ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 21 июня 2010 г. N 1039-р
МОСКВА
Утратилo силу - Распоряжение
Правительства Российской Федерации
от 22.12.2018 г. N 2914-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития геологической
отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти разработать и утвердить в месячный
срок план мероприятий по реализации Стратегии развития
геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и
обеспечить его выполнение.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
___________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 г.
N 1039-р
С Т Р А Т Е Г И Я
развития геологической отрасли до 2030 года
I. Введение
Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики
страны, представляющей собой совокупность управленческих структур,
производственных и научных организаций всех форм собственности,
обеспечивающих потребности государства и общества в сфере
геологического изучения территории Российской Федерации, ее
континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового
океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой
базы страны, мониторинга и охраны недр.
Настоящая Стратегия учитывает тенденции изменения в сфере
геологического изучения недр, отечественной и мировой
минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния.
Настоящая Стратегия определяет основные направления развития
геологической отрасли Российской Федерации в условиях
интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на
международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в
области геолого-разведочного производства.
II. Современное состояние геологической отрасли
Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую,
энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации,
реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом
океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской
Федерации.
Геологическая отрасль неразрывно связана с деятельностью
отраслей, осуществляющих:
добычу, первичную переработку, транспортировку и реализацию
минерального сырья;
использование минерального сырья производителями энергии,
металлургической и химической промышленностью, строительной
индустрией и агропромышленным комплексом.
1. Структура управления геологической отраслью
Система государственного управления геологической отраслью на
федеральном уровне включает:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения,
использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами, а также мониторинга
состояния недр;
Федеральное агентство по недропользованию и его
территориальные органы, оказывающие государственные услуги по
геологическому изучению недр, осуществляющие управление
государственным имуществом, лицензирование недропользования,
государственный учет и государственную экспертизу запасов,
информации и проектов геолого-разведочных работ;
Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее
территориальные органы, осуществляющие государственный контроль за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр.
К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере регулирования отношений
недропользования относятся управление фондом недр
общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного
значения, а также участие в разработке и реализации
государственных программ геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы и участие в определении
условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих
территориях.
Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций
в области изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов,
является Правительственная комиссия по вопросам
топливно-энергетического комплекса и воспроизводства
минерально-сырьевой базы.
В настоящее время отсутствует четкое разграничение
ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства
минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Поиски и оценка
месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет
средств федерального бюджета в рамках государственного заказа, так
и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При
этом соотношение вкладов государства и бизнеса в
геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в
среднем соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5
- для твердых полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по
поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств
недропользователей не ведутся.
Большинство геологических организаций функционирует в форме
федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных
обществ, управление которыми осуществляется при минимальном
участии Федерального агентства по недропользованию.
2. Информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли
Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает:
сбор и обработку геологической информации, а также ее
хранение;
создание сводной информационно-аналитической продукции,
необходимой для государственного управления фондом недр;
предоставление геологической информации и
информационно-аналитической продукции потребителям.
Получение и интерпретация геологической информации
осуществляются недропользователями, научными и производственными
организациями, проводящими работы по геологическому изучению и
использованию недр.
Сбор, обработка, хранение и предоставление геологической
информации в пользование обеспечиваются разветвленной сетью
организаций, находящихся в ведении Федерального агентства по
недропользованию.
Основными сводными информационно-аналитическими продуктами,
имеющими ключевое значение для государственного управления фондом
недр, являются:
государственный баланс запасов полезных ископаемых;
государственный кадастр месторождений и проявлений полезных
ископаемых Российской Федерации;
государственный реестр работ по геологическому изучению недр,
участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в
целях, не связанных с добычей, а также лицензий на пользование
недрами;
сводные данные федерального государственного статистического
наблюдения, отражающие объемы выполненных геолого-разведочных
работ в физическом и денежном выражении.
В настоящее время содержание геологической информации, ее
полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование
не полностью соответствуют потребностям геолого-разведочного
производства, выработки и принятия управленческих решений. В
частности, геологическая информация, полученная пользователем недр
за счет собственных или привлеченных средств, является его
собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный
срок.
Не решены вопросы сбора и хранения первичной геологической
информации.
3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли
Геолого-разведочные работы характеризуются высокой
наукоемкостью. Результатом научных исследований в геологии
являются новые данные и знания о геологическом строении недр,
закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых.
Эффективность геолого-разведочных работ обеспечивается внедрением
прогрессивных научно-технических решений и технологий в области
поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Основные объемы научных исследований и опытно-конструкторских
разработок в области геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы выполняются отраслевыми
научными организациями, учреждениями Российской академии наук и
профильными высшими учебными заведениями.
Научные исследования в геологии развиваются в условиях
постоянного обновления информации о геологическом строении и
минерагеническом потенциале недр, появления новых идей и
концепций, а также изменения экономической и геополитической
ситуации.
Решающее значение в развитии научных геологических
исследований имеет возможность обработки и освоения огромного
объема геологических, геофизических, геохимических и дистанционных
данных на основе современных информационных технологий.
Принципиально новым является переход от качественных оценок к
количественным моделям.
Разрабатываются новые подходы к тектоническому районированию
и прогнозированию открытий месторождений полезных ископаемых на
основе геодинамического анализа.
Существенно усовершенствованы используемые методы
исследования вещества и строения недр Земли, позволяющие получать
всестороннюю аналитическую характеристику геологического вещества
на основе элементного и изотопного анализа, и разработаны новые
такие методы. Использование новых физических методов дает
возможность выявить детальные особенности внутреннего строения
горных пород и минералов. Значительное повышение чувствительности
геофизических методов и их комплексное применение привело к
существенной детализации и новому пониманию внутреннего строения
Земли.
