Расширенный поиск

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации от 03.08.2006 № 228

 



                            П Р И К А З

  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
                      и благополучия человека
                    от 3 августа 2006 г. N 228

     О мерах, направленных на повышение эффективности работы,
      связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого
                        строительства жилья

        Зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2006 г.
                      Регистрационный N 8191


     В настоящее время вопросы,  связанные с  комплексным  решением
проблемы   перехода   к  устойчивому  функционированию  и  развитию
жилищной сферы,  обеспечивающей доступность жилья  для  граждан,  а
также безопасные и комфортные условия проживания в нем,  определены
в качестве  приоритетных  направлений  государственной  политики  в
жилищном секторе экономики.
     В этой связи соответствующая деятельность  Федеральной  службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
и ее территориальных органов,  связанная с практическим применением
комплекса  ограничительных,  предупредительных  и  профилактических
мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан
и  ущемление их законных интересов в сфере жилищного строительства,
рассматривается Роспотребнадзором как один из  важнейших  элементов
государственных   гарантий   жилищных   прав   граждан   Российской
Федерации.
     Между тем   работа   большинства   территориальных  органов  в
указанном направлении все еще не носит системный характер и явно не
соответствует  той  социальной  значимости  проблем,  которые имеют
место быть в данной области.
     Об этом   в   первую   очередь   свидетельствует   информация,
представленная   самими   управлениями,   а   также    их    низкая
исполнительская дисциплина в целом.
     Так, с  нарушением  установленного  срока, т. е.   уже   после
15.07.2006,  соответствующие  сведения  представили территориальные
органы  Роспотребнадзора  по   Республике   Ингушетия,   Республике
Карелия,    Карачаево-Черкесской   Республике,   Республике   Коми,
Республике Чувашия,  Республике Саха (Якутия),  Республике Бурятия,
Республике   Северная   Осетия   -  Алания,  по  Приморскому  краю,
Белгородской,  Брянской,  Волгоградской,  Магаданской,   Самарской,
Псковской,  Свердловской  и  Томской  областям,  по Усть-Ордынскому
Бурятскому,   Ямало-Ненецкому,   Ненецкому,   Ханты-Мансийскому   и
Эвенкийскому автономным округам.
     При этом  лишь  отдельные  управления   Роспотребнадзора   (по
Республике    Марий   Эл,   Ямало-Ненецкому   автономному   округу,
Вологодской,  Воронежской,  Нижегородской, Пензенской, Свердловской
областям)  представили целостную информацию,  позволяющую судить об
инициативном характере работы, связанной с обеспечением защиты прав
потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
     В результате    по    сведениям    территориальных     органов
Роспотребнадзора  в  2005 году и первом полугодии 2006 года в целом
по  Российской  Федерации  в  отношении  хозяйствующих   субъектов,
осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств граждан
на  строительство  квартир  в  многоквартирных  жилых  домах,  было
проведено  196 мероприятий по контролю.  Однако при этом во многих
субъектах   Российской   Федерации,   включая   города   Москву   и
Санкт-Петербург,  Республики  Адыгея,  Алтай,  Бурятия,  Ингушетия,
Калмыкия,  Мордовия,  Саха (Якутия),  Тыва  и  Хакасия,  Алтайский,
Приморский    и    Хабаровский   края,   Амурскую,   Архангельскую,
Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую,
Камчатскую,  Костромскую, Курскую, Новгородскую, Орловскую, Омскую,
Псковскую,   Саратовскую,   Сахалинскую,    Смоленскую,    Томскую,
Ульяновскую  и Ярославскую области,  а также в отдельных автономных
округах подобные мероприятия вообще не проводились.
     По результатам      проверок     территориальными     органами
Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86  дел  об  административных
правонарушениях по ч.  2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. 1, 2 ст. 14.8,
ч.  1 ст.  19.5 Кодекса Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях  (Собрание  законодательства  Российской Федерации,
2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717;
N 46,  ст.  4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34,
ст.  3529,  3533;  2005,  N 1,  ст. 9,  13;  N 10,  ст. 763;  N 13,
ст. 1077;  N 19,  ст.  1752;  N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104,
3131;  2006,  N 1,  ст. 10;  N 10,  ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17,
ст. 1776;  N 18,  ст. 1907;  N 19,  ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31,
ст. 3452),  при этом  только  в  21  случае  в  качестве  субъектов
административной    ответственности   в   виде   штрафа   выступали
юридические лица (согласно информации,  представленной управлениями
Роспотребнадзора  по  Республике  Башкортостан,  по  Краснодарскому
краю,  Калужской,  Воронежской, Липецкой, Московской и Свердловской
областям).
     За тот   же   период   времени   в   территориальные    органы
Роспотребнадзора  по различным аспектам защиты прав граждан в сфере
долевого строительства жилья поступило 402 обращения,  но только  в
41   случае   заявителям   в   рамках   процессуальных   требований
гражданского судопроизводства  была  оказана  практическая  помощь,
связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего иска в суд
(управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Республике
Бурятия,   Республике  Коми,  Ямало-Ненецкому  автономному  округу,
Краснодарскому  и  Хабаровскому  краям,  Амурской,   Нижегородской,
Оренбургской,   Орловской,   Пензенской,  Смоленской,  Тюменской  и
Кировской областям).  Лишь  в  28  случаях  территориальные  органы
Федеральной  службы  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (по Республике Башкортостан,  Ямало-Ненецкому
автономному    округу,    Амурской,   Волгоградской,   Вологодской,
Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской и
