И Н С Т Р У К Ц И Я
Министерства путей сообщения Российской Федерации
22 октября 2001 г. N ЦЛ-861
Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе)
пассажирских поездов российских железных дорог
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
21 декабря 2001 г. Регистрационный N 3108
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктами
25 и 26 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также
грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на
федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11,
ст. 1311), Правилами оказания услуг общественного питания,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
15 августа 1997 г. N 1036 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 34, ст. 3980), Федеральным законом от 21 ноября
1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, определяющими требования к
обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе).
2. Действие настоящей Инструкции распространяется на
организации, обслуживающие питанием пассажиров в вагонах-ресторанах
(вагонах-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог
(далее - организации).
Настоящая Инструкция устанавливает порядок обеспечения
пассажиров питанием в пассажирских поездах и оказания пассажирам
дополнительных торговых услуг, предоставления сервисного
обслуживания в вагонах повышенной комфортности, организации работы
по учету реализуемой продукции (покупных товаров, продуктов),
столовой и кухонной посуды, инвентаря.
3. Снабжение продовольственными товарами вагонов-ресторанов
(вагонов-кафе) должно осуществляться организациями с соблюдением
требований законодательства Российской Федерации.
4. Материально-техническое оснащение вагонов-ресторанов
(вагонов-кафе) должно соответствовать условиям их работы.
Номенклатура и количество столовой и кухонной посуды, приборов,
инвентаря, столового белья, санитарной и специальной одежды для
оснащения вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяются
организациями с учетом особенностей обслуживания пассажиров на
каждом маршруте следования пассажирских поездов, в зависимости от
категории поезда.
5. Расчеты с посетителями в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе)
осуществляются с применением контрольно-кассовых машин (далее -
ККМ) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Для организаций, обслуживающих питанием пассажиров
пассажирских поездов, устанавливается следующий режим работы:
вагон-ресторан (вагон-кафе) должен быть открыт для пассажиров:
при следовании в составе пассажирского поезда - в течение
всего дня по местному времени с двумя перерывами по 30 минут
каждый - для уборки помещений и получения продуктов в пути
следования;
при отправлении пассажирского поезда из пункта оборота после
12 часов местного времени работа вагона-ресторана (вагона-кафе) в
этот день продлевается.
В пассажирском поезде, находящемся в пути следования менее
одних суток, режим работы вагона-ресторана (вагона-кафе)
устанавливается директором вагона-ресторана (заведующим
вагоном-кафе) по согласованию с начальником (механиком-бригадиром)
пассажирского поезда, с учетом спроса пассажиров на услуги питания.
Прием заказов от пассажиров на обслуживание в вагоне-ресторане
(вагоне-кафе) прекращается за 30 минут до его закрытия.
О режиме работы вагона-ресторана (вагона-кафе) и времени
перерывов пассажиры оповещаются начальником (механиком-бригадиром)
пассажирского поезда по поездному радио.
7. К обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах
(вагонах-кафе) предъявляются следующие требования:
7.1. Обслуживание пассажиров питанием в вагоне-ресторане
производится официантами. В процессе подготовки зала
вагона-ресторана к обслуживанию выполняется предварительная
сервировка столов. При расчете за товары и продукцию пассажирам
вручается кассовый чек.
7.2. Цены на блюда, напитки и продукцию, реализуемые в
вагоне-ресторане, указываются в меню и прейскуранте. На покупные
товары и продукцию, реализуемые в буфете вагона-ресторана,
оформляются ценники.
7.3. Вагон-кафе работает по методу самообслуживания. На столах
в зале вагона-кафе должны быть приборы со специями и салфетки. При
расчете за товары и продукцию в вагоне-кафе пассажирам вручается
кассовый чек. Цены на блюда и напитки, реализуемые в вагоне-кафе,
указываются в меню. На покупные товары и продукцию оформляются
ценники.
7.4. Ассортимент блюд, напитков и продукции, указанный в меню
вагона-ресторана (вагона-кафе), следует обеспечивать в течение
всего времени работы вагона-ресторана (вагона-кафе). Для реализации
пассажирам в вагонах пассажирских поездов могут комплектоваться
наборы питания с учетом соблюдения гигиенических требований к
условиям их хранения и срокам реализации.
