Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   по делу о проверке конституционности ряда положений части 11
  статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
      "О внесении изменений в законодательные акты Российской
         Федерации и признании утратившими силу некоторых
  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
     федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
         Федеральный закон "Об общих принципах организации
    законодательных (представительных) и исполнительных органов
     государственной власти субъектов Российской Федерации" и
     "Об общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы

     город Москва                                 30 июня 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего Ю.М.Данилова, судей Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
В.Д.Зорькина,    С.М.Казанцева,   М.И.Клеандрова,   Н.В.Мельникова,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой,
     с участием  представителей  Правительства  Москвы  -  адвоката
Т.Н.Мордоховой  и  доктора   юридических   наук   А.Е.Шерстобитова,
постоянного  представителя  Государственной  Думы в Конституционном
Суде  Российской  Федерации  Е.Б.Мизулиной,  представителя   Совета
Федерации - доктора юридических наук Е.В.Виноградовой, полномочного
представителя Президента  Российской  Федерации  в  Конституционном
Суде Российской Федерации М.В.Кротова,
     руководствуясь статьей 125 (пункт  "а"  части  2)  Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой, частями
третьей и четвертой статьи 3,  подпунктом "а" пункта 1 части второй
статьи   22,   статьями   36,   74,   84,   85  и  86  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности  ряда  положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в
законодательные  акты  Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием  федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
     Поводом к  рассмотрению  дела  явился   запрос   Правительства
Москвы.  Основанием  к  рассмотрению  дела  явилась  обнаружившаяся
неопределенность в вопросе  о  том,  соответствуют  ли  Конституции
Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И.Клеандрова, объяснения
представителей   сторон,   выступления  полномочного  представителя
Правительства   Российской   Федерации   в   Конституционном   Суде
Российской  Федерации  М.Ю.Барщевского,  приглашенных  в  заседание
представителей: от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации -
судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Л.Слесарева,
от Генерального прокурора Российской Федерации -  Т.А.Рыжковой,  от
Министерства   экономического   развития   и   торговли  Российской
Федерации - О.Б.Соколовой,  от Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом - А.Н.Крыласовой,  исследовав представленные
документы  и  иные  материалы,   Конституционный   Суд   Российской
Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. Правительство   Москвы   просит   признать  противоречащими
статьям 1 (часть 1),  5 (часть 3),  8 (часть 2),  11 (часть 2),  35
(части 2 и 3) и 73 Конституции Российской Федерации положения части
11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N  122-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в
связи     с    совершенствованием    разграничения    полномочий"),
устанавливающие, что:
     находящееся в  собственности  субъектов  Российской  Федерации
имущество,  которое может находиться в  федеральной  собственности,
подлежит  безвозмездной  передаче  в  федеральную  собственность  в
случае,  если  нахождение  указанного  имущества  в   собственности
субъектов  Российской  Федерации  не  допускается,  в  том  числе в
результате разграничения  полномочий  между  федеральными  органами
государственной  власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации,  или если  указанное  имущество  используется
федеральными    органами   государственной   власти,   федеральными
государственными     унитарными     предприятиями,     федеральными
государственными    учреждениями   для   целей,   установленных   в
соответствии  с  данным  Федеральным  законом  (абзацы  девятый   -
одиннадцатый);
     предложения о   передаче   имущества   направляются   органами
государственной  власти  субъекта Российской Федерации федеральному
органу   исполнительной    власти,    осуществляющему    полномочия
собственника имущества (абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);
     решения о  передаче  имущества  из   собственности   субъектов
Российской   Федерации   в  федеральную  собственность  принимаются
федеральным   органом   исполнительной    власти,    осуществляющим
полномочия   собственника   имущества,  если  иное  не  установлено
Правительством Российской  Федерации;  указанные  решения  являются
основаниями  возникновения права собственности Российской Федерации
