Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по делу о проверке конституционности части второй статьи 6
    Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
   проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
  Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
      оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
    учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
       семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской
        Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

     город Москва                                18 марта 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего     Н.В.Селезнева,     судей      М.В.Баглая,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,     В.Д.Зорькина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, О.С.Хохряковой,
     с   участием   представителя   Верховного   Суда    Российской
Федерации - судьи Верховного Суда Российской Федерации В.И.Нечаева,
представителей  Государственной  Думы  -  постоянного представителя
Государственной Думы в Конституционном  Суде  Российской  Федерации
Е.Б.Мизулиной   и   депутата   Государственной  Думы  А.С.Куликова,
полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном  Суде
Российской  Федерации  Ю.А.Шарандина  и  полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Конституционном  Суде  Российской
Федерации М.А.Митюкова,
     руководствуясь статьей 125 (пункт  "а"  части  2  и  часть  4)
Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом
3 части первой,  частями третьей и четвертой статьи 3, статьями 36,
74, 84, 85, 86, 101, 102 и 104 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних  дел,  Государственной  противопожарной  службе,
органах   по   контролю   за   оборотом   наркотических  средств  и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей".
     Поводом к рассмотрению дела явились  запросы  Верховного  Суда
Российской  Федерации  и  Мещанского  районного суда города Москвы.
Основанием   к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе  о  том,  соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемое в них законоположение.
     Учитывая, что  оба запроса касаются одного и того же предмета,
Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации",  соединил дела  по  этим  запросам  в  одном
производстве.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С.Хохряковой, объяснения
представителей   сторон,   выступления   приглашенных  в  заседание
представителей:  от Министерства  обороны  Российской  Федерации  -
М.Я.Коновалова,   от  Федеральной  службы  безопасности  Российской
Федерации - М.Р.Чарыева,  от Государственного таможенного  комитета
Российской   Федерации  -  А.А.Наумова,  исследовав  представленные
документы  и  иные  материалы,   Конституционный   Суд   Российской
Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. Согласно  части второй статьи 6 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших
военную  службу,  службу в органах внутренних дел,  Государственной
противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной  системы,  и  их  семей"   (с  последующими
изменениями  и дополнениями) пенсионерам из числа лиц,  указанных в
статье 1 данного Закона,  при поступлении их на военную службу  или
на    службу   в   органы   внутренних   дел,   в   Государственную
противопожарную  службу,  в  органы   по   контролю   за   оборотом
наркотических  средств  и  психотропных  веществ  или  учреждения и
органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых  других
государствах)   выплата   назначенных   пенсий   на   время  службы
приостанавливается.
     С запросами  о  проверке  конституционности  названной нормы в
порядке статьи 125  (пункт  "а"  части  2)  Конституции  Российской
Федерации  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации обратился
Верховный Суд Российской Федерации и в порядке статьи 125 (часть 4)
Конституции  Российской  Федерации  - Мещанский районный суд города
Москвы,  в производстве  которого  находятся  дела  по  искам  ряда
граждан  к  управлению  Федеральной  службы безопасности Российской
Федерации  по  городу  Москве  и  Московской  области  о  взыскании
назначенной им пенсии за выслугу лет на военной службе.  Со ссылкой
на оспариваемую  норму  пенсионный  отдел  управления  приостановил
истцам  выплату пенсий в связи с их поступлением на службу в органы
налоговой полиции.
     Заявители указывают,  что  в  отличие  от  статьи  57  того же
Закона,  согласно которой пенсионерам,  поступившим на  работу  или
имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, пенсии,
назначаемые  в  соответствии  с   данным   Законом,   выплачиваются
полностью,  часть  вторая  статьи 6 предусматривает приостановление
выплаты пенсии при  поступлении  пенсионера  на  военную  или  иную
указанную  в ней службу;  тем самым ограничивается право граждан на
получение  назначенной  пенсии  в  зависимости  от   источника   их
дополнительного дохода,  что не согласуется с положениями статей 19
(часть 2),  39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции  Российской
Федерации.
