Указ президента рф от 24.01.1992 n 42 об образовании министерства безопасности российской федерации (вместе с временным положением о министерстве безопасности российской федерации)
24 января 1992 года N 42
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
МИНИСТЕРСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения
государственной безопасности Российской
Федерации, защиты суверенитета и
территориальной целостности государства,
прав и свобод личности постановляю:
1.
Образовать Министерство безопасности
Российской Федерации (МБРФ).
Создание
Министерства осуществить на базе
упраздняемых Агентства федеральной
безопасности РСФСР и Межреспубликанской
службы безопасности с передачей
Министерству штатной численности и личного
состава (военнослужащие, рабочие и
служащие) указанных ведомств, выделенных на
их содержание финансовых средств, а также
зданий, сооружений,
материально-технической базы и иного
имущества.
Реорганизацию завершить до 1
июля 1992 года.
2. Утвердить Временное
положение о Министерстве безопасности
Российской Федерации (прилагается).
Разрешить Министерству иметь восемь
заместителей Министра, в их числе одного
первого заместителя Министра и
заместителей Министра - начальников
управлений по г. Москве и Московской
области, г. Санкт-Петербургу и
Ленинградской области. В составе
Министерства образовать коллегию в
количестве семнадцати человек.
Установить штатную численность
военнослужащих, рабочих и служащих системы
Министерства органов безопасности
Российской Федерации в количестве 137,9 тыс.
единиц, в том числе центрального аппарата
Министерства - 2,8 тыс. единиц (без учета
персонала по эксплуатации, охране и
обслуживанию служебных зданий и
помещений).
При упорядочении структуры
и штатов системы Министерства осуществить
сокращение личного состава.
Разрешить
содержать до 1 июля 1992 года в распоряжении
Министерства работников, выслуживших
установленные сроки службы, а также
подлежащих увольнению по сокращению
штатов.
3. Правительству Российской
Федерации предусмотреть в бюджете на 1992 год
выделение необходимых финансовых и
материально-технических ресурсов для
надлежащего функционирования системы
Министерства безопасности Российской
Федерации.
4. Сохранить за
военнослужащими, рабочими и служащими
системы Министерства установленные ранее
для работников органов государственной
безопасности льготы, порядок и нормы
выплаты денежного довольствия и заработной
платы, а также материального и пенсионного
обеспечения.
5. Обеспечить при
реорганизации надлежащую социальную
защиту военнослужащих, рабочих и служащих
упраздняемых Агентства федеральной
безопасности РСФСР и Межреспубликанской
службы безопасности.
Оставлять на
службе высококвалифицированных
руководящих и оперативных работников,
сотрудников других категорий в интересах
обеспечения государственной безопасности
на территории Российской Федерации.
Сохранить военнослужащим в случае их
назначения при реорганизации на должности
с меньшим должностным окладом получаемые
до такого назначения оклады на весь период
работы в этих должностях до возникновения
права на получение оклада в больших
размерах. При увольнении указанных
военнослужащих исчислять им пенсию из
сохраненных должностных окладов.
6.
Министерству безопасности Российской
Федерации совместно с Министерством
юстиции Российской Федерации в
шестимесячный срок представить
предложения о внесении изменений и
дополнений в законодательство Российской
Федерации о безопасности и органах
безопасности.
Установить, что до
принятия соответствующих законодательных
и правительственных нормативных актов
Министерство безопасности Российской
Федерации наряду с законами и иными
правовыми актами Российской Федерации
руководствуется правовыми актами бывшего
Союза ССР, не противоречащими
законодательству Российской Федерации.
7. Признать утратившими силу Указы
Президента РСФСР:
от 30 сентября 1991 г. N 135
"О мерах по обеспечению государственной
безопасности РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 233
"О преобразовании Комитета государственной
безопасности в Агентство федеральной
безопасности РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 234
"О руководителях Агентства федеральной
безопасности РСФСР".
8. Настоящий Указ
вступает в силу с момента его
подписания.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
24 января 1992 года
N 42
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 24 января 1992 г. N
42
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Министерство безопасности Российской
Федерации (МБРФ) <*> является органом
государственного управления Российской
Федерации, руководит порученной ему сферой
деятельности и в пределах своей
компетенции несет ответственность за
обеспечение защиты прав, свобод и законных
интересов личности, безопасности общества
и государства.