на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации (абзацы
девятнадцатый и двадцать первый);
     перечень документов,  необходимых  для  принятия   решения   о
передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в
федеральную    собственность,    устанавливается     Правительством
Российской Федерации (абзац двадцать второй);
     органы государственной власти субъекта  Российской  Федерации,
осуществляющие передачу имущества,  обязаны передать, а федеральный
орган исполнительной  власти,  осуществляющий  принятие  имущества,
обязан  принять  передаваемое  имущество  на  основании  решений  о
передаче имущества из собственности субъектов Российской  Федерации
в федеральную собственность в соответствии с передаточным актом,  в
котором указываются наименования и  места  нахождения  передаваемых
государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
подписанный уполномоченными лицами органов государственной  власти,
осуществляющих  передачу  и  принятие  имущества,  передаточный акт
представляется уполномоченному органу  государственной  власти  для
утверждения   и   внесения   изменений  в  реестр  государственного
имущества; если в установленный срок передаточный акт не подписан и
(или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему
передачу имущества,  передаточный акт  утверждается  уполномоченным
федеральным   органом   в   одностороннем  порядке (абзацы двадцать
третий - двадцать седьмой);
     права на   находящиеся  в  федеральной  собственности  объекты
недвижимости регистрируются одновременно  с  правами  на  земельные
участки,  на  которых  расположены данные объекты недвижимости,  на
основании решений о передаче имущества из  собственности  субъектов
Российской   Федерации  в  федеральную  собственность,  подписанных
передаточных   актов    и    иных    документов,    предусмотренных
законодательством Российской Федерации (абзац двадцать девятый);
     передача имущества,    закрепленного    за    государственными
учреждениями    или    предприятиями,   может   быть   осуществлена
исключительно с согласия указанных учреждений  или  предприятий;  в
этом  случае  от  передающей стороны передаточный акт подписывается
уполномоченным  лицом  предприятия  или  визируется  уполномоченным
лицом учреждения (абзац тридцатый);
     право собственности  на  имущество,  передаваемое  в  порядке,
установленном   данным   Федеральным  законом,  возникает  с  даты,
устанавливаемой  соответствующими  решениями  федерального   органа
исполнительной   власти,  осуществляющего  полномочия  собственника
имущества (абзац тридцать первый);
     к правоотношениям,   возникающим  при  передаче  имущества  из
собственности  субъектов   Российской   Федерации   в   федеральную
собственность,  нормы  Гражданского  кодекса Российской Федерации и
Федерального  закона  от  21  июля  1997  года  "О  государственной
регистрации  прав  на  недвижимое имущество и сделок с ним",  в том
числе определяющие  момент  возникновения  права  собственности  на
имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной
статьи (абзац тридцать третий).
     По мнению    заявителя,    данные   законоположения   нарушают
конституционные   правомочия   субъектов   Российской    Федерации,
поскольку  допускают  изъятие  имущества  из собственности субъекта
Российской Федерации и его обращение  в  федеральную  собственность
вопреки  установленным  Гражданским  кодексом  Российской Федерации
общим  правилам  приобретения  права  собственности  на   основании
подзаконных  актов,  без  согласия  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  решения  суда   и   равноценного
возмещения,  не  содержат  конкретного  перечня имущества субъектов
Российской Федерации (его видов, категорий), подлежащего передаче в
федеральную  собственность,  и  тем  самым позволяют определять его
федеральным органам исполнительной власти по своему усмотрению,  не
гарантируют   сохранение  за  субъектами  Российской  Федерации  их
имущества в случаях,  когда  возможно  многоцелевое  использование,
перепрофилирование   этого  имущества  или  его  использование  для
осуществления иных полномочий,  остающихся  у  субъекта  Российской
Федерации  в  результате  разграничения  полномочий  между органами
государственной   власти   Российской    Федерации    и    органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Правительство Москвы,      таким      образом,      оспаривает
конституционность  названных  законоположений  в части,  касающейся
установления   порядка   безвозмездной   передачи   имущества    из
собственности   субъектов   Российской   Федерации   в  федеральную
собственность.  Именно в этой части данные законоположения - в силу
статьи  36,  части  третьей статьи 74,  статей 84 и 85 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  - составляют предмет рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации по настоящему делу.
