П Р И К А З
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 14 ноября 2008 г. N 687
Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской
обороны в муниципальных образованиях и организациях
Зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2008 г.
Регистрационный N 12740
В соответствии с Положением о Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28,
ст. 2882), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении
гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.
Министр С.К.Шойгу
_____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации и ведении гражданской обороны
в муниципальных образованиях и организациях
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; 2007,
N 26, ст. 3076), Положением о Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005,
N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814), и постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804
"Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007,
N 49, ст. 6165) и определяет организацию и основные направления
подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также
основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных
образованиях и организациях.
2. Мероприятия по гражданской обороне организуются в
муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к
ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях
(организациях).
3. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в
заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и осуществляется на основании
годовых и перспективных планов, предусматривающих основные
мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных
мероприятий) муниципального образования (организации).
4. План основных мероприятий муниципального образования на год
разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с
органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту
Российской Федерации, - главным управлением Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
План основных мероприятий организации на год разрабатывается
структурным подразделением (работниками) организации,
уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и
согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией,
находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти,
дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом
исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны
производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может
сложиться на территории муниципального образования и в организациях
в результате применения современных средств поражения, а также в
результате возможных террористических актов и чрезвычайных
ситуаций.
5. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в
организациях заключается в выполнении мероприятий по защите
населения (работников), материальных и культурных ценностей на
территории муниципального образования (организации) от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, и осуществляется на основании
планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных
образований и планов гражданской обороны организаций.
6. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы
гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок,
способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской
обороны в установленные степени готовности при переводе ее с
мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
7. Органы местного самоуправления и организации в целях
решения задач в области гражданской обороны в соответствии с
полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы,
средства, объекты гражданской обороны, запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской
обороне.
8. По решению органов местного самоуправления (организаций)
могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная,
коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты
животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных
ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие),
организация и порядок деятельности которых определяются создающими
их органами и организациями в соответствующих положениях о
спасательных службах.
В состав спасательной службы органа местного самоуправления
(организации) входят органы управления, силы и средства гражданской
обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской
обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных
формирований и выполнения других неотложных работ при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами
местного самоуправления и организациями, определяются на основании
расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами
гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской
обороны) задач.
Положение о спасательной службе муниципального образования
разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с
руководителем соответствующей спасательной службы субъекта
Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного
самоуправления.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается
организацией и согласовывается с органом местного самоуправления,
руководителем соответствующей спасательной службы муниципального
образования и утверждается руководителем организации.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности
сил и средств гражданской обороны в муниципальных образованиях и
организациях, а также контроль в этой области осуществляются
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(далее - МЧС России) и его территориальными органами.
9. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных
мероприятий органами местного самоуправления и руководителями
организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные
комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или
заместителями руководителей соответствующих органов местного
самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий
регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях,
утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
10. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться
для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской
обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают
руководители гражданской обороны органов местного самоуправления и
организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
11. Руководство гражданской обороной на территориях
муниципальных образований осуществляют руководители органов
местного самоуправления, а в организациях - их руководители.
Руководители органов местного самоуправления и организаций
несут персональную ответственность за организацию и проведение
мероприятий по гражданской обороне и защите населения (статья 11
Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ).
12. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной
в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные
подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны (далее - структурные подразделения
(работники) по гражданской обороне).
Органы местного самоуправления и организации осуществляют
комплектование (назначение) структурных подразделений (работников)
по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их
функциональные обязанности и штатное расписание.
Руководители структурных подразделений (работники) по
гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа
местного самоуправления (организации).
13. В целях обеспечения организованного и планомерного
осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе
своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших
опасностях в военное время, на территории Российской Федерации
организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее -
информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного
самоуправления, а также организациями, имеющими потенциально
опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, и
организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение
или представляющими высокую степень опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Органы местного самоуправления представляют информацию в
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организации - в орган местного самоуправления и федеральный орган
исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся
или в ведении которых находятся.
14. Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне
и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.
15. Органы местного самоуправления в целях решения задач в
области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие
основные мероприятия:
15.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей муниципальных образований и
на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной
власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных
программ обучения работающего населения, должностных лиц и
работников гражданской обороны, личного состава формирований и
служб муниципальных образований;
организация и обучение населения муниципальных образований
способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обучение личного состава формирований и служб муниципальных
образований;
проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
организационно-методическое руководство и контроль за
обучением работников, личного состава формирований и служб
организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создание, оснащение курсов гражданской обороны и
учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и
организация их деятельности, а также обеспечение повышения
квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны
муниципальных образований в образовательных учреждениях
дополнительного профессионального образования, имеющих
соответствующую лицензию;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
15.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы
централизованного оповещения населения, осуществление ее
реконструкции и модернизации;
установка специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи
Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и
телевизионного вещания и других технических средств передачи
информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
15.3. По эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения
эвакуационных мероприятий в городах и населенных пунктах,
отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах,
имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по
гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и
населенных пунктах, расположенных в зонах возможного
катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны
прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;
подготовка районов размещения населения, материальных и
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а
также подготовка их личного состава.
15.4. По предоставлению населению убежищ и средств
индивидуальной защиты:
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию
по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений
гражданской обороны и их технических систем;
разработка планов наращивания инженерной защиты территорий,
отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской
обороне;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской
обороны с мирного на военное время заглубленных помещений,
метрополитенов и других сооружений подземного пространства для
укрытия населения;
планирование и организация строительства недостающих защитных
сооружений гражданской обороны в военное время;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях
гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по
предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и
предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
15.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки
территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по
гражданской обороне;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических
средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и
другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению
демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном
порядке к группам по гражданской обороне.
