Расширенный поиск

Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации от 01.08.2006 № 171

 



                            П Р И К А З

              Федеральной службы по гидрометеорологии
                  и мониторингу окружающей среды
                    от 1 августа 2006 г. N 171

       Об утверждении Положения о функциональной подсистеме
      предупреждения о цунами единой государственной системы
         предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

        Зарегистрирован Минюстом России 15 сентября 2006 г.
                      Регистрационный N 8291


     В целях   реализации   положений  постановления  Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой  государственной
системе   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций"
(Собрание   законодательства  Российской   Федерации,  2004,  N  2,
ст. 121)  и  постановления  Правительства  Российской  Федерации от
27.05.2005  N   335   "О   внесении   изменений   в   постановление
Правительства  Российской  Федерации  от 30 декабря 2003 г.  N 794"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2005,   N  23,
ст. 2269)  Федеральной  службой  по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды разработано Положение о функциональной  подсистеме
предупреждения    о    цунами    единой   государственной   системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     В связи     с    завершением    согласования    документа    с
заинтересованными федеральными  органами  исполнительной  власти  и
организациями,  а  также  с  администрациями  субъектов  Российской
Федерации Дальневосточного региона приказываю:
     1. Утвердить  и  ввести  в действие Положение о функциональной
подсистеме предупреждения о цунами единой  государственной  системы
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  (далее  -
Положение).
     2. Государственным    учреждениям   Камчатское   (М.И.Ишонин),
Приморское (Б.В.Кубай) и Сахалинское  (В.А.Лепехов)  управления  по
гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды (далее - УГМС)
Росгидромета совместно  с  территориальными  органами  Министерства
Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,  чрезвычайным
ситуациям   и   ликвидации    последствий    стихийных    бедствий,
Геофизической   службы   Российской   академии  наук,  Министерства
информационных   технологий   и   связи    Российской    Федерации,
подразделениями  органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в Дальневосточном регионе,  предназначенными для  решения
задач  в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  в трехмесячный срок привести в соответствие с Положением
инструкции  и  положения,  регламентирующие  деятельность  УГМС  по
предупреждению  о  цунами,  с   утверждением   их   администрациями
субъектов Российской Федерации.
     3. Контроль за выполнением приказа  возложить  на  заместителя
руководителя Росгидромета А.В.Фролова.