Отмечается расширение объектов геолого-разведочных работ и их
масштаба. Кроме верхних горизонтов земной коры в сферу
геологических исследований уже сейчас вовлечены вся литосфера,
территория континентального шельфа Российской Федерации и дно
Мирового океана. Это стало возможным благодаря глубокому и
сверхглубокому бурению, возросшей точности геофизических
исследований, особенно различных сейсмических методов, достижениям
в области экспериментальной петрологии и минералогии и изучении
каменного материала глубинного происхождения, а также успехам в
физике горных пород в условиях высоких температур и давлений.
К настоящему времени достаточно детально изучены
нефтегазоносные и нефтегазоперспективные отложения осадочных
бассейнов России на глубине до 3,5 - 4,5 км. Весьма актуальным
становится повышение глубинности исследований в пределах
территории Российской Федерации и получение новых данных о
нефтегазоносности континентального шельфа Российской Федерации.
В практику геолого-геофизических исследований внедрены
цифровые измерительные системы, а также средства автоматики и
информационно-коммуникационных технологий.
Использование передовых научно-технических решений позволяет
уменьшить риски, неизбежные при проведении геологических работ на
ранних стадиях геологического изучения территории.
Вместе с тем в последние годы вследствие перепрофилирования
ряда конструкторских и приборостроительных организаций разработка
и выпуск отечественных аппаратурно-технологических комплексов и
оборудования существенно сократились. Отчетливо проявилось
отставание в развитии отечественных технических средств и
технологий для геолого-разведочных работ от уровня, достигнутого
зарубежными странами. По ряду направлений происходит замещение
отечественного оборудования и технологий импортными.
Имеющиеся в распоряжении государственных геологических
организаций технические средства в значительной степени изношены и
морально устарели.
Выявление новых источников минерального сырья становится все
более сложным и дорогостоящим из-за усложнения условий проведения
геолого-разведочных работ. Стоящие перед геологической отраслью
проблемы определяют необходимость разработки новых подходов,
научных теорий, методов и технологий поисков и разведки.
4. Кадровое обеспечение геологической отрасли
Подготовка специалистов геологического профиля в Российской
Федерации ведется в 34 высших учебных заведениях, включая
18 технических университетов, академий и институтов, и
20 техникумах. Подготовка ведется по 15 специальностям высшего
профессионального образования и 8 специальностям среднего
профессионального образования.
Общий контингент студентов-геологов составляет около
18 тыс. человек, в том числе студентов высших учебных заведений -
около 16 тыс. человек, студентов техникумов - около
2 тыс. человек. Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим
образованием составляет около 2,5 тыс. человек, со средним
геологическим образованием - около 500 человек. По данным
последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают
не по специальности.
За последние 15 лет обеспеченность организаций геологической
отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием
снизилась почти в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста
и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной
возрастной категории до 40 лет. Кроме того, постоянно
увеличивается отток кадров, а более 10 процентов появившихся
рабочих мест остаются вакантными. По различным оценкам, дефицит
молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других
специалистов с высшим образованием в геологической отрасли
составляет свыше 20 тыс. человек.
Причинами дефицита высококвалифицированных геологических
кадров являются:
отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж
профессии геолога для привлечения молодых и талантливых кадров и,
как следствие, изменение возрастной структуры в сторону
преобладания предпенсионных и пенсионных групп, в результате чего
средний возраст геологических кадров, особенно в государственных
организациях, составляет 50 - 60 лет;
слабое и неэффективное взаимодействие высших учебных
заведений и других учебных заведений с успешно работающими
научными и производственными геологическими организациями и
компаниями-недропользователями;
отсутствие образовательных программ, отвечающих современным
требованиям;
несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых
специалистов реальным потребностям отрасли;
отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом
потребностей инновационного развития геологической отрасли;
отсутствие современных механизмов и инструментов управления
кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно
прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов
геологического профиля в условиях современного рынка труда.
III. Стратегическая цель и задачи развития геологической отрасли
Стратегической целью развития геологической отрасли до
2030 года является формирование высокоэффективной, инновационно
ориентированной системы геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение
поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде.
В соответствии с Основами государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования, утвержденными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля
2003 г. N 494-р, и долгосрочной государственной программой
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на
основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, основными задачами геологической отрасли на
долгосрочную перспективу являются:
воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах,
необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в
минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ
социально-экономического развития регионов Российской Федерации и
обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;
изучение территории Российской Федерации, ее континентального
шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и
Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей
экономики страны и ее геополитических интересов;
охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых
ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
базовых отраслей экономики;
оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных
опасным геологическим процессам и явлениям.
Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным
преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России,
донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход
на новый технологический уклад. Экономические и геополитические
интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно
зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство
которой на современном технологическом уровне является центральной
задачей геологической отрасли. Решение этой задачи определяется
детальностью геологической изученности территории страны,
результативностью и качеством геолого-разведочных работ на всех
стадиях их проведения - от регионального изучения недр до разведки
месторождений полезных ископаемых.
Россия располагает значительными минерально-сырьевыми
ресурсами большинства используемых в мире полезных ископаемых.
Годовой объем производства товарной продукции по таким видам
минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды,
алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы,
фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет
более 30 процентов валового внутреннего продукта Российской
Федерации.