7.5. Официантами вагонов-ресторанов производится доставка по
заказам пассажиров блюд, кулинарной продукции и покупных товаров в
вагоны с двухместными купе (СВ) и купейные вагоны из имеющегося в
наличии ассортимента продукции и товаров в порядке, предусмотренном
пунктом 10 настоящей Инструкции.
По желанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе)
готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая
винно-водочные изделия, могут отпускаться на вынос в
соответствующей упаковке.
8. Работники вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) обязаны:
8.1. Обеспечивать соблюдение санитарных норм и правил, правил
техники безопасности и требований пожарной безопасности при
обслуживании пассажиров в поездах.
8.2. Производить, исходя из требований пассажиров, замену
продукции ненадлежащего качества, приобретенной пассажирами в
вагонах-ресторанах (вагонах-кафе), на такую же или аналогичную
продукцию надлежащего качества с соответствующим пересчетом
покупной цены или соразмерно уменьшить покупную цену.
8.3. Соблюдать общепринятые правила культуры обслуживания,
быть вежливыми.
9. Доставка заказанных блюд и другой продукции из
вагонов-ресторанов в вагоны с двухместными купе (СВ) и купейные
вагоны по заказу пассажиров осуществляется в следующем порядке:
9.1. В вагонах с двухместными купе (СВ) и купейных вагонах
пассажирам предоставляется меню вагона-ресторана с указанием
ассортимента, цен, норм выхода блюд и изделий, размера оплаты за
доставку по заказу. О предлагаемой платной услуге по доставке
продукции из вагона-ресторана пассажирам объявляется по поездному
радио начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда.
9.2. Заказ на доставку блюд по меню вагона-ресторана
принимается через проводников пассажирских вагонов или через
официантов вагонов-ресторанов. Заказ оформляется на бланках с
указанием даты и времени доставки, ассортимента, цен и количества
блюд, стоимости заказа. Отдельной строкой указывается
дополнительная плата за доставку по заказу. Заказ выписывается в
трех экземплярах (первый - для заведующего производством, второй
остается у официанта, третий выдается пассажиру).
9.3. Доставка заказанных блюд и другой продукции производится
в развозных официантских тележках либо на официантских подносах.
9.4. Для доставки блюд применяется столовая посуда,
предназначенная для обслуживания пассажиров в вагонах-ресторанах, а
также посуда одноразового пользования, изготовленная из материалов,
разрешенных на территории Российской Федерации.
10. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности
пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, в том
числе набор питания или рацион горячего питания, стоимость которого
включена в цену проездных документов.
К предоставлению наборов питания пассажирам в вагонах
повышенной комфортности предъявляются следующие требования:
для комплектования наборов питания используются продукты в
индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке с
обязательным указанием конечного срока реализации, даты выработки,
условий хранения;
набор питания должен комплектоваться в индивидуальные
контейнеры, на него наклеивается этикетка с перечнем входящих в
набор продуктов и указанием сроков реализации.
Укомплектованные в индивидуальные контейнеры наборы питания в
специальных сумках доставляются в вагоны-рестораны в количестве,
необходимом для обеспечения пассажиров в вагонах повышенной
комфортности (по количеству мест с учетом резерва, обеспечивающего
возможность выдачи наборов питания каждому пассажиру по мере их
посадки по пути следования пассажирского поезда независимо от
продолжительности поездки).
В пассажирских поездах с многоразовым предоставлением рационов
питания их выдача пассажирам вагонов повышенной комфортности
осуществляется в соответствии с утверждаемыми МПС России схемами.
Из вагонов-ресторанов наборы питания доставляются в
пассажирские вагоны повышенной комфортности для раздачи пассажирам
в упакованном виде.
Работник вагона-ресторана заполняет ведомости по отпуску
наборов питания в вагоны повышенной комфортности, в которых
указываются: номер вагона, фамилия, имя, отчество проводника,
количество пассажиров, количество выданных наборов питания. При
необходимости, в ведомости вносятся соответствующие дополнения с
учетом количества возвращенных (забракованных или невостребованных)
и полученных дополнительно наборов питания. Подписываются ведомости
проводником соответствующего вагона и работником вагона-ресторана.