     2. Согласно   Конституции   Российской   Федерации  Российская
Федерация  является  федеративным  государством,  его  федеративное
устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий
между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
(статья 1,  часть 1;  статья 5,  часть 3); государственную власть в
субъектах  Российской  Федерации осуществляют образуемые ими органы
государственной власти (статья 11, часть 2); в Российской Федерации
признаются  и  защищаются равным образом частная,  государственная,
муниципальная и иные формы собственности (статья 8,  часть 2),  при
этом  федеральная  государственная  собственность  и  управление ею
находятся в ведении Российской Федерации (статья 71,  пункт "д"), а
разграничение  государственной собственности - в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  (статья  72,
пункт  "г"  части  1);  по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов  Российской  Федерации  издаются  федеральные
законы   и   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные
нормативные правовые акты субъектов  Российской  Федерации  (статья
76, часть 2).
     2.1. По   смыслу   приведенных   конституционных    положений,
необходимость  разграничения  государственной  собственности  между
Российской   Федерацией   и   субъектами   Российской    Федерации,
предусмотренного  непосредственно Конституцией Российской Федерации
в  качестве  предмета  их  совместного  ведения,   предопределяется
федеративным  характером  государства  и  разграничением полномочий
между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем
Конституция  Российской  Федерации  не  определяет,  какие  объекты
государственной  собственности  должны  находиться  в собственности
Российской  Федерации,  а  какие  -   в   собственности   субъектов
Российской Федерации.
     Следовательно, при осуществлении нормативного регулирования  в
области  разграничения  государственной  собственности  федеральный
законодатель - исходя из разграничения  полномочий  между  органами
государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
государственной власти субъектов Российской Федерации  и  из  того,
что  объем,  пределы  и  особенности  конкретных полномочий органов
государственной   власти    Российской    Федерации    и    органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации по вопросам
разграничения     государственной     собственности     обусловлены
особенностями государственной собственности, ее предназначением как
экономической  основы  для  осуществления  функций  государства   и
реализации  полномочий  органов  государственной  власти Российской
Федерации и органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации,    -    правомочен   отнести   объекты   государственной
собственности  к  соответствующему  уровню  (виду)  -   федеральной
собственности  или собственности субъектов Российской Федерации,  а
также  установить  порядок  передачи  имущества,  в  том  числе  на
безвозмездной   основе,  от  одного  субъекта  публичной  власти  к
другому.
     В частности,     имущество,    находящееся    в    федеральной
собственности,  может быть безвозмездно  передано  в  собственность
субъектов   Российской   Федерации;   в  свою  очередь,  имущество,
находящееся в собственности субъектов Российской  Федерации,  может
быть  безвозмездно  передано  в  федеральную собственность,  причем
такая передача не  является  допускаемым  на  основании  статьи  35
(часть   3)   Конституции   Российской   Федерации   принудительным
отчуждением  имущества   для   федеральных   нужд,   предполагающим
предварительное и равноценное возмещение.  В то же время имущество,
передаваемое   в   процессе   разграничения   собственности   между
Российской  Федерацией  и  ее субъектами,  остается государственной
собственностью и  должно  использоваться  органами  государственной
власти  не  иначе  как  для  осуществления  ими  своих полномочий в
конституционно установленных целях.
     Таким образом,  разграничение  государственной собственности и
передача имущества,  находящегося в государственной  собственности,
осуществляемая  в  связи с разграничением полномочий между органами
государственной   власти   Российской    Федерации    и    органами
государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  не должны
быть произвольными.