15.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае
возникновения опасностей для населения при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также
планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего
обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
15.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего
при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том
числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой
медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других
необходимых мер:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения
населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и
непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне,
организация ее энерго- и водоснабжения;
оказание населению медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного
жилого фонда, определения возможности его использования для
размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах
и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных
домах, палатках, землянках и т. п.), а также подселение его на
площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической
поддержки.
15.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных
действий или вследствие этих действий:
создание и организация деятельности муниципальной пожарной
охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и
взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
организация тушения пожаров в районах проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объектах,
отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне, в военное время.
15.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся
радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
(загрязнению):
организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций,
расположенных на территории муниципального образования, имеющих
специальное оборудование (технические средства) и работников,
подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации
различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях,
подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга
состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том
числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и
объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и
биологическими веществами.
15.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию
зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих,
дегазирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки
населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной
обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской
обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке
населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной
обработке техники и территорий.
15.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка,
подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение
безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил
гражданской обороны и эвакуации населения;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской
обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного
порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране
органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по
договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без
присмотра.
15.12. По вопросам срочного восстановления функционирования
необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях
военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта
поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки,
опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов
реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных
трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии,
оборудования и технических средств для организации коммунального
снабжения населения.
15.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных
захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств
гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению
трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных
организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков)
погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их
обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и
документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
15.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время
комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к
группам по гражданской обороне;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а
также средств производства в соответствии с требованиями
строительных норм и правил осуществления инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны;
разработка и реализация в мирное и военное время
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе
в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу
в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для
восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при
воздействии на них современных средств поражения.
15.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными
техникой и оборудованием;
подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение
учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской
обороны;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств
гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
16. Организации в целях решения задач в области гражданской
обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
16.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на
основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения
личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих
программ обучения работников организаций в области гражданской
обороны;
осуществление обучения личного состава формирований и служб
организаций, а также работников организаций в области гражданской
обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной
материально-технической базы для подготовки работников организаций
в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
16.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера:
создание и совершенствование системы оповещения работников;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности
локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в
районах их размещения в установленном порядке;
установка специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи
Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и
телевизионного вещания и других технических средств передачи
информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
16.3. По эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации
работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы организаций, прекращающих в военное время
производственную деятельность в городах и населенных пунктах,
отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах,
имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по
гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и
населенных пунктах, расположенных в зонах возможного
катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны
прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также
рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное
время производственную деятельность в указанных населенных пунктах;
подготовка районов размещения работников и членов их семей,
материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
разработка согласованных с органами местного самоуправления
планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне,
получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
создание и организация деятельности эвакуационных органов
организаций, а также подготовка их личного состава.
16.4. По предоставлению населению убежищ и средств
индивидуальной защиты:
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию
по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений
гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;
разработка планов наращивания инженерной защиты организаций,
продолжающих и переносящих в загородную зону производственную
деятельность в военное время;
строительство убежищ гражданской обороны для укрытия
наибольшей работающей смены организаций, продолжающих
производственную деятельность в городах и населенных пунктах,
отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах,
имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по
гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и
населенных пунктах, расположенных в зонах возможного
катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны
прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;
накопление, хранение, освежение и использование по
предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими
работников организаций;
разработка планов выдачи и распределения средств
индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
16.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня зданий и сооружений, подлежащих
маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки
организаций, являющихся вероятными целями при использовании
современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических
средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению
демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном
порядке к категориям по гражданской обороне.
16.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае
возникновения опасностей для населения при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка нештатных
аварийно-спасательных формирований организациями, имеющими
потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими
их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или
представляющими высокую степень опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в
установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или)
продолжающими или переносящими в загородную зону производственную
деятельность в военное время, спасательных служб;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего
обеспечения действий сил гражданской обороны.
16.7. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных
действий или вследствие этих действий:
создание организациями, отнесенными в установленном порядке к
категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или
переносящими в загородную зону производственную деятельность в
военное время в составе сил гражданской обороны, противопожарных
формирований, планирование их действий и организация взаимодействия
с другими видами пожарной охраны.
16.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся
радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
(загрязнению):
организация наблюдения и лабораторного контроля гражданской
обороны организациями, имеющими специальное оборудование
(технические средства) и подготовленных работников для решения
задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения
(загрязнения);
введение режимов радиационной защиты организаций;
создание организациями, отнесенными в установленном порядке к
категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или
переносящими в загородную зону производственную деятельность в
военное время в составе сил гражданской обороны, постов
радиационного, химического и биологического наблюдения, команд и
групп радиационной, химической и биологической защиты, а также
групп радиационной, химической и биологической разведки;
обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационного,
химического и биологического контроля.
16.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию
зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной
обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений,
специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных
в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или)
продолжающими производственную деятельность в военное время,
подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке
работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной
обработке техники и территорий организациями, отнесенными в
установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или)
продолжающими производственную деятельность в военное время;
заблаговременное создание запасов дезактивирующих,
дегазирующих веществ и растворов.
16.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка,
подготовка их в области гражданской обороны;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного
порядка в очагах поражения;
усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране
органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по
договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без
присмотра.
16.11. По вопросам срочного восстановления функционирования
необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных,
ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях
военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта
поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки,
опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов
реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных
трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии,
оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих
населению коммунальные услуги.
16.12. По срочному захоронению трупов в военное время:
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств
гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению
трупов специализированными ритуальными организациями.
16.13. По разработке и осуществлению мер, направленных на
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время
комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
организаций в военное время;
разработка и реализация в мирное и военное время
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе
в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу
в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических
средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых
для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при
воздействии на них современных средств поражения.
16.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными
техникой и оборудованием;
проведение занятий по месту работы с личным составом
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение
учений и тренировок по гражданской обороне;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств
гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны,
создаваемой муниципальным образованием.
_____________