--------------------------------
<*> Далее по тексту -
Министерство.
Контроль за деятельностью
Министерства осуществляет в установленном
порядке Верховный Совет Российской
Федерации.
Министерство подчиняется
Президенту и Правительству Российской
Федерации.
2. Министерство возглавляет
систему, в которую, кроме центрального
аппарата, входят:
органы безопасности
республик в составе Российской
Федерации;
управления и отделы
(отделения) безопасности по краям, областям,
автономной области, автономным округам,
районам, городам, районам в городах;
органы военной контрразведки;
учебные
заведения, научно-исследовательские
учреждения, подразделения
инженерно-строительного, медицинского,
материально-технического и военного
обеспечения; иные учреждения, предприятия и
организации, обеспечивающие решение задач,
возложенных на Министерство <*>.
--------------------------------
<*> Далее по тексту -
органы системы.
3. Министерство в своей
деятельности руководствуется
Конституцией, законами, указами Президента
и иными правовыми актами Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, настоящим
Положением, а также правовыми актами
бывшего Союза ССР, не противоречащими
законодательству Российской Федерации.
4. Деятельность Министерства и органов его
системы осуществляется на основе принципов
законности, демократизма, уважения прав,
свобод и законных интересов личности,
равенства всех перед законом, гласности,
подконтрольности представительным органам
власти и во взаимодействии с другими
государственными органами, предприятиями,
учреждениями, организациями и
общественными объединениями, трудовыми
коллективами и гражданами.
Раздел II.
КОМПЕТЕНЦИЯ МИНИСТЕРСТВА
5. Министерство
и органы его системы, осуществляя свою
деятельность в пределах установленных
законодательством полномочий:
обеспечивают защиту государственного
суверенитета, территориальной целостности
и обороноспособности Российской Федерации,
ее конституционного строя, прав, свобод и
законных интересов личности;
реализуют
и несут ответственность за осуществление
государственной политики Российской
Федерации по вопросам безопасности,
отнесенным к ведению Министерства;
участвуют в выполнении федеральных
программ по обеспечению безопасности
личности, общества, государства; определяют
приоритетные направления работы органов
системы Министерства, разрабатывают и
реализуют комплексные программы
совершенствования их деятельности;
обеспечивают Президента, высшие органы
законодательной и исполнительной власти
Российской Федерации информацией об
угрозах безопасности государству и о
чрезвычайных ситуациях, которые могут
повлечь тяжкие социально-политические,
экономические, военные, экологические
последствия для интересов Российской
Федерации, а также сведениями, необходимыми
для решения задач по обеспечению
государственной безопасности, оборонного
строительства, научно-технического
прогресса, внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности;
осуществляют анализ и прогнозирование
внутриполитической,
социально-экономической и криминогенной
обстановки в Российской Федерации и
кризисных ситуаций в других государствах,
затрагивающих безопасность Российской
Федерации, организуют получение информации
в этих целях;
организуют и осуществляют
контрразведывательную работу по выявлению,
предупреждению и пресечению
разведывательно-подрывной деятельности
иностранных спецслужб и организаций против
Российской Федерации; проводят совместно
со Службой внешней разведки Российской
Федерации с территории России работу по
добыванию разведывательной информации;
осуществляют координацию и взаимодействие
со Службой внешней разведки Российской
Федерации, Комитетом по охране
Государственной границы Российской
Федерации, Федеральным агентством
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации, Главным
управлением охраны Российской
Федерации;
осуществляют меры по
обеспечению экономической безопасности и
функционирования государственных и
негосударственных хозяйственных структур
в республике, предотвращению попыток
нанесения ущерба их интересам в сфере
международного экономического
сотрудничества и совместного
предпринимательства;
организуют
систему защиты сведений, составляющих
государственную тайну, участвуют в защите
государственных секретов и коммерческой
тайны, оказывают в этих целях содействие
предприятиям, учреждениям и
организациям;
разрабатывают и
осуществляют совместно с другими
государственными органами меры по
обеспечению безопасности Вооруженных Сил,
органов внутренних дел и внутренних войск,
иных предусмотренных законодательством
Российской Федерации воинских
формирований;
обеспечивают
безопасность оборонного комплекса, атомной
энергетики, космоса, транспорта и связи,
других стратегических объектов;
обеспечивают безопасность иностранных
представительств на территории Российской
Федерации, а также участвуют в
осуществлении мероприятий по безопасности
