Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2002 № 14-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         по ходатайству Государственного Совета Республики
        Татарстан об официальном разъяснении Постановления
       Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня
     1998 года по делу о проверке конституционности положений
  пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13,
    пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона
   от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных
           прав и права на участие в референдуме граждан
                       Российской Федерации"

     город Москва                              14 февраля 2002 года

     Конституционный   Суд    Российской    Федерации   в   составе
председательствующего Ю.Д.Рудкина,  судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в  заседании  палаты  ходатайство  Государственного
Совета Республики Татарстан,

                        у с т а н о в и л:

     1. В ходатайстве Государственного Совета Республики  Татарстан
об  официальном  разъяснении  Постановления  Конституционного  Суда
Российской Федерации от 10  июня  1998  года  по  делу  о  проверке
конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта
3 и пункта 4 статьи 13,  пункта 3 статьи 19 и пункта  2  статьи  58
Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской Федерации" ставится вопрос, могут ли субъекты Российской
Федерации создавать двухпалатный законодательный (представительный)
орган государственной власти, одна из палат которого формируется из
представителей  административно-территориальных  единиц   или   (и)
муниципальных  образований без соблюдения принципа примерно равного
представительства избирателей в избирательных округах.
     По мнению  Государственного  Совета Республики Татарстан,  чья
аргументация основывается  на  правовых  позициях  Конституционного
Суда  Российской  Федерации,  выраженных в названном Постановлении,
субъектам Российской Федерации принадлежит такое право, однако, как
указывается в ходатайстве, Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской  Федерации"  препятствует  формированию  одной  из палат
законодательного (представительного) органа без соблюдения принципа
примерно равного представительства.
     2. В Постановлении от 10 июня 1998  года  Конституционный  Суд
Российской   Федерации   подтвердил   право   субъектов  Российской
Федерации создавать палату парламента,  состоящую из представителей
административно-территориальных   единиц   или   (и)  муниципальных
образований.  При этом в абзаце  третьем  пункта  5  мотивировочной
части данного  Постановления прямо недвусмысленно указывается,  что
при формировании такой палаты допускается  возможность  отступления
от  принципа  равного представительства,  и уточняется,  что в этом
случае полномочия палат должны быть  сбалансированы,  с  тем  чтобы
решения   палаты,  депутаты  которой  избираются  по  избирательным
округам  с  примерно  равным  числом  избирателей  и   представляют
непосредственно  население,  не блокировались палатой,  формируемой
без обеспечения равного представительства.
     В Постановлении  от  22  января  2002  года по делу о проверке
конституционности части второй статьи 69,  части второй статьи 70 и
статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи
4 и пункта 8 статьи  21  Закона  Республики  Татарстан  "О  выборах
народных   депутатов   Республики  Татарстан"  Конституционный  Суд
Российской   Федерации   указал   на   возможность   сочетания    в
законодательном   (представительном)   органе  субъекта  Российской
Федерации  -  при  соблюдении  требований  Конституции   Российской
Федерации - различных способов обеспечения представительства, в том
числе наличия  представительства  от  территориальных  единиц.  При
этом,  в  силу  изложенной в данном Постановлении правовой позиции,
такое сочетание допустимо  только  в  двухпалатном  законодательном
органе,  поскольку  в однопалатном парламенте невозможно установить
процедуры голосования и принятия решений, обеспечивающие раздельное
выражение   воли   депутатов,   избранных   по   разным   принципам
представительства - от территорий и  от  избирательного  корпуса  в
целом (осуществляемого с соблюдением средней нормы).
     3. По  смыслу  статьи  83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном    Суде   Российской   Федерации",   официальное
разъяснение  решения  Конституционного  Суда  Российской  Федерации
дается  им  самим  в пределах содержания разъясняемого решения и не
должно являться простым его воспроизведением;  ходатайство  о  даче
официального   разъяснения   не   может   быть   рассмотрено,  если
поставленные в нем вопросы не требуют  какого-либо  дополнительного
истолкования решения.
     В данном случае такая необходимость  отсутствует.  Все  органы
государственной власти,  иные субъекты правоотношений в силу статьи
6 Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации"  обязаны исходить из конституционного смысла
положений пункта 3  статьи  19  Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан   Российской   Федерации",    выявленного    в    названном
Постановлении.
     Вопрос же  о  соответствии  предусмотренных  законодательством
того   или   иного   субъекта  Российской  Федерации,  регулирующим
формирование  представительного  органа   государственной   власти,
отступлений  от  средней нормы представительства сформулированным в
Постановлении от 10 июня 1998 года критериям,  равно как и вопрос о
конституционности      норм      федерального      законодательства
рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации  как  по
обращениям    заявителей,   считающих   соответствующие   положения
противоречащими  Конституции  Российской  Федерации,   так   и   по
обращениям заявителей, считающих эти положения подлежащими действию
вопреки  официально  принятому  решению  об  отказе   применять   и
исполнять их как противоречащие Конституции Российской Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и    статьей      83     Федерального    конституционного    закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный  Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Дальнейшее рассмотрение ходатайства Государственного Совета
Республики Татарстан в заседании Конституционного  Суда  Российской
Федерации  прекратить,  поскольку  поставленные  заявителем вопросы
нашли  разрешение  в  Постановлении,  о  разъяснении  которого   он
ходатайствует.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской   Федерации
поданному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в  "Российской
газете",   "Собрании   законодательства   Российской  Федерации"  и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 14-О

Информация по документу
Читайте также