Расширенный поиск
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 № 534П Р И К А З Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы Зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2005 г. Регистрационный N 6966 В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1. 1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению N 2. 1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3. 1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 4. 1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению N 5. 2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Стародубова. Министр М.Ю.Зурабов ____________ Приложение N 1 П О Р Я Д О К оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы 1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы. 2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии. При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий. Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания; выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств. 3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по: - профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед); - проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации. 4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5. 5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения. 6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар. 7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства. 8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов врачом-неврологом территориальной поликлиники. ___________ Приложение N 2 П О Л О Ж Е Н И Е об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения 1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения. 2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее - Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением. 3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение. 4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается. 5. Отделение осуществляет следующие функции: - проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развития и закрепления навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы; - обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации; - внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации. 6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра. 7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке. 8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5. ___________ Приложение N 3 П О Л О Ж Е Н И Е об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации 1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации. 2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением. 3. Создание Центров, их число и мощность определяются с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации. 4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр. 5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами. 6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра. 7. Центр осуществляет следующие функции: - оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи; - определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий; - составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации; - апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры; - осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; - организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию; - обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных; - осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия; - формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации; - проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации; - ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке; - разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм. 8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделениями, ведущие специалисты Центра. 9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированных нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях). 10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5. 11. Рекомендуемая структура Центра: - консультативно-диагностическое отделение; - отделение функциональной диагностики; - стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы; - стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы; - дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы; - дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз); - амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков: консультативно-диагностическое отделение; дневной стационар; стационар с круглосуточным пребыванием; - фониатрическое отделение; - отделение ЛФК и массажа; - отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков; - отделение клинической психологии; - физиотерапевтическое отделение; - организационно-методический отдел. ___________ Приложение N 4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации I. Врачебный персонал Врач-невролог из расчета 1 должность на 20 коек Врач-психотерапевт из расчета 1 должность на 15 коек Врач-физиотерапевт из расчета 1 должность в учреждении (отделении) Врач-психиатр из расчета 1 должность на 25 коек Врач-терапевт из расчета 1 должность на 40 коек Врач по лечебной физкультуре в зависимости от объема работы Врач-рефлексотерапевт в зависимости от объема работы Врач функциональной диагностики в зависимости от объема работы Врач-отоларинголог в зависимости от объема работы При наличии детского отделения: Врач-педиатр из расчета 1 должность на 20 коек Заведующий отделением в отделении на 40 коек вместо 0,5 ставки врача в отделении на 40 и более коек - сверх должностей врачей II. Средний медицинский персонал Медицинская сестра палатная из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек Медицинская сестра процедурной из расчета 1 должность на отделение (дневной стационар) Инструктор по лечебной физкультуре из расчета 1 должность на 12 коек Медицинская сестра по массажу из расчета 1 должность на 12 коек Инструктор по трудовой терапии из расчета 1 должность на 30 коек Старшая медицинская сестра соответственно должностям заведующих отделениями III. Младший медицинский персонал Младшая медицинская сестра по из расчета 1 круглосуточный уходу за больными, санитарка пост на 25 коек Санитарка (буфетчица) из расчета 1 должность на 25 коек Санитарка (ваннщица) в отделениях до 20 коек - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек - 2 должности Сестра-хозяйка из расчета 1 должность на 1 отделение IV. Другой персонал Медицинский психолог из расчета 1 должность на 20 коек Инструктор-методист по лечебной в зависимости от объема работы физкультуре Инструктор по труду в зависимости от объема работы Логопед (дефектолог) для взрослых пациентов: - при индивидуальной работе с больным - 1,5 посещения в час - при работе с больным на дому - 1 посещение в час - при проведении групповых логопедических занятий - 8-10 посещений в 1,5 часа для детей: - при индивидуальной работе - 1,5 посещения в час - при индивидуальной работе при легких нарушениях речи - 4 посещения в час - при проведении групповых занятий - 5-8 посещений в час в зависимости от тяжести нарушений Музыкальный руководитель из расчета 1 должность в учреждении (отделении) Социальный работник из расчета 1 должность на 20 коек Младший воспитатель в зависимости от объема работы Оператор ЭВМ 1 должность на учреждение (отделение) ____________ Приложение N 5 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации 1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста) +-----------------------------------------------------------------+ | N | Наименование оборудования | Минимально| |п/п| |необходимое| | | | количество| +---+-------------------------------------------------+-----------| | 1 | 2 | 3 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для отделения функциональной диагностики | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Энцефалограф многоканальный с картированием | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Электрокардиограф | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Аппарат для ультразвуковой диагностики | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов | 1 | | |(допплерография, дуплексное сканирование) | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Реоэнцефалограф | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Электромиограф с программой исследования | 1 | | |вызванных потенциалов | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Комплекс для транскорниальной магнитной | 1 | | |стимуляции | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Аппараты для мониторинга артериального давления | 5 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |9. |Компьютерный томограф | 1 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Стол для кинезотерапии и массажа | 3 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Маты напольные | 3 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного| | | |размера, веса, фактуры, гимнастические палки, | | | |булавы, гантели, ортезы) | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |"Шведская стенка" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Параллельные брусья и ступеньки для обучения | | | |ходьбе | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Тренажеры для восстановления движений в | 