     Кроме того,  по  мнению  заявителей,  в  нарушение  требований
статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей
равенство всех перед законом и  судом,  пенсионеры  из  числа  лиц,
указанных  в  статье  1  Закона  Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц,  проходивших  военную  службу,  службу  в  органах
внутренних дел,  Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных  веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
при возвращении на  службу  оказываются  в  неравном  положении  по
сравнению  с другими лицами,  на которых также распространяется его
действие.  В частности,  несмотря на то что пенсионное  обеспечение
сотрудников  налоговой  полиции  также  производится  по нормам и в
порядке,  установленном названным Законом,  ни его  статьей  6,  ни
Законом  Российской  Федерации  "О  федеральных  органах  налоговой
полиции" подобного ограничения по выплате  назначенной  пенсии  для
них не предусмотрено;  нет в федеральном законодательстве и прямого
указания на необходимость приостановления выплаты пенсии за выслугу
лет  в  случае поступления пенсионеров,  получающих пенсии по линии
Министерства обороны Российской Федерации,  Министерства внутренних
дел   Российской   Федерации   и  Федеральной  службы  безопасности
Российской Федерации, на службу в органы налоговой полиции.
     Заявители также  утверждают,  что  оспариваемая  норма  ставит
пенсионеров из числа лиц,  проходивших  военную  службу,  службу  в
органах  внутренних  дел,  Государственной  противопожарной службе,
органах  по  контролю   за   оборотом   наркотических   средств   и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,  в  неравное  положение  и  с  пенсионерами,   получающими
трудовые пенсии на основании Федерального закона от 17 декабря 2001
года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку выплата
трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в
установленном размере без каких-либо ограничений;  между тем пенсия
за  выслугу  лет  по своей сути также является трудовой пенсией,  а
реализация гражданином конституционного  права  на  свободный  труд
(статья  37,  часть 1,  Конституции Российской Федерации) не должна
служить основанием для ограничения его  конституционного  права  на
пенсионное обеспечение.
     Доводы, приводимые заявителями в  обоснование  своей  позиции,
свидетельствуют о том,  что конституционность части второй статьи 6
Закона  Российской  Федерации  "О   пенсионном   обеспечении   лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной противопожарной  службе,  органах  по  контролю  за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" оспаривается
ими  применительно к приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет,
назначаемых в соответствии с данным Законом, и, следовательно, лишь
в   этой   части   -  в  силу  требований  статьи  74  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   -   содержащаяся   в   ней  норма  является  предметом
рассмотрения  Конституционного   Суда   Российской   Федерации   по
настоящему делу.
     2. Согласно  Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
Федерации как социальном государстве,  политика которого направлена
на создание условий,  обеспечивающих достойную  жизнь  и  свободное
развитие    человека,    охраняется    труд   и   здоровье   людей,
устанавливаются государственные пенсии,  пособия  и  иные  гарантии
социальной защиты;  каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту,  в случае болезни,  инвалидности,  потери кормильца,  для
воспитания детей и в иных случаях,  установленных законом (статьи 7
и 39, часть 1).
     Перечень случаев  (социальных рисков),  с которыми Конституция
Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение,  не
является  исчерпывающим.  Относя установление таких случаев к сфере
регулирования законом,  Конституция Российской Федерации тем  самым
подтверждает   обязанность   государства   гарантировать  гражданам
социальное обеспечение при наступлении не  только  названных  в  ее
статье   39,   но   и   других   социальных   рисков,  признаваемых
законодателем в качестве основания для его предоставления.
     Конституционное право  на  социальное  обеспечение  включает и
право  на  получение  пенсии  в  определенных  законом  случаях   и
размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно
не предусматривает  конкретные  условия  и  порядок  предоставления
пенсий,  - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее
статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
     Закрепляя в   законе  правовые  основания  назначения  пенсий,
размеры  пенсий,  порядок  их  исчисления  и  выплаты,  федеральный
законодатель  вправе  определять  как  общие  правила  назначения и
выплаты  пенсий,  так   и   устанавливать   особенности   (условия)
приобретения  права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Однако  такого  рода  дифференциация   в   правовом   регулировании
пенсионного   обеспечения  должна  осуществляться  законодателем  с
соблюдением  Конституции  Российской   Федерации,   в   том   числе
гарантированного  ее  статьей  19  принципа  равенства  всех  перед
законом и судом и равенства прав и свобод  человека  и  гражданина,
который  распространяется не только на непосредственно упомянутые в
тексте Конституции Российской Федерации права и свободы,  но  и  на
связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.
