Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 184-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       по жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на
    нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2
    Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
   проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
  Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
      оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
    учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
                              семей"

     город Москва                               12 апреля 2005 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,     Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,      А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
В.Г.Ярославцева,  проводившего  на основании статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.А.Ефимова,

                        у с т а н о в и л:

     1. Гражданин  В.А.Ефимов,  в  1988  году  уволенный  с военной
службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и получавший на
основании  законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих
пенсию за выслугу лет, в 1998 году был осужден к лишению свободы за
совершение  особо  тяжкого  преступления  и  приговором  суда лишен
воинского  звания  "майор  запаса".  С  этого   времени   Псковским
областным   военным  комиссариатом  выплата  ему  указанной  пенсии
прекращена со ссылкой на часть третью статьи  2  Закона  Российской
Федерации  от  12  февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной  противопожарной  службе,  органах  по  контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и   органах   уголовно-исполнительной   системы,  и  их  семей"  (с
последующими  изменениями  и  дополнениями),  поскольку   он,   как
лишенный  воинского  звания,  утратил  право на получение пенсии за
выслугу лет и его пенсионное обеспечение должно  осуществляться  на
общих  основаниях,  установленных для назначения гражданам трудовых
пенсий.
     В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации
В.А.Ефимов оспаривает  конституционность  примененной  в  его  деле
нормы,  согласно  которой  пенсии  бывшим  военнослужащим  и другим
перечисленным  в  данной  норме  лицам,  лишенным  в  установленном
законодательством порядке воинских или специальных званий,  а также
их семьям  назначаются  на  основаниях,  установленных  Федеральным
законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",  при наличии у
них права на пенсионное  обеспечение  в  соответствии  с  названным
Федеральным законом.
     По мнению  заявителя,  данная   норма,   позволяющая   органам
Минобороны  России  и  судам  общей юрисдикции истолковывать ее как
предусматривающую  прекращение  выплаты  гражданам,   уволенным   с
военной  службы,  ранее  назначенных им пенсий за выслугу лет из-за
того,  что они лишены судом воинского звания,  противоречит статьям
19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
     2. Конституция  Российской   Федерации   гарантирует   каждому
социальное  обеспечение  по  возрасту,  в  случае  болезни,  потери
кормильца,  для воспитания детей и в  иных  случаях,  установленных
законом (статья 39,  часть 1).  Конституционное право на социальное
обеспечение включает и право на  получение  пенсии  в  определенных
законом случаях и размерах.
     Закон Российской  Федерации  "О  пенсионном  обеспечении  лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
Государственной противопожарной  службе,  органах  по  контролю  за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,  и  их  семей"  является
специальным законом,  регулирующим пенсионное обеспечение указанных
в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими  военной
и  иной  службы  как  вида  трудовой деятельности.  Названный Закон
предусматривает для них право на пенсию при  увольнении  со  службы
ранее  достижения общеустановленного пенсионного возраста,  но лишь
при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет,
а  при  увольнении по достижении предельного возраста пребывания на
службе,  состоянию здоровья или в связи  с  организационно-штатными
мероприятиями,  -  выслуге  и  общем трудовом стаже в установленных
данным Законом размерах.  К таким условиям относится,  кроме  того,
наличие  у лица воинского или специального звания как неотъемлемого
элемента   статуса   военнослужащего   или   лица,   служащего    в
правоохранительных органах.
     2.1. Как следует из части третьей статьи 2  Закона  Российской
Федерации   "О  пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную
службу,  службу   в   органах   внутренних   дел,   Государственной
противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной  системы,  и  их  семей",  ею решаются лишь
вопросы, связанные с назначением лицам, на которых распространяется
действие данного Закона и которые в установленном законодательством
порядке лишены воинских или специальных званий,  а также их  семьям
тех  или  иных  видов  трудовых пенсий.  Она не содержит каких-либо
предписаний относительно прекращения выплаты соответствующим  лицам
ранее назначенных пенсий, в том числе пенсий за выслугу лет.
     То обстоятельство,   что   эта   норма   истолковывается   как
предусматривающая  прекращение  выплаты ранее назначенных пенсий за
выслугу лет  гражданам,  лишенным  приговором  суда  воинского  или
специального звания за преступления, совершенные после увольнения с
военной или правоохранительной службы,  свидетельствует лишь  о  ее
неправильном   применении   и   не   указывает  на  наличие  в  ней
неконституционных по своей сути положений.
     2.2. Наказание   в   виде  лишения  воинского,  почетного  или
специального звания либо классного чина  закреплено  нормами  Общей
части   Уголовного   кодекса  Российской  Федерации.  Суд  при  его
назначении  применяет  непосредственно  статьи  44,  45  и  48   УК
Российской Федерации, в соответствии с которыми это наказание может
назначаться дополнительно к  основному  виду  уголовного  наказания
лицу,  имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое
преступление.  Согласно  части  второй  статьи  71  УК   Российской
Федерации и части третьей статьи 16 УИК Российской Федерации данное
наказание исполняется самостоятельно судом,  вынесшим  приговор,  а
требования приговора - должностным лицом, присвоившим звание.
     Какие-либо иные,  помимо  самого   факта   лишения   воинского
(специального,  почетного) звания, уголовно-правовые последствия, в
том числе прекращение выплаты ранее назначенной  пенсии,  уголовный
закон  в  содержание  данного  наказания  не включает.  Прекращение
