Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 № 107-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  по запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке
    конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской
       Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"

     город Москва                               10 апреля 2002 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина,
С.М.Казанцева,  В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение  судьи  О.И.Тиунова,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное  изучение  запроса Конституционного Суда Республики
Карелия,

                        у с т а н о в и л:

     1. Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской  Федерации  от
18  октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями)  установленные  пунктом  1
данной  статьи  ставки  налога  с  владельцев транспортных средств,
полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть
увеличены  (уменьшены)  законами  субъектов  Российской  Федерации.
Согласно пункту 2 той  же  статьи  налог  уплачивается  ежегодно  в
сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
     Статьей  7  Закона  Республики Карелия от 30 декабря 1999 года
"О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории
Республики Карелия" предусмотрены более высокие  ставки  налога  на
владельцев  транспортных  средств,  чем  в пункте 1 статьи 6 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах  в  Российской  Федерации",
причем   не   в   твердом  размере,  а  в  процентном  отношении  к
установленному  федеральным  законом  минимальному  размеру  оплаты
труда.  Сроки  уплаты  налога  данным Законом Республики Карелия не
закреплены.
     В производстве   Конституционного   Суда   Республики  Карелия
находится дело по ходатайству Карельской  общественной  организации
"Лига  частного  бизнеса" и Прокурора Республики Карелия о проверке
соответствия  Конституции  Республики  Карелия  статьи   7   Закона
Республики  Карелия  от  30  декабря  1999  года "О республиканских
налогах  (ставках  налогов)  и  сборах  на  территории   Республики
Карелия".  Придя к выводу о том, что наделение субъектов Российской
Федерации правом без каких-либо ограничений повышать ставки  налога
по сравнению с предусмотренными федеральным законом и устанавливать
сроки уплаты федерального налога,  а следовательно,  пункты 2  и  5
статьи   6   Закона  Российской  Федерации  "О  дорожных  фондах  в
Российской Федерации" противоречат статьям 19  (часть  1),  57,  71
(пункт  "з"),  74,  76  (часть 1) Конституции Российской Федерации,
Конституционный Суд Республики Карелия обратился в  Конституционный
Суд    Российской    Федерации    с    запросом   о   проверке   их
конституционности.
     2. Согласно   статье   75  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации общие принципы  налогообложения  и  сборов  в  Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих
принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации в своих решениях,  является требование,  в соответствии с
которым налог или сбор может считаться законно установленным в  том
случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового
обязательства,  к которым относятся в том числе налоговая ставка  и
сроки  уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части Постановления от
8 октября 1997 года по делу  о  проверке  конституционности  Закона
Санкт-Петербурга  "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в
1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября
1997  года  по делу о проверке конституционности статьи 11-1 Закона
Российской  Федерации   "О   Государственной   границе   Российской
Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января
2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи  20
Закона   Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской  Федерации"  и  положений  Закона  Чувашской  Республики
"О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и
Закона Челябинской области "О налоге с продаж").
     Налоговым кодексом  Российской  Федерации также предусмотрено,
что при установлении налогов должны быть  определены  все  элементы
налогообложения  (пункт 6 статьи 3);  налог считается установленным
лишь в том случае,  когда определены налогоплательщики  и  элементы
налогообложения,  в  том  числе  налоговая ставка,  порядок и сроки
уплаты налога.
     Закон Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой системы в
Российской  Федерации"  к  федеральным  налогам   относит   налоги,
служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти
фонды в порядке,  определяемом законодательными актами  о  дорожных
фондах  в  Российской  Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19).
Перечень этих налогов,  включая  налог  с  владельцев  транспортных
средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах
в Российской Федерации",  который утрачивает силу с 1  января  2001
года  (статья   5   Федерального  закона  от  5  августа  2000 года
"О введении в действие части второй Налогового  кодекса  Российской
Федерации  и  внесении  изменений  в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах").
     Статья 14  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (которая
вводится  в  действие  после  признания  утратившим   силу   Закона
Российской  Федерации  "Об  основах налоговой системы",  а именно с
момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового
кодекса    Российской   Федерации)   предусматривает   установление
дорожного налога и транспортного налога  как  региональных  налогов
