Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1418-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Высшей
      квалификационной коллегии судей Российской Федерации на
    нарушение конституционных прав и свобод граждан положениями
   пункта 5 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в
   отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
   принятием Федерального закона "О противодействии коррупции",
      подпункта 10-1 пункта 2 статьи 17 и пункта 1 статьи 26
      Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
                       Российской Федерации"

     город Санкт-Петербург                       3 ноября 2009 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   С.Д.Князева,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,
С.П.Маврина,    Н.В.Мельникова,     Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
В.Г.Ярославцева,  проводившего  на основании статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  предварительное изучение жалобы Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации,

                        у с т а н о в и л:

     1.  Судья  Раменского  городского  суда   Московской   области
О.В.Взнуздаева  решением квалификационной коллегии судей Московской
области от 13 февраля 2009 года была  привлечена  к  дисциплинарной
ответственности  в виде досрочного прекращения полномочий судьи.  В
своей жалобе в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  Высшая
квалификационная   коллегия   судей   Российской   Федерации,  куда
О.В.Взнуздаева обратилась с  жалобой  на  это  решение,  оспаривает
конституционность  пункта   5  статьи  7  Федерального  закона   от
25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О  внесении  изменений  в  отдельные
законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с принятием
Федерального закона "О противодействии коррупции",  подпункта  10-1
пункта 2 статьи 17  и  пункта 1 статьи 26  Федерального  закона  от
14 марта 2002 года N 30-ФЗ  "Об  органах  судейского  сообщества  в
Российской  Федерации"  (в редакции Федерального закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в
связи   с   принятием   Федерального   закона   "О  противодействии
коррупции"),  которые  предусматривают,   что   решение,   принятое
квалификационной коллегией судей,  может быть обжаловано в судебном
порядке либо в Высшую квалификационную  коллегию  судей  Российской
Федерации  (в  отношении  решений  квалификационных  коллегий судей
субъекта Российской Федерации)  лицом,  в  отношении  которого  оно
принято.
     По мнению  заявителя,  эти  законоположения   в   силу   своей
неопределенности  противоречат статьям 46 (части 1 и 2) и 55 (часть
2) Конституции Российской Федерации,  поскольку в случае  обращения
судьи в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации
с жалобой  на  решение  квалификационной  коллегии  судей  субъекта
Российской  Федерации  они препятствуют в получении судебной защиты
и, кроме того, ограничивают его право на обжалование и рассмотрение
в  судебном порядке в полном объеме принятого по его жалобе решения
Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
     2. Конституционный    Суд    Российской    Федерации,   изучив
представленные материалы,  не находит оснований для принятия данной
жалобы к рассмотрению.
     2.1. По смыслу положений  статьи  125  (часть  4)  Конституции
Российской   Федерации,   части   первой   статьи  96  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  и Федерального закона "Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации" в их взаимосвязи,  Высшая  квалификационная
коллегия   судей   Российской  Федерации  не  наделена  полномочием
обращаться в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  защиту
нарушенных прав и свобод граждан.
     Однако учитывая,  что Высшая квалификационная  коллегия  судей
Российской   Федерации   как  орган  судейского  сообщества  вправе
обращаться  с  запросами  в  государственные  органы,  общественные
объединения   и   к   должностным   лицам   в  целях  содействия  в
совершенствовании судебной системы и судопроизводства и защиты прав
и  законных интересов судей (статьи 4,  15 и 17 Федерального закона
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), а также
принимая  во  внимание,  что Высшая квалификационная коллегия судей
Российской Федерации обратилась в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации  в  защиту интересов судьи О.В.Взнуздаевой по результатам
изучения  ее  жалобы,  Конституционный  Суд  Российской   Федерации
находит  возможным  рассмотреть вопрос о наличии иных оснований для
принятия к рассмотрению  жалобы  Высшей  квалификационной  коллегии
судей Российской Федерации.
     2.2. Право на  судебную  защиту,  гарантированное  статьей  46
Конституции   Российской   Федерации,   как   неоднократно  отмечал
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях (от
6  июня 1995 года N 7-П,  от 13 июня 1996 года N 14-П,  от 25 марта
2008 года N 6-П и др.),  как основное, неотчуждаемое право человека
не   может  быть  ограничено  федеральным  законом;  оно  выступает
гарантией в отношении всех других конституционных  прав  и  свобод,
которые, признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно
общепризнанным  принципам  и  нормам  международного  права   и   в
соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17,  части
1 и 2),  являются непосредственно действующими,  определяют  смысл,
содержание   и  применение  законов  и  обеспечиваются  правосудием
(статья 18).
     В целях  обеспечения  реализации  права  граждан  на  судебную
защиту  Федеральный  закон  "Об  органах  судейского  сообщества  в
Российской    Федерации"   в   статье   26   "Обжалование   решений
квалификационных  коллегий  судей"  (в   первоначальной   редакции)
устанавливал,  что  решение,  принятое  квалификационной  коллегией
судей,  может быть обжаловано в судебном порядке лицом, в отношении
которого оно принято (пункт 1).
     Федеральным законом  "О   внесении   изменений   в   отдельные
законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с принятием
Федерального  закона  "О  противодействии  коррупции"  полномочиями
рассматривать  жалобы  на  решения  квалификационных коллегий судей
субъектов  Российской  Федерации   была   наделена   также   Высшая
квалификационная  коллегия судей Российской Федерации (подпункт "б"
пункта 1  статьи 7),  а  пункт  1  статьи  26  Федерального  закона
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" изложен в
новой  редакции:  "Решение,  принятое  квалификационной   коллегией
судей,  может  быть  обжаловано  в  судебном  порядке либо в Высшую
квалификационную коллегию судей Российской Федерации  (в  отношении
решений   квалификационных   коллегий   судей  субъекта  Российской
Федерации) лицом, в отношении которого оно принято" (пункт 5 статьи
7).  Тем самым федеральный законодатель расширил возможности защиты
прав и  законных  интересов  судей,  в  отношении  которых  принято
решение    квалификационной   коллегией   судей,   предоставив   им
возможность обжаловать такое решение как в  суд,  так  и  в  Высшую
квалификационную   коллегию  судей  Российской  Федерации,  решение
которой также может быть обжаловано в судебном порядке.
     При этом, как следует из взаимосвязанных положений пунктов 2 и
3 статьи 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
Российской  Федерации",  решение  квалификационной коллегии судей о
привлечении  судьи  к   дисциплинарной   ответственности,   вопреки
утверждению заявителя,  проверяется в полном объеме, а не только по
мотивам нарушения процедуры его вынесения.
     Таким образом,  оспариваемые Высшей квалификационной коллегией
судей   Российской   Федерации    законоположения    не    являются
неопределенными и не могут рассматриваться как ограничивающие право
граждан на судебную защиту их прав и свобод, а потому данная жалоба
не  может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в   принятии   к   рассмотрению   жалобы   Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации, поскольку она
не  отвечает   требованиям  Федерального   конституционного  закона
"О Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  в соответствии с
которыми такого рода обращения  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации признаются допустимыми.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит опубликованию  в  "Вестнике"
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 1418-О-О

Информация по документу
Читайте также