РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 23.01.2006 n 58-р <О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006 - 2014 ГОДЫ)>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 января 2006
г. N 58-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
Федеральной целевой программы "Развитие г.
Сочи как горноклиматического курорта (2006 -
2014 годы)".
2. Определить государственным
заказчиком - координатором Федеральной
целевой программы "Развитие г. Сочи как
горно-климатического курорта (2006 - 2014 годы)"
Минэкономразвития России,
государственными заказчиками Программы -
Росавтодор, Росспорт, Росжелдор, Росэнерго,
Росстрой, Россвязь и Росприроднадзор.
3.
Установить, что предельный (прогнозный)
объем финансирования Федеральной целевой
программы "Развитие г. Сочи как
горно-климатического курорта (2006 - 2014 годы)"
за счет средств федерального бюджета
составляет до 192,4 млрд. рублей с учетом
прогноза цен на соответствующие годы.
4.
Минэкономразвития России подготовить
проект Федеральной целевой программы
"Развитие г. Сочи как горноклиматического
курорта (2006 - 2014 годы)" и в установленном
порядке представить его в Правительство
Российской Федерации.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 января 2006 г. N
58-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ
КАК
ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006 - 2014
ГОДЫ)"
I. Обоснование соответствия
решаемой проблемы и целей
Программы
приоритетным задачам
социально-экономического
развития
Российской Федерации
Основополагающей
задачей государственной политики является
создание условий для роста благосостояния
населения Российской Федерации,
национального самосознания и обеспечения
долгосрочной социальной стабильности.
Создание базы для сохранения и улучшения
физического и духовного здоровья граждан в
значительной степени способствует решению
указанной задачи. В то же время
существенным фактором, определяющим
состояние здоровья населения, является
поддержание оптимальной физической
активности каждого гражданина в течение
всей жизни. Опыт многих развитых стран
показал, что такая задача может быть решена
с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то, что
роль спорта становится не только все более
заметным социальным, но и политическим
фактором в современном мире. Привлечение
широких масс населения к занятиям
физической культурой, а также успехи на
международных состязаниях являются
бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой
нации, а также ее военной и политической
мощи. К сожалению, в последнее десятилетие
из-за недостатка финансовых ресурсов и
внимания со стороны государственных
органов этот некогда колоссальный
потенциал во многом был утерян.
Концепция Федеральной целевой программы
"Развитие г. Сочи как горноклиматического
курорта (2006 - 2014 годы)" (далее - Программа),
подготовленная с учетом общенациональной
значимости г. Сочи как курорта федерального
значения, предусматривает комплексный
подход к решению проблем дальнейшего
развития курорта с учетом необходимости
соблюдения оптимального равновесия между
использованием территории в
курортно-оздоровительных и спортивных
целях.
Особую значимость приобретает
развитие г. Сочи как региона, который
обладает уникальными
природно-климатическими и рекреационными
ресурсами и роль которого для Российской
Федерации особенно усилилась после распада
СССР и утраты значительной части
туристско-рекреационных территорий.
В
последнее время все большая доля
российских отдыхающих предпочитает горный
отдых пляжному. Развитие в г. Сочи
горноклиматического курорта мирового
уровня позволит успешно конкурировать с
альпийскими и иными горными курортами
мира.
Потеря при распаде СССР
спортивных баз в Бакуриани, Цахкадзоре,
Сигулде, Раубичах, Чембулаке, Конче-Заспе не
могла не сказаться на успехах российских
спортсменов в зимних видах спорта.
Отсутствуют условия для тренировок
российских спортсменов, чемпионаты
Российской Федерации по ряду видов спорта
проводятся за рубежом (прыжки с трамплина -
в Германии, бобслей - в Норвегии, санный
спорт - в Дании).
В связи с выдвижением г.
Сочи кандидатом на право проведения в 2014
году XXII зимних Олимпийских игр и XI
Параолимпийских игр (далее - Олимпийские
игры) создание современной спортивной
инфраструктуры, соответствующей жестким
требованиям Международного олимпийского
комитета, повысит успехи российских
спортсменов на международной арене, что, в
свою очередь, скажется на престиже
Российской Федерации в мире и на
популярности спорта в стране.
Обеспечение для г. Сочи конкурентных
преимуществ в борьбе за право проведения
Олимпийских игр путем приведения в
соответствие с требованиями
Международного олимпийского комитета
транспортной и инженерной инфраструктуры,
энергетики, средств связи, туристической
инфраструктуры, качества работы
обслуживающего персонала и качества
проведения природоохранных мероприятий
значительно повысит привлекательность г.