В развитии российского и мирового минерально-сырьевого
комплекса отмечаются следующие основные тенденции:
повышение роли новых территорий, акваторий внутренних морей и
континентального шельфа в связи с истощением ресурсной базы в
традиционных районах добычи углеводородов и твердых полезных
ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрываемых
месторождений;
усиление внимания к новым для промышленности типам
месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья,
геотермальным и гидроминеральным ресурсам;
увеличение глубин поисков и разработки месторождений полезных
ископаемых;
снижение качества руд вводимых в эксплуатацию месторождений и
постепенное замещение выбывающих из эксплуатации месторождений
богатых легкообогатимых руд месторождениями бедных
труднообогатимых руд;
перемещение геолого-разведочных работ в удаленные районы и
районы со сложными горно-геологическими и климатическими условиями
и слабо развитой инфраструктурой.
С развитием научно-технического прогресса изменился и
продолжает меняться спектр используемых полезных ископаемых, а
также отмечается сокращение потребления отдельных видов
минерального сырья в сочетании с ростом других и появлением новых.
При высокой обеспеченности России общими запасами большинства
полезных ископаемых в стране имеется дефицит отдельных видов
минерального сырья, потребность в которых не покрывается
собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта. Причинами
этого являются отсутствие или неблагоприятное
геолого-географическое размещение месторождений качественных руд,
а также наличие технологических сложностей добычи, обогащения и
переработки минерального сырья.
Развитие минерально-сырьевой базы находится под влиянием
следующих сдерживающих факторов:
отсутствует отвечающая современным требованиям
геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов
России, что сдерживает проведение опережающих
прогнозно-минерагенических исследований и поисковых работ;
существенно сократился резерв объектов, на которых возможно
получение в ближайшие годы значительных приростов запасов
интенсивно добываемых полезных ископаемых;
в нераспределенном фонде недр велика доля запасов полезных
ископаемых, освоение которых экономически нецелесообразно при
используемых технологиях добычи, обогащения и переработки
минерального сырья, а также при существующем состоянии
транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
действующая система государственного регулирования отношений
недропользования не создает достаточных условий для привлечения
инвестиций недропользователей в геолого-разведочные работы;
существующая система государственных закупок не позволяет
обеспечить непрерывное осуществление полного цикла
геолого-разведочных работ от обнаружения перспективных площадей до
открытия и начала освоения месторождений, продолжительность
которого составляет от 5 до 15 лет.
Проблема устойчивого развития и использования минерального
сырья может быть решена на основе реализации широкого комплекса
мероприятий, направленных на повышение инвестиционной
привлекательности геолого-разведочных проектов, расширения объемов
геолого-разведочных работ и повышения их эффективности,
совершенствования административных и экономических механизмов
регулирования недропользования, усиления научно-технического,
инновационного и кадрового обеспечения геологического изучения
недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
IV. Приоритетные направления развития геологической отрасли
Развитие геологической отрасли в рамках настоящей Стратегии
предусматривается по следующим приоритетным направлениям:
совершенствование системы государственного управления
геологическим изучением недр и воспроизводством
минерально-сырьевой базы;
повышение инвестиционной привлекательности геологического
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения
и предоставления в пользование геологической информации;
совершенствование научно-технического обеспечения
геолого-разведочных работ;
создание условий для внедрения инновационных технологий;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
1. Совершенствование государственного управления
геолого-разведочными работами
Совершенствование государственного управления в сфере
геологического изучения недр, воспроизводства и использования
минерально-сырьевой базы будет основано на оптимизации
организационной структуры геологической отрасли и развитии
принципов программно-целевого планирования геолого-разведочных
работ.
Необходимо конкретизировать функции и сферу ответственности
государственного сектора геологической отрасли, а также
разграничить вклад государства и бизнеса в воспроизводство
минерально-сырьевой базы. В зависимости от вида полезных
ископаемых, района проведения геолого-разведочных работ и других
факторов эта граница может смещаться в ту или иную сторону.
В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы
углеводородного сырья вклад государства должен ограничиваться
региональной стадией изучения новых нефтегазоносных провинций
(научные исследования, бурение параметрических скважин,
геофизические работы регионального масштаба, в том числе
сейсмические). Более детальные геофизические исследования, включая
подготовку перспективных структур к бурению, а также само
поисково-разведочное бурение должны находиться в сфере
ответственности нефтегазодобывающих компаний и финансироваться за
их счет.
В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых
полезных ископаемых государственный заказ в ряде случаев может
включать проведение геолого-разведочных работ поисково-оценочной
стадии, а иногда (для месторождений, имеющих первостепенное
государственное и военно-стратегическое значение) - разведочной
стадии.
Оптимизация организационной структуры геологической отрасли
Оптимизация организационной структуры геологической отрасли
направлена на достижение следующих целей:
обеспечение государственного контроля за стратегически важной
отраслью;
повышение эффективности размещения и исполнения
государственного заказа в сфере геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
обеспечение оптимального функционирования государственной
системы лицензирования пользования участками недр;
обеспечение более качественного выполнения работ в сфере
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы;
повышение эффективности управления имущественным комплексом
геолого-разведочных организаций;
создание условий для технического перевооружения
геолого-разведочных организаций в соответствии с их
специализацией;
формирование единого информационного пространства,
консолидирующего в себе информационные потоки различной
ведомственной принадлежности, относящиеся к проблемам
государственного управления и инвестирования в области
геологического изучения недр, воспроизводства и использования
минерально-сырьевой базы;
укрепление кадрового потенциала организаций,
специализирующихся по видам работ и полезных ископаемых;
создание условий для диверсификации минерально-сырьевого
обеспечения экономики страны за счет расширения российского
присутствия на международном рынке геологических услуг.