     2.2. По  смыслу  статьи  72  (пункт  "г"  части 1) Конституции
Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5  (часть  3),  8
(часть   2)   и   71  (пункт  "д"),  разграничение  государственной
собственности  осуществляется   между   Российской   Федерацией   и
субъектами   Российской   Федерации  как  между  публично-правовыми
образованиями,  связанными отношениями субординации и  координации,
которые  основаны  на  разграничении предметов ведения и полномочий
между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в
государственной   собственности,   обусловливаемые   разграничением
публично-властных   полномочий,   включая   отношения,   касающиеся
оснований  и  порядка  передачи  имущества,  в  том  числе  формы и
содержания акта,  оформляющего такую передачу,  также  представляют
собой  систему  публично-правовых властных отношений,  одновременно
субординационных и координационных по своему  характеру.  Именно  в
силу   этого   данные   отношения   гражданским  законодательством,
определяющим правовое положение участников гражданского  оборота  и
регулирующим  имущественные  отношения,  основанные  на  равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников,  по
общему правилу, не регулируются.
     Так, согласно  Гражданскому  кодексу  Российской  Федерации  к
имущественным  отношениям,  основанным на административном или ином
властном   подчинении    одной    стороны    другой,    гражданское
законодательство   не   применяется,  если  иное  не  предусмотрено
законодательством (пункт 3 статьи  2);  отнесение  государственного
имущества  к  федеральной собственности и к собственности субъектов
Российской  Федерации  осуществляется  в   порядке,   установленном
законом  (пункт  5 статьи 214).  На это же указывает абзац тридцать
третий части 11 статьи 154 Федерального   закона  от    22  августа
2004 года  N 122-ФЗ, в соответствии с  которым  к  правоотношениям,
возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей,
нормы  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  применяются  в
части, не противоречащей ее положениям.
     Таким образом,  разграничение  государственной собственности и
регламентация  передачи  имущества   в   результате   разграничения
полномочий  между  федеральными  органами  государственной власти и
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
осуществляются   посредством   специальных   норм,  содержащихся  в
федеральных законах и принимаемых в соответствии с  ними  в  рамках
данного  предмета  совместного  ведения  законах и иных нормативных
правовых  актах  субъектов  Российской  Федерации,  на  которых   и
основывается  правоприменительная деятельность в этой сфере органов
государственной   власти    Российской    Федерации    и    органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     При этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть
2),  55  (часть  3),  71  (пункт "д"),  72 (пункт "г" части 1) и 73
Конституции  Российской  Федерации,  федеральным  законом   -   как
нормативным  правовым  актом  общего действия,  принимаемым в сфере
совместного  ведения  и  определяющим   конкретные   полномочия   и
компетенцию  органов  государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации  по
вопросам  разграничения  государственной  собственности  и передачи
имущества в  результате  разграничения  полномочий  между  органами
государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  -  право
собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено,
если  такое  ограничение  необходимо  для  защиты   конституционных
ценностей  и  по  своему  характеру  соразмерно  тем конституционно
значимым целям,  ради которых оно  вводится.  Федеральным  законом,
разграничивающим  государственную  собственность  и устанавливающим
порядок   передачи    имущества    в    результате    разграничения
публично-властных   полномочий,   должен   быть   обеспечен  баланс
интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов. При этом в
силу  вытекающего  из  Конституции  Российской Федерации требования
признания  и   защиты   государственной   собственности   субъектов
Российской  Федерации  полномочия  органов  государственной  власти
Российской Федерации и  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации по разграничению государственной собственности
и  безвозмездной  передаче  имущества   должны   распределяться   и
осуществляться  как  находящиеся в совместном ведении,  с тем чтобы
при принятии  соответствующих  решений  обеспечивались  бы  учет  и
согласование  интересов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
     3. В процессе становления России как федеративного государства
и  развития  экономических  основ   конституционного   строя   было
предпринято  разграничение  единой государственной собственности на
собственность  Российской  Федерации  и   собственность   субъектов
Российской   Федерации   (а  затем  и  собственность  муниципальных
образований).
