П Р И К А З
Министерства спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации
от 3 апреля 2009 г. N 157
Об утверждении содержания этапов многолетней
подготовки спортсменов
Зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2009 г.
Регистрационный N 13885
В целях реализации части 2 статьи 32 Федерального закона от
4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52
(ч. I), ст. 6236) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое содержание этапов многолетней
подготовки спортсменов.
2. Установить, что содержание этапов многолетней подготовки
спортсменов конкретизируется в типовой учебно-тренировочной
программе по виду спорта, утверждаемой Министерством спорта,
туризма и молодежной политики Российской Федерации в установленном
порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Г.П.Алёшина.
Министр В.Л.Мутко
_______________
Приложение
Содержание этапов многолетней подготовки спортсменов
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Этапы | Основная | Частные задачи этапа | Содержание |Период|Дворцы, |ДЮСШ,|СДЮШОР|Г(М)ОУ|Феде- |
| | задача этапа| | |подго-|дома, |ДЮСАШ| |СПО |раль- |
| | | | |товки |станции,| | |(тех- |ные и |
| | | | | |секции | | |нику- |регио-|
| | | | | |детского| | |мы, |наль- |
| | | | | |(юношес-| | |кол- |ные |
| | | | | |кого) | | |леджи)|центры|
| | | | | |спорта; | | | |спор- |
| | | | | |адап- | | | |тивной|
| | | | | |тивные | | | |подго-|
| | | | | |детско- | | | |товки |
| | | | | |юно- | | | | |
| | | | | |шеские | | | | |
| | | | | |клубы | | | | |
| | | | | |физи- | | | | |
| | | | | |ческой | | | | |
| | | | | |подго- | | | | |
| | | | | |товки | | | | |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
|Спор- |Укрепление |Расширение двигательных |Средства: физической |весь | + | + | - | - | - |
|тивно- |здоровья и |возможностей; общая |подготовки - |период| | | | | |
|оздо- |компенсация |физическая подготовка; |общеразвивающие | | | | | | |
|рови- |дефицита |формирование широкого |упражнения; подвижные | | | | | | |
|тель- |двигательной |круга двигательных |и спортивные игры; | | | | | | |
|ный |активности |умений (в том числе |технической подготовки - | | | | | | |
| | |выбранного вида спорта);|имитационные упражнения, | | | | | | |
| | |формирование интереса к |упражнения для освоения | | | | | | |
| | |занятиям спортом; |элементов и формирования | | | | | | |
| | |овладение теоретическими|простых целостных | | | | | | |
| | |основами физической |двигательных действий | | | | | | |
| | |культуры и навыками |выбранного вида спорта; | | | | | | |
| | |самоконтроля |теоретической подготовки -| | | | | | |
| | | |просмотр соревнований, | | | | | | |
| | | |кино- и видеоматериалов, | | | | | | |
| | | |встречи с известными | | | | | | |
| | | |спортсменами, рассказы и | | | | | | |
| | | |беседы, специальная | | | | | | |
| | | |литература. | | | | | | |
| | | |Методы: преимущественно | | | | | | |
| | | |игровой, равномерный и | | | | | | |
| | | |другие, соответствующие | | | | | | |
| | | |возрастно-половым | | | | | | |
| | | |возможностям организма | | | | | | |
| | | |занимающихся. | | | | | | |
| | | |Систематический | | | | | | |
| | | |педагогический и | | | | | | |
| | | |врачебный контроль | | | | | | |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
|Началь- |Базовая |Формирование устойчивого|Средства: физической|до 3 | + | + | + | - | - |
|ной |подготовка и |интереса к занятиям |подготовки - подвижные и|лет | | | | | |
|подго- |определение |спортом; формирование |спортивные игры,| | | | | | |
|товки |вида спорта |широкого круга |общеразвивающие и| | | | | | |
| |для |двигательных умений и |специальные упражнения, в| | | | | | |
| |дальнейшей |навыков; обучение |том числе с небольшими и| | | | | | |
| |специализации|основам техники |средними отягощениями;| | | | | | |
| | |двигательных действий |технической подготовки -| | | | | | |
| | |выбранного вида спорта, |специальные упражнения для| | | | | | |
| | |всестороннее гармоничное|широкого спектра| | | | | | |
| | |развитие физических |двигательных умений и| | | | | | |
| | |качеств; укрепление |навыков различных видов| | | | | | |
| | |здоровья |спорта, включая выбранный;| | | | | | |
| | | |теоретической подготовки,| | | | | | |
| | | |анализ соревнований и| | | | | | |
| | | |кино-, видеоматериалов,| | | | | | |
| | | |встречи с известными| | | | | | |
| | | |спортсменами, рассказы и| | | | | | |
| | | |беседы, специальная| | | | | | |
| | | |литература. Методы:| | | | | | |
| | | |игровой, равномерный,| | | | | | |
| | | |переменный, круговая| | | | | | |
| | | |тренировка и другие,| | | | | | |
| | | |соответствующие | | | | | | |
| | | |возрастно-половым | | | | | | |
| | | |возможностям организма| | | | | | |
| | | |спортсменов. | | | | | | |
| | | |Систематический | | | | | | |
| | | |педагогический и врачебный| | | | | | |
| | | |контроль | | | | | | |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
|Учебно- |Специализация|Формирование |Средства: физической|до 5 | - | + | + | - | - |
