Расширенный поиск
Приказ Министерства культуры СССР от 29.10.1982 № 604П О Л О Ж Е Н И Е ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ПРИКАЗ 29.10.82 N 604 МОСКВА О некоторых вопросах, связанных с выполнением постановления Совета Министров СССР "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановле- нием от 16 августа 1982 г. N 865: 1. Утвердил в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" прилагаемое Поло- жение об охране и использовании памятников истории и культуры. 2. В целях улучшения охраны и использования памятников истории и культуры: - сосредоточил руководство делом учета, охраны, использо- вания, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры (за исключением документальных памятников) в Министерстве культуры СССР; - обязал Госплан СССР и Советы Министров союзных респуб- лик обеспечить укрепление республиканских и местных госу- дарственных органов охраны памятников и реставрационных орга- низаций; предусматривать в планах выделение материалов и средств для реставрации и обеспечения сохранности памятников истории и культуры, не находящихся в арендно-хозяйственном пользовании; - обязал Министерство высшего и среднего специального об- разования СССР и Государственный комитет СССР по профессио- нально-техническому образованию решить в установленном порядке совместно с Министерством культуры СССР вопрос о подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием по архитектурно-реставрационным специальностям и квалифицирован- ных рабочих по строительно-реставрационным и художествен- но-реставрационным специальностям в соответствии с потреб- ностью в них; - поручил Государственному комитету СССР по делам изда- тельств, полиграфии и книжной торговли с участием Министерства культуры СССР рассмотреть вопрос о предоставлении ведущим ор- ганизациям союзного и республиканского подчинения в области охраны и реставрации памятников истории и культуры права на издание научно-исследовательской и научно-методической литера- туры; - предложил Госстрою СССР совместно с Министерством куль- туры СССР разработать и утвердить методические указания об использовании памятников истории и культуры как градоформирую- щих факторов при разработке генеральных планов и проектов де- тальной планировки городов; - признал целесообразным организовать при Министерстве культуры СССР Всесоюзный межведомственный совет по охране и использованию памятников истории и культуры, возложив на него координацию работ в области учета, охраны, использования, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Поручил Министерству культуры СССР утвердить состав ука- занного совета и положение о нем. 3. Признал утратившими силу Распоряжение Совнаркома СССР от 7 июля 1942 г. N 12497, пункты 9 и 18 постановления Совнар- кома СССР от 8 апреля 1945 г. n 715 "О мероприятиях по сохра- нению и реставрации памятников архитектуры во Владимирской об- ласти", Распоряжение Совета Министров СССР от 11 мая 1946 г. N 6138, Постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. N 3898 "О мерах улучшения охраны памятников культуры", кро- ме пунктов 31, 32 и 33 Положения, утвержденного этим постанов- лением. Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 16 августа 1982 г. N 865: 1. Министерствам культуры союзных и автономных республик, управлениям культуры край(обл)исполкомов принять к руководству и неуклонному исполнению указанное постановление Совета Минист- ров СССР и утвержденное им "Положение об охране и использова- нии памятников истории и культуры". 2. Управлениям изобразительных искусств и охраны памятни- ков, кадров, учебных заведений и научных учреждений до 1 марта 1983 г. внести предложения для рассмотрения в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР и Госу- дарственном комитете СССР по профессионально-техническому об- разованию вопроса о подготовке необходимого количества кадров по архитектурно-реставрационным, строительно-реставрационным и художественно-реставрационным специальностям. 3. Управлению изобразительных искусств и охраны памятни- ков: - до 1 декабря 1982 г. представить по согласованию с ми- нистерствами культуры союзных республик для Госкомиздата СССР перечень ведущих организаций союзного и республиканского под- чинения в области охраны и реставрации памятников истории и культуры, которым должно быть предоставлено право на издание научно-исследовательской и научно-методической литературы; - совместно с Академией художеств СССР принять участие в разработке методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработ- ке генеральных планов и проектов детальной планировки городов для последующего их утверждения Госстроем СССР и Министерством культуры СССР; - подготовить до 25 ноября 1982 г. предложение о составе Всесоюзного межведомственного совета по охране и использованию памятников истории и культуры и проект Положения о нем. Министр П.Демичев ПРИЛОЖЕНИЕ УТВЕРЖДЕНО к приказу Министерства постановлением Совета культуры СССР N 604 от Министров СССР от 29 октября 1982 г. 16 сентября 1982 г. N 865 ПОЛОЖЕНИЕ об охране и использовании памятников истории и культуры I. Общие положения 1. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие истори- ческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на террито- рии СССР, охраняются государством. 2. К памятникам истории и культуры относятся: а) памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государствен- ных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, лите- ратуры и искусства; б) памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изоб- ражения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; в) памятники градостроительства и архитектуры - архитек- турные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промыш- ленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобрази- тельного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты; г) памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; д) документальные памятники - акты органов государствен- ной власти и органов государственного управления, другие пись- менные и графические документы, кинофотодокументы и звукоза- писи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фоль- клора и музыки, редкие печатные издания. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, худо- жественную или иную культурную ценность. 