(налогов  субъектов  Российской  Федерации).  Однако  независимо от
того,  каким  является  налог  -  федеральным   или   региональным,
федеральный  законодатель  обязан  при  его установлении определить
максимальную  налоговую  ставку.  Такой  вывод  прямо  вытекает  из
приведенных   правовых  позиций  Конституционного  Суда  Российской
Федерации,  а  также  из  правовой   позиции,   выраженной   им   в
Постановлении   от   30   января   2001   года,   согласно  которой
применительно к налогам  субъектов  Российской  Федерации  "законно
установленными"   могут  считаться  только  такие  налоги,  которые
вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в
соответствии   с   общими   принципами  налогообложения  и  сборов,
определенными федеральным законом;  существенные  элементы  каждого
регионального   налога,  в  том  числе  предельная  ставка,  должны
регулироваться федеральным законом.
     Пункт 1  статьи  6  Закона  Российской  Федерации  "О дорожных
фондах в  Российской  Федерации"  устанавливает  конкретные  ставки
налога  в  денежном  выражении  в зависимости от вида транспортного
средства и мощности его двигателя.  Вместе с  тем  пунктом  5  этой
статьи допускается возможность увеличения ставок законами субъектов
Российской Федерации. Данное положение как аналогичное тем, которые
признаны  неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях
Конституционного Суда Российской Федерации,  в  силу  части  второй
статьи  87  Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" не  подлежит  применению,  поскольку  не
соответствует Конституции Российской Федерации,  ее статьям 57 и 75
(часть 3).
     В то   же   время,   учитывая,   что  суммы  налога  полностью
зачисляются в территориальные дорожные фонды  субъектов  Российской
Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации"),  их  уменьшение  законом  субъекта
Российской   Федерации  не  может  рассматриваться  как  превышение
субъектом Российской Федерации своих конституционных  полномочий  в
сфере    налогообложения,   поскольку,   не   затрагивая   интересы
государства,  облегчает положение налогоплательщиков;  формирование
доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении.
     Что  касается  пункта  2  статьи 6 Закона Российской Федерации
"О дорожных   фондах   в   Российской  Федерации",  то  из  запроса
Конституционного Суда Республики Карелия  не  следует,  что  данная
норма,  как  предполагающая  установление  сроков  уплаты  налога с
владельцев  транспортных  средств  законами  субъектов   Российской
Федерации,  а не федеральным законом, затрагивает чьи-либо интересы
и ухудшает положение налогоплательщиков.  Оценка  же  отсутствия  в
статье  7  Закона  Республики  Карелия  от  30  декабря  1999  года
"О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории
Республики  Карелия" срока уплаты налога и прогнозирование правовых
последствий этого дефекта закона субъекта  Российской  Федерации  в
компетенцию    Конституционного    Суда    Российской    Федерации,
установленную  статьей  125  Конституции  Российской  Федерации   и
статьей  3  Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", не входит.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и
6) Конституции Российской Федерации,  статьей 6,  пунктами  2  и  3
части  первой  статьи  43,  частью  первой статьи 79,  статьей 80 и
частями  второй,  четвертой  и   пятой   статьи   87   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Положение  пункта  5  статьи  6 Закона Российской Федерации
"О дорожных   фондах   в   Российской   Федерации"   о  возможности
установления законами субъектов Российской Федерации ставок  налога
с  владельцев  транспортных  средств,  превышающих  установленные в
самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах  в  Российской
Федерации",      как     аналогичное     положениям,     признанным
неконституционными   в   сохраняющих   свою   силу   Постановлениях
Конституционного  Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года,
от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года,  утрачивает силу и
не  подлежит  применению,  поскольку  не  соответствует Конституции
Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
     2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса о
проверке конституционности пункта  5  статьи  6  Закона  Российской
Федерации  "О  дорожных  фондах  в  Российской  Федерации"  в части
установления повышенных ставок  налога  с  владельцев  транспортных
средств  по  сравнению  с тем,  как они определены пунктом 1 данной
статьи,  не  требуется  вынесения   предусмотренного   статьей   71
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации" решения в виде постановления,  а в  остальной
части  запрос не отвечает требованиям Федерального конституционного
закона   "О   Конституционном   Суде   Российской   Федерации",   в
соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, и
поскольку разрешение поставленного в нем  вопроса  Конституционному
Суду Российской Федерации неподведомственно, признать данный запрос
не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации.
     4. Определение по данному запросу  окончательно,  не  подлежит
обжалованию,   не   требует   подтверждения   другими   органами  и
должностными лицами.
     5. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Собрании
законодательства  Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                                М.В.Баглай

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 107-О


Информация по документу
Читайте также