<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 06.12.1999 n 14-51-580ин/12 <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПРОЦЕДУРНЫМ ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ И АПЕЛЛЯЦИОННЫХ КОМИССИЙ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 1999 г. N 14-51-580ин/12
Минобразование России направляет для использования в практической работе Рекомендации образовательным учреждениям высшего профессионального образования по основным процедурным вопросам функционирования приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий.
На основании данных Рекомендаций высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает Положение о приемной комиссии вуза.
Считать утратившим силу письмо Госкомвуза России от 12.04.95 N 10-34-434ин/018.
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ



РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ
ПРОЦЕДУРНЫМ ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНЫХ,
ПРЕДМЕТНЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ И АПЕЛЛЯЦИОННЫХ
КОМИССИЙ
I. Общие положения
1. Для организации набора студентов и слушателей, приема документов поступающих в высшие учебные заведения, проведения вступительных испытаний и зачисления в состав студентов лиц, прошедших по конкурсу, организуется приемная комиссия высшего учебного заведения.
В высших учебных заведениях, не имеющих структурных подразделений по довузовской подготовке, приемная комиссия может осуществлять координацию профориентационной работы.
Основной задачей приемной комиссии является обеспечение соблюдения прав граждан на образование, установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, гласности и открытости проведения всех процедур приема.
2. Приемная комиссия в своей работе руководствуется:
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- правилами приема в высшее учебное заведение. Правила приема разрабатываются вузом самостоятельно не позднее 1 июня в соответствии с:
- типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- настоящими Рекомендациями;
- порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации (далее - Порядком приема);
- другими документами федерального (центрального) или ведомственного органа управления высшим профессиональным образованием;
- Уставом высшего учебного заведения;
- иными документами, утвержденными ректором.
Правила приема в высшее учебное заведение утверждаются ученым советом вуза.
3. Состав приемной комиссии вуза утверждается приказом ректора, который является председателем приемной комиссии.
Председатель приемной комиссии несет ответственность за выполнение установленных контрольных цифр приема, соблюдение законодательных актов и нормативных документов по формированию контингента студентов, определяет обязанности членов приемной комиссии, утверждает план ее работы и график приема граждан членами приемной комиссии.
В состав приемной комиссии, как правило, входят: проректор по учебной работе - заместитель председателя, деканы (заместители деканов) факультетов, профессоры (доценты) или заведующие профилирующими кафедрами, ответственный секретарь, председатели предметных экзаменационных комиссий. Во время проведения вступительных испытаний и зачисления в вуз лица, включенные в состав приемной комиссии, не могут находиться в отпусках или служебных командировках.
В состав приемной комиссии могут быть включены (по согласованию) представители законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Работу приемной комиссии и делопроизводство организует ответственный секретарь который назначается ректором вуза из числа преподавателей высшего учебного заведения.
Ответственный секретарь назначается ежегодно не более чем на протяжении трех лет. Вопрос о дальнейшем продлении сроков полномочий ответственного секретаря выносится на заседание ученого совета вуза.
При необходимости, в составе приемной комиссии предусматривается должность заместителя (заместителей) ответственного секретаря.
Высшее учебное заведение по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может организовывать работу выездных предметных экзаменационных комиссий в сроки, установленные Порядком приема, или передавать полномочия приема вступительных испытаний другим государственным высшим учебным заведениям, а также централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений, проведение единых экзаменов (совмещение итоговой государственной аттестации в общеобразовательном учреждении, одновременно являющейся вступительными испытаниями в вуз) для учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с вузом или являющихся его структурным подразделением.
Организация работы приемной комиссии на факультетах и в филиалах вуза определяется Положением о приемной комиссии высшего учебного заведения, утверждаемым ректором.
5. Срок полномочий приемной комиссии составляет один год.
6. Для приема вступительных испытаний, своевременной подготовки необходимых материалов, объективности оценки способностей и склонностей поступающих на первый курс приказом ректора создаются предметные экзаменационные комиссии высшего учебного заведения; для приема вступительных испытаний на последующие курсы - аттестационные комиссии. Приказом ректора назначаются их председатели. Состав предметных экзаменационных и аттестационных комиссий, формируемый из числа наиболее опытных и квалифицированных научно - педагогических работников вуза, утверждается приказом ректора.
В случае необходимости могут назначаться заместители председателей предметных экзаменационных комиссий.
Допускается включение в состав предметных экзаменационных комиссий преподавателей (учителей) других образовательных учреждений.
Председатели предметных экзаменационных (аттестационных) комиссий готовят материалы для вступительных испытаний, а также других экзаменов, приравненных к ним (единые экзамены, выпускные экзамены подготовительных отделений), представляют эти материалы на утверждение председателем приемной комиссии, осуществляют руководство и систематический контроль за работой членов предметных экзаменационных (аттестационных) комиссий, участвуют в рассмотрении апелляций, составляют отчет об итогах вступительных испытаний.
