Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520900 - политология (второй уровень высшего профессионального образования) (утв. госкомвузом рф 03.11.1993)
Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
3 ноября 1993
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
520900 - ПОЛИТОЛОГИЯ (ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ)
------------------------------------------------------------------
Приказом Минобразования РФ от 14.09.1999 N
286 утверждены макеты государственных
стандартов высшего профессионального
образования по направлению подготовки
бакалавра, а также приняты за основу
требования (федеральный компонент) к
обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по циклу "Общие
гуманитарные и социально - экономические
дисциплины".Действуют в качестве временных
требований до введения в действие
стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая
характеристика направления
520900 -
Политология
1.1. Направление утверждено
Приказом Комитета по высшей школе Миннауки
России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная
длительность обучения по направлению при
очной форме обучения - 4 года.
Квалификационная академическая степень -
"Бакалавр".
1.3. Характеристика сферы и
объектов профессиональной деятельности
бакалавра по направлению 520900 -
Политология
Деятельность бакалавра
направлена на исследование сущности власти
и политической жизни, политических
отношений и процессов, политических систем
и политических режимов, процессов
международной политической жизни,
геополитической обстановки, политического
процесса России, ее места и статуса в мире в
целях анализа, прогнозирования,
оптимизации политических процессов,
разработки научно обоснованных
политических решений и действий.
1.4.
Бакалавр должен быть подготовлен:
- к
обучению в магистратуре по направлению 520900
- Политология;
- к профессиональной
деятельности в соответствии с
фундаментальной и специальной
подготовкой;
- к освоению
профессиональных образовательных программ
по специальностям политологии в
сокращенные до года сроки.
1.5. Бакалавр
может в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
2.
Требования к уровню подготовки лиц,
завершивших
обучение по программе
бакалавра
2.1. Общие требования к
образованности бакалавра
Бакалавр
отвечает следующим требованиям:
-
знаком с основными учениями в области
гуманитарных и социально - экономических
наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы,
умеет использовать методы этих наук в
различных видах профессиональной и
социальной деятельности;
- знает
этические и правовые нормы, регулирующие
отношения человека к человеку, обществу,
окружающей среде, умеет учитывать их при
разработке экологических и социальных
проектов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях,
происходящих в живой и неживой природе,
понимает возможности современных научных
методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач,
имеющих естественнонаучное содержание и
возникающих при выполнении
профессиональных функций;
- способен
продолжить обучение и вести
профессиональную деятельность в
иноязычной среде (требование рассчитано на
реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом
образе жизни, владеет умениями и навыками
физического самосовершенствования;
-
владеет культурой мышления, знает его общие
законы, способен в письменной и устной речи
правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе
организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и
обработки (редактирования) информации,
применяемыми в сфере его профессиональной
деятельности;
- способен в условиях
развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта,
анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя
современные информационные
образовательные технологии;
- понимает
сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, основные проблемы
дисциплин, определяющих конкретную область
его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к
проектной деятельности в профессиональной
сфере на основе системного подхода, умеет
строить и использовать модели для описания
и прогнозирования различных явлений,
осуществлять их качественный и
количественный анализ;
- способен
поставить цель и сформулировать задачи,
связанные с реализацией профессиональных
функций, умеет использовать для их решения
методы изученных им наук;
- готов к
кооперации с коллегами и работе в
коллективе, знаком с методами управления,
умеет организовать работу исполнителей,
находить и принимать управленческие
решения в условиях противоречивых
требований, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной
деятельности, работе над
междисциплинарными проектами.
2.2.
Требования к знаниям и умениям по циклам
дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих
гуманитарных и социально - экономических
дисциплин
Бакалавр должен:
в
области философии, психологии, истории,
культурологии, педагогики:
- иметь
представление о научных, философских и
религиозных картинах мироздания, сущности,
назначении и смысле жизни человека, о
многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания и
веры, рационального и иррационального в
человеческой жизнедеятельности,
особенностях функционирования знания в
современном обществе, об эстетических
ценностях, их значении в творчестве и
повседневной жизни, уметь ориентироваться
в них;
- понимать роль науки в развитии
цивилизации, соотношение науки и техники и
связанные с ними современные социальные и
этические проблемы, ценность научной
рациональности и ее исторических типов,
знать структуру, формы и методы научного
познания, их эволюцию;
- быть знакомым с
важнейшими отраслями и этапами развития
гуманитарного и социально - экономического
знания, основными научными школами,
направлениями, концепциями, источниками
гуманитарного знания и приемами работы с
ними;
- понимать смысл взаимоотношения
духовного и телесного, биологического и
социального начал в человеке, отношения
человека к природе и возникших в
современную эпоху технического развития
противоречий и кризиса существования
человека в природе;
- знать условия
формирования личности; ее свободы и
ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры, понимать роль насилия и
ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей
человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление о сущности
сознания, его взаимоотношении с
бессознательным, роли сознания и
самосознания в поведении, общении и
деятельности людей, формировании
личности;
- понимать природу психики,
знать основные психические функции и их
физиологические механизмы, соотношение
природных и социальных факторов в
становлении психики, понимать значение
воли и эмоций, потребностей и мотивов, а
также бессознательных механизмов в
поведении человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности
