Расширенный поиск

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 30.09.2005 № 1938

 



                            П Р И К А З

     Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
                   от 30 сентября 2005 г. N 1938

              Об утверждении показателей деятельности
          и критериев государственной аккредитации высших
                         учебных заведений

        Зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2005 г.
                      Регистрационный N 7092


     В  соответствии    с    Законом     Российской       Федерации
"Об образовании",  Федеральным  законом  "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании",  п.  4 Положения  о  государственной
аккредитации     высшего    учебного    заведения,    утвержденного
постановлением   Правительства  Российской Федерации от  02.12.1999
N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49,
ст.  6006;  2005,  N  7,  ст.  560),  в   целях   совершенствования
деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при
принятии решений о государственной аккредитации приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Показатели   деятельности   высших   учебных    заведений
(приложение N 1).
     1.2. Критерии государственной аккредитации,  используемые  при
экспертизе   показателей   деятельности  высших  учебных  заведений
различных видов (приложение N 2).
     2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2006 г.


     Руководитель                                       В.А.Болотов


                           _____________



     Приложение N 1


         ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

     1. Показатели   государственной   аккредитации,   определяющие
аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

     Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

     Соответствие учебных   планов  и  программ  учебных  дисциплин
требованиям государственных образовательных стандартов по уровню  и
содержанию.

     Показатель 1.2. Качество подготовки

     Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
     Соответствие качества  подготовки  обучающихся  и  выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов.
     Эффективность внутривузовской  системы  обеспечения   качества
образования.
     Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
     Востребованность выпускников.

     Показатель 1.3.  Воспитательная  деятельность образовательного
учреждения
     Условия, созданные    в    образовательном   учреждении,   для
внеучебной работы с обучающимися.
     Организация воспитательной работы с обучающимися.

     2. Показатели  государственной аккредитации,  используемые для
определения вида высшего учебного  заведения  (институт,  академия,
университет)

     Показатель 2.1.  Спектр  реализуемых  основных образовательных
программ

     Показатель 2.2.   Возможность   продолжения   образования   по
образовательным  программам   послевузовского   и   дополнительного
профессионального образования

     Показатель 2.3.  Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность

     Показатель 2.4. Методическая работа

     Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников


                           ____________


     Приложение N 2


              КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ,
       ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
             ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

+-----------------------------------------------------------------+
¦Показатель государственной¦ Наименование критерия государственной¦
¦      аккредитации        ¦     аккредитации и его значение      ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦             1            ¦                  2                   ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.1. Спектр реализуемых   ¦Число укрупненных групп специальностей¦
¦основных образовательных  ¦(направлений       подготовки)      по¦
¦программ                  ¦реализуемым  основным  образовательным¦
¦                          ¦программам:                           ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университетов   ¦- не менее 7     ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.2. Возможность          ¦Число отраслей науки по специальностям¦
¦продолжения образования по¦научных работников (аспирантуры):     ¦
¦образовательным программам+--------------------------------------¦
¦послевузовского и         ¦для университета    ¦- не менее 5     ¦
¦дополнительного           +--------------------------------------¦
¦профессионального         ¦Число аспирантов   на   100  студентов¦
¦образования               ¦контингента,  приведенного   к   очной¦
¦                          ¦форме обучения:                       ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 4     ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 2     ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Процент аспирантов,         защитивших¦
¦                          ¦диссертации  не  позднее чем через год¦
¦                          ¦после окончания аспирантуры (от  числа¦
¦                          ¦поступивших):                         ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 25    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 25    ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Для университета       -       наличие¦
¦                          ¦докторантуры, диссертационных советов,¦
¦                          ¦реализация   образовательных  программ¦
¦                          ¦профессиональной   переподготовки    и¦
¦                          ¦(или)      повышения      квалификации¦
¦                          ¦руководящих работников и специалистов,¦
¦                          ¦научных     и    научно-педагогических¦
¦                          ¦работников                            ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Для академии -  наличие  докторантуры,¦
¦                          ¦наличие     диссертационных    советов¦
¦                          ¦(информационный           показатель),¦
¦                          ¦реализация   образовательных  программ¦
¦                          ¦профессиональной   переподготовки    и¦
¦                          ¦(или)      повышения      квалификации¦
¦                          ¦руководящих работников и  специалистов¦
¦                          ¦для        определенной        области¦
¦                          ¦научно-педагогической деятельности    ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Среднегодовой контингент   обучающихся¦
¦                          ¦по      образовательным     программам¦
¦                          ¦профессиональной   переподготовки    и¦
¦                          ¦(или) повышения квалификации (чел.):  ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 50    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 20    ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.3. Научная,             ¦Число отраслей науки, в рамках которых¦
¦научно-техническая        ¦выполняются научные исследования:     ¦
¦деятельность и ее         +--------------------------------------¦
¦результативность          ¦для университета    ¦- не менее 5     ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Среднегодовой объем     финансирования¦
¦                          ¦научных исследований за пять лет (тыс.¦
¦                          ¦руб.):                                ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 10 000¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 5000  ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 1500  ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Среднегодовой объем            научных¦
¦                          ¦исследований         на        единицу¦
¦                          ¦научно-педагогического  персонала   за¦
¦                          ¦пять лет (тыс. руб.):                 ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 18    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 12    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 5     ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Среднегодовое количество монографий на¦
¦                          ¦100  основных  штатных  педагогических¦
¦                          ¦работников с учеными степенями и (или)¦
¦                          ¦учеными  званиями,  изданных  за  пять¦
¦                          ¦лет:                                  ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 2,0   ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 1,5   ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 1,2   ¦
+--------------------------+--------------------+-----------------¦
¦2.4. Методическая работа  ¦Процент      учебных¦- 100%           ¦
¦                          ¦дисциплин   основных¦                 ¦
¦                          ¦образовательных     ¦                 ¦
¦                          ¦программ,           ¦                 ¦
¦                          ¦обеспеченных        ¦                 ¦
¦                          ¦учебно-методическими¦                 ¦
¦                          ¦комплексами         ¦                 ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Для университета    -    использование¦
¦                          ¦инновационных        методов         в¦
¦                          ¦образовательном процессе              ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Для академии      -      использование¦
¦                          ¦инновационных        методов         в¦
¦                          ¦образовательном процессе              ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.5. Квалификация         ¦Процент                               ¦
¦педагогических работников ¦профессорско-преподавательского       ¦
¦                          ¦состава  с  учеными  степенями и (или)¦
¦                          ¦учеными званиями:                     ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 60    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 60    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 55    ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Процент докторов    наук    и    (или)¦
¦                          ¦профессоров:                          ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 10    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 10    ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 8,5   ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Процент                               ¦
¦                          ¦профессорско-преподавательского       ¦
¦                          ¦состава, работающего в вузе на штатной¦
¦                          ¦основе:                               ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для           вузов,¦- не менее 30    ¦
¦                          ¦существующих от трех¦                 ¦
¦                          ¦до пяти лет         ¦                 ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для           вузов,¦- не менее 40    ¦
¦                          ¦существующих от пяти¦                 ¦
¦                          ¦до девяти лет       ¦                 ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для           вузов,¦- не менее 50    ¦
¦                          ¦существующих   более¦                 ¦
¦                          ¦девяти лет          ¦                 ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦Среднегодовое число защит  диссертаций¦
¦                          ¦на  100 человек научно-педагогического¦
¦                          ¦персонала за 5 лет:                   ¦
¦                          +--------------------------------------¦
¦                          ¦для университета    ¦- не менее 3     ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для академии        ¦- не менее 3     ¦
¦                          +--------------------+-----------------¦
¦                          ¦для института       ¦- не менее 1     ¦
+-----------------------------------------------------------------+

