Расширенный поиск

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2007 № 7

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
                     от 28 февраля 2007 г. N 7

          Об усилении надзора за производством и оборотом
                       алкогольной продукции

         Зарегистрировано Минюстом России 4 апреля 2007 г.
                      Регистрационный N 9214


     Я, Главный   государственный   санитарный   врач    Российской
Федерации,  проанализировав  состояние  заболеваемости и смертности
населения Российской Федерации и материалы государственного надзора
за   производством   и   оборотом  алкогольной  продукции,  отмечаю
следующее:
     В стране    сохраняется    высокий    уровень   заболеваемости
алкоголизмом. В 2005 году количество больных алкоголизмом составило
2 348 567 человек, показатель распространенности алкоголизма, в том
числе  алкогольными  психозами,  составил  1654,0   на   100   тыс.
населения.
     Кризисный характер   сложившейся   алкогольной   ситуации    в
настоящее   время  проявляется,  прежде  всего,  в  высоких  темпах
прироста потребления алкоголя.  Согласно данным Госкомстата  России
потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с
5,38 л абсолютного алкоголя в 1990 году до 9,7 л в 2005 году или  в
1,8 раза.
     Кроме того,  в последние годы в объемах  потребления  алкоголя
значительное  место  занимают  спиртосодержащие  жидкости "двойного
назначения"  (парфюмерно-косметическая  продукция,  товары  бытовой
химии и др.).
     По ориентировочным   данным   реальное   душевое   потребление
алкоголя в России составляет около 15 л абсолютного алкоголя.
     В последние годы наблюдается  существенный  рост  производства
слабоалкогольных  напитков и продажи пива,  при этом объемы продажи
водки не уменьшаются.  Объем производства слабоалкогольных напитков
в 2006 году по сравнению с 1998 годом вырос почти в 6 раз,  а объем
продажи пива - почти в 3 раза.
     В 2006  году  продажа  алкогольной  продукции и пива населению
России через торговую сеть  составила  более  1200  млн.  дкл  (75%
приходится на пиво,  16%  - на водку и ликероводочные изделия, 8% -
на вино и 1% - на коньяк).
     Учитывая, что   слабоалкогольные  напитки  и  пиво  пользуются
большой  популярностью  у   молодежи,   подкрепляемой   агрессивной
рекламой,   такой   рост   их   производства   и  продажи  вызывает
определенные  опасения  в  плане  дальнейшей  стимуляции   массовой
алкоголизации.
     Особую тревогу  вызывает  все  более  активное  приобщение   к
потреблению   алкоголя   подростков   и   женщин,  что  значительно
увеличивает  риск  развития  алкогольных  заболеваний   и   степень
негативного  воздействия  алкоголизации  на  здоровье  подрастающих
поколений.
     По данным    социологических    исследований   пик   массового
вовлечения в потребление алкоголя  сместился  с  возрастной  группы
16-18 лет на возраст 13-15 лет и может способствовать возникновению
серьезных последствий для физического и интеллектуального  развития
подрастающего поколения.
     Несмотря на  то  что  по   предварительным   данным   Росстата
смертность  от  случайных  отравлений  алкоголем  в  2006  году  по
сравнению с 2005 годом снизилась (2006 год - 28 386  случаев,  2005
год  -  40  877  случаев),  удельный  вес  ее  в  структуре  причин
смертности по-прежнему остается недопустимо  высоким  и  составляет
почти 12%. При этом в Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской,
Курской,  Липецкой,  Новосибирской,  Омской и Саратовской  областях
смертность от случайных отравлений алкоголем возросла на 6-18%.
     Растет смертность  от  причин,   связанных   с   употреблением
алкоголя (хронический алкоголизм,  алкогольные психозы, алкогольные
болезни печени,  случайные отравления):  2005 год - 62 447 случаев,
2004 год - 62 131 случай, 2003 год - 58 495 случаев.
     Кроме того,  в 2006 году в ряде субъектов Российской Федерации
зарегистрированы  массовые  случаи  отравления  алкоголем  с 20 074
пострадавшими,  из них 1074 - с летальным исходом от употребления в
качестве суррогатного алкоголя спиртосодержащей непищевой продукции
(антисептиков и других  препаратов)  и  продукции  неустановленного
происхождения.
     В связи со сложившейся ситуацией Роспотребнадзором разработаны
дополнительные  мероприятия по усилению государственного надзора за
алкогольной продукцией.
     В 2006  году  выполнено  56  748 рейдовых проверок организаций
(2005 год - 23 894),  занятых производством и оборотом  алкогольной
продукции. Обследовано 159 921 предприятие (2004 год - 89 694), при
этом особое внимание уделялось организациям, осуществляющим оптовую
торговлю  указанной  продукцией.  В связи с нарушениями требований,
установленных законодательством Российской Федерации к производству
