Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 447-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   по жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение
     его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1
        статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации

     город Москва                              14 декабря 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,   Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи  Ю.М.Данилова,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина О.В.Кокорина,

                        у с т а н о в и л:

     1. Письмом  заместителя  руководителя  инспекции  Министерства
Российской  Федерации  по  налогам и  сборам по  городу  Кирову  от
15 марта   2004   года  гражданину  О.В.Кокорину  было  отказано  в
предоставлении  заявленного  при  подаче  в  2004  году   налоговой
декларации   по   налогу   на  доходы  физических  лиц  социального
налогового вычета в  виде  сумм,  уплаченных  им  в  2003  году  за
медицинские   услуги,   оказанные  физическим  лицом,  занимающимся
частной медицинской практикой,  поскольку,  как указано  в  письме,
социальный  налоговый  вычет  предоставляется  только  в той сумме,
которая уплачена медицинским учреждениям Российской Федерации.
     В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации
О.В.Кокорин  оспаривает  конституционность  положений  подпункта  3
пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, как не
позволяющих  налогоплательщикам,  оплатившим   медицинские   услуги
физическим  лицам,  имеющим  лицензии  на осуществление медицинской
деятельности  и   занимающимся   частной   медицинской   практикой,
воспользоваться социальным налоговым вычетом.  По мнению заявителя,
эти положения безосновательно  ставят  таких  налогоплательщиков  в
неравные  условия  с  налогоплательщиками,  оплатившими медицинские
услуги  медицинским  учреждениям  Российской  Федерации,   нарушают
принципы   всеобщности  и  равенства  налогообложения,  приводят  к
дискриминации  в  зависимости  от  формы  собственности,  а  потому
противоречат статьям 6,  8,  19, 41, 55 и 57 Конституции Российской
Федерации.
     2. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса
Российской Федерации при  определении  размера  налоговой  базы  по
налогу  на  доходы физических лиц,  в отношении которых установлена
ставка 13 процентов,  налогоплательщик  имеет  право  на  получение
социального  налогового  вычета в сумме,  уплаченной им в налоговом
периоде  за  услуги  по   лечению,   предоставленные   медицинскими
учреждениями  Российской  Федерации  ему,  его  супругу  (супруге),
родителям и (или) детям в возрасте до  18  лет  (в  соответствии  с
перечнем медицинских услуг,  утверждаемым Правительством Российской
Федерации);   общая   сумма    социального    налогового    вычета,
предусмотренного  данным  подпунктом,  не  может превышать 38 тысяч
рублей;  по дорогостоящим видам лечения в  медицинских  учреждениях
Российской  Федерации сумма налогового вычета принимается в размере
фактически произведенных  расходов;  перечень  дорогостоящих  видов
лечения   утверждается   постановлением   Правительства  Российской
Федерации;  вычет сумм  оплаты  стоимости  лечения  предоставляется
налогоплательщику,   если   лечение   производится   в  медицинских
учреждениях,  имеющих  соответствующие  лицензии  на  осуществление
медицинской     деятельности,    а    также    при    представлении
налогоплательщиком  документов,  подтверждающих   его   фактические
расходы на лечение.
     Как следует из названных законоположений, механизм социального
налогового  вычета,  предоставляемого  налогоплательщику  в связи с
оплатой медицинских услуг,  предполагает, что соответствующая сумма
должна быть уплачена,  во-первых,  самим налогоплательщиком за счет
собственных  средств,  причем  в  течение  налогового  периода,  за
который вычет заявляется,  во-вторых, только за медицинские услуги,
включенные  в  перечень,  утверждаемый  Правительством   Российской
Федерации  (в  настоящее  время  действует  перечень,  утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта  2001
года   N   201   "Об   утверждении  перечней  медицинских  услуг  и
дорогостоящих видов лечения в  медицинских  учреждениях  Российской
Федерации,  лекарственных  средств,  суммы  оплаты  которых за счет
собственных средств налогоплательщика учитываются  при  определении
суммы социального налогового вычета").
     В подтверждение произведенных расходов налогоплательщик обязан
представить  в  налоговые  органы  документы,  свидетельствующие  о
целевом расходовании средств и о сумме произведенных выплат, исходя
из   величины   которых  ему  может  быть  предоставлен  социальный
налоговый вычет.  К  их  числу  наряду  с  платежными  документами,
отражающими  факт  уплаты  налогоплательщиком  денежных  средств за
оказанные  медицинские  услуги,   относится   справка   об   оплате
медицинских  услуг  для представления в налоговые органы Российской
Федерации.  В  соответствии  с  утвержденной  совместным   приказом
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации и Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 25  июля  2001  года  о
реализации  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
19 марта 2001 года N 201  инструкцией  данная  справка  заполняется
всеми    учреждениями   здравоохранения,   имеющими   лицензию   на
осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной
подчиненности и формы собственности,  и удостоверяет факт получения
медицинской   услуги   и   ее   оплаты   через   кассу   учреждения
здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
     Таким образом, по смыслу положений подпункта 3 пункта 1 статьи
219   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  в  системе  норм,
регулирующих предоставление социального налогового вычета,  справку
об  оплате  медицинских  услуг для представления в налоговые органы
Российской   Федерации   могут   выдавать   имеющие   лицензию   на