     Руководитель Росгидромета                        А.И.Бедрицкий


                           ____________



     Приложение


                         П О Л О Ж Е Н И Е
        о функциональной подсистеме предупреждения о цунами
           единой государственной системы предупреждения
                и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     1. Настоящее   Положение   определяет  организацию,  состав  и
порядок функционирования функциональной подсистемы предупреждения о
цунами  единой  государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС-ЦУНАМИ).
     2. ФП   РСЧС-ЦУНАМИ  предназначена  для  выполнения  задач  по
предупреждению органов исполнительной власти  субъектов  Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения
Дальневосточного региона  об  угрозе  цунами  в  целях  обеспечения
безопасности  населения  и  хозяйственной деятельности в прибрежных
районах и уменьшения возможного ущерба от цунами.
     3. Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
     непрерывное наблюдение  за  сейсмической   и   гидрофизической
обстановкой   в  Тихом  океане  и  Дальневосточных  морях  в  целях
обнаружения подводных землетрясений и регистрации цунами;
     расчет характеристик цунами;
     своевременное предупреждение  органов  исполнительной   власти
субъектов    Российской    Федерации,    местного   самоуправления,
организаций (предприятий) и населения Дальневосточного  региона  об
угрозе цунами и оповещение об отмене угрозы цунами;
     поддержание необходимого   уровня    технического    оснащения
элементов   подсистемы,   обеспечивающего  своевременное  получение
достоверной информации о цунами, ее обработку и передачу по каналам
связи согласно установленным схемам;
     цунамирайонирование территорий  и   выдача   рекомендаций   по
безопасной деятельности в прибрежной зоне Дальнего Востока России;
     обучение и подготовка населения к действиям  при  чрезвычайных
ситуациях, вызванных цунами;
     осуществление взаимодействия    с     зарубежными     службами
предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе.
     4. Порядок  функционирования   ФП   РСЧС-ЦУНАМИ   определяется
Федеральным  законом  от  21.12.1994  N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 1994,
N 35,  ст.  3648),  Положением  о  единой  государственной  системе
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  утвержденным
постановлением Правительства Российской  Федерации  от  30  декабря
2003  г.  N  794 (в редакции постановления Правительства Российской
Федерации от 27.05.2005 N 335),  настоящим Положением, нормативными
актами   Федеральной  службы  по  гидрометеорологии  и  мониторингу
окружающей  среды,  Российской  академии  наук   (далее   -   РАН),
Министерства  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства   информационных   технологий   и   связи   Российской
Федерации,  органов  исполнительной  власти  субъектов   Российской
Федерации в Дальневосточном регионе.
     5. Функционирование     ФП     РСЧС-ЦУНАМИ      обеспечивается
Росгидрометом  совместно  с Геофизической службой РАН,  МЧС России,
Мининформсвязи   России,   администрациями   субъектов   Российской
Федерации Дальневосточного региона.
     6. ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне.
     7. Координационными  органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и  обеспечению
пожарной   безопасности  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  в  Дальневосточном  регионе,  обеспечивающие
координацию   деятельности  территориальных  органов  Росгидромета,
Геофизической  службы  РАН,  МЧС  России,  Мининформсвязи   России,
органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органов местного самоуправления  и  организаций  в  Дальневосточном
регионе при решении задач в области предупреждения о цунами.
     8. Постоянно действующими органами управления  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ
являются   территориальные   органы   Росгидромета,   МЧС   России,
Геофизической службы РАН,  Мининформсвязи  России  и  подразделения
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации в
Дальневосточном  регионе,  предназначенные  для  решения  задач   в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     9. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
     центры предупреждения    о    цунами    и    дежурные    смены
территориальных управлений Росгидромета;
     центры управления   в   кризисных   ситуациях  территориальных
органов МЧС России в Дальневосточном регионе;
     информационные центры, дежурные (дежурно-диспетчерские службы)
территориальных  органов  Геофизической  службы  РАН,  МЧС  России,
Мининформсвязи России, администраций субъектов Российской Федерации
в Дальневосточном регионе;
     единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
     дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
     10. К  силам  и  средствам  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ  относятся  центры
цунами,  дежурные   смены   территориальных   управлений,   морские
гидрометеостанции   и   посты  Росгидромета,  сейсмические  станции
Геофизической службы РАН, организации Мининформсвязи России, центры
управлений  в  кризисных  ситуациях  Дальневосточного регионального
центра МЧС России и главных управлений МЧС России  по  Сахалинской,
Камчатской   областям  и  Приморскому  краю,  дежурно-диспетчерские
службы администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в Дальневосточном регионе.
     11. Управление и информационное обеспечение в  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ
осуществляются   с   использованием   систем  связи  и  оповещения,
представляющих собой  организационно-техническое  объединение  сил,
средств  связи  и  оповещения,  сетей  вещания,  каналов сети связи
общего пользования  и  ведомственных  сетей  связи,  обеспечивающих
доведение  информации  и сигналов оповещения до органов управления,
сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ и населения.
     12. Проведение  мероприятий  по  предупреждению  о  цунами  на
региональном уровне ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется на основе  планов
действий (инструкций),  утвержденных органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
     13. При   отсутствии   угрозы   возникновения   цунами  органы
управления  и  силы   ФП   РСЧС-ЦУНАМИ   функционируют   в   режиме
повседневной  деятельности  (круглосуточного дежурства и наблюдения
за сейсмической и гидрофизической обстановкой).
     Решениями руководителей  органов управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ для
органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться:
     а) режим  повышенной  готовности  - при угрозе и возникновении
цунамигенного сейсмического явления;
     б) режим  чрезвычайной  ситуации  - при угрозе и возникновении
цунами.
     14. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и
силами ФП РСЧС-ЦУНАМИ, являются:
     а) в режиме повседневной деятельности:
     изучение сейсмического    и     гидрофизического     состояния
Тихоокеанского бассейна;
     сбор, обработка,  обмен  и  распространение  в   установленном
порядке  информации  о  сейсмической и гидрофизической обстановке в
Тихоокеанском регионе;
     разработка схем доведения сигналов предупреждения и оповещений
о цунами, инструкций и нормативов по их передаче;
     разработка и  реализация целевых и научно-технических программ
и  мер  в   области   предупреждения   о   цунами,   а   также   по
совершенствованию ФП РСЧС-ЦУНАМИ;
     планирование действий органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ,
организация подготовки и обеспечения их деятельности;
     подготовка сотрудников к действиям в  чрезвычайных  ситуациях,
обусловленных цунами;
     пропаганда знаний в области защиты населения и  территорий  от
цунами;
     проведение в   пределах   своих   полномочий   государственной
экспертизы,  надзора  и  контроля  в  области  защиты  населения  и
территорий от цунами;
     ведение статистической отчетности о подводных землетрясениях и
цунами;
     б) в режиме повышенной готовности:
     усиление контроля   за    сейсмической    и    гидрофизической
обстановкой  в  бассейне  Тихого океана,  в том числе по информации
центров международной системы предупреждения о цунами;
     введение при     необходимости    круглосуточного    дежурства
руководителей  и  должностных  лиц  органов  управления  и  сил  ФП
РСЧС-ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления;
     непрерывный сбор, обработка и передача в установленном порядке
информации соответствующим постоянно действующим органам управления
ФП  РСЧС-ЦУНАМИ  о   состоянии   сейсмической   и   гидрофизической
обстановки в Тихоокеанском бассейне;
     уточнение планов действий, проверка и уточнение схем доведения
сигналов   предупреждения  и  оповещений  о  цунами,  инструкций  и
нормативов по их передаче и иных документов;
     проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
     в) в режиме чрезвычайной ситуации:
     подготовка и   передача   предупреждений   о  цунами  согласно
утвержденным схемам,  определение окончания угрожаемого  периода  и
отмена предупреждения о цунами;
     непрерывные наблюдения   за   уровнем   моря   и  сейсмической
обстановкой в Тихоокеанском регионе;
     наблюдение за  прохождением  цунами по данным изменения уровня
моря в пунктах наблюдений или иными средствами;
     расчет распространения волн цунами и их характеристик,  оценка
степени опасности цунами;
     оповещение руководителей  заинтересованных федеральных органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской    Федерации,    органов   местного   самоуправления   и
организаций,  а  также  населения   о   развитии   сейсмической   и
гидрофизической ситуации,  тенденции ее изменения,  интенсивности и
предполагаемых сроках окончания явления цунами;
     организация и   поддержание   непрерывного   взаимодействия  с
заинтересованными  органами  и  организациями   в   Дальневосточном
регионе по вопросам предупреждения о цунами.
     15. Функции  федеральных  органов  исполнительной   власти   и
организаций,  осуществляющих  совместную  деятельность  в рамках ФП
РСЧС-ЦУНАМИ.
     15.1. Росгидромет обеспечивает:
     разработку предложений по реализации государственной  политики
в области предупреждения о цунами;
     информирование Правительства Российской  Федерации  об  угрозе
возникновения,  фактах,  характеристиках  и  проявлениях  цунами на
территориях;
     общее руководство деятельностью ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление
контроля выполнения задач по предупреждению о цунами;
     организацию непрерывных   наблюдений   за   уровнем  моря  для
обнаружения волн цунами;
     наблюдение за     распространением     цунами     по    данным
непосредственной  регистрации  изменения  уровня  моря   и   других
гидрофизических параметров;
     своевременное предупреждение   по   данным   сейсмических    и
гидрометеорологических  станций  России,  а  также зарубежных служб
предупреждения  о  цунами  соответствующих  органов  исполнительной
власти   Дальневосточного   региона,   предприятий,  организаций  и
учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае  о
вероятном  возникновении  цунами  при  подводных  землетрясениях  в
дальней зоне,  т.  е.  в районах Тихого  океана,  расположенных  на
удалении  свыше 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского
и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска;
     выпуск предупреждений  об  угрозе цунами в случаях обнаружения
цунами по данным наблюдений за уровнем моря;
     расчет распространения  волн  цунами   и   их   характеристик,
определение окончания угрожаемого периода и отмену предупреждений о
цунами, в том числе объявленных Геофизической службой РАН;