и обороту этой продукции, отозвано 244 санитарно-эпидемиологических
заключения,  выданных ранее для получения лицензий на осуществление
указанных видов деятельности.
     Объем лабораторных исследований алкогольной продукции возрос в
1,5 раза (2006 год - 143 995, 2005 год - 97 690 исследований).
     Значительно увеличилось в  последнее  время  число  вынесенных
постановлений  о приостановлении эксплуатации организаций,  занятых
производством и оборотом алкогольной продукции,  а также количество
переданных  в  следственные  органы  материалов  и  дел  по  фактам
нарушения действующего законодательства.
     Материалы судебной    практики,    связанной    с   выявлением
правонарушений   в   области   оборота    алкогольной    продукции,
характеризующие фактические обстоятельства их совершения и практику
применения  мер  административной  ответственности,  сопровождаются
наличием целого ряда системных,  в том числе процессуальных ошибок,
которые в конечном  итоге  свидетельствуют  о  неудовлетворительной
практике применения КоАП РФ.
     Вместе с тем проводимая работа и принимаемые меры по повышению
эффективности судебной практики не позволили добиться существенного
улучшения положения дел,  связанных с производством и оборотом этой
продукции.  Продолжает  сохраняться  тенденция увеличения удельного
веса  проб  алкогольной  продукции,   не   отвечающих   требованиям
безопасности по содержанию токсических элементов,  - с 2,6%  в 2002
году до 3,6%  в 2005 году.  При этом  в  Южном  федеральном  округе
количество  таких проб (11,3%) в 3-10 раз превышает соответствующие
показатели по другим федеральным округам.
     В связи  с  несоответствием  алкогольной продукции нормативным
требованиям,     отсутствием      сопроводительных      документов,
подтверждающих   ее  происхождение  и  качество,  в  2006  году  по
предварительным    данным    забракована    83 871  партия  объемом
5 792 081 л (2005 год - 5700 партий объемом 1 337 681 л).
     В 2006 году  в  результате  выявления  многочисленных  случаев
несоответствия установленным законодательством Российской Федерации
требованиям к  вину  и  виноматериалам,  обнаружения  в  ряде  проб
опасных  для  здоровья  человека  пестицидов  приостановлены ввоз и
реализация этой продукции, поступающей из стран СНГ. По оперативным
данным   управлений   Роспотребнадзора   по   субъектам  Российской
Федерации в 2006 году исследованы 65 172  пробы  вина,  из  них  не
соответствовали требованиям нормативов 12 073 пробы (18,5%).
     Наряду с этим имеют  место  факты  производства  и  реализации
недоброкачественной     алкогольной     продукции    отечественного
производства,  прежде  всего  водки.  Удельный  вес  образцов  этой
продукции,    не    отвечающих    гигиеническим    нормативам    по
санитарно-химическим показателям,  в 2006 году составил 5,04% (2005
год - 2,55%, 2004 год - 2,47%, 2003 год - 2,62%).
     Количество забракованных  партий   отечественной   алкогольной
продукции  увеличилось  с  3600  в 2004 году до 40 254 в 2006 году,
объем  таких  партий  возрос в 6 раз с 255 000 л  до  1 981 400  л,
соответственно.
     В 2006 году  Роспотребнадзором  исследовано  33  470  образцов
водки   на   соответствие  требованиям  нормативных  и  технических
документов, а также санитарных норм и правил, из них 1602 (4,8%) не
соответствовали  требованиям  нормативов.  При  исследовании водки,
находящейся в обороте,  отмечалось завышение содержания альдегидов,
сложных   эфиров,   сивушных  масел,  обнаруживались  диэтилфталат,
метиловый  спирт,  бензалкоголь.  При  проведении  мероприятий   по
контролю  отмечались  многочисленные  факты  нарушения маркировки и
неудовлетворительного оформления сопроводительной документации.
     В винах  отечественного  производства  в  ряде  случаев  также
устанавливалось несоответствие образцов гигиеническим нормативам по
органолептическим  и  физико-химическим показателям:  объемной доле
этилового спирта, массовой концентрации железа, свободной сернистой
кислоты, приведенного экстракта.
     При обследовании  предприятий  по   производству   алкогольной
продукции  выявляются  нарушения  технологии водоподготовки и,  как
следствие этого,  использование воды  негарантированного  качества;
работы очистных сооружений и вентиляции;  использование материалов,
не разрешенных  для  контакта  с  пищевыми  продуктами;  отсутствие
производственного   контроля,   допускаются   нарушения  маркировки
готовой продукции, негерметичность укупоривания.
     Органами государственной власти субъектов Российской Федерации
не  принимаются  действенные  меры  по  предупреждению  незаконного
производства   и   оборота  алкогольной  продукции,  заболеваемости
алкоголизмом  и  смертности  от  отравления  алкоголем,  проведению