3. К памятникам истории и культуры могут относиться объ- екты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов. 4. Памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций и в личной собственности граждан. Являющиеся памятниками истории и культуры вновь выявлен- ные объекты, которые не имеют собственника или собственник ко- торых неизвестен, поступают в собственность государства в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются с обязательным предварительным уведомле- нием государственных органов охраны памятников. При продаже памятников истории и культуры государство имеет преимуществен- ное право покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные вв нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. 5. Государственное управление в области охраны и исполь- зования памятников истории и культуры осуществляются Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народ- ных депутатов автономных областей и автономных округов, район- ных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Со- ветов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников. Государственный контроль за охраной и использованием па- мятников истории и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами ох- раны памятников. Специально уполномоченными государственными органами ох- раны памятников являются Министерство культуры СССР, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, а также подве- домственные им органы в союзных и автономных республиках, кра- ях, областях, Москве и Ленинграде. 6. Министерство культуры СССР и подведомственные ему ор- ганы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории, археологии, градострои- тельства и архитектуры, искусства. Главное архивное управление при Совете Министров СССР и подведомственные ему органы в пределах своей компетенции осу- ществляют государственное управление и государственный конт- роль в области охраны и использования документальных памятни- ков. 7. На государственные органы охраны памятников в пределах их компетенции возлагаются: а) осуществление государственного учета памятников исто- рии и культуры; б) установление режима содержания и использования памят- ников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников; в) научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; г) планирование и организация работ по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры, рассмот- рение научно-исследовательской и проектной документации на все виды работ на памятниках; д) рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других насе- ленных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, гра- достроительства и архитектуры, монументального искусства; е) организация использования памятников истории и культу- ры и их пропаганды в целях развития науки, народного образова- ния и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интер- национального и эстетического воспитания; ж) государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и дру- гих работ. 8. Правила, инструкции и указания государственных органов охраны памятников по вопросам охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ве- домственной принадлежности, и граждан. 9. Государственные органы охраны памятников имеют право: проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необхо- димости изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений; приостанавливать работы по исследованию, реставрации, консервации, ремонту, приспособлению к использованию, ре- конструкции памятников истории и культуры и иные работы, веду- щиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-куль- турных заповедников, зон охраны памятников и историко-культур- ных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществля- ются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных пра- вил; приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны; создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использо- ванию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры. 10. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласо- ванию с государственными органами охраны памятников. 11. Профессиональные союзы, организации молодежи, общест- ва охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам охраны памятников в осуществлении мероприятий по охране, использова- нию, выявлению, учету, реставрации и пропаганде памятников истории и культуры. 12. Особенности охраны, использования, учета и реставра- ции памятников истории и культуры, находящиеся в музеях (в том числе в музеях на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в по- рядке, определяемом законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР. II. Государственный учет памятников истории и культуры 13. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чь- ем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры вклю- чает выявление и обследование памятников, определение их исто- рической, научной, художественной или иной культурной цен- ности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и куль- туры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Ми- нистров СССР в зависимости от вида памятников. 14. Недвижимые памятники истории и культуры подразделя- ются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художест- венной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к од- ной из указанных категорий производится при принятии памятни- ков на государственный учет. 15. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры утверждаются: памятников общесоюзного значения - Советом Министров СССР или по его поручению Министерством культуры СССР. Списки па- мятников общесоюзного значения представляются на утверждение Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостро- ительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР); памятников республиканского значения - Советами Министров союзных республик; памятников местного значения - в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик. 16. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случа- ях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения. 17. В целях выявления и учета памятников истории и куль- туры предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользо- вании объектах, представляющих историческую, научную, худо- жественную или иную культурную ценность, в органы культуры, архивные органы, а также в организации, определяемые Ми- нистерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников. 