Письмо минобразования рф от 10.09.1999 n 22-06-874 об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности (вместе с примерным положением об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта российской федерации, примерным положением об инспекционной деятельности муниципальных органов управления образованием, примерным положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО - КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях обеспечения эффективного осуществления инспекционно - контрольной деятельности региональных, местных (муниципальном) органов управления образованием и образовательных учреждений Минобразование России рекомендует использовать в работе следующие примерные локальные акты, разработанные Управлением инспекционно - аналитической работы:
1. "Примерное положение об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации" (Приложение 1).
2. "Примерное положение об инспекционной деятельности муниципального органа управления образованием" (Приложение 2).
3. "Примерное положение об инспекционно - контрольной деятельности в образовательных учреждениях" (Приложение 3).
4. "Примерная инструкция о порядке инспектирования".
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ



Приложение 1
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение определяет порядок инспекционной деятельности органа управления образованием субъектов Российской Федерации и определяет принципы координации и взаимодействия его с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.
2. Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
3. Целями инспектирования являются:
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- обеспечение соблюдения конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих.
4. Орган управления образованием, осуществляя инспектирование и контроль, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решением о проведении проверки и настоящим Положением.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
III. Организационные виды, формы и методы
инспектирования
6. В соответствии с целями и задачами организационными формами инспектирования являются надзор и контроль.
7. Инспектирование в форме надзора - проверка проводится:
- за деятельностью руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия;
- за соответствием издаваемых муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования.
Методом надзора является изучение документации (документальный контроль).
8. Инспектирование в форме контроля - проверка результатов деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно - правовую силу.
Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.
Инспекционный контроль в форме ревизии финансово - хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции централизованной бухгалтерией органа управления образованием, проводящей инспектирование соответствующих функций.
9. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом - графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности их управленческих решений, без принятия мер административного воздействия к должностным лицам.
Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:
- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;
- сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится:
- образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности) или комплексные проверки (два и более направлений деятельности);
- муниципальных органов управления образованием - тематические, комплексные, а также фронтальные проверки (когда проверяется вся нормируемая деятельность);
- должностных лиц - тематические и комплексные проверки.
IV. Основные правила инспектирования
11. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации проводит инспектирование силами своих специалистов, должностные обязанности которых предусматривают инспекционные функции (либо создает специальные служебные подразделения внутри или при органе).
Специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в 5 лет.
В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты на договорной основе, в том числе, объединенные во временные экспертные группы (комиссии).
12. Периодичность и виды инспектирования конкретных организаций или результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых организациях. Нормирование и тематика инспекционных, контрольных проверок находится в исключительной компетенции руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
13. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации по отдельным вопросам в установленном порядке (договор, соглашение, письмо) может делегировать муниципальным органам управления образованием право осуществления инспектирования.
14. При взаимном согласии различных органов управления и образовательных учреждений возможно проведение совместных инспекционных проверок.
15. Орган управления образованием, образовательные учреждения вправе обратиться в Министерство образования Российской Федерации, орган управления образованием субъекта Российской Федерации, его научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Помощь может быть представлена, в том числе, в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании и аудита.
16. Образовательное учреждение, муниципальный орган управления образованием вправе получить информацию о результатах проведенного инспектирования.
17. Основаниями инспектирования являются:
- план - график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;
- задание руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц в органы управления образованием субъекта Российской Федерации по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.
18. Руководитель органа управления образованием для осуществления инспектирования назначает ответственного специалиста либо формирует комиссию (группу специалистов), издает приказ о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов и утверждает план - задание.
19. План - задание устанавливает особенности проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения, муниципального органа управления образованием или должностного лица.
20. Продолжительность тематических либо комплексных проверок не должна превышать более 5 - 10 дней;
Продолжительность фронтальных проверок муниципальных органов управления образованием не должна превышать двух недель и проводиться не чаще одного раза в 5 лет.
Руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала проверки.
21. Инспектирование деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования. Инспектирование муниципальных образовательных учреждений в целях подготовки управленческих решений и рассмотрения вопросов на заседании коллегии органа управления образованием субъекта Российской Федерации проводится по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
22. План - график инспектирования утверждается руководителем органа управления образованием субъекта Российской Федерации и доводится до сведения муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений.
В целях координации деятельности органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений, устранения дублирования в их инспекционной деятельности и наименьшего вмешательства в работу инспектируемых организаций план - график инспектирования муниципальных органов управления образованием разрабатывается с учетом плана - графика, полученного от органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
23. Задание руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому готовится управленческое решение, а также задание на осуществление проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.
24. Специалисты, направленные для проведения инспектирования, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемую организацию документы, удостоверяющие их полномочия (приказ, распоряжение, письмо, копию плана - графика или плана - задания осуществления проверок), или удостоверить эти полномочия иным способом (телефонограмма, устное сообщение о сроках и тематике инспекционной проверки).
25. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
26. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства или иных недостатков в деятельности инспектируемой организации по вопросам, не входящим в компетенцию органа управления образованием субъекта Российской Федерации, а также, если принятие решения по обнаруженным нарушениям и недостаткам не отнесено к его компетенции. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации информирует о них компетентные органы власти или управления.

Приказ минтопэнерго рф от 10.09.1999 n 300 об организации работы по обеспечению надежного энергоснабжения стратегических организаций и своевременности расчетов этих организаций за потребляемые топливно-энергетические ресурсы  »
Постановления и Указы »
Читайте также