широкомасштабной   разъяснительной   работы   среди   населения   о
негативных последствиях злоупотребления алкоголем.
     Учитывая изложенное  и в соответствии с Федеральным законом от
30  марта  1999  г.   N   52-ФЗ   "О   санитарно-эпидемиологическом
благополучии   населения"   (Собрание  законодательства  Российской
Федерации,  1999,  N  14,  ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003,
N  2,  ст. 167;  N  27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19,
ст. 1752;  2006,  N  1,  ст. 10; N 52 (ч. I),  ст. 5498;  2007, N 1
(ч. I),  ст.  21,  29)  и  Федеральным  законом от 2 января 2000 г.
N 29-ФЗ "О качестве и  безопасности  пищевых  продуктов"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2000, N  2, ст. 150; 2002,
N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004,
N 35,  ст.  3607;  2005, N 19, ст. 1752; N 50, ст. 5242; 2006, N 1,
ст. 10; N 14, ст. 1458) постановляю:
     1. Определить   в  качестве  одного  из  основных  направлений
осуществление государственного надзора за алкогольной продукцией.
     2. Руководителям   управлений  Роспотребнадзора  по  субъектам
Российской Федерации:
     2.1. Обеспечить    действенный   государственный   надзор   за
организациями,  осуществляющими производство и  оборот  алкогольной
продукции,  в том числе активизировав работу по борьбе с незаконным
производством и оборотом алкогольной продукции;
     2.2. Повысить    эффективность    санитарно-эпидемиологической
экспертизы алкогольной  продукции,  а  также  требовательность  при
выдаче  санитарно-эпидемиологических  заключений,  в  том числе для
получения организациями лицензий на осуществление  деятельности  по
производству и обороту алкогольной продукции;
     2.3. Принять  необходимые  меры  по   надлежащему   применению
судебной    практики    в    случаях   выявления   административных
правонарушений  в  области  производства  и   оборота   алкогольной
продукции;
     2.4. Осуществлять представление в  Роспотребнадзор  отчетов  о
результатах  проведения  государственного  надзора  за  алкогольной
продукцией в строгом соответствии с установленным порядком;
     2.5. При  появлении  на  потребительском  рынке  запрещенных к
производству и  реализации  спиртосодержащих  жидкостей  непищевого
характера,    используемых    в   качестве   суррогатов   алкоголя,
незамедлительно принимать меры к  их  изъятию  и  привлечению  лиц,
осуществляющих  их  реализацию,  к  ответственности в установленном
порядке.
     3. Организациям,  осуществляющим  ввоз,  производство и оборот
алкогольной продукции и виноматериалов, принять меры по:
     3.1. Обеспечению   качества   и   безопасности   продукции   в
соответствии с действующей нормативной и технической документацией,
проведению производственного контроля;
     3.2. Повышению ответственности за  производство  и  реализацию
алкогольной   продукции   в   части   обеспечения   ее  качества  и
безопасности;
     3.3. Наведению   должного   порядка   на   объектах,   занятых
производством,  хранением  и  реализацией  алкогольной   продукции,
приведению их в соответствие с санитарными правилами и нормами.
     4. Рекомендовать государственным органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
     4.1. Образовать   комиссии   по   координации    деятельности,
направленной   на   сокращение   масштабов   алкоголизма,  снижение
смертности населения от случайных отравлений алкоголем;
     4.2. Активизировать    работу    по    борьбе   с   незаконным
производством и оборотом алкогольной продукции;
     4.3. Предложить   средствам   массовой   информации  проводить
постоянную разъяснительную  работу  среди  населения  о  негативных
последствиях   злоупотребления  алкоголем  и  пропаганду  здорового
образа жизни.
     5. Рекомендовать:
     5.1. Федеральной налоговой службе повысить требовательность  к
организациям  при  выдаче  лицензий  на  производство,  хранение  и
реализацию алкогольной продукции;
     5.2. Министерству  образования  и  науки  Российской Федерации
предусмотреть  в  учебных  программах  образовательных   учреждений
специальные  занятия  по  разъяснению  негативных  последствий  для
молодежи употребления алкогольных напитков;
     5.3. Органам  управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации  активизировать  работу  с  учетом   новых   подходов   к
организации наркологической помощи;
     5.4. ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию) принять  участие  в
подготовке    рекомендаций   по   разработке   систем   и   методов
идентификации алкогольной продукции и виноматериалов для пресечения
их фальсификации.
     6. Контроль за выполнением настоящего  постановления  оставляю
за собой.


     Руководитель                                      Г.Г.Онищенко

Информация по документу
Читайте также