18. Вновь выявляемые объекты при установлении госу- дарственными органами охраны памятников их исторической, науч- ной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете ми- нистров СССР в зависимости от вида памятников. 19. Собирание старинных документальных памятников, произ- ведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства организациями либо гражданами допускается при нали- чии специальных разрешений, выдаваемых: Министерством культуры СССР и министерствами культуры союзных республик - на собирание произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства; главными архивными управлениями (управлениями) при Сове- тах Министров союзных республик - на собирание старинных доку- ментальных памятников. Разрешения на собирание древних руко- писей и старопечатных книг выдаются по согласованию с Академи- ей наук СССР или с академиями наук союзных республик. Специальные разрешения гражданам на собирание указанных культурных ценностей выдаются по рекомендации соответствующих научных, общественных или иных организаций. Порядок выдачи указанных разрешений устанавливается Ми- нистерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников. 20. Специальные разрешения на собирание культурных цен- ностей подлежат обязательной регистрации в тех местных госу- дарственных органах охраны памятников, на территории которых разрешено собирание этих ценностей. Данные о всех собранных культурных ценностях организации и граждане обязаны представлять в местные государственные ор- ганы охраны памятников, зарегистрировавшие разрешение на соби- рание, для регистрации собранных предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную цен- ность, в списках вновь выявленных объектов. 21. В случае нарушения организациями или гражданами по- рядка собирания культурных ценностей разрешение на их собира- ние подлежит аннулированию, а собранные ценности могут быть изъяты в соответствии с законодательством союзных республик. 22. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, обязаны сообщать в местные государственные органы охраны памятников о предполагаемом отчуждении или пере- мещении памятников для внесения необходимых изменений в доку- менты по учету и охране памятников. 23. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать соответствующим государственным органам охраны памятников о поступлении к ним культурных ценностей до передачи их в продажу или иной реали- зации для решения вопроса о принятии ценностей на госу- дарственный учет как памятников истории и культуры и приобре- тении их государством в порядке преимущественного права покуп- ки. 24. Учреждения и организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные документы и предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом в соответствую- щие государственные органы охраны памятников для решения воп- роса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры. 25. Найденные гражданами документы и предметы, которые представляют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и собственник которых не установлен или в силу закона утратил на них право, предъявляются государствен- ным органам охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры. III. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры 26. Предприятия, учреждения, организации и граждане обя- заны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование. 27. Вновь выявляемые объекты, представляющие истори- ческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до ре- шения вопроса о принятии их на государственный учет как памят- ников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмот- ренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. 28. Государственные органы охраны памятников устанавлива- ют на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством. Образцы охранных досок, устанавливаемых на недвижимых па- мятниках истории и культуры, утверждаются Министерством куль- туры СССР. 29. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают также по согласованию с госу- дарственными органами охраны памятников за счет средств мест- ного бюджета: карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, района; опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов. Указанные карты-схемы и опорные планы утверждаются в по- рядке, предусмотренном законодательством союзных республик. 30. В целях обеспечения охраны памятников истории, архео- логии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранные зо- ны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых определя- ется государственными органами охраны памятников. Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (зоны охраны памятников общесоюзного значения устанавливаются по согласованию с Министерством культуры СССР, а в отношении памятников градостроительства и архитектуры - также с Госстро- ем СССР). 31. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и гене- ральных планов городов, проектов детальной планировки и заст- ройки городов и других населенных пунктов. 32. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны. В пределах зон охраны памятников запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Министерства культуры СССР - для зон охраны памятников общесоюзного значения и министерств культуры союзных республик - для зон охраны памятников респуб- ликанского и местного значения. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон может быть выдано соответствующим государственным органом ох- раны памятников по представлению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. При выдаче разрешения, в том числе на использование зе- мель для нужд сельского хозяйства, государственный орган охра- ны памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых воз- лагается на предприятия, учреждения, организации и граждан, заинтересованных в проведении работ. 33. Исполнительные комитеты местных Советов народных де- путатов вправе ограничивать или запрещать движение транспорт- ных средств самоходных машин и механизмов по дорогам, прилега- ющим к памятникам истории и культуры или проходящим через зоны охраны их, если создается угроза для существования памятников. 