|трени- |и углубленная|разносторонней общей и |подготовки - специальные|лет | | | | | |
|ровоч- |тренировка в |специальной физической,|упражнения с| | | | | | |
|ный |выбранном |технико-тактической |использованием различных| | | | | | |
| |виде спорта |подготовленности, |отягощений и тренажерных| | | | | | |
| | |соответствующих |устройств, общеразвивающие| | | | | | |
| | |специфике вида спорта; |упражнения; технической| | | | | | |
| | |формирование и |подготовки - специальные| | | | | | |
| | |совершенствование |упражнения, | | | | | | |
| | |навыков соревновательной|соответствующие специфике| | | | | | |
| | |деятельности; общая и |вида спорта; теоретической| | | | | | |
| | |специальная |и тактической подготовки -| | | | | | |
| | |психологическая |анализ соревновательной| | | | | | |
| | |подготовка; укрепление |деятельности, кино- и| | | | | | |
| | |здоровья |видеоматериалов, | | | | | | |
| | | |специальная литература.| | | | | | |
| | | |Методы: равномерный,| | | | | | |
| | | |переменный, интервальный,| | | | | | |
| | | |повторный, круговая| | | | | | |
| | | |тренировка и другие,| | | | | | |
| | | |соответствующие | | | | | | |
| | | |возрастно-половым | | | | | | |
| | | |возможностям организма| | | | | | |
| | | |спортсменов. | | | | | | |
| | | |Систематический | | | | | | |
| | | |педагогический и врачебный| | | | | | |
| | | |контроль | | | | | | |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
|Совер- |Совершенст- |Повышение функциональных|Средства: физической|до 3 | - | + | + | + | - |
|шенство-|вование |возможностей организма |подготовки - специальные|лет | | | | | |
|вание |спортивного |спортсменов; |упражнения, в том числе с| | | | | | |
|спор- |мастерства |совершенствование |применением тренажерных| | | | | | |
|тивного | |специальных физических |устройств, общеразвивающие| | | | | | |
|мастер- | |качеств, |упражнения; технической| | | | | | |
|ства | |технико-тактической и |подготовки - упражнения,| | | | | | |
| | |психической |соответствующие специфике| | | | | | |
| | |подготовленности; |соревновательной | | | | | | |
| | |совершенствование |деятельности и техники| | | | | | |
| | |навыков в условиях |выбранного вида спорта;| | | | | | |
| | |соревновательной |тренировочные формы| | | | | | |
| | |деятельности; |соревновательных | | | | | | |
| | |поддержание высокого |упражнений и собственно | | | | | | |
| | |уровня спортивной |соревновательные | | | | | | |
| | |мотивации; сохранение |упражнения; теоретической| | | | | | |
| | |здоровья |и тактической подготовки -| | | | | | |
| | | |анализ собственной| | | | | | |
| | | |соревновательной практики,| | | | | | |
| | | |кино- и видеоматериалов,| | | | | | |
| | | |анализ специальной (в том| | | | | | |
| | | |числе иностранной)| | | | | | |
| | | |литературы. Методы:| | | | | | |
| | | |соответствующие | | | | | | |
| | | |возрастно-половым | | | | | | |
| | | |возможностям организма| | | | | | |
| | | |спортсменов и характерные| | | | | | |
| | | |для современного спорта| | | | | | |
| | | |высших достижений.| | | | | | |
| | | |Систематический | | | | | | |
| | | |педагогический и врачебный| | | | | | |
| | | |контроль | | | | | | |
+--------+-------------+------------------------+--------------------------+------+--------+-----+------+------+------|
|Высшего |Реализация |Достижение результатов |Средства и методы,|с | - | - | + | + | + |
|спортив-|индиви- |уровня сборных команд |используемые для|уче- | | | | | |
|ного |дуальных |России; повышение |совершенствования |том | | | | | |
|мастер- |возможностей |стабильности |специальных физических|спор- | | | | | |
|ства | |демонстрации высоких |качеств, |тив- | | | | | |
| | |спортивных результатов |технико-тактической и|ных | | | | | |
| | |во всероссийских и |психической, интегральной|дос- | | | | | |
| | |международных |подготовленности; |тиже- | | | | | |
| | |соревнованиях; |совершенствования навыков|ний | | | | | |
| | |сохранение здоровья |соревновательной | | | | | | |
| | | |деятельности; поддержания| | | | | | |
| | | |высокого уровня спортивной| | | | | | |
| | | |мотивации в соответствии с| | | | | | |
| | | |требованиями технологии| | | | | | |
| | | |подготовки спортсменов| | | | | | |
| | | |сборных команд и специфики| | | | | | |
| | | |избранной спортивной| | | | | | |
| | | |дисциплины. | | | | | | |
| | | |Систематический | | | | | | |
| | | |педагогический и врачебный| | | | | | |
| | | |контроль | | | | | | |
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
Примечание. Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки конкретизируются
учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (за
исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта).
Условные обозначения: "+" - основная функция; "-" запрещено.
Сокращения: ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР - специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва; ДЮСАШ - детско-юношеская спортивно-адаптивная школа; Г(М)ОУ СПО - государственное или
муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
____________