Определение верховного суда рф от 17.09.1999 n 9-г99-17 <о деле по частной жалобе некрасова а.и. и нижегородской региональной организации либерально-демократической партии россии (лдпр)>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 1999 года
Дело N 9-Г99-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Нечаева В.И.
рассмотрела в судебном заседании от 17 сентября 1999 г. дело по частной жалобе Некрасова А.И. и Нижегородской региональной организации Либерально - Демократической партии России (ЛДПР) на определение Нижегородского областного суда от 10 августа 1999 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Ольнева В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Корягиной Л.Л., полагавшей определение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
Нижегородская региональная организация ЛДПР обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий и решений Законодательного Собрания Нижегородской области об отказе в назначении кандидатуры от ЛДПР Некрасова А.И. в состав областной избирательной комиссии Нижегородской области, возложении обязанности на Законодательное Собрание области назначить в состав областной избирательной комиссии кандидатуру Некрасова А.И., предложенную ЛДПР, указав, что 17 июня 1999 г. Законодательное Собрание Нижегородской области допустило грубое нарушение п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; о признании недействительными и не соответствующими требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 150 от 17 июня 1999 г. "О порядке назначения членов избирательной комиссии Нижегородской области Законодательным Собранием области", пунктов 4.1 и 4.2 Положения о порядке назначения членов избирательной комиссии Нижегородской области Законодательным Собранием области, утвержденного указанным Постановлением; пунктов 2 и 3 Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 151 от 17 июня 1999 г. "О назначении членов избирательной комиссии Нижегородской области"; пункта 2 Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 187 от 20 июля 1999 г. "О назначении членов избирательной комиссии Нижегородской области".
В обоснование заявленных требований Нижегородская региональная организация ЛДПР сослалась на то, что согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (к таким ныне относятся КПРФ, ЛДПР, НДР и "Яблоко"). Губернатор области в числе 7 членов областной избирательной комиссии назначил кандидатуры от НДР, "Яблоко" и НПСР, а Законодательным Собранием области принято незаконное "Положение о порядке назначения членов избирательной комиссии Нижегородской области Законодательным Собранием области", п. 4.1 которого (незаконным) назначение кандидатур от КПРФ и ЛДПР поставлено в зависимость от результатов рейтингового голосования, если при таком голосовании кандидатура получит более половины голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области. Согласно данному Положению кандидатура от ЛДПР Некрасов А.И., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской федерации незаконно не назначен в состав комиссии.
Несмотря на то, что указанные выше действия Законодательного Собрания области на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 июня 1999 г., а также письмом Центральной избирательной комиссии РФ от 20 июня 1999 г. признаны незаконными, при повторном рассмотрении этого вопроса 20 июля 1999 г. Законодательное Собрание области по тем же кандидатурам представителя от КПРФ в состав областной избирательной комиссии назначила, а от ЛДПР - нет.
Определением Нижегородского областного суда от 10 августа 1999 г. производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции (п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР).
В частных жалобах Некрасова А.И. и Нижегородской региональной организации ЛДПР ставится вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит определение суда в части прекращения производства по делу о признании недействительными Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 150 от 17 июня 1999 г. и пунктов 4.1 и 4.2 Положения, утвержденного указанным Постановлением, подлежащим оставлению без изменения, с отменой определения суда в остальной части.
Прекращая производство по делу в части признания недействительными Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 150 от 17 июня 1999 г. "О порядке назначения членов избирательной комиссии Нижегородской области Законодательным Собранием области" и пунктов 4.1 и 4.2 Положения о порядке назначения членов избирательной комиссии Нижегородской области Законодательным Собранием области, утвержденного указанным Постановлением, суд правильно исходил из того, что указанные требования неподведомственны судам общей юрисдикции.
В соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по осуществлению вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия нормативных актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции РФ ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации, могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование Конституции Российской Федерации является официальным и общеобязательным.
Федеральный конституционный закон, наделяющий суды общей юрисдикции полномочиями по проверке нормативных актов субъектов Российской Федерации, отсутствует, в связи с чем право заявителя на обращение в суд общей юрисдикции с требованием о признании недействительными оспариваемых постановления Законодательного Собрания и положений, утвержденного указанным Постановлением Положения, предусмотренное действующими федеральными законами, в настоящее время не может быть реализовано.
Вместе с тем с определением суда в остальной части согласиться нельзя.
Прекращая производство по делу в части признания недействительными пунктов 2 и 3 Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 151 от 17 июня 1999 г. "О назначении членов избирательной комиссии Нижегородской области" и п. 2 Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 187 от 20 июля 1999 г. "О назначении членов избирательной комиссии Нижегородской области", суд исходил из того, что оспариваемые Нижегородской региональной организацией ЛДПР положения Постановлений N 150 и N 187 также в соответствии с названным Постановлением Конституционного Суда РФ неподведомственны судам общей юрисдикции, а все последующие требования Нижегородской региональной организации ЛДПР, в том числе о признании незаконными действий и решений Законодательного Собрания Нижегородской области, об отказе в назначении кандидатуры ЛДПР в состав областной избирательной комиссии и назначении в состав облизбиркома кандидатуры, представленной ЛДПР, основаны на решении вопроса о признании правовых актов субъекта РФ незаконными.
Однако из содержания обжалуемых заявителем пунктов 2 и 3 Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 151 от 17 июня 1999 г. и пункта 2 Постановления Законодательного Собрания N 187 от 20 июля 1999 г. следует, что они касаются вопроса назначения членами избирательной комиссии Нижегородской области конкретных лиц и не носят нормативного характера. А требования об отказе в назначении кандидатуры ЛДПР в состав областной избирательной комиссии и назначении в состав облизбиркома кандидатуры, представленной ЛДПР, хотя и взаимосвязаны с требованиями о признании нормативных актов Законодательного Собрания Нижегородской области недействительными, подлежат рассмотрению судом по существу, поскольку также не носят нормативного характера и в соответствии со ст. 219 ГПК РСФСР, содержащей исчерпывающий перечень оснований прекращения производства по делу, подлежат защите в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 311, 316, 317 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
определение Нижегородского областного суда от 10 августа 1999 г. в части прекращения производства по делу о признании недействительными Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области N 150 от 17 июня 1999 г. и пунктов 4.1 и 4.2 утвержденного им Положения оставить без изменения; в остальной части определение суда отменить, передать вопрос в указанной части на новое рассмотрение в Нижегородский областной суд.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
А.В.ХАРЛАНОВ
В.И.НЕЧАЕВ

Постановления и Указы »
Читайте также