Расширенный поиск

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 № 433

 



                            П Р И К А З

       Министерства природных ресурсов Российской Федерации
                      от 21 мая 2001 г. N 433

         Об утверждении Положения о порядке осуществления
            государственного мониторинга состояния недр
                       Российской Федерации

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
              24 июля 2001 г. Регистрационный N 2818


     В соответствии с подпунктом 11 пункта 6 и пунктом 14 Положения
о   Министерстве   природных   ресурсов    Российской    Федерации,
утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от
25 сентября 2000 г.  N 726  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2000, N 40, ст. 3971), приказываю:
     Утвердить прилагаемое  Положение   о   порядке   осуществления
государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.


                           ____________



                             ПОЛОЖЕНИЕ
       о порядке осуществления государственного мониторинга
                состояния недр Российской Федерации

      Утверждено приказом МПР России от 21 мая 2001 г. N 433


     Настоящее Положение   устанавливает   порядок    осуществления
государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.
     1. Государственный мониторинг состояния недр или геологической
среды   (далее   по  тексту  -  ГМСН)  представляет  собой  систему
регулярных  наблюдений,  сбора,  накопления,  обработки  и  анализа
информации,  оценки  состояния  геологической  среды  и прогноза ее
изменений   под   влиянием   естественных    природных    факторов,
недропользования  и  других видов хозяйственной деятельности.  ГМСН
является  составной  частью   (подсистемой)   комплексной   системы
мониторинга окружающей природной среды.
     2. Целью ГМСН является информационное  обеспечение  управления
государственным  фондом  недр  и  рационального  недропользования в
части, вытекающей из задач и функций ГМСН.
     3. Основными задачами ГМСН являются:
     - получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
     - оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
     - своевременное выявление и прогнозирование развития природных
и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
     - учет состояния недр по  объектам  недропользования,  запасов
подземных вод и их движения;
     - разработка,  обеспечение реализации и  анализ  эффективности
мероприятий     по     обеспечению     экологически     безопасного
недропользования и охраны  недр,  а  также  по  предотвращению  или
снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
     - регулярное информирование  органов  государственной  власти,
организаций,  недропользователей  и  других субъектов хозяйственной
деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
     - межведомственное      взаимодействие     и     международное
сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.
     4. Система   государственного   мониторинга   состояния   недр
включает следующие подсистемы:
     - мониторинг подземных вод;
     - мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
     - мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
     - мониторинг месторождений углеводородов;
     - мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
     - мониторинг  участков  недр,  используемых  для   целей,   не
связанных с добычей полезных ископаемых;
     - мониторинг   участков   недр,    испытывающих    воздействие
хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
     - мониторинг геологической среды континентального шельфа.
     а) Подсистема  мониторинга  подземных  вод  (подземных  водных
объектов)  предназначена  для  оценки  состояния  подземных  вод  и
прогноза  изменения  этого  состояния,  в том числе эксплуатируемых
месторождений  подземных  вод;   учета   эксплуатационных   запасов
подземных вод и их использования;  ведение государственного водного
кадастра по разделу  "подземные  воды".  Мониторинг  подземных  вод
одновременно является составной частью государственного мониторинга
водных  объектов.  Результаты   мониторинга   водных   объектов   в
необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
     б) Подсистема  мониторинга  опасных  экзогенных  геологических
процессов  предназначена для выявления,  учета,  оценки состояния и
прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов
и    функционально    связана   с   Российской   автоматизированной
информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям.
