РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О транспортной безопасности
Принят Государственной Думой 19 января 2007 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года
(В редакции федеральных законов от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ;
от 19.07.2009 г. N 197-ФЗ)
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие
понятия:
1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие
(бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее
безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой
причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо
создавшее угрозу наступления таких последствий;
2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с
учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и
его возможных последствий;
3) компетентные органы в области обеспечения транспортной
безопасности - федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять
функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения
транспортной безопасности;
4) обеспечение транспортной безопасности - реализация
определяемой государством системы правовых, экономических,
организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса,
соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
5) объекты транспортной инфраструктуры - технологический
комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и
внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги,
тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные
станции, метрополитены, морские торговые, рыбные,
специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные
гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем
связи, навигации и управления движением транспортных средств, а
также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса
здания, сооружения, устройства и оборудование;
6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств - определение степени защищенности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз
совершения актов незаконного вмешательства;
7) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки
транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира,
вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта
отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж,
грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
8) специализированные организации в области обеспечения
транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные
компетентными органами в области обеспечения транспортной
безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств;
9) субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и
физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином
законном основании;
10) транспортная безопасность - состояние защищенности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от
актов незаконного вмешательства;
11) транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые
в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный
подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического
городского наземного пассажирского транспорта в значениях,
устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
12) транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной
инфраструктуры, транспортные средства;
13) уровень безопасности - степень защищенности транспортного
комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта
незаконного вмешательства.
Статья 2. Цели и задачи обеспечения транспортной
безопасности
1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются
устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса,
защита интересов личности, общества и государства в сфере
транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности
являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения
транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного
вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению
транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной
безопасности;
7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной
безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения
транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и
научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности
являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и
государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в
области обеспечения транспортной безопасности;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры,
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности
1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты
транспортной инфраструктуры, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
2. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные
средства, обеспечение транспортной безопасности которых
осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной
власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми
актами Правительства Российской Федерации.
3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения
транспортной безопасности осуществляются уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств от
актов незаконного вмешательства
1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской
Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств проводится специализированными организациями в
области обеспечения транспортной безопасности, организациями и
подразделениями федерального органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению
транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам,
устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере
государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и
контроль за их применением.
3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются
компетентными органами в области обеспечения транспортной
безопасности.
4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах
проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего
Федерального закона, являются сведениями, составляющими
государственную тайну.
Статья 6. Категорирование объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
1. Количество категорий и критерии категорирования объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются
в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области
обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
2. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств осуществляется компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности.
3. Категорированные объекты включаются в реестр объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение
которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения
транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере транспорта.
Статья 7. Уровни безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
1. В целях принятия мер по обеспечению транспортной
безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в
транспортном комплексе.
2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при
изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства
в деятельность транспортного комплекса устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Требования по обеспечению транспортной
безопасности
Требования по обеспечению транспортной безопасности,
учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7
настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются
Правительством Российской Федерации по представлению федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования
являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной
инфраструктуры.
Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению
транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы
обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы
предусматривают систему мер по обеспечению транспортной
безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются
компетентными органами в области обеспечения транспортной
безопасности.
3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной
безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения,
содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,
указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона,
являются сведениями, составляющими государственную тайну.
4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами
транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной
власти или органами местного самоуправления либо исключительно
органами государственной власти.
Статья 10. Ограничения при приеме на работу, непосредственно
связанную с обеспечением транспортной безопасности
1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением
транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение
умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по
поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной
должности или уволенные с государственной службы, в том числе из
правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных
органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного
проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины,
совершением проступка, порочащего честь государственного служащего,
утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения
полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в
соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года
N 1026-I "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о
невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности,
связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для
жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением
транспортной безопасности, устанавливается Правительством
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 19.07.2009 г. N 197-ФЗ)
Статья 11. Информационное обеспечение в области
транспортной безопасности
1. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной
безопасности федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере информационных
технологий и связи, создается единая государственная информационная
система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся
собственностью Российской Федерации.
2. Информационная система, указанная в части 1 настоящей
статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных
баз персональных данных о пассажирах. Такие базы формируются при
осуществлении следующих видов перевозок:
1) внутренние и международные воздушные перевозки;
2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;
3) международные перевозки морским, внутренним водным и
автомобильным транспортом;
4) перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и
автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской
Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. (В
редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
3. Автоматизированные централизованные базы персональных
данных о пассажирах формируются на основании информации,
предоставленной:
1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;
2) федеральными органами исполнительной власти;
3) иностранными государствами и организациями в рамках
международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной
безопасности.
4. Информационные ресурсы единой государственной
информационной системы обеспечения транспортной безопасности
являются информацией ограниченного доступа.
5. При оформлении проездных документов (билетов) передаче в
автоматизированные централизованные базы персональных данных о
пассажирах подлежат следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата и место рождения;
3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по
которому приобретается проездной документ (билет);
4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута
следования (беспересадочный, транзитный);
5) дата поездки.
6. Порядок формирования и ведения автоматизированных
централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также
предоставления содержащихся в них данных устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
7. Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик
иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного
средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в
Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через
территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных
законных основаниях, обеспечивают передачу данных, содержащихся в
проездных документах (билетах), в автоматизированные
централизованные базы персональных данных о пассажирах в
соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ
"О персональных данных", настоящим Федеральным законом, если
международными договорами Российской Федерации не установлено иное.
8. Контроль за соблюдением порядка передачи сведений,
предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные
централизованные базы персональных данных о пассажирах
осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
Статья 12. Права и обязанности субъектов транспортной
инфраструктуры и перевозчиков в области
обеспечения транспортной безопасности
1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют
право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам
обеспечения транспортной безопасности;
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральный
орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,
предложения по обеспечению транспортной безопасности.
2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о
совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средствах;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об
устранении нарушений требований по обеспечению транспортной
безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального
закона;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и
пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их
последствий, установлении причин и условий их совершения.
3. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут
ответственность за неисполнение требований по обеспечению
транспортной безопасности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста
восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
9 февраля 2007 года
N 16-ФЗ