Калининградской  областям)  вступали  в  судебные процессы для дачи
заключения  по  делу  в  целях  защиты   прав   потребителей,   что
свидетельствует  о  явно  недостаточном  использовании с их стороны
соответствующих полномочий,  закрепленных статьей  47  Гражданского
процессуального     кодекса    Российской    Федерации    (Собрание
законодательства Российской Федерации,  2002,  N 46, ст. 4532). При
этом  отмечается  отсутствие  наработанной практики судебной защиты
потребителей в тех регионах,  где нарушение прав  граждан  в  сфере
жилищного  строительства  носит наиболее массовый и систематический
характер (г. Москва, Московская область).
     Все это  наряду  с  неоднозначной  в  целом судебной практикой
разрешения споров в рассматриваемой области,  основанной  в  первую
очередь  на  различных  подходах  к  определению  правовой  природы
соответствующих    отношений  с  точки  зрения  предмета  договора,
значительно  подрывает  веру  населения в саму возможность добиться
действенной и эффективной защиты  своих  нарушенных  прав  за  счет
практической    реализации    законодательства    о   защите   прав
потребителей,  государственный контроль  и  надзор  за  соблюдением
которого  возложен  на  Федеральную службу,  что объективно требует
принятия со стороны Роспотребнадзора действенных мер,  направленных
на достижение качественно нового уровня соответствующей работы.
     На основании изложенного и руководствуясь п.  9.7 Положения  о
Федеральной  службе  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека,  утвержденного постановлением  Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства
Российской Федерации,  2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337),
приказываю:
     1. Управлениям Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты
прав  потребителей  и благополучия человека по субъектам Российской
Федерации,  руководствуясь Положениями,  закрепленными п. 9 ст. 4 и
п.  1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии
в долевом  строительстве  многоквартирных  домов  и  иных  объектов
недвижимости  и  о  внесении  изменений в некоторые законодательные
акты  Российской  Федерации"  в  редакции  Федерального  закона  от
18.07.2006   N   111-ФЗ   (Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287), активизировать
в   пределах   компетенции  работу  по  применению  предусмотренных
законодательством  Российской   Федерации   мер   ограничительного,
предупредительного  и профилактического характера,  направленных на
предупреждение,  выявление и пресечение нарушений прав потребителей
в сфере строительства многоквартирных домов, в связи с чем:
     1.1. Во втором полугодии 2006 года провести анализ  договоров,
заключенных     организациями-застройщиками     и    (или)    иными
хозяйствующими субъектами с гражданами,  предметом которых является
строительство для них с последующей передачей в собственность жилых
помещений,  предназначенных для личных,  семейных,  домашних и иных
нужд,    не    связанных   с   осуществлением   предпринимательской
деятельности,  на  предмет  выявления  в  этих  договорах  условий,
ущемляющих   права   потребителей   по   сравнению   с   правилами,
установленными   действующим   законодательством,   с   последующим
привлечением  виновных   лиц  к административной ответственности по
ч. 2  ст. 14.8 Кодекса Российской  Федерации  об   административных
правонарушениях.
     1.2. Повысить  эффективность  работы,  связанной  с   судебной
защитой  прав  потребителей,  за  счет более действенной реализации
соответствующих  функций  в  рамках  полномочий,  закрепленных   за
государственными   органами   статьями   46   и   47   Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
     1.3. Обеспечить,    принимая   во   внимание   соответствующие
положения п. 17  ст. 1  и ст. 3   Федерального закона от 18.07.2006
N 111-ФЗ "О внесении  изменений  в  Федеральный закон "Об участии в
долевом  строительстве  многоквартирных  домов  и   иных   объектов
недвижимости  и  о  внесении  изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации"  и  о  внесении  изменений  в  отдельные
законодательные    акты    Российской    Федерации",    необходимое
взаимодействие   по   вопросам   защиты   прав    потребителей    с
контролирующими   органами   исполнительной   власти      субъектов
Российской Федерации,  уполномоченными осуществлять государственный
контроль  и надзор в области долевого строительства многоквартирных
домов.
     1.4. Представить  по  итогам    работы   за 2006 год в срок до
20 января 2007  года   в    ФГУЗ    "Федеральный  центр  гигиены  и
эпидемиологии"   для   последующего   обобщения   документированную
информацию  (на   электронном   и   бумажном   носителе   (согласно
приложению),   характеризующую   результаты  проделанной  работы  в
указанной области (с приложением (при наличии) копий направленных в
суд заключений по делам и принятых судебных постановлений).
     2. Управлению защиты прав потребителей обеспечить  необходимое
информационно-методическое        сопровождение        деятельности
территориальных органов Роспотребнадзора  по  субъектам  Российской
Федерации  по  реализации  ими  функций,  связанных  с защитой прав
потребителей в досудебном, административном и судебном порядке.
     3. Территориальным  органам  Роспотребнадзора  по г.  Москве и
Московской области в  месячный  срок  по  согласованию  с  органами
государственной   исполнительной  власти  г.  Москвы  и  Московской
области определить приоритетные  направления  работы,  связанной  с
обеспечением  защиты  прав  граждан  в сфере долевого строительства
жилья,  после  чего  предоставлять  в  Роспотребнадзор  информацию,
предусмотренную   п. 1.3  настоящего  приказа,  до 10 числа каждого
месяца.
     4. ФГУЗ  "Федеральный  центр гигиены и эпидемиологии" обобщить
информацию,  предусмотренную   п.   1.3   настоящего   приказа,   и
представить ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 г.
     5. Контроль за исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя  руководителя  Федеральной  службы  по  надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко


