Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520900 - политология (второй уровень высшего профессионального образования) (утв. госкомвузом рф 03.11.1993)


Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
3 ноября 1993 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
520900 - ПОЛИТОЛОГИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
------------------------------------------------------------------

Приказом Минобразования РФ от 14.09.1999 N 286 утверждены макеты государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра, а также приняты за основу требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу "Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины".Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления
520900 - Политология
1.1. Направление утверждено Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520900 - Политология
Деятельность бакалавра направлена на исследование сущности власти и политической жизни, политических отношений и процессов, политических систем и политических режимов, процессов международной политической жизни, геополитической обстановки, политического процесса России, ее места и статуса в мире в целях анализа, прогнозирования, оптимизации политических процессов, разработки научно обоснованных политических решений и действий.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к обучению в магистратуре по направлению 520900 - Политология;
- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к освоению профессиональных образовательных программ по специальностям политологии в сокращенные до года сроки.
1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по программе бакалавра
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально - экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности; ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно - воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
- знать типы и формы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно - этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу - диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
в области математики и информатики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- уметь определять специфику политической среды и деятельности "человека политического", их влияние на развитие общества и отдельных его компонентов;
- владеть пониманием мировоззренческого уровня политики, основ политической философии, взаимосвязи политики и идеологии, политики и культуры;
- знать понятийно - категориальный аппарат и методологию политической науки, основных отраслей (направлений) политического знания, владеть инструментарием политического анализа и прогнозирования;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль политической науки в подготовке и обосновании политических решений;
- уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты политики, рациональное и нерациональное в ней;
- знать основные

Постановления и Указы »
Читайте также