     3. Пенсионное обеспечение граждан,  проходивших военную службу
в качестве офицеров,  прапорщиков,  мичманов либо военную службу по
контракту в  качестве  солдат,  матросов,  сержантов  и  старшин  в
Вооруженных  Силах Российской Федерации,  других войсках,  воинских
(специальных) формированиях и органах,  осуществляющих  функции  по
обеспечению обороны страны и безопасности государства,  созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового
и  начальствующего состава органов внутренних дел,  Государственной
противопожарной  службы,   прокурорских   работников,   сотрудников
таможенных  органов  Российской  Федерации,  сотрудников  налоговой
полиции,  органов по контролю за оборотом наркотических  средств  и
психотропных    веществ,    сотрудников    учреждений   и   органов
уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и
правоохранительную   службу)  производится  в  настоящее  время  на
основании специальных законов - Федерального закона от  15  декабря
2001  года  "О  государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном  обеспечении
лиц,  проходивших военную службу,  службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной  службе,  органах  по  контролю  за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,  и  их  семей",  которые
устанавливают  виды  пенсий,  условия,  определяющие  право  на  их
получение,  размеры  пенсий,  правила  назначения   и   выплаты   и
предусматривают,  что  финансирование пенсий осуществляется за счет
средств федерального бюджета.
     Обязанности военной   службы  и  службы  в  правоохранительных
органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны  и
охраны  правопорядка  в условиях,  сопряженных с риском для жизни и
здоровья,  повышенными  физическими  и  эмоциональными  нагрузками,
неблагоприятным  воздействием различного рода иных факторов.  Лица,
избравшие  своей  профессиональной  деятельностью  военную  службу,
службу  в  правоохранительных  органах,  должны  соответствовать ее
медицинским и  профессионально-психологическим  требованиям,  иметь
необходимую   физическую   и  профессиональную  подготовку.  Особый
характер  такой  службы  обусловливает   не   только   предъявление
повышенных  требований  к  допускаемым к ней лицам и установление в
связи с этим законодательных ограничений их прав и  свобод  (в  том
числе   предельного   возраста   пребывания   на   службе),   но  и
предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть 1),
2,  7,  37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть
1),  59  и  71  (пункты   "в", "м", "т")    Конституции  Российской
Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту,  включая
соответствующее их особому статусу и  характеру  службы  пенсионное
обеспечение.
     Реализуя данную   конституционную   обязанность   государства,
федеральный законодатель установил для лиц,  несущих военную службу
и службу в правоохранительных органах,  дополнительные  гарантии  и
льготы  по пенсионному обеспечению,  в частности право на получение
пенсии за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи 4 и
5  Федерального  закона "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации").
     Пенсия за  выслугу  лет,  согласно  статье 13 рассматриваемого
Закона,  назначается независимо от возраста  при  наличии  на  день
увольнения  со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной
службе 20 лет и более (пункт "а");  вместе с тем,  в исключение  из
общего  правила,  такая  пенсия  может  быть назначена и лицам,  не
имеющим полной выслуги,  если они  уволены  со  службы  в  связи  с
достижением  предельного  возраста  пребывания  на  службе,  или по
состоянию  здоровья,  либо  в   связи   с   организационно-штатными
мероприятиями,  достигли  на день увольнения 45-летнего  возраста и
имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет,  из  которых
не  менее  12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или)
правоохранительная служба (пункт "б").