     Руководитель                                      Г.Г.Онищенко


                           _____________



     Приложение


                                  Деятельность Территориального управления Роспотребнадзора
                                  по контролю за соблюдением законодательства о защите прав
                                      потребителей в сфере долевого строительства жилья

+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
|     Количество   |Коли-|Всего |в том числе:|Всего|Воз- |Выне- |Число |Общая |Общая |Обжа- |Отме- |По-  |Нап-  |Удо- |Устра-|
|     обращений,   |чест-|прове-+------------|выяв-|буж- |сено  |выдан-|сумма |сумма |ловано|нено  |дано |рав-  |влет-|нено  |
|   находившихся   |во   |дено  |плано-|вне- |лено |дено |поста-|ных   |нало- |взыс- |в су- |поста-|иско-|лено  |во-  |нару- |
|      в работе    |кон- |меро- |вые   |пла- |нару-|дел  |новле-|пред- |женных|канных|дах   |нов-  |вых  |в суд |рено |шений |
|в отчетном периоде|суль-|прия- |      |новые|шений|об   |ний о |став- |штра- |(упла-|поста-|лений |заяв-|заклю-|иско-|в сфе-|
|(без учета устных)|таций|тий   |      |     |     |адми-|прив- |ле-   |фов   |чен-  |новле-|о     |ле-  |чений |вых  |ре    |
+------------------|на   |по    |      |     |     |нист-|лече- |ний   |(руб.)|ных)  |ний о |прив- |ний в|по де-|заяв-|защиты|
|     |  из них:   |уст- |конт- |      |     |     |ра-  |нии к |      |      |штра- |прив- |лече- |за-  |лам в |ле-  |прав  |
|     +------------|ные  |ролю  |      |     |     |тив- |адми- |      |      |фов   |лече- |нии к |щиту |целях |ний в|потре-|
|Всего|заре- |заре-|обра-|      |      |     |     |ных  |нист- |      |      |(руб.)|нии к |адми- |неоп-|защиты|за-  |бите- |
|     |гист- |гист-|щения|      |      |     |     |пра- |ра-   |      |      |      |адми- |нист- |реде-|прав  |щиту |лей   |
|     |риро- |риро-|     |      |      |     |     |вона-|тив-  |      |      |      |нист- |ра-   |лен- |потре-|неоп-|(из   |
|     |ван-  |ван- |     |      |      |     |     |руше-|ной   |      |      |      |ра-   |тив-  |ного |бите- |реде-|графы |
|     |ных в |ных в|     |      |      |     |     |ниях |ответ-|      |      |      |тив-  |ной   |круга|лей   |лен- |8)    |
|     |преды-|от-  |     |      |      |     |     |     |ствен-|      |      |      |ной   |ответ-|лиц  |      |ного |      |
|     |дущих |чет- |     |      |      |     |     |     |ности |      |      |      |ответ-|ствен-|     |      |круга|      |
|     |пери- |ном  |     |      |      |     |     |     |      |      |      |      |ствен-|ности |     |      |лиц  |      |
|     |одах  |пери-|     |      |      |     |     |     |      |      |      |      |ности |      |     |      |     |      |
|     |      |оде  |     |      |      |     |     |     |      |      |      |      |      |      |     |      |     |      |
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
|  1  |   2  |  3  |  4  |   5  |   6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  13  |  14  |  15  | 16  |  17  | 18  |  19  |
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+


                                                        _____________

Информация по документу
Читайте также