Сочи в качестве пляжного и
бальнеологического курорта.
II.
Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым
методом
Мероприятия Программы носят
межотраслевой характер и затрагивают почти
все сферы экономики. Объекты и стройки
находятся в ведении различных федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления. Предполагается
привлечение значительных внебюджетных
инвестиций.
Сложность и
взаимоувязанность различных мероприятий,
сжатый временной график строительства
сопряженных объектов, относящихся к разным
государственным заказчикам и частным
инвесторам (транспортная инфраструктура и
системы связи, инженерные сети и
энергоснабжение, спортивные объекты и
природоохранные мероприятия), делают
решение поставленных задач невозможным без
объединения их в рамках Программы.
Использование программно-целевого метода
для решения проблем развития г. Сочи
направлено на создание условий для
эффективного управления ресурсами, в том
числе финансовыми, включая ресурсы
федерального бюджета.
Достижение цели в
предусмотренные сроки возможно только при
условии создания центра, координирующего
деятельность различных федеральных
ведомств, администраций Краснодарского
края, г. Сочи и частных инвесторов,
отслеживающего выполнение Программы в
целом и корректирующего при необходимости
работу различных заказчиков.
III.
Характеристика и прогноз развития
сложившейся
ситуации в рассматриваемой
сфере без использования
программно-целевого метода
При
неиспользовании программно-целевого
метода достижение поставленных целей в
необходимые сроки представляется
сомнительным в связи с тем, что неизбежное
при реализации столь сложной Программы
изменение (уточнение) технических решений
будет нуждаться во взаимных согласованиях,
что приведет либо к полному блокированию
работы, либо к не согласованному с другими
министерствами и ведомствами
строительству и к огромным временным и
материальным затратам на реконструкцию и
ремонт уже построенных объектов.
IV.
Возможные сценарии реализации
Программы,
оценка преимуществ и
рисков
При разработке Программы
учитывается тот факт, что решение о выборе
столицы Олимпийских игр будет принято
Международным олимпийским комитетом в
середине 2007 года.
В Программе будут
рассмотрены 2 сценария ее реализации.
По
первому сценарию г. Сочи получает право на
проведение Олимпийских игр. В этом случае
реализуются в полном объеме все
мероприятия Программы.
По второму
сценарию в 2007 году Международный
олимпийский комитет выбирает в качестве
столицы Олимпийских игр другой город. В
этом случае реализуются только те
мероприятия, которые необходимы для
формирования современного
горноклиматического курорта, создания
условий для тренировок российских
спортсменов и проведения соревнований по
тем видам спорта, по которым нет
возможности в настоящее время проводить их
в Российской Федерации.
При отклонении
заявки г. Сочи на проведение Олимпийских
игр в 2014 году и принятии решения о
выдвижении г. Сочи столицей Олимпийских игр
в последующий период потребуется
незначительная корректировка Программы.
Определение сроков начала проведения
мероприятий и строительства объектов,
предусмотренных Программой, а также
планирование транспортных и инженерных
сетей производились с учетом рисков,
связанных с принятием в 2007 году
Международным олимпийским комитетом
решения о выборе столицы Олимпийских
игр.
V. Ориентировочные сроки и этапы
решения
проблемы программно-целевым
методом
Реализация Программы рассчитана
на срок с 2006 по 2014 год включительно и
состоит из 3 этапов.
На первом этапе (2006 -
2007 годы) проводятся мероприятия по
обеспечению создания горнолыжного курорта
и осуществлению процедур отбора
Международным олимпийским комитетом
столицы Олимпийских игр.
В результате
реализации мероприятий первого этапа
Программы к середине 2007 года должно быть
осуществлено:
проведение проектных
работ по всем объектам;
начало
строительства всех объектов двойного
назначения (целесообразность
строительства которых не зависит от
решения о проведении в г. Сочи Олимпийских
игр);
завершение строительства
объектов, связанных с приемом оценочной
комиссии Международного олимпийского
комитета (аэропорт, взлетно-посадочная
полоса, горнолыжная база "Роза Хутор" и
др.);
проведение предусмотренных
заявочным комитетом "Сочи - 2014" мероприятий
по популяризации г. Сочи в качестве столицы
Олимпийских игр среди членов
Международного олимпийского комитета, а
также по популяризации идеи проведения
Олимпийских игр в г. Сочи среди
населения.
На втором этапе (2008 - 2012 годы)
должно быть завершено строительство
объектов, сооружение которых начато на
первом этапе (в том числе за счет частных
инвестиций).
