Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 № 444-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   по жалобе гражданина Когана Исаака Львовича на нарушение его
  конституционных прав положением пункта 1 статьи 1 Федерального
         закона "О дополнительном ежемесячном материальном
      обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся
     достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"

     город Москва                               4 декабря 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,   А.Л.Кононова,    Л.О.Красавчиковой,    В.О.Лучина,
Ю.Д.Рудкина,      А.Я.Сливы,      В.Г.Стрекозова,      Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение судьи М.В.Баглая,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина И.Л.Когана,

                        у с т а н о в и л:

     1. В     жалобе     гражданина     И.Л.Когана     оспаривается
конституционность  положения  пункта 1 статьи 1 Федерального закона
от 4 марта 2002 года  "О  дополнительном  ежемесячном  материальном
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и
особые заслуги перед Российской Федерацией" (в редакции от  7  июля
2003   года),  согласно  которому  граждане  Российской  Федерации,
проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию и
имеющие  выдающиеся  достижения  и  особые заслуги перед Российской
Федерации,  имеют право на дополнительное ежемесячное  материальное
обеспечение.
     Как следует   из   представленных    материалов,    гражданину
Российской  Федерации И.Л.Когану - лауреату премии Совета Министров
СССР за создание  комплекса  производства  легких  конструкций  для
строительства   зданий   в   Магаданской  области,  проживающему  в
Федеративной Республике Германии и получающему пенсию по старости в
соответствии   с   Федеральным   законом  от  17  декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации",  решением комиссии  по
назначению   и   правовой  оценке  документов,  представляемых  для
назначения  пенсий,   управления   Пенсионного   фонда   Российской
Федерации  по Выборгскому району города Санкт-Петербурга от 10 июня
2003 года было отказано в назначении  дополнительного  ежемесячного
материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги
перед Российской Федерацией в связи с тем,  что он не проживает  на
территории Российской Федерации.
     По мнению заявителя,  увязывание права российских  граждан  на
указанное  обеспечение с их проживанием исключительно на территории
Российской Федерации нарушает гарантируемое государством  равенство
прав  и свобод человека и гражданина независимо от места жительства
и тем самым противоречит статье 19 (часть 2) Конституции Российской
Федерации.
     2. Конституция  Российской   Федерации   гарантирует   каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца и в иных случаях,  установленных  законом  (статья
39,  часть  1).  Осуществляя  правовое  регулирование,  позволяющее
реализовать   конституционные   гарантии   в   социальной    сфере,
законодатель  вправе  устанавливать  виды  обеспечения,  порядок  и
условия приобретения права пользования ими,  круг  получателей  тех
или  иных  социальных  выплат,  причем любое принимаемое решение он
обязан соотносить с предписаниями Конституции Российской Федерации,
имеющей высшую юридическую силу.
     Федеральный закон "О дополнительном  ежемесячном  материальном
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и
особые заслуги перед Российской  Федерацией"  является  специальным
законом,  регулирующим  порядок  и  условия назначения и выплаты за
счет средств  федерального  бюджета  дополнительного  материального
обеспечения  имеющим  перед  страной выдающиеся достижения и особые
заслуги российским гражданам,  к  которым  пункт  2  его  статьи  1
относит    Героев    Советского    Союза,   Российской   Федерации,
Социалистического Труда,  граждан,  награжденных  орденами  Святого
апостола   Андрея   Первозванного,   Ленина,   "За   заслуги  перед
Отечеством" I, II, III и IV степеней, Славы трех степеней, Трудовой
Славы  трех  степеней,  "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР"
трех степеней,  лауреатов Ленинской премии,  государственных премий
СССР   и   Российской  Федерации  (РСФСР),  чемпионов  Олимпийских,
Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр.  Кроме того, такие граждане
в  соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного Федерального закона
должны иметь российское гражданство,  получать пенсию  (а  судьи  в
отставке  -  ежемесячное  пожизненное  содержание)  и  проживать на
территории Российской Федерации.
     Названный Федеральный    закон    определяет,    что    размер
дополнительного   материального   обеспечения   устанавливается   в
процентном  отношении  к  размеру  базовой части трудовой пенсии по
старости,  предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях
в  Российской  Федерации"  (статья  2);  его  назначение  и выплата
производятся   органом,   осуществляющим   назначение   и   выплату
соответствующей   пенсии   или   пожизненного   содержания   судьи;
назначается оно не ранее дня,  с которого  назначается  пенсия  или
пожизненное содержание судьи, а выплата производится одновременно с
их выплатой (пункты 1,  2 и  4  статьи  3).  Назначение  и  выплата
дополнительного материального обеспечения находятся, таким образом,
в неразрывном единстве с  назначением  и  выплатой  его  получателю
трудовой пенсии (либо пожизненного содержания судьи в отставке).
     3. Вопрос  о  конституционности  норм,   допускающих   лишение
пенсионеров  права на начисление и выплату трудовых пенсий в случае
их выезда  на  постоянное  жительство  за  границу,  рассматривался
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в  деле  о  проверке
конституционности положений статей  2,  5  и  6  Закона  Российской
Федерации  "О  выплате  пенсий гражданам,  выезжающим на постоянное
жительство  за  пределы  Российской Федерации".  В Постановлении от
15 июня  1998 года,  вынесенном по этому делу,  Конституционный Суд
Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.
     Права гражданина  в области пенсионного обеспечения производны
от его трудовой  или  иной  общественно  полезной  деятельности,  а
назначаемые  в  связи с нею пенсии заслужены предшествующим трудом,