     в) Подсистема  мониторинга  опасных  эндогенных  геологических
процессов предназначена для  оперативного  контроля  за  изменением
напряженно-деформированного  состояния  горных пород сейсмоактивных
зон с целью прогноза сильных землетрясений. Подсистема одновременно
является   составной   частью   федеральной   системы  сейсмических
наблюдений и прогноза землетрясений.
     г) Подсистема    мониторинга    месторождений    углеводородов
предназначена  для  оценки   текущего   состояния   разрабатываемых
месторождений  нефти  и  газа  и  прогнозирования  изменений  этого
состояния,  включая   загрязнение   недр   нефтепродуктами;   учета
состояния  участков недр по объектам недропользования,  связанным с
добычей углеводородов.
     д) Подсистема  мониторинга  месторождений   твердых   полезных
ископаемых    предназначена    для    оценки   текущего   состояния
разрабатываемых месторождений  и  прогнозирования  изменений  этого
состояния,  включая наблюдение за состоянием массива горных пород и
деформациями  земной  поверхности  в  соответствии  с  требованиями
Госгортехнадзора России;  учета состояния участков недр по объектам
недропользования, связанным с добычей твердых полезных ископаемых.
     е) Подсистема  мониторинга  участков  недр,  используемых  для
целей,  не связанных с добычей полезных  ископаемых,  предназначена
для  оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния при
строительстве   и   эксплуатации    подземных    сооружений,    при
строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных
пород,  при захоронении радиоактивных  и  иных  опасных  отходов  в
глубоких  подземных  горизонтах,  а  также  при размещении в недрах
промышленных и бытовых отходов.
     ж) Подсистема    мониторинга   участков   недр,   испытывающих
воздействие   хозяйственной   деятельности,    не    связанной    с
недропользованием,   предназначена  для  оценки  состояния  недр  и
прогноза  изменения  этого  состояния,  включая  загрязнение  недр,
активизацию  экзогенных  и  эндогенных процессов,  под воздействием
различных объектов хозяйственной деятельности.
     з) Подсистема мониторинга геологической среды континентального
шельфа предназначена для оценки изменения состава и свойств  донных
отложений;   состояния   подземных   вод   и   развития  экзогенных
геологических  процессов  в  пределах  шельфа,  влияния  разработки
месторождений  полезных  ископаемых  на шельфе на другие компоненты
окружающей природной среды (морские воды, биоту и др.).
     5. Организацию работ по государственному мониторингу состояния
недр  осуществляет  Министерство  природных   ресурсов   Российской
Федерации  (МПР  России)  во  взаимодействии  с  другими специально
уполномоченными  государственными   органами   в   области   охраны
окружающей природной среды и природопользования.
     По вопросам  ведения  ГМСН  Министерство  природных   ресурсов
Российской Федерации взаимодействует в пределах компетенции:
     - с Министерством Российской Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий -  координация  действий  при  возникновении  чрезвычайных
ситуаций  (в  случаях  катастроф  природного характера,  проявления
опасных геологических процессов);
     - с  Министерством  здравоохранения Российской Федерации - при
ведении  социально-гигиенического  мониторинга   в   части   оценки
качества    воды    подземных   источников   хозяйственно-питьевого
водоснабжения,  а также  состояния  подземных  вод,  относящихся  к
природным лечебным ресурсам;
     - с  Федеральной  службой  земельного  кадастра  России  -  по
вопросам     ведения     государственного    мониторинга    земель,
государственного  земельного  кадастра,  землеустройства  в   части
сведений  о  границах  и  площадях земельных участков,  их правовом
положении, состоянии и использовании;
     - с   Федеральной   службой   России  по  гидрометеорологии  и
мониторингу   окружающей   среды   -   при   ведении    мониторинга
поверхностных  вод  суши,  морской среды,  атмосферы и почв в части
оценки влияния изменения состояния указанных компонентов окружающей
природной среды на состояние недр;
     - с Федеральным горным и промышленным надзором  России  -  при
ведении   мониторинга   месторождений  углеводородов,  минеральных,
теплоэнергетических и промышленных подземных вод,  твердых полезных
ископаемых,  а  также  участков  недр,  используемых для целей,  не
связанных с добычей полезных ископаемых;
     - с  Федеральным  надзором  России  по  ядерной и радиационной
безопасности   -   при   ведении   мониторинга    участков    недр,
предоставленных   в   пользование   для  захоронения  радиоактивных