В случае реализации
первого сценария в рамках второго этапа
должны быть:
завершены работы по
строительству олимпийских объектов,
необходимых для проведения обязательных
предолимпийских соревнований;
завершены в основном работы по
строительству транспортной и инженерной
инфраструктуры, сооружение которой
необходимо для проведения Олимпийских
игр;
завершены работы по обеспечению
олимпийских объектов современными
средствами связи;
завершены в основном
работы на объектах, строящихся за счет
частных инвестиций (в первую очередь
объекты Олимпийской деревни, часть
спортивных сооружений, объекты
туристической инфраструктуры и др.);
начаты работы по подготовке персонала.
На третьем этапе (2013 - 2014 годы):
проводится подготовка к проведению
Олимпийских игр (в том числе подготовка
обслуживающего персонала в соответствии с
требованиями Международного олимпийского
комитета, обучение английскому языку и
др.);
проводятся обязательные пробные
международные предолимпийские
соревнования;
завершается
строительство недостроенных объектов;
проводятся Олимпийские игры.
VI.
Предложения по целям и задачам
Программы,
целевым индикаторам и
показателям, позволяющим оценивать
ход
реализации Программы по годам
Целями
Программы являются:
формирование
первого в Российской Федерации
горноклиматического курорта мирового
уровня;
создание современных
тренировочных баз для российских
спортсменов;
обеспечение возможности
проведения в Российской Федерации
международных и общероссийских
соревнований по зимним видам спорта;
обеспечение для г. Сочи конкурентных
преимуществ в борьбе за право проведения
Олимпийских игр в соответствии с
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2005 г. N 2047-р.
Для
достижения указанных целей необходимо:
построить соответствующие требованиям
Международного олимпийского комитета
олимпийские объекты (в том числе
Олимпийскую деревню);
привести в
соответствие с требованиями
Международного олимпийского комитета
транспортную инфраструктуру (обеспечение
пропускной способности, предельного
времени в пути, выделенных путей для
"олимпийской семьи", наличие альтернативных
путей, соответствие пиковым нагрузкам);
обеспечить соответствующий современным
требованиям уровень связи;
привести в
соответствие с требованиями
Международного олимпийского комитета
инженерную инфраструктуру спортивных и
туристических объектов;
обеспечить
надежное энергоснабжение, выдерживающее
прогнозируемые пиковые нагрузки;
привести туристическую инфраструктуру в
соответствие с современными
международными требованиями (в том числе по
качеству обслуживания);
осуществить
природоохранные мероприятия,
минимизирующие негативное воздействие на
окружающую среду.
При этом
Международный олимпийский комитет в
качестве дополнительных гарантий того, что
объекты будут построены качественно и в
срок, предусматривает двойное назначение
объектов, предполагающее их активное
использование после проведения
Олимпийских игр.
В качестве целевых
индикаторов реализации Программы
предлагается также использовать степень
соответствия инфраструктуры г. Сочи
требованиям Международного олимпийского
комитета.
Целевые индикаторы по
направлениям реализации Программы
приведены в Приложении N 1.
При
реализации второго сценария (г. Сочи не
становится столицей Олимпийских игр)
представляется целесообразным
использовать те же целевые индикаторы, но с
другим целевым значением.
График
строительства и ввода в эксплуатацию
объектов, который будет представлен в
Программе для обоих сценариев, и указанные
индикаторы будут полностью отражать ход
реализации Программы.
VII. Предложения по
объемам и источникам
финансирования
Программы
Финансирование мероприятий
Программы предусматривается осуществлять
за счет средств федерального бюджета,
бюджетов Краснодарского края и г. Сочи с
привлечением внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию всех
мероприятий Программы (в том числе на
проведение предолимпийских соревнований,
Олимпийских игр) составят 327,2 млрд. рублей с
учетом прогноза цен на соответствующие
годы. Из них за счет средств федерального
бюджета будет выделено 192,4 млрд. рублей,
бюджетов Краснодарского края и г. Сочи - 7,1
млрд. рублей, внебюджетных источников - 127,7
млрд. рублей.
Средства бюджетов
Краснодарского края и г. Сочи в первую
очередь направляются на приведение в
соответствие с международными
требованиями инженерных сетей,
улично-дорожной сети (в части дорог
краевого и муниципального значения),
частично на строительство олимпийских
объектов, а также на строительство очистных
сооружений в рамках осуществления
природоохранных мероприятий.
Из
внебюджетных источников финансируется в
полном объеме строительство объектов
туристической инфраструктуры (69,1 млрд.
рублей), частично олимпийских объектов
(около 13