     Пенсия за  выслугу  лет  предоставляется,  как  это следует из
статьи  2  Федерального  закона   "О   государственном   пенсионном
обеспечении в Российской Федерации",  в целях компенсации гражданам
заработка (дохода),  утраченного в связи с прекращением ими  службы
при  достижении  установленной  законом  выслуги.  Применительно  к
лицам,  проходившим военную и правоохранительную службу, назначение
пенсии  за  выслугу лет независимо от достижения общеустановленного
пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их
адаптации  к  гражданской  жизни,  способствовать переходу в другие
сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня
жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
     Выслуга лет,  выступая в качестве  самостоятельного  правового
основания   назначения   пенсии   лицам,   проходившим   военную  и
правоохранительную службу, по своему характеру является специальным
трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение
требуемой   для   назначения   пенсии   выслуги   освобождает    от
необходимости   продолжения   службы,   но  не  влечет  обязанности
прекратить ее.  Как указывается  в  Постановлении  Конституционного
Суда  Российской  Федерации  от 6 июня 1995 года по делу о проверке
конституционности абзаца  2  части  седьмой статьи  19 Закона РСФСР
"О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на
пенсию,  является дополнительной льготой,  установленной  с  учетом
специфики   службы  и  отражающей  социально  оправданную  правовую
дифференциацию.
     Таким образом,  пенсия за выслугу лет - в системе действующего
нормативного  правового  регулирования  пенсионного  обеспечения  -
является  государственной  гарантией материального обеспечения лиц,
проходивших военную и (или) правоохранительную службу,  поддержания
соответствующего материального достатка, их социального статуса при
оставлении  службы  по  желанию  самого  гражданина  либо  в   силу
объективных  обстоятельств,  препятствующих  ее продолжению,  в том
числе в случаях,  когда гражданин уже не  отвечает  тем  повышенным
требованиям,    которые    предъявляются    к   лицам,   проходящим
соответствующую службу.
     4. Согласно  части  первой  статьи  6  рассматриваемого Закона
лицам,  указанным в его  статье  1,  имеющим  право  на  пенсионное
обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их
со службы.  По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи  с  положениями
статьи  13,  части  первой  статьи  14  и статьи 53 того же Закона,
увольнение со службы является необходимым условием  как  назначения
пенсии   за   выслугу   лет,  так  и  выплаты  назначенной  пенсии.
Конкретизируя это условие,  часть вторая статьи 6  рассматриваемого
Закона    предусматривает,    что    выплата   назначенной   пенсии
приостанавливается,  если  пенсионер  вновь  поступает  на  военную
службу  или  на  службу в органы внутренних дел,  в Государственную
противопожарную  службу,  в  органы   по   контролю   за   оборотом
наркотических  средств  и  психотропных  веществ,  или учреждения и
органы уголовно-исполнительной системы.
     Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии
по старости,  реализацию которого законодатель не связывает с  тем,
продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия
назначается и выплачивается в полном размере,  в том числе в период
работы),  право  на  получение  пенсии  за  выслугу  лет может быть
реализовано    гражданами,    проходившими    военную    и    (или)
правоохранительную   службу,  только  при  условии  оставления  ими
соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
     Предоставляя лицам,     проходившим     военную     и    (или)
правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет
за  счет  средств  федерального  бюджета независимо от возраста при
прекращении   службы   и   одновременно   закрепляя    правило    о
приостановлении  выплаты  этой пенсии при их возвращении на военную
или правоохранительную службу,  федеральный законодатель исходил из
специфики  и  характера  такой службы,  а также преследовал цель не
только гарантировать указанным лицам  соответствующее  материальное
обеспечение  в  случае  необходимости оставить службу (как правило,
более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по
системе обязательного пенсионного страхования),  но и стимулировать
их переход в другие сферы занятости,  способствовать  своевременной
ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
     Такое регулирование не может расцениваться как не  совместимое
с   принципом   равенства,  гарантируемым  статьей  19  Конституции
Российской Федерации.  Данный конституционный принцип,  как отмечал
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  своих  решениях,  в
частности в Постановлении  от  27  декабря  1999  года  по  делу  о
проверке  конституционности  пункта 3 статьи 20 Федерального закона
"О  высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании",   не
препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования
устанавливать различия в  правовом  статусе  лиц,  принадлежащих  к
разным  по  условиям  и  роду деятельности категориям,  в том числе
вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав
и  прав  в  области  пенсионного  обеспечения,  если  эти  различия
являются объективно  оправданными,  обоснованными  и  соответствуют
конституционно значимым целям и требованиям.