Реструктуризация геологической отрасли предполагает:
преобразование федеральных государственных унитарных
предприятий информационно-экспертного профиля в бюджетные
учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по
недропользованию;
развитие научных организаций, осуществляющих
научно-аналитическое обеспечение выполнения возложенных на
Федеральное агентство по недропользованию государственных функций
по геологическому изучению недр и воспроизводству
минерально-сырьевой базы, а также совершенствование принципов
управления ими;
консолидацию специализированных по видам геолого-разведочных
работ и полезных ископаемых геологических организаций в форме
акционерного общества, в уставный капитал которого должны быть
переданы акции открытых акционерных обществ и акции
преобразованных в открытые акционерные общества федеральных
государственных унитарных предприятий, объединенных
горизонтальными научно-производственными связями. Предполагается,
что в отношении этого акционерного общества позиции акционера -
Российской Федерации будут определяться Правительством Российской
Федерации. Участие в управлении этим обществом предполагается
возложить на Федеральное агентство по недропользованию.
Финансирование сервисного обеспечения геолого-разведочного
производства должно будет осуществляться за счет внебюджетных
источников.
Государственный сектор геологической отрасли призван
обеспечивать выполнение следующих функций:
государственное геологическое изучение и выявление ресурсного
потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее
континентального шельфа и акваторий внутренних морей, а также дна
Мирового океана, Арктики и Антарктики;
локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного
фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства
запасов минерального сырья;
функционирование государственной системы лицензирования;
выполнение государственной экспертизы запасов полезных
ископаемых, технических проектов разработки месторождений полезных
ископаемых и проектов геолого-разведочных работ;
государственный учет запасов и прогнозных ресурсов полезных
ископаемых, работ, участков недр и лицензий;
государственный мониторинг состояния недр;
государственный контроль и надзор за геологическим изучением
недр и рациональным недропользованием.
Оптимизация функционирования негосударственного сектора
геологической отрасли предусматривает создание условий для
дальнейшего развития геолого-разведочных подразделений действующих
горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, сервисных
геолого-разведочных структур, а также для формирования небольших
геолого-разведочных компаний и усиления роли субъектов малого и
среднего предпринимательства в проведении геолого-разведочных
работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для
крупных компаний. В этих целях будут приняты следующие меры:
упрощение процедуры получения лицензии на геологическое
изучение за счет собственных или привлеченных средств (вплоть до
введения заявительного принципа) и обеспечение возможности
свободного рыночного оборота поисковых лицензий;
обеспечение свободного доступа к геологической информации,
полученной за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
развитие рыночных механизмов привлечения рискового капитала
(бирж, финансовых институтов и других механизмов) для
финансирования геолого-разведочных работ.
Для привлечения субъектов малого и среднего
предпринимательства к разработке месторождений, не представляющих
интереса для крупных компаний, предусматривается:
разработка критериев определения участков недр, не
представляющих интереса для крупных компаний;
упрощение порядка предоставления таких участков недр в
пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
обеспечение возможности переуступки прав пользования такими
участками недр в пользу субъектов малого и среднего
предпринимательства на рыночных условиях.
Совершенствование программно-целевого планирования
Программно-целевое планирование в сфере геологического
изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой
базы будет осуществляться на основе действующих и разрабатываемых
государственных программ. Получит развитие планирование
геолого-разведочных работ в пределах естественных границ
минерагенических провинций и минерально-сырьевых центров,
выделяемых с учетом возможностей транспортной и энергетической
инфраструктуры территорий вне зависимости от
административно-территориального деления.
Минерально-сырьевые центры определяются как совокупность
разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и
перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой
инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья
или продуктов его обогащения в федеральную или региональную
транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской
транспорт) для доставки потребителям.
Для выделяемых объектов планирования будет проводиться
согласование программ геолого-разведочных работ, финансируемых за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств пользователей недр.
Такой же подход будет использоваться при подготовке программ
лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:
обеспечение балансов между локализацией прогнозных ресурсов,
воспроизводством и освоением запасов полезных ископаемых;
использование конкурсных (аукционных) механизмов
предоставления прав пользования недрами, в том числе на близко
расположенные участки недр, содержащие малые и средние
месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;
корректировка программ социально-экономического развития
регионов, направленная на совершенствование энергетической и
транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.
2. Повышение инвестиционной привлекательности
объектов геологического изучения недр
Повышение инвестиционной привлекательности геологического
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы будет
осуществляться на основе совершенствования нормативно-правового
обеспечения недропользования и введения механизмов экономического
стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения
Совершенствование нормативно-правового обеспечения будет
направлено на снятие административных барьеров при регулировании
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы и предусматривает:
совершенствование порядка предоставления в пользование
участков недр федерального значения;
упрощение порядка формирования перечней участков недр,
предоставляемых в пользование без конкурса для целей
геологического изучения, а также на условиях конкурса или аукциона
для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных
ископаемых;
упрощение порядка предоставления недропользователю права на
разведку и разработку нижележащих горизонтов разрабатываемых
участков недр и сопредельных участков нераспределенного фонда при
выходе месторождения или отдельных его частей за пределы
первоначально предоставленной лицензионной площади и последующую
разработку открытых месторождений (залежей), а также введение
возможности продления сроков действия лицензий с уточнением границ
лицензионной площади;
создание нормативной правовой базы для геологического
изучения и разработки трансграничных месторождений полезных
ископаемых;
разработку и утверждение требований к содержанию технических
проектов по видам полезных ископаемых;
упрощение порядка предоставления в пользование для целей
проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ
земельных и лесных участков, находящихся во всех формах
собственности, с учетом интереса собственника;
разработку и нормативное закрепление понятийного аппарата,
используемого в законодательных и других нормативных правовых
актах, регулирующих отношения в сфере использования недр;
создание необходимой нормативной правовой базы для
функционирования рынков частного акционерного капитала,
необходимых для привлечения средств внебюджетных источников в
целях осуществления работ по поиску и оценке полезных ископаемых;
введение механизма гарантирования лицу, открывшему
месторождение, в том числе федерального значения, права на участие
в реализации проекта по обустройству и разработке такого
месторождения;
создание прозрачной системы санкций за нарушение условий
пользования недрами и установление формализованных оснований для
прекращения, приостановления или ограничения права пользования
участками недр.