выплаты  лицу,  лишенному   по   приговору   суда   воинского   или
специального  звания,  ранее  назначенной ему пенсии за выслугу лет
фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным
уголовным  законом,  что в силу части первой статьи 3 УК Российской
Федерации,  согласно  которой  преступность  деяния,  а  также  его
наказуемость  и  иные  уголовно-правовые  последствия  определяются
только Уголовным кодексом Российской Федерации, недопустимо.
     2.3. В   постановлениях   Конституционного   Суда   Российской
Федерации  от  16  октября   1995   года   по   делу   о   проверке
конституционности   статьи  124  Закона  РСФСР  "О  государственных
пенсиях в РСФСР" и  от  15  июня  1998  года  по  делу  о  проверке
конституционности  положений  статей  2,  5  и  6 Закона Российской
Федерации "О выплате пенсий  гражданам,  выезжающим  на  постоянное
жительство  за  пределы  Российской  Федерации"  выражена  правовая
позиция,  согласно которой права гражданина в  области  пенсионного
обеспечения   производны  от  его  трудовой  или  иной  общественно
полезной деятельности;  пенсии по старости, за выслугу лет и другие
пенсии,  назначаемые  в  связи  с  трудовой  или  иной  общественно
полезной  деятельностью,   заработаны,   заслужены   предшествующим
трудом,  военной службой,  выполнением других значимых для общества
обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей
государства  по отношению к тем гражданам,  которые приобрели право
на получение  таких  пенсий.  Из  этого  следует,  что  государство
обязано  выплачивать им пенсии независимо от того,  отбывают ли они
по приговору суда наказание в виде лишения  свободы,  проживают  на
территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы
Российской Федерации,  - право гражданина на получение полагающейся
ему  пенсии  в  силу  правовой  природы  пенсий,  носящих  характер
трудовых, не может связываться с такими условиями.
     Как указал  Конституционный Суд Российской Федерации,  лишение
граждан трудовой пенсии в период нахождения  их  в  местах  лишения
свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии на период
отбывания этого  наказания,  а  равно  прекращение  начисления  или
выплаты   трудовых   пенсий   гражданам,  выехавшим  на  постоянное
жительство за  пределы  Российской  Федерации,  представляет  собой
ограничение  их  права на социальное обеспечение,  гарантированного
статьей  39  (часть  1)  Конституции  Российской  Федерации.  Такие
ограничения  в  силу  статьи  55  (часть  3) Конституции Российской
Федерации могут быть установлены федеральным законом,  но только  в
той   мере,   в   какой   это   необходимо  в  целях  защиты  основ
конституционного строя,  нравственности,  здоровья, прав и законных
интересов  других  лиц,  обеспечения  обороны страны и безопасности
государства.  Поскольку же  закреплявшие  их  положения  пенсионных
законов   этим   требованиям   не   отвечали,   они  были  признаны
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  не  соответствующими
Конституции Российской Федерации.
     В силу  приведенных  правовых  позиций  Конституционного  Суда
Российской  Федерации  не  может  расцениваться как соответствующее
статье 55 (часть 3) Конституции  Российской  Федерации  ограничение
права  граждан  на  получение  заработанной,  заслуженной пенсии за
выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на  том  основании,
что они лишены приговором суда воинского или специального звания за
преступления,  совершенные   после   увольнения   с   военной   или
правоохранительной службы.
     2.4. Таким образом,  часть третья статьи 2  Закона  Российской
Федерации   "О  пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную
службу,  службу   в   органах   внутренних   дел,   Государственной
противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной  системы,  и  их семей",  не предусматривая
возможность  ограничения  права  на  трудовую  пенсию  в   качестве
последствия  лишения  воинского звания по приговору суда,  не может
рассматриваться  как  допускающая  прекращение  выплаты   гражданам
пенсии  за  выслугу  лет  в  связи  с  лишением  их приговором суда
воинского или  специального  звания  за  преступления,  совершенные
после   увольнения   с  военной  или  правоохранительной  службы  и
назначения указанной пенсии.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43,  частью первой статьи  79  и  статьей  100  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Часть    третья    статьи  2  Закона  Российской  Федерации
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних  дел,  Государственной  противопожарной  службе,
органах   по   контролю   за   оборотом   наркотических  средств  и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы,  и  их семей" не может рассматриваться как устанавливающая
или допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет
в  связи  с  лишением их приговором суда воинского или специального
звания за преступления,  совершенные после увольнения с военной или
правоохранительной службы и назначения такой пенсии.
     В    силу    статьи  6  Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном         Суде        Российской        Федерации"
конституционно-правовой    смысл    указанного     законоположения,
выявленный  в  настоящем Определении на основании правовых позиций,
изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих
свою  силу  постановлениях,  является  общеобязательным и исключает
любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
     2. Признать жалобу гражданина Ефимова Владимира Алексеевича не
подлежащей дальнейшему рассмотрению  в  заседании  Конституционного
Суда  Российской  Федерации,  поскольку для разрешения поставленных
заявителем вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей
71  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     3. Правоприменительные  решения  по  делу  гражданина  Ефимова
Владимира Алексеевича,  основанные на части третьей статьи 2 Закона
Российской  Федерации  "О  пенсионном обеспечении лиц,  проходивших
военную службу,  службу в органах внутренних  дел,  Государственной
противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной  системы,   и  их  семей"  в  истолковании,
расходящемся с ее  конституционно-правовым  смыслом,  выявленным  в
настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке,
если для этого нет иных препятствий.
     4. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее  Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете",  "Собрании  законодательства   Российской   Федерации"   и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 184-О


Информация по документу
Читайте также