     Рассматриваемый Закон обеспечивает лицам,  проходившим военную
и  (или)  правоохранительную  службу  и  имеющим право на пенсию за
выслугу лет,  равные правовые условия реализации данного права -  в
соответствии  с  частью первой его статьи 6,  статьями 53 и 57 всем
этим лицам при прекращении службы гарантируется  назначение  пенсии
за  выслугу  лет со дня увольнения со службы,  но не ранее дня,  до
которого выплачено денежное довольствие при увольнении,  а также ее
выплата  в  полном  размере  независимо  от  наличия  у  пенсионера
заработка или другого дохода (за  исключением  надбавок  к  пенсии,
предусмотренных для неработающих пенсионеров).
     Пенсионеры, вернувшиеся  на  военную  или   правоохранительную
службу  и  вновь  приобретшие  статус  военнослужащего  (сотрудника
правоохранительных органов),  также находятся в равном положении  -
выплачиваемое   им  денежное  довольствие,  иные  виды  обеспечения
устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у  них  выслуги  на
военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с
учетом   выслуги   увеличение   размера   полагающегося   денежного
довольствия   в   определенной  мере  компенсирует  приостановление
выплаты пенсии за выслугу лет.  В частности,  согласно Федеральному
закону   "О   статусе  военнослужащих"  военнослужащим,  проходящим
военную службу по контракту,  ежемесячно выплачивается надбавка  за
выслугу    к   окладам   денежного   содержания,   размер   которой
увеличивается по мере  увеличения  выслуги  -  она  составляет  70%
оклада  денежного  содержания  при  выслуге 25 лет и более (пункт 6
статьи 13).  В случае  продолжения  службы  соответствующий  период
также  подлежит зачету в выслугу лет,  и при последующем увольнении
выплата пенсии возобновляется исходя из той  выслуги,  которую  они
приобрели на день последнего увольнения.
     Действующее правовое регулирование  материального  обеспечения
лиц,  ушедших  с  военной  службы  или  службы в правоохранительных
органах,  при достижении выслуги лет оставляет  в  принципе  на  их
усмотрение  решение вопроса,  продолжать службу (в том числе заново
поступая на нее по контракту после увольнения) или,  уволившись  по
достижении  выслуги  лет и истечении срока контракта,  поступить на
работу,  заняться иной деятельностью,  не связанной с  военной  или
правоохранительной службой.
     Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии
выслугу  на военной и (или) правоохранительной службе,  сохраняется
равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить  ее
и  получать  полагающуюся  им пенсию),  связанные с таким свободным
выбором    различные    правовые     последствия,     обусловленные
дифференциацией  в  правилах  выплаты  пенсии за выслугу лет лицам,
уволившимся  с  военной  службы  или  службы  в  правоохранительных
органах,   и   вновь  поступившим  (вернувшимся)  на  службу  после
увольнения,  в части,  касающейся права  на  получение  назначенной
пенсии  за  выслугу  лет,  не  могут рассматриваться как нарушающие
равноправие,  гарантированное  статьей  19  Конституции  Российской
Федерации,  и  ограничивающие право на свободу труда,  закрепленное
статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.  Не являются
в   данном   случае   дискриминационными   по  своему  характеру  и
обусловленные спецификой  военной  и  правоохранительной  службы  и
особым  статусом  лиц,  ее несущих,  различия в условиях реализации
гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и  пенсии
за выслугу лет.