Экономическое стимулирование геолого-разведочных работ
В целях экономического стимулирования геологического изучения
недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального
недропользования предполагается введение ряда мер.
В области совершенствования системы налогов и платежей
предусматривается введение следующих мер:
обоснование введения дифференцированной ставки налога на
добычу полезных ископаемых;
выработка механизмов перехода в долгосрочной перспективе на
налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов
финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на
добавочный доход);
оптимизация механизма взимания экспортных пошлин на
минеральное сырье и продукты его переработки.
Введение налоговых новаций планируется осуществлять в
соответствии с мероприятиями, предусмотренными Министерством
финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
В области совершенствования механизма предоставления участков
недр в пользование предусматриваются следующие меры:
стимулирование геолого-разведочной деятельности компаний и
снижение их инвестиционных рисков в процессе пользования недрами
на участках федерального значения в части совершенствования
принципов возмещения расходов недропользователей, открывших
месторождения полезных ископаемых;
дальнейшее совершенствование порядка расчета разового платежа
за пользование недрами;
совершенствование порядка расчета и взимания иных платежей
при предоставлении недр в пользование.
В части оптимизации затрат недропользователей
предусматривается:
совершенствование механизма осуществления государственного
заказа в части включения в него положений, определяющих
особенности формирования условий торгов применительно к размещению
заказа на ведение геолого-разведочных работ;
разработка укрупненных нормативов затрат на освоение
месторождений по различным регионам Российской Федерации;
принятие положения о ликвидационном фонде, формируемом
компаниями-недропользователями в целях финансирования мероприятий
по консервации и ликвидации предприятия, восстановлению природной
среды и рекультивации земель и благоустройству территорий.
Отчисления в этот фонд будут производиться недропользователями на
специальный депозитный счет в любом банке на территории Российской
Федерации в течение действия проекта отработки месторождения.
Кроме того, в целях развития геолого-разведочной деятельности
и стимулирования рационального пользования недрами
предусматривается:
совершенствование классификации запасов и ресурсов полезных
ископаемых в части учета экономических факторов их освоения;
разработка мер, направленных на стимулирование
первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, и дальнейшее
совершенствование института первооткрывательства.
3. Совершенствование информационного обеспечения
геолого-разведочных работ
Совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения
и предоставления в пользование геологической информации
предусматривает обеспечение полноты, достоверности и оперативности
предоставления геологической информации в соответствии с
современными и перспективными требованиями геолого-разведочного
производства и государственного управления в сфере
недропользования.
Для достижения требуемого уровня полноты, достоверности и
оперативности предоставления геологической информации
предполагается решить следующие задачи:
обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов
интеллектуальной собственности и коммерческого использования
геологической информации, полученной как государственными, так и
негосударственными организациями за счет различных источников
финансирования;
разработка нормативно-правового обеспечения сбора, обработки,
анализа и хранения геологической информации, в том числе носителей
первичной геологической и геофизической информации;
актуализация форм федерального статистического наблюдения и
совершенствование технологии сбора, обработки, хранения и анализа
собираемых по ним данных.
Предусматривается создание системы предоставления
геологической и сопутствующей информации на безвозмездной основе.
Планируется предоставить геологическим компаниям возможность
самостоятельной реализации продукции геологического изучения недр,
полученной за счет средств внебюджетных источников. Результаты
геолого-разведочных работ, выполненных на территории Российской
Федерации за счет средств частных компаний, могут на протяжении
определенного времени составлять коммерческую тайну, а затем
должны передаваться в открытый доступ.
Для обеспечения свободного доступа к открытой геологической
информации будет создан информационный портал, содержащий сведения
о динамике ресурсной базы и добычи полезных ископаемых, видах,
объемах, стоимости и результативности геолого-разведочных работ.
Повышение оперативности предоставления в пользование основных
информационно-аналитических продуктов должно обеспечиваться
переводом их на электронные носители, имеющие равный статус с
традиционными бумажными документами.
4. Совершенствование научно-технического обеспечения
геолого-разведочных работ
Совершенствование научно-технического обеспечения
геолого-разведочных работ планируется осуществлять в следующих
направлениях:
разработка перспективных научных направлений,
научно-технических решений, современных методов и технологий,
приборов и оборудования, призванных повысить эффективность
геологического изучения недр, воспроизводства и использования
минерально-сырьевой базы страны;
разработка типовых прогнозно-геологических моделей
месторождений полезных ископаемых для их выявления и оценки в
различных регионах страны;
целевое изучение основных горнорудных районов страны и
определение перспектив выявления новых месторождений и скрытых
рудных тел в пределах рудных полей, на флангах и глубоких
горизонтах отрабатываемых месторождений;
разработка и внедрение современных технологий поисков,
разведки, добычи, обогащения и переработки минерального сырья, его
комплексного использования, направленных на повышение
энергоэффективности и минимизацию негативного воздействия на
окружающую среду;
научное обоснование закономерностей размещения и выявления на
территории Российской Федерации нетрадиционных видов минерального
сырья и новых типов месторождений.