     Согласно Закону  СССР  от 6 марта 1990 года "О собственности в
СССР" и Закону РСФСР от 24 декабря 1990  года  "О  собственности  в
РСФСР"  имущество,  находившееся  в  государственной  собственности
РСФСР,  было отнесено соответственно к  федеральной  собственности,
собственности   республик,   входящих   в   Российскую   Федерацию,
автономных областей,  автономных округов,  краев и областей, исходя
прежде   всего   из   того,   в   ведении   какого  уровня  органов
государственной  власти  и  управления  находилось  то   или   иное
имущество.   В   дальнейшем  разграничение  единой  государственной
собственности и передача различных  объектов  (видов)  имущества  в
федеральную  собственность  и  собственность  субъектов  Российской
Федерации  производились  на  основании  Постановления   Верховного
Совета  Российской  Федерации  от    27 декабря  1991 года N 3020-I
"О   разграничении   государственной   собственности  в  Российской
Федерации    на    федеральную    собственность,    государственную
собственность республик  в  составе  Российской  Федерации,  краев,
областей,  автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга   и   муниципальную   собственность",   а    также
распоряжения  Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года
N 114-рп "Об  утверждении  Положения  об  определении  пообъектного
состава федеральной,  государственной и муниципальной собственности
и порядке оформления прав собственности".  В приложениях 1  и  2  к
названному  Постановлению  Верховного  Совета  Российской Федерации
содержались   перечни   объектов,   относящихся   исключительно   к
федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в
собственность субъектов Российской Федерации.
     3.1. Осуществляя  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации  разграничение  предметов  ведения  и  полномочий   между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и в  связи  с
этим  -  разграничение  государственной собственности,  федеральный
законодатель непосредственно  в  федеральном  законе  прежде  всего
указывает,   какое   имущество   может   находиться   в   публичной
собственности того или иного уровня,  объектный  состав  имущества,
закрепляемого  за соответствующим публичным собственником,  а также
устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из федеральной
собственности  в  собственность субъектов Российской Федерации и из
собственности  субъектов  Российской  Федерации   в   собственность
Российской Федерации.
     Так, в Федеральном законе от 6 октября  1999  года  "Об  общих
принципах    организации   законодательных   (представительных)   и
исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации"  было  определено,  какое  имущество  может находиться в
собственности   субъекта   Российской   Федерации,   и   при   этом
подчеркивалось,  что  особенности  возникновения,  осуществления  и
прекращения  права  собственности  субъекта  Российской   Федерации
устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи 26-11).
     Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении  изменений
и  дополнений  в  Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации"  были
перераспределены полномочия по осуществлению  ряда  государственных
функций  между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а
затем  Федеральным  законом  от  22  августа  2004  года  N  122-ФЗ
предусмотрен   порядок   безвозмездной   передачи   имущества    из
федеральной  собственности  в  собственность  субъектов  Российской
Федерации,  а также из собственности субъектов Российской Федерации
- в федеральную собственность.
     В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального  закона  от
22   августа   2004   года   N  122-ФЗ  находящееся  в  федеральной
собственности  имущество,  которое   в   связи   с   разграничением
полномочий  между  федеральными  органами  государственной власти и
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
может  находиться  в  собственности субъектов Российской Федерации,
подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если нахождение
указанного имущества в федеральной собственности не допускается,  а
также    если    указанное    имущество    используется    органами
государственной  власти  субъектов  Российской Федерации для целей,
установленных в  соответствии  со статьей 26-11 Федерального закона
от  6  октября  1999   года   "Об   общих   принципах   организации
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации";  в  свою
очередь,  в  федеральной  собственности может находиться имущество,
необходимое  для  обеспечения  деятельности   федеральных   органов
государственной  власти,  осуществления  ими полномочий в рамках их
компетенции,  установленной  Конституцией  Российской  Федерации  и
нормативными  правовыми актами Российской Федерации,  определяющими
их  статус,  а  также  для  обеспечения  стратегических   интересов
Российской  Федерации в области обороны и безопасности государства,
защиты нравственности,  здоровья, прав и законных интересов граждан
Российской Федерации (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой).
     Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов
имущества и  конкретных  объектов  имущества  субъектов  Российской
Федерации  в  Федеральном  законе  от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
отсутствует.  Разрешение вопроса о перечне  объектов  передаваемого
имущества  должно  осуществляться  в  соответствии  с  федеральными
законами,  принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации,  а
также  издаваемыми  по  предметам  совместного ведения федеральными
законами и принимаемыми в соответствии  с  ними  законами  и  иными
нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации путем
осуществления органами государственной власти Российской  Федерации
и  органами  государственной  власти субъектов Российской Федерации
соответствующей правоприменительной деятельности.
     3.2. Положениями части 11 статьи 154    Федерального закона от
22 августа    2004 года     N 122-ФЗ,       являющимися   предметом
рассмотрения по настоящему делу и определяющими порядок (процедуру)
безвозмездной  передачи  имущества   из   собственности   субъектов
Российской      Федерации      в     федеральную     собственность,
предусматривается,  в частности,  что находящееся  в  собственности
субъектов Российской Федерации имущество,  которое может находиться
в федеральной  собственности,  подлежит  безвозмездной  передаче  в
федеральную  собственность  в  случаях,  если нахождение указанного
имущества  в  собственности  субъектов  Российской   Федерации   не
допускается,  в  том  числе  в  результате разграничения полномочий
между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами
государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  или если
указанное    имущество    используется    федеральными     органами
государственной  власти,  федеральными  государственными унитарными
предприятиями,  федеральными  государственными   учреждениями   для
целей,  установленных  в  соответствии с данным Федеральным законом
(абзацы девятый - одиннадцатый).
     Порядок передачи    имущества    из   собственности   субъекта
Российской  Федерации  включает,  во-первых,  направление   органом
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации предложений
федеральному   органу   исполнительной   власти,    осуществляющему
полномочия   собственника   имущества,   о  передаче  имущества,  а
во-вторых -  принятие  федеральным  органом  исполнительной  власти
решения  о  передаче  имущества (абзацы пятнадцатый - семнадцатый и
девятнадцатый),  при  этом  передача  имущества  из   собственности
субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации,
не включенного  в  указанные  предложения,  не  допускается  (абзац
восемнадцатый).
     По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее
положениями,  безвозмездная передача государственной  собственности
предполагает  необходимость  согласованных действий соответствующих
органов  государственной  власти  Российской  Федерации  и  органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации.  Тем самым
федеральный законодатель,  обеспечивая  во  исполнение  предписаний
Конституции   Российской   Федерации  баланс  интересов  Российской
Федерации и интересов ее субъектов,  исключил возможность  принятия
федеральным  органом  исполнительной власти решения о безвозмездной
передаче того или иного  имущества,  находящегося  в  собственности
субъекта   Российской  Федерации,  в  федеральную  собственность  в
одностороннем порядке.
     О том,  что аутентичное намерение законодателя именно таково -
не допустить передачу имущества  против  воли  субъекта  Российской
Федерации,  в собственности которого оно находится, свидетельствуют
выступления представителей Государственной Думы, Совета Федерации и
Президента  Российской  Федерации  при рассмотрении настоящего дела
Конституционным Судом Российской Федерации.  Из этого же исходило и
Правительство Российской   Федерации,  закрепляя в постановлении от
13 июня 2006 года  N 374,  что  для  принятия  федеральным  органом
государственной    власти   решения   о   передаче   имущества   из
собственности   субъекта   Российской   Федерации   в   федеральную
собственность  необходимо предложение органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации  о  передаче   имущества   субъекта
Российской  Федерации  в  федеральную  собственность  (подпункт "а"
пункта 2).
     3.3. При   передаче   имущества   из   собственности  субъекта
Российской  Федерации  в  федеральную  собственность   в   порядке,
предусмотренном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,  права собственника находятся под
защитой  статьи  35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации,
закрепляющей  право  каждого  иметь  имущество   в   собственности,
реализуя  вытекающие из этого правомочия,  и гарантии для субъектов
данного права в случаях  лишения  их  имущества,  в  частности  при
принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.
