100 тыс. родившихся живыми; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) снижение уровня смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличение доли детей I группы здоровья до 37,5 процента общего количества детей; снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей. Снижение затрат федерального бюджета будет достигнуто за счет снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, в частности: предотвращения получения детьми инвалидности; снижения заболеваемости детей инфекционными болезнями и болезнями эндокринной системы; уменьшения числа детей школьного возраста, переходящих в III группу здоровья из II группы; увеличения числа детей школьного возраста, переходящих в I группу здоровья из II группы. П А С П О Р Т подпрограммы "Одаренные дети" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Наименование - подпрограмма "Одаренные дети" подпрограммы Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки подпрограммы Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р Государственные - Министерство образования и науки заказчики подпрограммы Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 г. N 72) Министерство культуры Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Основные разработчики - Федеральное агентство по образованию подпрограммы Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Цель подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности Задачи подпрограммы - создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки; координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка; оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми Важнейшие целевые - доля детей, включенных в индикаторы и показатели государственную систему выявления, подпрограммы развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста; количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы; количество всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности Срок и этапы реализации - 2007-2010 годы (этапы не выделяются) подпрограммы Объемы и источники - общий объем финансирования подпрограммы финансирования составляет 1900,805 млн. рублей (в подпрограммы ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 86,605 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1793,2 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 21 млн. рублей. По направлениям расходов средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 1001,1 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,25 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 896,455 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 83,355 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 792,1 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 21 млн. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109) Ожидаемые конечные - создание государственной системы результаты реализации выявления, развития и поддержки подпрограммы и одаренных детей с охватом к 2011 году показатели социально- до 40 процентов детского населения экономической школьного возраста; эффективности формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста; увеличение к 2011 году на 8 процентов количества одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях в рамках подпрограммы I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. II. Основные цель и задачи подпрограммы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели подпрограммы Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачами подпрограммы являются: создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки; координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка; оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми. Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении N 13. Срок реализации подпрограммы - 2007-2010 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий. III. Перечень мероприятий подпрограммы Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на адресную поддержку одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 4 к настоящей Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществить в размере 1900,805 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 86,605 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1793,2 млн. рублей, внебюджетных источников - 21 млн. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109) В качестве внебюджетных источников предполагается привлечь средства общественных организаций и спонсорские средства. Объемы финансирования подпрограммы по источникам и основным направлениям представлены в приложении N 14. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям и государственным заказчикам представлены в приложении N 15. Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограммы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и ежегодно уточняются в рамках соглашений. V. Механизм реализации подпрограммы Государственные заказчики подпрограммы осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому мероприятию подпрограммы, мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы, а также ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору Программы доклад о ходе реализации подпрограммы. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основе информации, представленной государственными заказчиками подпрограммы, ежеквартально готовит доклад о ходе ее реализации и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации подпрограммы на соответствующий год и отчитывается о ходе реализации подпрограммы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Межведомственную координацию и оценку эффективности реализации подпрограммы осуществляет координационный совет по реализации Программы. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы В ходе реализации подпрограммы будет создана государственная система выявления, развития и поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. Число одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы, увеличится к 2011 году на 8 процентов по сравнению с данными 2005 года. П А С П О Р Т подпрограммы "Дети и семья" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Наименование - подпрограмма "Дети и семья" подпрограммы Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки подпрограммы Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р Государственные - Министерство здравоохранения и заказчики социального развития Российской подпрограммы Федерации Федеральное медико-биологическое агентство Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Министерство культуры Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 12.02.2011 г. N 72) Основные - Министерство здравоохранения и разработчики социального развития Российской подпрограммы Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Министерство культуры Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 423; от 31.12.2008 г. N 1098) Цели подпрограммы - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество; развитие семейных форм устройства детей-сирот Задачи подпрограммы - развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Важнейшие целевые - удельный вес безнадзорных детей в общей индикаторы и показатели численности детского населения; удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Срок и этапы реализации - 2007-2010 годы (этапы не выделяются) подпрограммы Объемы и источники - общий объем финансирования подпрограммы финансирования составляет 24204,9623 млн. рублей (в подпрограммы ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 6917,3623 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 16575,3 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 712,3 млн. рублей. По направлениям расходов средства распределяются следующим образом: капитальные вложения - 11670,3048 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 5184,6048 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6379,2 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 106,5 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 17,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета; прочие нужды - 12516,9075 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1715,0075 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 10196,1 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 605,8 млн. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) Ожидаемые конечные - повышение качества и доступности результаты реализации социальных услуг для семьи с детьми, в подпрограммы и первую очередь семьи с показатели социально- детьми-инвалидами: экономической увеличение доли детей-инвалидов, эффективности получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 41 процента общего количества детей-инвалидов; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 24,5 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; снижение доли безнадзорных детей до 2,26 процента общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 77,5 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма Семья как социальный институт особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности. Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем о полном устранении этого негативного социального явления говорить еще рано, и мероприятия подпрограммы направлены на качественное совершенствование системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов способствовало повышению эффективности реабилитационных мероприятий и увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Однако в настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем что большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями будет носить профилактическую направленность. Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. II. Основные цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели подпрограммы Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество, развитие семейных форм устройства детей-сирот. В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках подпрограммы предусмотрены 3 направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты". В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих основных задач: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих основных задач: внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов; содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями; внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи. В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих основных задач: реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью; разработка, апробация и внедрение инновационных технологий в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также детей, воспитывающихся в замещающих семьях; обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений и детей из замещающих семей за счет обучения конкурентоспособным профессиям. Оценка реализации подпрограммы будет осуществляться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении N 16. Срок реализации подпрограммы - 2007-2010 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий. III. Перечень мероприятий подпрограммы Подпрограмма обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Перечни мероприятий подпрограммы по направлениям "Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты" приведены соответственно в приложениях N 5-7 к настоящей Программе. Перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы, приведен в приложении N 8 к настоящей Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществить в размере 24204,9623 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6917,3623 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 16575,3 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 712,3 млн. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 31.12.2008 г. N 1098; от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) В качестве средств внебюджетных источников предполагается привлечь средства общественных организаций и спонсорские средства. Объемы финансирования подпрограммы по источникам и основным направлениям приведены в приложении N 17. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям и государственным заказчикам приведены в приложении N 18. Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограммы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и ежегодно уточняются в рамках соглашений. V. Механизм реализации подпрограммы Государственные заказчики подпрограммы осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому мероприятию подпрограммы, мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы, а также ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору Программы доклад о ходе реализации подпрограммы. Реализация подпрограммы осуществляется государственными заказчиками подпрограммы на основе государственных контрактов на закупку и поставку оборудования для федеральных и государственных нужд. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основе информации, представленной государственными заказчиками подпрограммы, ежеквартально подготавливает доклад о ходе ее реализации и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации подпрограммы на соответствующий год и отчитывается о ходе выполнения подпрограммы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1098) Межведомственную координацию и оценку эффективности реализации подпрограммы осуществляет координационный совет по реализации Программы. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации. Реализация мероприятий направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предполагает увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия для снижения детской беспризорности, значительного сокращения количества безнадзорных детей и случаев противоправного поведения несовершеннолетних. В результате к 2011 году предполагается: снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,26 процента общей численности детского населения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 77,5 процента общего количества безнадзорных и беспризорных детей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Реализация мероприятий направления "Семья с детьми-инвалидами" позволит внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению для них равных возможностей. В результате к 2011 году предполагается увеличить: удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 41 процента общего количества детей-инвалидов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 24,5 процента общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Реализация мероприятий направления "Дети-сироты" позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их интеграции в общество. К 2011 году предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации подпрограммы будет достигнута экономия средств федерального бюджета за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Сокращение затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также на интеграцию и адаптацию выпускников этих учреждений позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и семьями, нуждающимися в особой заботе государства. Экономия средств федерального бюджета будет достигнута и за счет сокращения количества несовершеннолетних, направляемых в исправительные учреждения, а также правонарушений, совершенных подростками. В результате реализации подпрограммы будет достигнуто увеличение численности работающего населения за счет: увеличения количества детей-инвалидов, прошедших реабилитацию и получивших возможность в будущем трудоустроиться; получения возможности работать для родителей вследствие проведения их детям-инвалидам реабилитационных мероприятий; уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения. Реализация подпрограммы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым количества детей, нуждающихся в государственном попечении. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы Основные целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 29.12.2009 г. N 1109) ----------------------------------------------------------------------------------- | Единица |2006 год |2007 |2008 |2009 |2010 | измерения |(базовый,|год |год |год |год | |оценка) | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Младенческая смертность на 1000 промилле 10,4 10,1 9,9 9 8,8 родившихся живыми (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Материнская смертность на коэффициент 29 24 23 21 20,5 100 тыс. родившихся живыми (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Смертность детей в возрасте от -"- 14,2 13,3 12,7 11,6 10,9 0 до 4 лет (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения Удельный вес детей I группы процентов 30 32 33,5 35,5 37,5 здоровья в общем количестве детей Первичный выход на инвалидность коэффициент 24 23,3 22,6 22 21,4 детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей Доля детей, включенных в процентов 25 27 30 35 40 государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста Удельный вес безнадзорных детей -"- 2,41 2,32 2,26 2,24 2,26 в общей численности детского населения (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. N 1109) Удельный вес детей-инвалидов, процентов 31 40,3 41,1 42 41 получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70; от 29.12.2009 г. N 1109) Доля детей-сирот и детей, оставшихся -"- 68 69 70 71,5 72,5 без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 70) ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 608; от 29.12.2009 г. N 1109; от 12.02.2011 г. N 72) (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Источники | Объем финансирования |Ожидаемые результаты | финанси- +----------------------------------------------| | рования |2007-2010| в том числе | | | годы - +------------------------------------| | | всего | 2007 | 2008 | 2009 год |2010 год| | | | год | год | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ I. Капитальные вложения 1. Строительство федеральный 2577,6915 689,2 697,3 409,6 781,5915 развитие сети и реконструкция бюджет специализированных учреждений учреждений родовспоможения, лечебно- Минздравсоц- 2411,6915 689,2 667,3 392,6 662,5915 (в 2007 году ввод 4 профилактических развития объектов учреждений и научно- России учреждений исследовательских родовспомо- институтов материнства и ФМБА России 166 - 30 17 119 жения и детства, в детства, перинатальных 2008 году - 2, в центров бюджеты 11432 2980,4 3203,4 2894,7 2353,5 2009 году - 8, субъектов в 2010 году - 15) Российской Федерации внебюджетные 63,5 12,5 14,5 16,5 20 источники Всего по 14073,1915 3682,1 3915,2 3320,8 3155,0915 разделу I (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 г. N 72) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|