Необходимой составляющей всех этапов работ, выполняемых в
геологической отрасли (работы общегеологического и
минерагенического назначения, поиски, оценка, разведка и освоение
месторождений), является научно-методическое сопровождение,
которое обеспечивает повышение воспроизводства фонда
недропользования, его ликвидной и остродефицитной частей.
Для создания единой системы отраслевых научных знаний
необходимо:
сохранение существующих и создание новых научных школ,
совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации;
развитие теоретических основ мониторинга, моделирования и
прогнозирования опасных геологических процессов и явлений,
обеспечивающих повышение точности риска и снижение ущерба от
опасных геологических процессов и явлений;
проведение на постоянной основе опережающих проблемно
ориентированных фундаментальных геологических исследований,
обеспечивающих решение современных и перспективных прикладных
задач геологической отрасли в части, касающейся:
обоснования новых подходов к минерагеническому районированию
территории страны и оценке прогнозных ресурсов полезных
ископаемых, а также разработки моделей глубинного строения рудных
районов;
разработки фундаментальных основ оценки ресурсного потенциала
глубоких горизонтов осадочных бассейнов, прогноза уникальных и
крупных месторождений углеводородов, в том числе в пределах
континентального шельфа Российской Федерации и акваторий
внутренних морей.
Необходимо дальнейшее развитие геофизических методов и
создание современных аппаратурно-технологических средств, наиболее
важными из которых являются:
аэрогеофизические аппаратурно-технологические комплексы с
высокой разрешающей способностью;
многоканальные телеметрические системы регистрации
геофизических данных с высокой частотой дискретизации;
геофизическая аппаратура на основе сверхпроводящих квантовых
интерференционных датчиков, обладающих высокой чувствительностью.
Для обеспечения морских геофизических исследований на опорных
профилях необходимо создание нового поколения донных станций,
использующих сейсмический и электромагнитный каналы, а также канал
измерения теплового потока.
Предусматривается совершенствование технико-технологического
обеспечения бурения и исследования глубоких скважин, скважин на
твердые полезные ископаемые и гидрогеологических скважин.
Для развития геолого-разведочных работ на континентальном
шельфе Российской Федерации и в Мировом океане требуется
переоборудование и переоснащение современными техническими
средствами имеющихся научно-исследовательских судов и
строительство новых научно-исследовательских судов.
Необходимо создать современную метрологическую базу
обеспечения единства измерений при проведении геолого-разведочных
работ и лабораторно-аналитических исследований.
Передовые научно-технические достижения должны определять
требования к результатам и качеству геолого-разведочных работ,
закрепляемые соответствующими стандартами, регламентами,
рекомендациями и другими нормативными документами.
5. Инновационное развитие геологической отрасли
Переход на инновационный путь развития геологической отрасли
предполагает техническое перевооружение средств получения
геологической информации, ее обработки, интерпретации и
предоставления в пользование.
Инновационную базу средств получения геологической информации
планируется развивать на основе современных измерительных,
аналитических и интерпретационных аппаратурно-технологических
комплексов, специализированных по видам геолого-разведочных работ
и минерального сырья, а также на основе технологий
интегрированного анализа и поддержки принятия управленческих
решений.
Предусматривается широкое использование современных
компьютеризированных систем сбора, обработки и оперативной
передачи геологических, геофизических и геохимических данных.
Особое значение имеет внедрение информационно-технологических
решений, обеспечивающих координацию данных из официальных
источников цифровой информации по недропользованию. Для этого
предусматривается создание мотивационных условий, способствующих
внедрению передовых технологий проведения всех видов
геолого-разведочных работ.
Экономическое обеспечение инновационной деятельности
предусматривает:
выделение прямых инвестиций за счет средств федерального
бюджета на разработку инновационных проектов, важных для решения
государственных задач, не решаемых частными инвесторами;
разработку финансовых механизмов развития инновационной
деятельности в сфере недропользования путем создания возможных
условий для реализации лизинговых соглашений;
субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным в
российских кредитных организациях, и лизинговым договорам для
компаний, осуществляющих разработку и реализацию инновационных
проектов;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации о
размещении заказов в целях стимулирования инноваций и модернизации
через систему государственного заказа;
освобождение на определенный период времени от уплаты
таможенных пошлин ввозимого геолого-разведочного оборудования, не
имеющего российских аналогов.
6. Совершенствование кадрового обеспечения геологической отрасли
Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров
предполагает разработку и реализацию программы подготовки кадров
по геологическим специальностям, включающей организационные,
нормативно-правовые и финансово-экономические мероприятия,
направленные:
на обеспечение кадрового потенциала отрасли;
на обеспечение качественной профессиональной кадровой
подготовки;
на оптимизацию размещения образовательных центров;
на организацию мониторинга кадровой ситуации.
Обеспечение потребностей в кадровых ресурсах необходимо
решать, прежде всего, за счет повышения престижа профессии геолога
и закрепления в отрасли специалистов, получивших соответствующее
образование. Решению этой проблемы будут способствовать:
реализация программ целевой подготовки специалистов
горно-геологического профиля с высшим и средним профессиональным
образованием на основе договоров на целевую контрактную
подготовку, заключаемых между студентом и работодателем;
обеспечение конкурентного уровня материального вознаграждения
работников отрасли;
установление вознаграждения за выслугу лет и введение
социальных гарантий;
признание научных достижений и достойное поощрение
первооткрывательства;
расширение возможности научного, профессионального и
административного роста.