службой,   выполнением   определенных,   значимых   для    общества
обязанностей.   Этим   предопределяются   содержание   и   характер
обязанностей государства по  отношению  к  тем  гражданам,  которые
приобрели право на получение пенсий.
     Прекращение как начисления,  так  и  выплаты  трудовых  пенсий
гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской
Федерации, на время их проживания за границей является ограничением
конституционного права на социальное обеспечение,  гарантированного
статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
     В силу  правовой  природы  пенсий,  имеющих характер трудовых,
право гражданина на получение  полагающейся  ему  пенсии  не  может
связываться  с  таким  условием,  как  постоянное  его проживание в
Российской Федерации:  государство обязано гарантировать это  право
независимо  от  того,  где проживает гражданин,  которому назначена
пенсия, - в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало
бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи
39 (части 1  и  2)  Конституции  Российской  Федерации  обязанности
обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом,
гражданам, имеющим право на их получение.
     Установление различий   в   предоставлении    такого    права,
обусловленных    исключительно    местом   постоянного   жительства
пенсионеров,  не соответствует  статье  19  (часть  2)  Конституции
Российской  Федерации,  согласно  которой  государство  гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо  от  пола,
расы,   национальности,   языка,  происхождения,  имущественного  и
должностного положения,  места  жительства,  отношения  к  религии,
убеждений,  принадлежности  к  общественным  объединениям  и других
обстоятельств.
     Из статьи   2   Конституции   Российской   Федерации   следует
обязанность государства признавать,  соблюдать и защищать в  равной
мере  все  права  человека  и  гражданина.  Поэтому устанавливаемый
законодательством порядок реализации гражданами права на  получение
трудовых  пенсий  не  должен препятствовать им в осуществлении иных
гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод,  в
частности  права  каждого  на  выбор места пребывания и жительства,
права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27,
части  1  и  2).  Реализация  гражданином названных конституционных
прав,  относящихся  к  общепризнанным  правам,  не  может   служить
основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное
обеспечение.
     Изложенная правовая  позиция  Конституционного Суда Российской
Федерации,  как носящая общий  характер,  применима  и  при  оценке
конституционности  рассматриваемого  положения  пункта  1  статьи 1
Федерального  закона  "О  дополнительном  ежемесячном  материальном
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и
особые   заслуги   перед    Российской    Федерацией",    поскольку
установленная  им  выплата  фактически выступает в качестве способа
повышения  уровня  пенсионного   обеспечения   указанных   в   этом
Федеральном законе граждан.  Данное положение - в той мере, в какой
им допускается лишение проживающих за границей Российской Федерации
пенсионеров   права   на  получение  дополнительного  материального
обеспечения  за  выдающиеся  достижения  и  особые  заслуги   перед
Российской  Федерацией,  -  по  своей  сути аналогично нормативному
положению,  признанному  в  Постановлении   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  от  15  июня  1998  года  не соответствующим
Конституции Российской Федерации.
     Увязывание права  на  получение  дополнительного материального
обеспечения  с  проживанием  на  территории  Российской   Федерации
означает,  по  существу,  отказ  государства  от  принятых  на себя
обязательств  по   социальному   обеспечению   имеющих   выдающиеся
достижения и особые заслуги перед ним граждан Российской Федерации,
избравших  для  своего  проживания  иные  государства.  Между   тем
значимость    таких    заслуг,    выступающая   главным   критерием
предоставления права на дополнительное материальное обеспечение, не
может  ставиться  в зависимость от места жительства.  Неправомерное
установление такой зависимости и тем  самым  -  лишение  названного
права  граждан  Российской Федерации,  проживающих за ее пределами,
является в данном случае ограничением их конституционного права  на
социальное обеспечение,  которое не может быть оправдано указанными
в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целями.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43,  частью первой статьи 79,  частями  второй  и  четвертой
статьи  87  Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде  Российской   Федерации",   Конституционный   Суд   Российской
Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Положение    пункта   1   статьи  1   Федерального   закона
"О дополнительном  ежемесячном  материальном  обеспечении   граждан
Российской  Федерации  за  выдающиеся  достижения  и особые заслуги
перед Российской Федерацией" - в той мере,  в какой им  допускается
лишение  граждан  Российской  Федерации,  проживающих  за пределами
Российской   Федерации,   права   на   дополнительное   ежемесячное
материальное  обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги
перед Российской Федерации,  -  как  аналогичное  положению,  ранее
признанному   Конституционным   Судом   Российской   Федерации   не
соответствующим Конституции Российской  Федерации,  ее  статьям  19
(части  1 и 2),  39 (часть 1) и 55 (часть 3),  утрачивает силу и не
подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.
     2. Жалоба   гражданина   И.Л.Когана  не  подлежит  дальнейшему
рассмотрению   в   заседании   Конституционного   Суда   Российской
Федерации,   поскольку   для  разрешения  поставленного  заявителем
вопроса  не  требуется  вынесения   предусмотренного   статьей   71
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     3. В  соответствии  с  частью  второй  статьи 100 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   дело   гражданина   Когана  Исаака  Львовича  подлежит
пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Определения.
     4. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 444-О


Информация по документу
Читайте также