осуществление   медицинской  деятельности  медицинские  учреждения,
являющиеся  юридическими  лицами,  созданными  в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности. Соответственно, нет оснований
утверждать,  что  круг  медицинских учреждений,  оплата медицинских
услуг   которых   позволяет   налогоплательщику   претендовать   на
социальный    налоговый    вычет,    необоснованно   ограничивается
учреждениями, относящимися к государственной форме собственности.
     3. Согласно  статье 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь  (часть  1);  в
Российской  Федерации принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения (часть 2). Реализация
названных  конституционных  предписаний  -  в силу конституционного
принципа,  согласно которому в Российской  Федерации  признаются  и
защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и
иные формы собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской
Федерации),  -  должна  обеспечиваться  всеми возможными способами,
направленными на создание условий для эффективного, качественного и
оперативного  предоставления  гражданам  медицинских  услуг,  а все
формы собственности в сфере здравоохранения  -  рассматриваться  на
равных основаниях.
     Принимаемые в этих целях меры,  в том числе  при  формировании
соответствующей   законодательной   базы,  призваны  способствовать
повышению доступности медицинских услуг,  предоставляемых в  рамках
как   государственной   и   муниципальной,  так  и  частной  систем
здравоохранения,   с   учетом   степени    их    необходимости    и
востребованности  в  сложившихся  социально-экономических условиях.
Осуществляя     соответствующее     регулирование     в     области
налогообложения,  в том числе при установлении социальных налоговых
вычетов,  уменьшающих налоговое бремя, законодатель должен избегать
необоснованных  подходов  к разным категориям субъектов медицинской
деятельности,  с тем чтобы потребители этих услуг не оказывались  в
дискриминационном положении.
     Как неоднократно  указывал  Конституционный   Суд   Российской
Федерации  в  своих решениях,  законодатель,  определяя те или иные
особенности взимания налоговых платежей,  в  том  числе  освобождая
какую-либо категорию  налогоплательщиков  от  уплаты того или иного
налога,  не может нарушать принципы налогообложения,  в  том  числе
конституционно-правовой принцип равенства, закрепленный в статье 19
(части 1 и 2) Конституции  Российской  Федерации  (Постановление от
23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных
положений  федеральных  законов  о  тарифах  страховых  взносов   в
государственные  социальные   внебюджетные   фонды.  Определение от
7 февраля 2002 года по жалобе гражданки М.И.Кулаковой на  нарушение
ее  конституционных  прав  абзацем пятым статьи 4 Закона Российской
Федерации  "О  налоге   с   имущества,   переходящего   в   порядке
наследования или дарения").
     4. Квалифицирующим  признаком  социального  налогового  вычета
выступает  целевое  расходование  налогоплательщиком  -  физическим
лицом части собственных  доходов,  в  данном  случае  -  на  оплату
медицинских услуг.
     Исходя из   конструкции   и   предназначения   этого   вычета,
требования   к  обеспечению  общедоступности  медицинских  услуг  и
необходимости  соблюдения   конституционного   принципа   равенства
налогообложения, налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги,
должно  быть   предоставлено   право   воспользоваться   социальным
налоговым  вычетом независимо от того,  кем - юридическим лицом или
физическим лицом,  имеющим лицензию  на  осуществление  медицинской
деятельности  и  занимающимся  частной медицинской практикой,  были
предоставлены услуги по лечению.
     Следовательно, предусмотренный  подпунктом  3  пункта 1 статьи
219 Налогового кодекса Российской  Федерации  социальный  налоговый
вычет  не  может рассматриваться в правоприменительной практике как
не    допускающий    возможность     его     использования     теми
налогоплательщиками,  кто  оплатил  медицинские  услуги  физическим
лицам, имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности и
занимающимся частной медицинской практикой.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2  и  3  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Положения  подпункта  3  пункта  1  статьи  219  Налогового
кодекса   Российской   Федерации   в   их   конституционно-правовом
истолковании   не   могут   служить   основанием   для   отказа   в
предоставлении налогоплательщику социального  налогового  вычета  в
сумме,  уплаченной  им  в  налоговом  периоде за услуги по лечению,
предоставленные   физическими   лицами,   имеющими   лицензию    на
осуществление  медицинской  деятельности  и  занимающимися  частной
медицинской практикой.
     В силу    статьи   6  Федерального   конституционного   закона
"О Конституционном        Суде        Российской         Федерации"
конституционно-правовой смысл положений подпункта 3 пункта 1 статьи
219 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленный в настоящем
Определении,  является  общеобязательным  и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
     2. Поскольку    для   разрешения   поставленного   гражданином
О.В.Кокориным  вопроса  не  требуется  вынесение   предусмотренного
статьей  71 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" итогового решения в виде  постановления,
признать  его  жалобу  не  подлежащей  дальнейшему  рассмотрению  в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
     3. Правоприменительное  решение  по  делу  гражданина Кокорина
Олега  Валерьевича  подлежит   пересмотру   с   учетом   настоящего
Определения, если для этого нет иных препятствий.
     4. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в  "Российской
газете",   "Собрании   законодательства   Российской  Федерации"  и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 447-О


Информация по документу
Читайте также