организаций, учреждений и граждан
Российской Федерации за рубежом;
организуют и осуществляют выявление,
предупреждение и пресечение преступлений,
расследование которых отнесено законом к
ведению органов безопасности, борьбу с
терроризмом и другими насильственными
действиями, посягающими на конституционный
строй, коррупцией в органах
государственной власти и управления, в том
числе - правоохранительных органах,
контрабандой, наркобизнесом и другими
преступлениями, носящими международный
характер и затрагивающими интересы
безопасности Российской Федерации;
принимают в целях повышения эффективности
оперативно-розыскной деятельности и
предварительного следствия меры по
предупреждению, раскрытию и пресечению
тяжких, особо тяжких преступлений;
оказывают в установленном порядке
необходимое содействие
оперативно-техническими средствами
органам внутренних дел и прокуратуры;
осуществляют меры по обеспечению
государственной безопасности при
проведении на территории Российской
Федерации общественно-политических
мероприятий федерального,
межгосударственного или международного
характера;
участвуют в соответствии с
законом в обеспечении правового режима
чрезвычайного и военного положения в
случаях их введения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее
местностях;
разрабатывают и
осуществляют мероприятия по обеспечению
готовности к функционированию в военное
время пунктов управления государством и
Вооруженными Силами, организуют и
обеспечивают мобилизационную подготовку
органов системы Министерства;
обобщают
практику применения законодательства по
вопросам, отнесенным к ведению
Министерства, вносят предложения по его
совершенствованию; осуществляют в пределах
своей компетенции нормотворческую
деятельность; участвуют в подготовке
проектов законов и иных правовых актов;
оказывают подведомственным органам
методическую помощь в организации правовой
работы;
организуют и проводят научные
исследования проблем обеспечения
безопасности личности, общества,
государства, а также
опытно-конструкторские работы,
обеспечивают внедрение достижений науки,
техники и передового опыта в деятельность
органов системы Министерства;
организуют и осуществляют меры по
обеспечению собственной безопасности,
принимают участие в обеспечении
безопасности шифровальной и
дешифровальной работы и специальных видов
связи (правительственной, шифрованной,
засекреченной);
создают информационные
системы, определяют в соответствии с
законодательством Российской Федерации
порядок учета, хранения и использования
оперативных, следственных и других
материалов, относящихся к деятельности
Министерства;
разрабатывают и
реализуют программы кадрового обеспечения
системы Министерства, организуют
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации кадров, осуществляют защиту
социальных прав и законных интересов
работников системы Министерства;
осуществляют капитальное строительство и
централизованное обеспечение органов
системы Министерства боевой и специальной
техникой, вооружением, а также другими
материально-техническими и финансовыми
ресурсами, контролируют их
использование;
создают, реорганизуют и
ликвидируют в установленном порядке
предприятия, образуют централизованные
фонды и резервы за счет средств и имущества
подведомственных Министерству
предприятий;
координируют в системе
Министерства работу по стандартизации,
метрологии, изобретательству и
рационализации, устанавливают в
соответствии с действующими в Российской
Федерации стандартами единые требования по
организации делопроизводства и архивного
дела в органах системы Министерства;
осуществляют в интересах обеспечения
безопасности Российской Федерации
сотрудничество с правительственными и
правоохранительными органами других
государств, а также с международными
организациями; участвуют в подготовке
международных договоров и организуют их
выполнение в пределах компетенции
Министерства; обеспечивают взаимодействие
с органами безопасности суверенных
государств на территории бывшего СССР и
осуществляют контакты со специальными
службами иностранных государств;
осуществляют иные обязанности в интересах
обеспечения государственной безопасности
по решениям высших органов законодательной
власти, Президента и исполнительной власти
Российской Федерации.
Раздел III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
6.
Министерство возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом России.
7.
Министр безопасности Российской
Федерации:
несет персональную
ответственность за выполнение возложенных
на Министерство задач и обязанностей;
организует работу Министерства и руководит
деятельностью органов системы
Министерства; устанавливает компетенцию
должностных лиц системы Министерства по
самостоятельному решению организационных,
структурно-штатных, кадровых, финансовых,
производственно-хозяйственных и иных
вопросов; утверждает положения о
самостоятельных структурных
подразделениях Министерства;
издает на