По окончании рейса составляется сводная ведомость по
количеству выданных наборов питания, которая подписывается
директором вагона-ресторана и начальником (механиком-бригадиром)
пассажирского поезда.
Заявка на обеспечение наборами питания на обратный рейс
составляется по прибытии на конечный пункт следования пассажирского
поезда с учетом их остатка в вагонах-ресторанах.
Использованные контейнеры из-под наборов питания, посуда
одноразового пользования собираются в специальную емкость (тару)
для сбора мусора для удаления из вагона по пути следования
пассажирского поезда на железнодорожных станциях, перечень которых
определяется МПС России.
11. Размещение продовольственных товаров в вагонах-ресторанах
(вагонах-кафе) должно производиться в специально отведенном для
этих целей месте, исключающем доступ посторонних лиц.
12. Снабжение продовольственными товарами вагонов-ресторанов
(вагонов-кафе) производится в пунктах оборота железнодорожных
составов и по пути следования пассажирских поездов.
Подготовка товаров к отпуску в вагоны-рестораны (вагоны-кафе)
осуществляется в количестве и ассортименте, указанных в телеграфных
заявках директоров вагонов-ресторанов (заведующих вагонами-кафе).
Заявки передаются по телеграфу не менее чем за 12 часов до прибытия
пассажирского поезда на железнодорожную станцию (по месту
расположения поставщика).
13. Продукты на производстве (кухне) вагонов-ресторанов
(вагонах-кафе), а также покупные товары в буфете вагонов-ресторанов
учитываются в суммарном денежном выражении.
При отправлении в рейс или тур составляется требование в
кладовую на продукты в соответствии с их потребностью на рейс или
тур с учетом сроков их хранения (форма ОП-3).
Меню в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) составляется ежедневно,
один экземпляр сдается в бухгалтерию организации вместе с товарным
отчетом. Определение цен, по которым реализуются изделия
производства (кухни) вагона-ресторана (вагона-кафе), осуществляется
на основании калькуляции, фиксируемой в калькуляционной карточке
(форма ОП-1).
В случае обслуживания организованных групп пассажиров
работниками вагона-ресторана составляется меню для питания
пассажиров, с учетом предусмотренной стоимости рационов питания.
Меню составляется в трех экземплярах, один из которых сдается в
бухгалтерию организации вместе с рейсовым отчетом.
14. Отпуск кулинарных изделий и блюд официантам для реализации
пассажирам в пассажирских вагонах оформляется дневными заборными
листами (форма ОП-6). Бланки дневных заборных листов нумеруются,
регистрируются в специальном журнале и выдаются бухгалтерией
организации директору вагона-ресторана (заведующему вагоном-кафе)
на рейс или тур.
По окончании рабочего дня определяется количество и сумма
стоимости отпущенных покупных товаров по дневному заборному листу.
Дневные заборные листы сдаются в бухгалтерию организации вместе с
товарным отчетом.
15. По итогам работы за рейс или тур составляется в двух
экземплярах товарный отчет (форма ОП-14), к которому прилагается
один экземпляр меню.
16. Покупные товары в буфете вагона-ресторана учитываются в
суммарном денежном выражении. Выручка за проданные товары ежедневно
записывается в книге кассира-операциониста по графе "Выручка
буфета" и сопоставляется с показаниями соответствующих счетчиков
ККМ.
17. Столовая и кухонная посуда, приборы, инвентарь учитываются
по количеству и сумме с оформлением соответствующих записей в
журнале учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет
работникам вагона-ресторана (вагона-кафе) (форма ОП-19). Записи в
этом журнале оформляются на основании товарных накладных на
получение указанного имущества (форма ОП-4), его сдачу, актов о
бое, ломе или утрате посуды и приборов (форма ОП-8).
18. На фактически отпущенные по безналичному расчету продукцию
кухни и покупные товары ежедневно составляются акты (форма ОП-22).
В вагонах-ресторанах, прибывших из туристических или иных
специальных рейсов, где было организовано питание по безналичному
расчету, перед отправлением в следующий рейс проводится
инвентаризация товарно-материальных ценностей с участием
представителя организации.
19. Порядок ведения унифицированных форм первичной учетной
документации, указанных в настоящей Инструкции, регламентируется
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина
России от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован в Минюсте России
27 августа 1998 г., регистрационный N 1598).
____________