     Установленный рассматриваемыми    законоположениями    порядок
передачи  имущества,  находящегося в государственной собственности,
исключает необходимость принятия  судебного  решения  в  каждом  из
таких   случаев,  а  также  выплату  равноценного  возмещения,  что
соответствует природе публично-правовых отношений между  Российской
Федерацией  и  субъектами  Российской  Федерации  по  разграничению
государственной собственности и  передаче  имущества  в  результате
разграничения  полномочий  между  органами  государственной  власти
Российской Федерации и органами  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации:   имущество,  находящееся  в  собственности
соответствующих публично-правовых  образований,  предназначено  для
осуществления  органами  публичной  власти  в  рамках их полномочий
функций государства,  а следовательно,  в результате  разграничения
полномочий   между   органами   государственной  власти  Российской
Федерации и органами государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации   по   реализации  этих  функций  возможна  безвозмездная
передача имущества,  необходимого для осуществления соответствующих
полномочий,  в  целях  наиболее  рационального  его использования в
общих публичных интересах.
     Спор же  о  праве  собственности  на  имущество  (о законности
нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи
с  разграничением  полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  ставится  вопрос  о  передаче  в федеральную
собственность  или  собственность  субъекта  Российской  Федерации,
разрешается    судом    в    порядке,   установленном   действующим
законодательством.
     3.4. Таким   образом,   закрепленный  в  части 11  статьи  154
Федерального закона от  22  августа  2004  года  N  122-ФЗ  порядок
безвозмездной   передачи  в  федеральную  собственность  имущества,
находящегося в  собственности  субъектов  Российской  Федерации,  в
связи  с  разграничением  полномочий между органами государственной
власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
субъектов    Российской    Федерации   предполагает   необходимость
волеизъявления субъектов Российской Федерации  на  такую  передачу,
достижение     договоренностей    между    федеральными    органами
государственной власти и органами государственной власти  субъектов
Российской  Федерации  и  не  допускает  принудительное  отчуждение
имущества,  находящегося  в  собственности   субъектов   Российской
Федерации,   а  потому  не  может  рассматриваться  как  нарушающий
конституционные  правомочия  субъектов   Российской   Федерации   и
гарантии   государственной   собственности   субъектов   Российской
Федерации,  в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3),  8 (часть
2),  35  (части  2  и  3),  55  (часть  3) и 72 (пункт "г" части 1)
Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  статьей 6,  частями
первой  и  второй  статьи  71,  статьями  72,  74,  75,  79  и   87
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать    положения    абзацев    девятого,     десятого,
одиннадцатого,    пятнадцатого,    шестнадцатого,   девятнадцатого,
двадцать первого,  двадцать второго,  двадцать третьего -  двадцать
седьмого,   двадцать   девятого,  тридцатого,  тридцать  первого  и
тридцать   третьего  части  11 статьи 154  Федерального  закона  от
22 августа   2004  года   N 122-ФЗ   "О    внесении    изменений  в
законодательные акты Российской Федерации и  признании  утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений  в
Федеральный  закон  "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации" и "Об общих принципах организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"   (в   редакции
Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в
отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с
совершенствованием     разграничения    полномочий")    в    части,
устанавливающей  порядок  безвозмездной  передачи   в   федеральную
собственность  имущества,  находящегося  в  собственности субъектов
Российской Федерации,  в связи с  разграничением  полномочий  между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации и органами
государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,   не
противоречащими Конституции Российской Федерации,  поскольку данные
законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе
действующего  правового  регулирования  предполагают  необходимость
волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
     Конституционно-правовой смысл  положений  части  11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,  выявленный в
настоящем  Постановлении,  является  общеобязательным  и  исключает
любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
     2. Настоящее    Постановление    окончательно,   не   подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
действует   непосредственно  и  не  требует  подтверждения  другими
органами и должностными лицами.
     3. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона
"О Конституционном    Суде    Российской    Федерации"    настоящее
Постановление   подлежит    незамедлительному    опубликованию    в
"Российской   газете"   и   "Собрании  законодательства  Российской
Федерации".  Постановление  должно  быть   опубликовано   также   в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 8-П


Информация по документу
Читайте также