Постановление арбитражного суда приморского края от 12.03.2008 по делу n а51-7306/2007-23-219 в соответствии со статьей 36 земельного кодекса рф орган исполнительной власти обязан рассмотреть заявление собственника объекта недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка.суд первой инстанции арбитражный суд приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО
КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2008 г. по делу N А51-7306/2007-23-219 (извлечение) Резолютивная часть судебного акта оглашена в судебном заседании 04.03.2008. Полный текст постановления изготовлен 12.03.2008. Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2007 по делу N А51-7306/2007-23-219, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛС-ЭМ" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края третьи лица: Администрация г. Владивостока, Управление муниципального имущества, градостроительства, архитектуры г. Владивостока о признании незаконными действия, об обязании совершить действия, установил: общество с ограниченной ответственностью "АЛС-ЭМ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Департамента имущественных отношений Приморского края (правопреемник - Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края), выразившихся в уклонении ответчика от принятия решения о предоставлении ООО "АЛС-ЭМ" в собственность земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, по ул. Снеговая, 12; и об обязании ответчика повторно направить в адрес Администрации г. Владивостока заявку об утверждении проекта границ земельного участка, изготовленного УМС 16.04.2007 рег. N 329 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены Администрация г. Владивостока, Управление муниципального имущества, градостроительства, архитектуры г. Владивостока. Решением суда от 03.12.2007 заявление ООО "АЛС-ЭМ" удовлетворено в полном объеме. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, исходил из положений статьи 36 Земельного кодекса РФ. Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что, не имея кадастрового плана испрашиваемого истцом земельного участка, он полностью выполнил требования закона по рассмотрению заявки ООО "АЛС-ЭМ" на выкуп земельного участка. В связи с этим, заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда первой инстанции об уклонении ответчика от принятия решения о предоставлении ООО "АЛС-ЭМ" земельного участка не соответствуют обстоятельствам дела. ООО "АЛС-ЭМ", Администрация г. Владивостока, Управление муниципального имущества, градостроительства, архитектуры г. Владивостока извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку компетентных представителей в суд не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы ответчика, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств. В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. ООО "АЛС-ЭМ" является собственником бытового корпуса с оздоровительным комплексом общей площадью 867,70 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, 12. Право собственности ООО "АЛС-ЭМ" на данный объект недвижимости подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 540005 от 18.02.2005 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.05.2006 N 01/012/2006-448 (л.д. 30, 31). Указанный объект приобретен ООО "АЛС-ЭМ" по договору купли-продажи от 05.08.2003. Одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края 04.07.2005 по делу N А51-1879/05-16-27 удовлетворены исковые требования ООО "АЛС-ЭМ" об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края (правопреемник - Департамент имущественных отношений Приморского края) рассмотреть вопрос о принятии заявления от ООО "АЛС-ЭМ" от 02.11.2004 N 03/08 на предоставление в собственность земельного участка, расположенного в г. Владивостоке по ул. Снеговая, 12. Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24.03.2005). Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункту 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений. Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края согласно Положению о нем (л.д. 57 - 60) наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края. Следовательно, обязанность по предоставлению истцу испрашиваемого земельного участка лежит на Департаменте ресурсов и землеустройства Приморского края. Как следует из материалов дела, 08.05.2007 ООО "АЛС-ЭМ" обратилось в Департамент имущественных отношений Приморского края (правопреемник - Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края) с заявлением на выкуп земельного участка под указанным объектом недвижимого имущества и просило обеспечить изготовление кадастровой карты (плана). Не получив ответа на данное на обращение, ООО "АЛС-ЭМ", 24.05.2007 повторно обратился в Департамент, просил принять решение о выкупе земельного участка. Спорный земельный участок в соответствии с кадастровым планом относится к землям населенного пункта (выписка из дежурной кадастровой карты (плана) г. Владивостока (л.д. 34). По настоящему делу обстоятельств изъятия из оборота или ограничения в обороте спорного земельного участка не установлено. ООО "АЛС-ЭМ" не имело кадастровой карты (плана) земельного участка. В связи с этим Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края письмом от 02.07.2007 N 29/6-18-563 направил обращение ООО "АЛС-ЭМ" в Администрацию г. Владивостока с просьбой обеспечить утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка, о чем письмом N 29/8-20-564 от 02.07.2007 сообщено ООО "АЛС-ЭМ". Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Таким образом, обязанность подготовке кадастровой карты (плана земельного участка), в том числе по изготовлению, перед заявителем несет уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в который обратился собственник здания. Письмом от 24.07.2007 УМИГА г. Владивостока сообщило Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, что в заявлении ООО "АЛС-ЭМ" не определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок, в связи с чем, заявление снято с рассмотрения. Проект границ испрашиваемого земельного участка до настоящего времени не утвержден, документы находятся в Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении ООО "АЛС-ЭМ" в собственность спорного земельного участка права и законные интересы истца, как собственника объекта недвижимого имущества и не соответствует действующему земельному законодательству. Поскольку проект границ испрашиваемого земельного участка до настоящего времени не утвержден, документы находятся в Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика направить повторно заявку в адрес Администрации г. Владивостока об утверждении проекта границ земельного участка. Доводы Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Новых документально и нормативно обоснованных доводов, влекущих отмену судебного акта, заявителем апелляционной жалобы не представлено. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение от 03.12.2007 по делу N А51-7306/2007-23-219 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края. Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|