34. Сохранность природных и искусственных ландшафтов и произведений садово-паркового искусства, отнесенных к памятни- кам истории и культуры, обеспечивается государственными орга- нами охраны памятников совместно с иными заинтересованными ор- ганами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей среды. 35. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществля- ется на основании особого о каждом из них положения. Историко-культурные заповедники подразделяются на запо- ведники общесоюзного и республиканского значения. 36. Предложение об объявлении ансамбля или комплекса па- мятников истории и культуры историко-культурным заповедником общесоюзного значения вносится Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР), а историко-культурным заповед- ником республиканского значения - в порядке, определяемом за- конодательством союзной республики. Положение об историко-культурном заповеднике общесоюзного значения утверждается Министерством культуры СССР, а положение об историко-культурном заповеднике республиканского значения - в порядке, определяемом законодательством союзной республики. 37. Территория историко-культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установлен- ном действующим законодательством. В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедни- ков устанавливаются охранная зона, зона регулирования застрой- ки и зона охраняемого природного ландшафта. На зоны охраны этих заповедников распространяются порядок установления зон, режим содержания и использования их, а также другие требова- ния, предусмотренные настоящим Положением для зон охраны па- мятников. 38. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памят- ные места, культурные слои древних городов и других населен- ных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляю- щие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культур- ными заповедными территориями (местами) Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Ми- нистров автономных республик, исполнительными комитетами крае- вых, областных, городских (городов республиканского подчине- ния) Советов народных депутатов в порядке, установленном зако- нодательством союзных республик. Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном за- конодательством союзных республик. На заповедных территориях (местах) запрещаются произ- водство земляных, строительных и других работ, а также хо- зяйственная деятельность без разрешения соответствующих госу- дарственных органов охраны памятников. В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, ко- торые несут ответственность за соблюдение режима, установлен- ного положением о данной заповедной территории (месте). Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возла- гается на исполнительные комитеты местных Советов народных де- путатов и соответствующие государственные органы охраны памят- ников. 39. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, архео- логии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры СССР или министерством культуры союзной республики и республи- канским обществом охраны памятников истории и культуры, а так- же с иными органами и организациями в соответствии с законода- тельством союзных республик. Списки указанных городов и других населенных пунктов утверждаются соответственно Министерством культуры СССР по согласованию с Госстроем СССР или в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик. 40. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие рабо- ты, которые могут создавать угрозу для существования памятни- ков истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осущест- вления мероприятий по обеспечению сохранности памятников. Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную доку- ментацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ. 41. Предприятия, учреждения и организации в случае обна- ружения в процессе ведения работ археологических и других объ- ектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом местному госу- дарственному органу охраны памятников и приостановить работы. Местный государственный орган охраны памятников обеспечи- вает обследование обнаруженных объектов и выявление их истори- ческой, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов. 42. В случае принятия государственными органами охраны памятников решения о приостановлении строительных, мелиоратив- ных, дорожных и других работ предписание о приостановлении ра- бот дается в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника - также требований об устра- нении нарушений. О приостановлении работ уведомляются исполни- тельный комитет местного Совета народных депутатов, учреждение банка, финансирующего работы, а также вышестоящий госу- дарственный орган охраны памятников. 43. Работы, приостановленные государственным органом ох- раны памятников, могут быть возобновлены по его письменному разрешению лишь после устранения возникшей для памятников опасности ил допущенного нарушения правил их охраны. 44. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности памятников или вновь выявленных объектов, предусмотренных пунктами 40, 41 и 42 настоящего Положения, ответственность за их выполнение возлагаются на предприятия, учреждения и органи- зации, осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы. 45. Снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников об- щесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения. 46. Организация, возбудившая ходатайство о сносе, переме- щении или изменении недвижимого памятника истории и культуры, обязана получить заключение по этому вопросу Министерства культуры СССР или министерства культуры союзной республики и республиканского общества охраны памятников истории и культуры в зависимости от категории памятника. 47. Перемещение или изменение недвижимого памятника исто- рии и культуры может быть произведено предприятием, учреждени- ем, организацией, получившей разрешение на проведение этих ра- бот, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Пере- чень этих мероприятий устанавливается соответствующим госу- дарственным органом охраны памятников. Снос недвижимого памятника истории и культуры может быть осуществлен только после изучения и фиксации памятника госу- дарственным органом охраны памятников. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, про- изводятся за счет предприятия, учреждения, организации, полу- чившей разрешение на снос, перемещение или изменение памятни- ка. 48. Осуществление специальных работ по изучению памятни- ков истории и культуры допускается только при наличии разреше- ний на изучение памятников, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников. 49. Ведение раскопок и разведок памятников археологии до- пускается только при наличии разрешений - открытых листов. Открытые листы выдаются Академией наук СССР на исследова- ние памятников археологии общесоюзного значения, а также па- мятников археологии республиканского и местного значения, на- ходящихся на территории РСФСР, и академиями наук союзных республик на исследование памятников археологии республи- канского и местного значения, находящихся на территории других союзных республик. Открытые листы регистрируются в государственных органах охраны памятников по месту ведения археологических работ в по- рядке, предусмотренном законодательством союзных республик. Формы открытых листов и условия их выдачи устанавливаются Академией наук СССР по согласованию с Министерством культуры СССР. 50. Организации и граждане, осуществляющие археологи- ческие работы, обязаны обеспечить сохранность памятников. 51. Ведение археологических исследований памятников исто- рии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территориях их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с отк- рытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников на изучение памятников. 52. Государственные музеи, библиотеки и архивы могут при- нимать по желанию владельцев на хранение предметы, документы, их коллекции или собрания, являющиеся памятниками истории и культуры, и обеспечивают сохранность принятых памятников и беспрепятственное предоставление их в пользование владельцам. Пользование сданными на хранение памятниками без разреше- ния владельцев запрещается. 53. Вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения, выдаваемого в установленном порядке Министерством культуры СССР (кроме доку- ментальных памятников). Разрешение на вывоз документальных па- мятников, не входящих в Государственный архивный фонд СССР, выдается Главным архивным управлением при Совете Министров СССР. 54. В целях развития международного культурного обмена разрешается временный вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР с соблюдением правил и условий, специально уста- навливаемых для каждого случая Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в за- висимости от вида памятников. 55. Памятники истории и культуры, являющиеся собствен- ностью иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в СССР в целях культурного обмена, охраняются госу- дарством. Предоставление государственных гарантий охраны памятников истории и культуры, ввозимых на территорию СССР в целях куль- турного обмена, осуществляется в каждом отдельном случае на основании соответствующих договоров. IV. Использование памятников истории и культуры 56. Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриоти- ческого, идейно-нравственного, интернационального и эстети- ческого воспитания. Использование памятников истории и культуры в этих целях обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, истори- ко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников. 57. Использование памятников истории и культуры в тур- истско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или природной среды. Недвижимые памятники истории и культуры (здания, сооруже- ния) кроме использования в научных, культурно-просветительных и воспитательных целях могут быть использованы также в хо- зяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохран- ности памятников и не нарушает их историко-художественной цен- ности. 58. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помеще- ний), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражда- нам. 59. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны па- мятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, органи- заций и граждан, соответствующим охранным документом: охран- но-арендным договором, охранным договором или охранным обяза- тельством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связан- ных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, пар- ков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны па- мятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными до- кументами порядка и условий использования памятников возлага- ется на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. Порядок и условия использования недвижимых памятников об- щесоюзного и республиканского значения подлежат согласованию соответственно с Министерством культуры СССР и министерствами культуры союзных республик. Формы охранных документов устанавливаются Министерством культуры СССР. 60. Охранно-арендные договоры заключаются между предприя- тиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым пре- доставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях, и местными государствен- ными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники. За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата. Ставки арендной платы за пользование недвижимыми памятни- ками устанавливаются Советами Министров союзных республик. 61. Охранные договоры заключаются между религиозными об- щинами, в пользование которым предоставляются недвижимые па- мятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов, и местными государственными органами охраны памятни- ков, на балансе которых состоят эти памятники. За пользование памятниками культового назначения для со- вершения в них культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охран- но-арендные договоры на общих основаниях. 62. Охранные обязательства выдаются местным государствен- ным органам охраны памятников: государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими организациями и лицами, использующими памятники истории и культуры для научных, культурно-просветительных, туристских и иных целей; жилищными управлениями (отделами) исполнительных комите- тов местных Советов народных депутатов, использующими недвижи- мые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения; общественными организациями и гражданами, в собственности которых находятся недвижимые памятники; предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно-арендных и охранных договоров; предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые па- мятники. 