        Дополнительные требования к показателям и критериям
     государственной аккредитации для военных образовательных
         учреждений высшего профессионального образования
                 (высших военно-учебных заведений)

     Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
     Соответствие учебных   планов  и  программ  учебных  дисциплин
квалификационным    требованиям    по    направлениям    подготовки
(специальностям) офицеров (специалистов).

     Показатель 1.2. Качество подготовки
     Соответствие качества   подготовки   обучающихся   требованиям
государственных  образовательных  стандартов   и   квалификационным
требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

     Показатель 2.2.   Возможность   продолжения   образования   по
образовательным   программам   послевузовского   и  дополнительного
профессионального образования
     Соответствие контингента   аспирантов   (адъюнктов)   и  (или)
докторантов установленным  требованиям  для  высших  военно-учебных
заведений.
     Для военной  академии  -  наличие   образовательных   программ
дополнительного   профессионального   образования  для  офицерского
состава, научных и научно-педагогических кадров.

     Показатель 2.3.  Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
     Соответствие объема  финансирования  научных  исследований  на
единицу   профессорско-преподавательского   состава   установленным
требованиям для высших военно-учебных заведений.

     Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
     К преподавателям  с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных  учебных
дисциплин,  не  имеющие  ученых  степеней и ученых званий,  имеющие
профильное высшее образование,  опыт работы в войсках (на  флотах),
штабах,  учреждениях  не  менее  10  лет,  воинское  звание не ниже
"подполковник",  а также боевой опыт или  государственные  награды,
государственные  или  отраслевые  почетные звания,  государственные
премии.
     В числе  преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или)
ученым   званием   профессора   могут   учитываться   преподаватели
военно-профессиональных  учебных   дисциплин   с   ученой  степенью
кандидата наук,  имеющие государственные  награды,  государственные
или отраслевые почетные звания, государственные премии.

        Дополнительные требования к показателям и критериям
     государственной аккредитации для высших учебных заведений
                        культуры и искусств

     Показатель 2.3.  Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
     В перечень  основных  научных  и  творческих  школ  по каждому
направлению научных исследований включаются:
     защищенные диссертации    (кандидатские/докторские),   а   для
творческих школ - работы учеников,  ярко проявивших себя  в  данной
сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся
имеющие почетные звания,  лауреаты  и  дипломанты  международных  и
всероссийских конкурсов,  лауреаты государственных и других премий;
члены   творческих   союзов;   исполнившие   ведущие   партии/роли;
осуществившие               самостоятельную              постановку
спектакля/фильма/телепередачи;     выступающие      в      качестве
концертирующих музыкантов и т. п.);
     опубликованные статьи в специализированных журналах и  научных
изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
     К монографиям могут  приравниваться  публично  представленные,
опубликованные,  имеющиеся  в  виде аудио- и видеозаписи результаты
профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию
авторских   художественных   произведений:   спектакль,  концертная
композиция, фильм, цирковое и эстрадное представления.
     Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

     Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
     К преподавателям  с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться лица без ученых  степеней  и  званий,  имеющие
государственные   почетные   звания,   лауреаты   международных   и
всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также