     оперативное и  научно-методическое  взаимодействие со службами
предупреждения о цунами зарубежных стран в рамках участия России  в
Международной  системе  предупреждения  о  цунами  в  Тихом океане,
действующей  под  эгидой   Межправительственной   океанографической
комиссии (МОК) ЮНЕСКО;
     организацию и деятельность центров предупреждения о  цунами  в
Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке;
     накопление, анализ и обобщение информации о цунами;
     проведение научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских
работ,    связанных    с    изучением    гидрофизических    условий
распространения   цунами   и   созданием   системы   наблюдения  за
распространением цунами в открытом океане и у побережья;
     распространение среди  населения  приморских  районов Дальнего
Востока знаний о цунами.
     15.2. Территориальные органы МЧС России:
     участвуют в  пределах  своей  компетенции   в   информировании
населения  через  средства  массовой информации и по иным каналам о
прогнозируемых  и  возникших  чрезвычайных   ситуациях,   вызванных
цунами,   по  данным,  полученным  от  организаций  Росгидромета  и
Геофизической службы РАН;
     организуют при     необходимости    совместно    с    органами
исполнительной   власти   субъектов    Российской    Федерации    в
Дальневосточном   регионе   мероприятия   по  эвакуации  населения,
материальных и культурных ценностей и проведение других  неотложных
работ,  направленных  на  защиту  населения  и уменьшение ущерба от
цунами;
     организуют и   осуществляют   работы   по   предупреждению   и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызываемых цунами;
     организуют методическое  руководство  и  контроль  при решении
вопросов по обучению населения в  области  защиты  от  чрезвычайных
ситуаций.
     15.3 Геофизическая служба РАН обеспечивает:
     наблюдение за  подводными  землетрясениями  в  районах  Тихого
океана и своевременное определение вероятности возникновения цунами
в результате этих землетрясений;
     представление по заявкам  органов  власти  и  заинтересованных
организаций  расчетных данных о вероятных,  в том числе максимально
возможных,  зонах затопления на Дальневосточном побережье России  в
результате цунами;
     своевременное предупреждение   органов   власти,    а    также
предприятий,  организаций  и  учреждений в Сахалинской и Камчатской
областях и Приморском крае о  вероятном  возникновении  цунами,  по
данным сейсмических станций,  при подводных землетрясениях и других
сейсмических цунамигенных явлениях в Тихом океане  в  ближней  зоне
непосредственно у берегов России в Японском, Охотском и  Беринговом
морях и районах Тихого океана,  расположенных в пределах до 1000 км
от   сейсмостанции  Петропавловска-Камчатского  и  до  3000  км  от
сейсмостанции Южно-Сахалинска;
     передачу органам  Росгидромета  информации о времени,  месте и
магнитуде подводного землетрясения в любом районе Тихого океана  не
позднее 10 минут с момента регистрации землетрясения в ближней зоне
и 20 минут - в дальней зоне;
     проведение (совместно        с        учреждениями        РАН)
научно-исследовательских    и     опытно-конструкторских     работ,
направленных на изучение сейсмических процессов, вызывающих цунами,
процессов   возбуждения   цунами    и    трансформации    их    при
распространении,     а    также    осуществление    разработки    и
совершенствование научно-методических основ прогноза цунами;
     цунамирайонирование территорий   и   выдача   заинтересованным
органам управления,  предприятиям  и  организациям  рекомендаций  о
безопасной   деятельности   в   прибрежной  зоне  на  цунамиопасных
территориях (совместно с научными учреждениями Российской  академии
наук и Росгидромета).
     15.4. Мининформсвязи России, Россвязь, операторы связи:
     15.4.1. Мининформсвязи России, Россвязь:
     принимают участие  в  разработке  и  согласовании  общих  схем
оповещения о цунами,  инструкций и нормативов времени  по  передаче
сигналов и сообщений об угрозе цунами;
     контролируют работу  средств оповещения и связи,  координируют
работу по передаче сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам;
     15.4.2. Операторы связи:
     принимают участие в разработке схем оповещения о цунами;
     обеспечивают своевременную  передачу  сигналов  и сообщений ФП
РСЧС-ЦУНАМИ  абонентам  в  соответствии  со  схемами  оповещения  о
цунами;
     обеспечивают на договорных условиях  предоставление  в  аренду
каналов  связи  для  работы ФП РСЧС-ЦУНАМИ (при наличии технической
возможности);
     осуществляют поддержание  в  готовности  средств  оповещения и
связи      ФП      РСЧС-ЦУНАМИ,      передаваемых       им       на
эксплуатационно-техническое обслуживание;
     обеспечивают прием,  передачу и доставку специальных телеграмм
с информацией ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
     15.5. Администрации    субъектов    Российской   Федерации   в
Дальневосточном регионе обеспечивают:
     разработку схем  доведения  предупреждений об угрозе цунами до
населения, предприятий, учреждений и организаций;
     разработку и утверждение  правил  хозяйственной  деятельности,
застройки и заселения зон побережья,  которые могут быть подвержены
воздействию  цунами,  систематический  контроль   выполнения   этих
правил;
     принятие оперативных мер  по  эвакуации  населения  и  ценного
имущества из опасных зон побережья при угрозе возникновения цунами;
     своевременное оповещение и информирование населения об  угрозе
возникновения или о возникновении цунами;
     подготовку населения   в   области   защиты   от  чрезвычайных
ситуаций.
     16. Финансовое обеспечение функционирования ФП  РСЧС-ЦУНАМИ  и
мероприятий  по  предупреждению  о  цунами  осуществляется  за счет
средств соответствующих бюджетов  и  собственников  (пользователей)
имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также