Обеспечение качественной подготовки кадров требует
постоянного обновления знаний и реализации принципов непрерывности
общей и профессиональной подготовки специалистов по всем
образовательным уровням.
В общеобразовательных учебных заведениях предполагается
развитие детско-юношеских геологических движений (геологические
кружки, молодежные геологические партии и экспедиции, экскурсии,
выставки, олимпиады и конкурсы), обеспечивающих популяризацию
среди молодого поколения профессий горно-геологической
направленности.
Система подготовки специалистов геологического профиля в
высших учебных заведениях предусматривает:
рациональную модель подготовки специалистов, способных
принимать инженерные решения в процессе практической деятельности
на основе принципа неразрывного единства теоретического и
практического обучения;
подготовку кадров для осуществления инновационной
деятельности в области наукоемких технологий и коммерциализации
результатов научных разработок;
повышение доли практической компоненты в обучении за счет
увеличения роли и обеспеченности самостоятельной работы студентов
с целью повышения их творческой активности;
закрепление за высшими учебными заведениями и средними
специальными учебными заведениями производственных организаций в
качестве постоянных баз производственной практики студентов;
стимулирование заинтересованности организаций в проведении
преддипломной практики с последующим трудоустройством выпускников
высших учебных заведений;
развитие региональных центров (полигонов) для прохождения
студентами учебной практики при ведущих высших учебных заведениях
горно-геологического профиля;
переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных
учреждений и совершенствование их научно-методической базы в
соответствии с текущими и перспективными задачами отрасли;
объединение учебно-образовательных ресурсов и программ в
единую общероссийскую систему непрерывного геологического
образования и управления знаниями, а также применение в рамках
этой системы инновационных технологий и методов обучения
специалистов;
создание в профильных научно-исследовательских институтах
кафедр высших учебных заведений, способствующих участию студентов
в научно-исследовательском процессе.
Для обеспечения послевузовской подготовки специалистов и
руководителей геологической отрасли планируется восстановить:
сеть учебных центров повышения квалификации, обеспечив
разработку новых организационных, финансовых и методических основ
их деятельности;
формирование отраслевого кадрового резерва;
целевую подготовку кадров высшей квалификации для нужд
геологической отрасли.
Проблему рационального размещения образовательных центров
предполагается решить с учетом существующей географии учебных
заведений, количественных и качественных показателей выпуска
специалистов, а также задач, стоящих перед геологической отраслью
на территориальном, региональном и федеральном уровнях.
Организация кадрового мониторинга геологической отрасли будет
заключаться в целенаправленном отслеживании динамики и
эффективности подготовки, переподготовки и использования
специалистов и руководителей различных уровней геологической
отрасли.
Мониторинг обеспечит решение следующих задач:
получение достоверной и всесторонней кадровой информации;
формирование банка данных персонала и разработка
информационно-поисковой системы кадров;
систематизация, обобщение статистических данных и определение
динамики и оценок состояния кадрового обеспечения;
интегрирование результатов анализа в целостную систему
оценочных показателей для прогнозирования, планирования и
управления кадровыми процессами;
определение направлений дальнейшего совершенствования
механизма кадрового обеспечения.
V. Ожидаемые результаты и целевые показатели развития
геологической отрасли
Реализация настоящей Стратегии позволит перевести
геологическую отрасль на качественно новый уровень, в результате
чего будет достигнуто повышение геологической изученности страны,
воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение
рационального недропользования и снижение ущербов от негативных
процессов и явлений.
Для оценки реализации настоящей Стратегии сформирована
система целевых показателей, характеризующих развитие
геологической отрасли по критериям инновационного развития,
кадрового обеспечения, инвестиционной привлекательности,
обусловливающим развитие минерально-сырьевой базы, рост
геологической изученности территории и увеличение степени охвата
территорий системой наблюдений за опасными геологическими
процессами и явлениями. При этом используются следующие целевые
показатели:
увеличение до 70 процентов доли геолого-разведочных работ,
выполняемых инновационно-активными организациями;
достижение полной обеспеченности геологических организаций
специалистами высшего уровня квалификации;
обеспечение роста объемов финансирования за счет средств
внебюджетных источников вследствие повышения инвестиционной
привлекательности геолого-разведочных работ по отношению к
достигнутому уровню в 2015 году на 20 процентов, в 2020 году - на
40 процентов, в 2030 году - на 50 процентов;
обеспечение воспроизводства минерального сырья с учетом
текущей и перспективной потребности в разведанных запасах, которое
в соответствии с основными документами стратегического
планирования социально-экономического развития страны составит
соответственно в среднем в год к 2015, 2020 и 2030 годам:
по нефти - до 490 млн. тонн в год, до 500 млн. тонн и до
530 млн. тонн;
по природному газу - до 715 млрд. куб. метров, до
780 млрд. куб. метров и до 900 млрд. куб. метров;
по золоту - до 210 тонн, до 220 тонн и до 250 тонн;
по железной руде - до 180 млн. тонн, до 190 млн. тонн и до
200 млн. тонн;
по меди - до 1100 тыс. тонн, до 1250 тыс. тонн и до
1400 тыс. тонн;
по никелю - до 400 тыс. тонн, до 440 тыс. тонн и до
450 тыс. тонн;
повышение уровня изученности территории Российской Федерации,
ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей
посредством проведения работ общегеологического и специального
назначения к 2012 году до 45 процентов, к 2020 году - до
50 процентов и к 2030 году - до 70 процентов;
повышение уровня изученности территорий Российской Федерации,
подверженных влиянию опасных геологических процессов и явлений, к
2015 году - до 55 процентов, к 2020 году - до 60 процентов и к
2030 году - до 80 процентов.
