Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2002 № 14-ОО П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по ходатайству Государственного Совета Республики Татарстан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" город Москва 14 февраля 2002 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев в заседании палаты ходатайство Государственного Совета Республики Татарстан, у с т а н о в и л: 1. В ходатайстве Государственного Совета Республики Татарстан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ставится вопрос, могут ли субъекты Российской Федерации создавать двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти, одна из палат которого формируется из представителей административно-территориальных единиц или (и) муниципальных образований без соблюдения принципа примерно равного представительства избирателей в избирательных округах. По мнению Государственного Совета Республики Татарстан, чья аргументация основывается на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, субъектам Российской Федерации принадлежит такое право, однако, как указывается в ходатайстве, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" препятствует формированию одной из палат законодательного (представительного) органа без соблюдения принципа примерно равного представительства. 2. В Постановлении от 10 июня 1998 года Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право субъектов Российской Федерации создавать палату парламента, состоящую из представителей административно-территориальных единиц или (и) муниципальных образований. При этом в абзаце третьем пункта 5 мотивировочной части данного Постановления прямо недвусмысленно указывается, что при формировании такой палаты допускается возможность отступления от принципа равного представительства, и уточняется, что в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы, с тем чтобы решения палаты, депутаты которой избираются по избирательным округам с примерно равным числом избирателей и представляют непосредственно население, не блокировались палатой, формируемой без обеспечения равного представительства. В Постановлении от 22 января 2002 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" Конституционный Суд Российской Федерации указал на возможность сочетания в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации - при соблюдении требований Конституции Российской Федерации - различных способов обеспечения представительства, в том числе наличия представительства от территориальных единиц. При этом, в силу изложенной в данном Постановлении правовой позиции, такое сочетание допустимо только в двухпалатном законодательном органе, поскольку в однопалатном парламенте невозможно установить процедуры голосования и принятия решений, обеспечивающие раздельное выражение воли депутатов, избранных по разным принципам представительства - от территорий и от избирательного корпуса в целом (осуществляемого с соблюдением средней нормы). 3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение решения Конституционного Суда Российской Федерации дается им самим в пределах содержания разъясняемого решения и не должно являться простым его воспроизведением; ходатайство о даче официального разъяснения не может быть рассмотрено, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения. В данном случае такая необходимость отсутствует. Все органы государственной власти, иные субъекты правоотношений в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязаны исходить из конституционного смысла положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выявленного в названном Постановлении. Вопрос же о соответствии предусмотренных законодательством того или иного субъекта Российской Федерации, регулирующим формирование представительного органа государственной власти, отступлений от средней нормы представительства сформулированным в Постановлении от 10 июня 1998 года критериям, равно как и вопрос о конституционности норм федерального законодательства рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации как по обращениям заявителей, считающих соответствующие положения противоречащими Конституции Российской Федерации, так и по обращениям заявителей, считающих эти положения подлежащими действию вопреки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как противоречащие Конституции Российской Федерации. Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л: 1. Дальнейшее рассмотрение ходатайства Государственного Совета Республики Татарстан в заседании Конституционного Суда Российской Федерации прекратить, поскольку поставленные заявителем вопросы нашли разрешение в Постановлении, о разъяснении которого он ходатайствует. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации поданному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации N 14-О Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|