     Предоставление лицам,    проходившим    военную    и     (или)
правоохранительную  службу,  права  получать пенсию за выслугу лет,
которая назначается и выплачивается им независимо от  возраста  при
условии  прекращения  службы,  направлено  в том числе на защиту от
риска  утраты  или  снижения  профессиональной  трудоспособности  в
результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без
ограничения каким-либо сроком и выплачивается в  полном  размере  в
период   любой  иной  трудовой  деятельности,  как  и  всем  другим
пенсионерам.  В  силу  этого  оспариваемое   положение   не   может
рассматриваться  и  как  ограничивающее конституционное право таких
лиц на социальное обеспечение  (статья  39,  часть  1,  Конституции
Российской Федерации).
     5. Рассматриваемый Закон,  как следует из его  наименования  и
содержания,  определяет  условия  и порядок пенсионного обеспечения
лиц,  проходивших военную службу,  службу в органах внутренних дел,
Государственной  противопожарной  службе,  органах  по  контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и   органах   уголовно-исполнительной   системы,   и  именно  этими
категориями  граждан  -  по буквальному  смыслу  статьи  1  данного
Закона -  ограничивается круг лиц,  на которых распространяется его
действие.
     Вместе с    тем    рядом    законодательных   актов   действие
рассматриваемого  Закона  распространено  на  граждан,  проходивших
службу   в   иных  правоохранительных  органах.  Так,  федеральными
законами "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и
"О  службе  в  таможенных  органах  Российской  Федерации" (пункт 1
статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров
и  следователей,  сотрудников  таможенных органов и членов их семей
осуществляется  на  условиях  и  по  нормам,  которые   установлены
законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную
службу,  службу в органах внутренних дел и  их  семей.  Аналогичное
правило  закреплялось  статьей  17   Закона   Российской  Федерации
"О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим  силу
Федеральным  законом  от  30  июня 2003 года в связи с упразднением
Федеральной  службы  налоговой  полиции  Российской  Федерации)   в
отношении сотрудников налоговой полиции.
     Предписания названных    федеральных    законов,    касающиеся
пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов,  прокуроров
и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают
не   к   отдельным   положениям   рассматриваемого   Закона,   а  к
установленным им нормам и условиям в совокупности, т. е. к Закону в
целом,  причем  какие-либо  изъятия  из закрепленного его статьей 6
общего правила назначения и выплаты пенсий  для  указанных  лиц  не
предусматриваются.  То  обстоятельство,  что  после  принятия  этих
федеральных  законов  в  рассматриваемый  Закон  не  были   внесены
соответствующие  изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и
в других  статьях)  отсутствует  упоминание  о  лицах,  проходивших
службу  в  иных правоохранительных органах,  пенсионное обеспечение
которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает,
что в отношении пенсионеров из числа лиц,  которые проходили службу
в налоговой полиции,  таможенных  органах,  учреждениях  и  органах
прокуратуры,  либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в
эти правоохранительные органы,  правило о  приостановлении  выплаты
назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере
распространяется   на   всех   граждан,   проходивших   службу    в
правоохранительных   органах,  включая  органы  налоговой  полиции,
таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  статьями 72,  74,  75,  79,  87, 100 и 104 Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать положение части второй статьи 6 Закона  Российской
Федерации  от  12  февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной   противопожарной  службе,  учреждениях  и  органах
уголовно-исполнительной  системы,  и  их  семей"  (с   последующими
изменениями и дополнениями), согласно которому пенсионерам из числа
лиц,  указанных в статье 1 данного Закона,  при поступлении  их  на
военную   службу   или   на  службу  в  органы  внутренних  дел,  в
Государственную противопожарную службу,  в органы  по  контролю  за
оборотом   наркотических   средств   и  психотропных  веществ,  или
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе  в
любых  других  государствах)  выплата назначенных пенсий за выслугу
лет  на  время   службы   приостанавливается,   не   противоречащим
Конституции Российской Федерации.
     2. Настоящее   Постановление   окончательно,    не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
органами и должностными лицами.
     3. Согласно  статье 78  Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном    Суде    Российской    Федерации"    настоящее
Постановление   подлежит    незамедлительному    опубликованию    в
"Российской   газете"   и   "Собрании  законодательства  Российской
Федерации".  Постановление  должно  быть   опубликовано   также   в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 6-П


Информация по документу
Читайте также