5 | | |конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры) | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Психофизиологические комплексы для тренинга с | 3 | | |биологически обратной связью, в том числе | | | |компьютерная стабилометрия | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Программно-аппаратный комплекс анализа | 1 | | |движений "Биомеханика" | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |9. |Рефлекторно-нагрузочные устройства типа | 15 | | |"Гравистат" | | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для физиотерапевтического отделения | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Аппараты для гальванизации | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Парафинонагреватели для озокерито-, | 1 | | |парафинолечения | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Комплекс для гидротерапии | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Аппарат типа "Амплипульс" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Аппарат ультразвуковой терапии | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Аппарат для лазеротерапии | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Аппарат типа "Миоритм" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Аппарат типа "Искра" | 1 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для логопедического кабинета | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Магнитофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Диктофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Метроном | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Зеркала | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Персональные компьютеры с программами | 1 | | |восстановления высших психических функций, в том | | | |числе речи | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Тонометр | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Набор логопедических зондов и шпателей | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Видеомагнитофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |9. |Видеокамера | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |10.|Оборудование для проведения музыкальных занятий | | | |(пианелла, караоке, музыкальные инструменты и | | | |пр.) | | +-----------------------------------------------------------------| | Методические пособия | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Схемы нейропсихологического обследования высших | | | |психических функций, альбомы для диагностики | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Наглядно-дидактический материал - наборы | | | |специальных таблиц, текстов, обучающих игр | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Учебно-методическая литература для пациентов - | | | |сборники упражнений, книги для чтения, рабочие | | | |тетради | | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для кабинетов социально-бытовой, | | трудовой реабилитации | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Специализированные стенды для социально-бытовой | | | |реабилитации | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Предметы бытового обихода для больных с | | | |нарушениями двигательных функций | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Приспособления и инструменты для выработки | | | |навыков трудовой деятельности | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Специальные пособия и материалы для | | | |восстановления мелких целенаправленных движений | | | |рук | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Наборы приспособлений и оборудования для | | | |проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)| | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Персональные компьютеры с игровыми программами | 2 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для фониатрического отделения | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Многофункциональное рабочее место |1 компл. | | |фониатра-отоларинголога, укомплектованное для | | | |диагностики и лечения с ларингоскопическим | | | |набором | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Оборудование для аудиометрии |1 компл. | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Видеоларингостробоскоп | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Комплекс нейромышечной электрофонопедической | 1 | | |стимуляции для диагностики, лечения и | | | |профилактики нарушений глотания, речи и голоса - | | | |вокаСТИМ | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Персональные компьютеры с программами для | | | |восстановления голоса | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Магнитофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Диктофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Видеомагнитофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |9. |Видеокамера | 1 | +-----------------------------------------------------------------+ 2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста) +-----------------------------------------------------------------+ | N | Наименование оборудования | Минимально| |п/п| |необходимое| | | | количество| +---+-------------------------------------------------+-----------| | 1 | 2 | 3 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |1. |Функциональные кровати | 10 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Прикроватные функциональные кресла | 10 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Столы для кинезотерапии, массажа | 3 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |"Шведская стенка" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Набор ступенек для обучения ходьбе | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Ортезы | 5 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Программно-аппаратный комплекс анализа движений | 1 | | |"Биомеханика" | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Психофизиологический комплекс для тренинга с | 1 | | |биологически обратной связью | | +-----------------------------------------------------------------| | Физиотерапевтическое оборудование | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Парафинонагреватель для теплолечения | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Приборы для гальванизации | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Аппарат "Амплипульс" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Аппарат "Искра" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Аппарат ультразвуковой терапии | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Аппарат типа "Миоритм" | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Аппараты для лазерной терапии | 1 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для кабинетов социально-бытовой, | | трудовой реабилитации | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Специализированные стенды для социально-бытовой | | | |реабилитации | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Предметы бытового обихода для больных с | | | |нарушениями двигательных функций | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Приспособления и инструменты для выработки | | | |навыков трудовой деятельности | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Специальные пособия и материалы для | | | |восстановления мелких целенаправленных движений | | | |рук | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Наборы приспособлений и оборудования для | | | |проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)| | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Персональные компьютеры с игровыми программами | 2 | +-----------------------------------------------------------------| | Оборудование для логопедического кабинета | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Магнитофон кассетный | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Диктофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Метроном | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |4. |Зеркала | 2 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |5. |Персональные компьютеры с программами | 1 | | |восстановления высших психических функций, в том | | | |числе речи | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |6. |Тонометр | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |7. |Набор логопедических зондов и шпателей | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |8. |Видеомагнитофон | 1 | +---+-------------------------------------------------+-----------| |9. |Оборудование для проведения музыкальных занятий | | | |(пианелла, караоке, музыкальные инструменты | | | |и пр.) | | +-----------------------------------------------------------------| | Методические пособия | +-----------------------------------------------------------------| |1. |Схемы нейропсихологического обследования | | | |высших психических функций, альбомы | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |2. |Наглядно-дидактический материал - наборы | | | |специальных таблиц, текстов, обучающих игр | | +---+-------------------------------------------------+-----------| |3. |Учебно-методическая литература для пациентов - | | | |сборники упражнений, книги для чтения, рабочие | | | |тетради | | +-----------------------------------------------------------------+ ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|