63. Предприятия, учреждения и организации, в пользование которым предоставлены памятники истории и культуры, при невы- полнении условий охранно-арендных договоров, охранных догово- ров и охранных обязательств выплачивают неустойку в порядке, установленном действующим законодательством. 64. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными догово- рами, охранными договорами и охранными обязательствами, осу- ществляются за счет средств пользователей или собственников памятников. 65. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных средств госу- дарственных органов охраны памятников, средств государственно- го бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны па- мятников истории и культуры в соответствии с их уставами. 66. Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, могут быть использованы с разрешения собственника памятника для научных, экспозиционно-выставочных и других культур- но-просветительных целей. На предприятия, учреждения, организации и граждан, использующих памятники в этих целях, возлагается ответствен- ность за сохранность памятников, а в случае необходимости и при наличии согласия собственника памятника - за проведение работ по их реставрации, консервации или ремонту. 67. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающи- еся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предпри- ятий, учреждений и организаций по решению Совета Министров союзной республики, согласованному с Министерством культуры СССР, - в отношении памятников общесоюзного значения и в по- рядке, определяемом законодательством союзных республик, - в отношении памятников республиканского и местного значения. 68. Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности или пользовании предприятий, учреждений и орга- низаций, могут быть изъяты по основаниям, предусмотренным в пункте 67 настоящего Положения, в порядке, определяемом Сове- том Министров союзной республики по согласованию с Ми- нистерством культуры СССР. 69. Если граждане не обеспечивают сохранности принадлежа- щим им памятников истории и культуры, то эти памятники в соот- ветствии с законодательством союзной республики могут быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением. Если находящиеся в собственности граждан памятники исто- рии и культуры систематически используются собственниками для извлечения нетрудовых доходов, то эти памятники могут быть изъяты безвозмездно в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. 70. Изъятие памятников истории и культуры производится по представлению государственных органов охраны памятников и вле- чет аннулирование охранно-арендных и охранных договоров или охранных обязательств, а также взыскание причиненного памятни- кам ущерба, за исключением случаев, когда памятники находились в собственности общественных организаций или граждан. при изъ- ятии памятников связанные с обеспечением их сохранности затра- ты, произведенные ранее собственниками или пользователями па- мятников, не возмещаются. V. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры 71. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем. 72. Правила ведения работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры устанавлива- ются Министерством культуры СССР. 73. Разрешения на проведение работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры общесоюзного значения выдаются Министерством культуры СССР, а памятников республиканского и местного значения - ми- нистерствами культуры союзных республик. Разрешения выдаются после рассмотрения и утверждения ука- занными государственными органами охраны памятников проект- но-сметной документации на эти работы. В таком же порядке выдаются разрешения на проведение ра- бот по реконструкции исторически сложившихся территорий горо- дов и других населенных пунктов, по благоустройству и восста- новление территорий памятников, зон охраны их, связанных с ни- ми территорией, сооружений, садов, парков, природных ландшаф- тов и на другие виды работ по сохранению памятников и приспособлению их к использованию. 74. Реставрация, консервация и ремонт движимых памятников истории и культуры проводятся в порядке, устанавливаемом Ми- нистерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников. 75. Работы по реставрации, консервации и ремонту памятни- ков истории и культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников впредь до устранения выявленных нарушений. 76. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств госу- дарственных органов охраны памятников. Реставрация, консервация и ремонт памятников, являющихся государственной собственностью и не переданных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляются за счет средств, указанных в пункте 65 настоящего Положения. VI. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры 77. Лица, виновные в невыполнении правил охраны, исполь- зования, учета и реставрации памятников истории и культуры, в нарушении режима зон охраны памятников, а также в других нару- шениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных респуб- лик. 78. К лицам, виновным в нарушении правил охраны и исполь- зования памятников истории и культуры, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. В соответствии с действующим законодательством должност- ные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 100 руб- лей, а граждане - в размере до 50 рублей. 79. Предприятия, учреждения, организации и граждане, при- чинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охра- ны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных респуб- лик. Материалы, связанные с определением вреда, причиненного памятнику истории и культуры, подготавливаются комиссиями, об- разуемыми в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятника. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связан- ные с возмещением убытков, несут в установленном порядке мате- риальную ответственность. 80. Порядок и условия восстановления памятников истории и культуры или их зон охраны определяются государственными орга- нами охраны памятников с учетом соблюдения установленных пра- вил реставрации, консервации и ремонта памятников. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|