отходов.
     6. Нормативное,  методическое  и  организационное  обеспечение
ведения ГМСН осуществляет МПР России.
     7. Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на
федеральном,             региональном,              территориальном
(административно-территориальном) и объектном (локальном) уровнях.
     а) Порядок организационного и финансового обеспечения работ по
ведению  ГМСН  на федеральном и региональном уровнях определяет МПР
России.
     б) На территориальном (административно-территориальном) уровне
ведение ГМСН обеспечивают  территориальные  органы  МПР  России  во
взаимодействии  со  специально  уполномоченными  органами в области
охраны окружающей природной среды  и  природопользования  субъектов
Российской Федерации.
     в) Ведение объектного (локального) мониторинга состояния  недр
осуществляют   недропользователи   и  иные  субъекты  хозяйственной
деятельности,  влияющие на состояние недр.  Условия,  объемы и виды
мониторинга  определяются  в  процессе  получения  участков  недр в
недропользование.
     8. Информационной основой осуществления ГМСН являются сведения
о состоянии недр,  полученные  при  выполнении  геологоразведочных,
горнодобывающих   и   всех   других   видов   работ,   связанных  с
государственным геологическим изучением и  использованием  недр,  и
данные  по  наблюдательным пунктам,  объединяемым в государственную
опорную,  ведомственные,  муниципальные  и  локальные   (объектные)
наблюдательные сети.
     а) Пункты  наблюдений,  участки  и  полигоны   государственной
опорной сети,  созданные за счет государственных средств,  являются
государственной собственностью и  размещаются  на  площадях  как  с
естественным, так и с нарушенным состоянием недр.
     б) Наблюдательные пункты ведомственных и  муниципальных  сетей
находятся в ведении соответствующих ведомств Российской Федерации и
муниципальных органов субъектов Российской Федерации.
     в) Организации,     вне     зависимости    от    ведомственной
принадлежности     и      форм      собственности,      выполняющие
геологоразведочные,  горнодобывающие и другие виды работ, связанные
с изучением и использованием  недр  (пользователи  недр),  передают
данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.
     9. Информация о состоянии недр,  получаемая при ведении  ГМСН,
относится   к   государственным   информационным   ресурсам   ГМСН,
являющимся составной частью  государственного  фонда  геологической
информации.   Отнесение  информационных  ресурсов  ГМСН  к  ведению
Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  совместному
ведению  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации
осуществляется  в  соответствии  с  действующим   законодательством
Российской  Федерации  о  недрах  и  государственных информационных
ресурсах.   Информация   системы   ГМСН   должна    соответствовать
государственным стандартам,  а также требованиям,  утвержденным МПР
России,  в  том   числе   для   Государственного   банка   цифровой
геологической информации и фондов геологической информации.
     10. Порядок и условия поступления в информационный  фонд  ГМСН
конфиденциальной и закрытой информации,  содержащей государственную
тайну, определяются действующим законодательством.
     11. Информация о состоянии недр,  получаемая при ведении ГМСН,
ежегодно  представляется  МПР  России  в  обобщенном  виде  органам
государственной  власти Российской Федерации,  субъектов Российской
Федерации   для   использования  при  принятии  решений  в  области
природопользования.
     12. Информационные ресурсы ГМСН  используются  при  подготовке
Государственных   докладов  о  состоянии  минерально-сырьевой  базы
Российской  Федерации,  о  состоянии  окружающей  природной   среды
Российской Федерации, о состоянии и использовании земель Российской
Федерации,  при  осуществлении  государственного  геологического  и
водного контроля.
     13. Финансирование  работ  по  функционированию   и   развитию
системы  государственного мониторинга состояния недр осуществляется
за счет:
     - расходов   на   воспроизводство   минерально-сырьевой  базы,
предусмотренных  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете   на
соответствующий год;
     - средств  федеральных  программ,  в   которых   предусмотрены
мероприятия по ведению ГМСН;
     - собственных средств недропользователей  и  других  субъектов
хозяйственной деятельности;
     - прочих источников финансирования, не запрещенных действующим
законодательством Российской Федерации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также