(ее темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического
состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать
соотношение наследственности и социальной
среды, роли и значения национальных и
культурно - исторических факторов в
образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической
деятельности;
- владеть элементарными
навыками анализа учебно - воспитательных
ситуаций, определения и решения
педагогических задач;
- понимать и уметь
объяснить феномен культуры, ее роль в
человеческой жизнедеятельности, иметь
представление о способах приобретения,
хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры;
- знать
типы и формы культур, основные культурно -
исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и
развития, знать историю культуры России, ее
место в системе мировой культуры и
цивилизации;
- уметь оценивать
достижения культуры на основе знания
исторического контекста их создания, быть
способным к диалогу как способу отношения к
культуре и обществу, приобрести опыт
освоения культуры (республики, края,
области);
- иметь научное представление
об основных эпохах в истории человечества и
их хронологии;
- знать основные
исторические факты, даты, события и имена
исторических деятелей;
- уметь выражать
и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
в области
социологии, экономики и права:
- иметь
научное представление о социологическом
подходе к личности, основных
закономерностях и формах регуляции
социального поведения, о природе
возникновения социальных общностей и
социальных групп, видах и исходах
социальных процессов;
- знать типологию,
основные источники возникновения и
развития массовых социальных движений,
формы социальных взаимодействий, факторы
социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их
анализировать;
- владеть основами
социологического анализа;
- знать
основы экономической теории;
- понимать
необходимость макропропорций и их
особенностей, ситуации на
макроэкономическом уровне, существо
фискальной и денежно - кредитной,
социальной и инвестиционной политики;
-
уметь анализировать в общих чертах
основные экономические события в своей
стране и за ее пределами, находить и
использовать информацию, необходимую для
ориентирования в основных текущих
проблемах экономики;
- знать права и
свободы человека и гражданина, уметь их
реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- знать основы
российской правовой системы и
законодательства, организации и
функционирования судебных и иных
правоприменительных и правоохранительных
органов, правовые и нравственно - этические
нормы в сфере профессиональной
деятельности;
- уметь использовать и
составлять нормативные и правовые
документы, относящиеся к будущей
профессиональной деятельности,
предпринимать необходимые меры к
восстановлению нарушенных прав;
в
области физической культуры:
- понимать
роль физической культуры и здорового
образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, развитие и совершенствование
психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования
физкультурно - спортивной деятельности для
достижения жизненных и профессиональных
целей;
в области филологии:
-
свободно владеть государственным языком
Российской Федерации - русским языком;
-
знать и уметь грамотно использовать в своей
деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из
иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний,
обладающих наибольшей частотностью и
семантической ценностью) и грамматическим
минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным
и письменным формам общения;
- уметь
вести беседу - диалог общего характера,
соблюдать правила речевого этикета, читать
литературу по специальности без словаря с
целью поиска информации, переводить тексты
по специальности со словарем, составлять
аннотации, рефераты и деловые письма на
иностранном языке.
2.2.2. Требования по
циклу общих математических и
естественнонаучных дисциплин
Бакалавр
должен иметь представление:
в области
математики и информатики:
- о месте и
роли математики в современном мире, мировой
культуре и истории;
- о математическом
мышлении, индукции и дедукции в математике,
принципах математических рассуждений и
математических доказательств;
- о
логических, топологических и
алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических
системах;
- о математическом
моделировании;
- об информации, методах
ее хранения, обработки и передачи;
- о
проблеме искусственного интеллекта,
способах представления знаний и
манипулирования ими (об инженерии
знаний);
- о роли математики и
информатики в гуманитарных
исследованиях;
в области концепций
современного естествознания:
- об
основных этапах развития естествознания,
особенностях современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
-
о принципах симметрии и законах
сохранения;
- о понятии состояния в
естествознании;
- о корпускулярной и
континуальной традициях в описании
природы;
- о динамических и
статистических закономерностях в
естествознании;
- о соотношении порядка
и беспорядка в природе, упорядоченности
строения физических объектов, переходах из
упорядоченных в неупорядоченные состояния
и наоборот;
- о самоорганизации в живой и
неживой природе;
- об иерархии
структурных элементов материи от микро- до
макро- и мегамира;
- о взаимодействиях
между физическими, химическими и
биологическими процессами;
- о
специфике живого, принципах
воспроизводства и развития живых систем, их
целостности и гомеостазе;
- об
иерархичности, уровнях организации и
функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в
сохранении устойчивости биосферы и
принципах систематики;
- о
физиологических основах психики,
социального поведения, экологии и здоровья
человека;
- о взаимодействии организма и
среды, сообществах организмов, экосистемах,
принципах охраны природы и рационального
природопользования;
- о месте человека в
эволюции Земли, о ноосфере и парадигме
единой культуры.
2.2.3. Требования по
циклу общепрофессиональных дисциплин
направления
Бакалавр должен:
- уметь
определять специфику политической среды и
деятельности "человека политического", их
влияние на развитие общества и отдельных
его компонентов;
- владеть пониманием
мировоззренческого уровня политики, основ
политической философии, взаимосвязи
политики и идеологии, политики и
культуры;
- знать понятийно -
категориальный аппарат и методологию
политической науки, основных отраслей
(направлений) политического знания, владеть
инструментарием политического анализа и
прогнозирования;
- знать и уметь
выделять теоретические и прикладные,
аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, его
экспертные, прогностические и иные функции,
понимать роль политической науки в
подготовке и обосновании политических
решений;
- уметь выделять
институциональные и внеинституциональные
аспекты политики, рациональное и
нерациональное в ней;
- знать основные