VI. Риски реализации настоящей Стратегии
Для достижения поставленной цели настоящей Стратегии
необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные
и научно-технологические риски.
Макроэкономические риски связаны с возможным ухудшением
внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста
экономики и уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией,
кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.
Источниками возникновения таких рисков являются:
снижение объемов выпуска продукции наиболее ресурсоемких
отраслей экономики;
неблагоприятное изменение внутренней и внешней конъюнктуры
в смежных отраслях экономики;
недостаток мощностей и низкий технический уровень развития
отечественного приборо- и машиностроения для геологической
отрасли;
несоответствие объема выделяемых государственных инвестиций
на геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы требованиям настоящей Стратегии.
Нестабильность международной обстановки может оказать
негативное влияние на реализацию проектов с участием зарубежных
партнеров, объемы международного кооперационного сотрудничества, а
также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга
кредитного доверия к геологической отрасли со стороны кредитных
организаций и международных финансовых институтов.
Операционные риски связаны с недостатками в процедурах
управления, поддержки и контроля за реализацией настоящей
Стратегии, в том числе с недостатками нормативно-правового
обеспечения. Эффективное и динамичное развитие геологической
отрасли во многом зависит от создания благоприятного правового
климата для инновационного развития. Несвоевременное внесение
назревших изменений в нормативную правовую базу может стать
источником серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного
развития отрасли.
К операционным рискам следует отнести возможное
перепрофилирование геологических организаций при их приватизации.
Социальные риски обусловлены дефицитом
высококвалифицированных кадров геологической отрасли для
осуществления научных исследований, геолого-разведочных работ и
полномочий на федеральном и региональном уровнях.
Научно-технологические риски возникают при недостаточном
финансировании работ, направленных на усиление научно-технического
и инновационного развития геологической отрасли, создание и
внедрение современных технологий.
Риски достижения показателей воспроизводства
минерально-сырьевой базы определяются также вероятностным
характером геолого-разведочного процесса.
Необходимым условием эффективной реализации настоящей
Стратегии является минимизация указанных рисков, анализ
промежуточных результатов ее выполнения и принятие оперативных мер
по корректировке приоритетных направлений развития геологической
отрасли.
VII. Финансовое обеспечение, этапы и сроки реализации
настоящей Стратегии
Финансирование предусмотренных настоящей Стратегией мер
предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных
источников.
Направления и механизмы развития геологической отрасли в
соответствии с настоящей Стратегией нацелены на повышение
эффективности использования финансовых средств, предусматриваемых
на геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с оптимизацией
организационной структуры геологической отрасли, экономическим
стимулированием геологического изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и рационального недропользования, с
созданием условий для внедрения инновационных технологий за счет
средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных
обязательств, предусматривается уточнять по результатам
рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при
подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и
плановый период.
Стратегия реализуется в 3 этапа:
первый этап - 2010-2012 годы;
второй этап - 2013-2020 годы;
третий этап - 2021-2030 годы.
На первом этапе предусматривается создание первоочередных
нормативно-правовых и экономических механизмов развития отрасли.
На втором этапе предполагается завершение институциональных
преобразований, в том числе связанных с совершенствованием системы
государственного управления геологической отраслью,
совершенствованием системы сбора, обработки, анализа, хранения и
предоставления в пользование геологической информации, усилением
научно-технического и кадрового обеспечения геолого-разведочных
работ. При этом предполагается обеспечить геологическое изучение
территории страны и воспроизводство минерально-сырьевой базы в
объемах, достаточных для функционирования экономики страны в
условиях инновационного развития.
Реализация настоящей Стратегии на первом и втором этапах не
потребует изменений финансового обеспечения геолого-разведочных
работ, предусмотренных долгосрочной государственной программой
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на
основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии
Российской Федерации.
На третьем этапе в результате введения в действие нормативной
правовой базы в части повышения доступности геологической
информации, заявительного принципа получения и свободного оборота
поисковых лицензий инвестиционная привлекательность
геолого-разведочной деятельности значительно возрастет. При этом
вклад недропользователей в решение проблем воспроизводства
минерально-сырьевой базы Российской Федерации, ее континентального
шельфа и акваторий внутренних морей будет определяющим. С этого
времени средства федерального бюджета должны будут направляться
преимущественно на региональное геологическое изучение территории
Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий
внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики в
целях обеспечения потребностей различных отраслей экономики страны
и защиты ее геополитических интересов. Указанные изменения найдут
отражение в государственной программе геологического изучения
недр.
VIII. Система управления реализацией настоящей Стратегии
Для достижения стратегической цели настоящей Стратегии
формируется система управления ее реализацией, которая
предполагает:
формирование плана мероприятий по реализации настоящей
Стратегии и эффективной организационной модели по его выполнению;
концентрацию имеющихся ресурсов на достижении значений
целевых показателей развития геологической отрасли;
создание механизма мониторинга, оценки и минимизации рисков
реализации настоящей Стратегии.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами
государственной власти в соответствии с полномочиями в
установленной сфере деятельности. При реализации настоящей
Стратегии соответствующими органами государственной власти
представляется в Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации промежуточная отчетность о фактически
достигнутых значениях целевых показателей развития геологической
отрасли, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их
преодолению.
Координация реализации настоящей Стратегии возлагается на
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Задачами координатора являются организация системы мониторинга,
анализ хода реализации настоящей Стратегии и оценка достигнутых
результатов, а также представление в Правительство Российской
Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации
комплекса мер и их финансового обеспечения.
____________