Председатель предметной экзаменационной комиссии назначается ежегодно не более чем на протяжении трех лет. Вопрос о дальнейшем продлении сроков полномочий председателя предметной экзаменационной комиссии выносится на заседание ученого совета вуза.
Полномочия приемной комиссии, предметных экзаменационных комиссий, аттестационных комиссий и структурных подразделений вуза в вопросах организации приема, перевода и восстановления студентов определяются Уставом или ректором вуза.
7. Для обеспечения работы приемной, предметных экзаменационных и аттестационных комиссий до начала приема документов приказом ректора утверждается технический персонал из числа научно - педагогического состава, аспирантов, инженерно - технических работников и учебно - вспомогательного персонала вуза.
8. Составы комиссий, а также технический персонал, за исключением членов, входящих в них по служебному положению, рекомендуется ежегодно частично обновлять.
II. Организация работы приемной комиссии
и делопроизводства
9. Организация работы приемной комиссии и делопроизводства должна обеспечивать соблюдение прав личности и выполнение государственных требований к приему в высшие учебные заведения.
Работа приемной комиссии оформляется протоколами <*>, которые подписываются председателем и ответственным секретарем приемной комиссии.
--------------------------------
<*> Система ведения протокола (протоколов) определяется Положением о приемной комиссии вуза.
Решения приемной комиссии принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами в области образования субъектов Российской Федерации, Минобразования России и нормативными документами вуза простым большинством голосов (при наличии не менее 2/3 утвержденного состава), в том числе, при возникновении вопросов, не предусмотренных соответствующими документами.
10. Ответственный секретарь приемной комиссии и его заместитель (заместители) заблаговременно готовят различные информационные материалы, бланки необходимой документации, проводят подбор состава предметных экзаменационных комиссий, технического персонала, оборудуют помещения для работы ответственного секретаря и технического персонала, оформляют справочные материалы по специальностям и направлениям, образцы заполнения документов абитуриентами, обеспечивают условия хранения документов.
11. До начала приема документов приемная комиссия объявляет:
- Правила приема в высшее учебное заведение;
- перечень направлений подготовки и специальностей, на которые вуз объявляет прием документов в соответствии с лицензией;
- количество мест для приема на первый курс в соответствии с утвержденными контрольными цифрами, в том числе для обучения в филиале (филиалах) по каждому направлению подготовки и специальности;
- количество мест для приема на последующие курсы, финансируемых из федерального бюджета по каждому направлению подготовки и специальности;
- количество дополнительных мест с оплатой за обучение по каждому направлению подготовки и специальности;
- количество мест, выделенных в контрольных цифрах по специальностям и направлениям подготовки для целевого приема;
- перечень вступительных испытаний на каждое направление подготовки и специальность;
- программы вступительных испытаний на каждое направление подготовки и специальность;
- систему и критерии оценки знаний поступающих <*>;
- наименование и форму проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачисление а вуз по результатам уменьшенного количества испытаний;
- порядок проведения конкурса на места, финансируемые из федерального бюджета (по специальностям или направлениям подготовки, по группам специальностей, по факультетам или вузу в целом, при условии совпадения вступительных испытаний);
- порядок и условия определения поступившими конкретной образовательной программы (при приеме на факультет или в вуз в
целом);
- организацию конкурса и форму договора на места с оплатой стоимости обучения;
- порядок и сроки рассмотрения документов, представленных иностранными гражданами;
- правила проведения письменных и устных экзаменов, собеседований и т.п.;
- порядок организации и проведения единых экзаменов для выпускников общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с вузом или являющихся его структурным подразделением;
- порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
- количество мест в общежитиях для иногородних поступающих;
- порядок приема заявлений от поступающих в филиалы вуза;
- порядок зачисления в вуз.
--------------------------------
<*> Как правило, выделяется два вида системы оценок вступительных испытаний: многобалльные и двухбалльные.
Указанные документы помещаются на информационном стенде приемной комиссии, где также должны быть представлены: ксерокопии лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим направлениям подготовки и специальностям, свидетельства о государственной аккредитации (по каждому направлению подготовки или специальности). Вуз должен предоставить возможность поступающим ознакомиться с содержанием основных образовательных программ, а также другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии.
В период приема документов приемная комиссия ежедневно информирует о количестве поданных заявлений и конкурсе, организует функционирование специальных телефонных линий для ответов на все вопросы поступающих.
Информация о количестве поданных заявлений должна быть представлена в соответствии с правилами проведения конкурса (по специальностям, факультетам, направлениям, вузу в целом и т.д.).
12. Подача заявления о приеме в вуз и других необходимых документов регистрируется в специальном журнале (журналах) <*>. В форму заявления рекомендуется включить графы, предусматривающие фиксацию поступающим (подписью) следующих фактов:
- получение высшего профессионального образования впервые;
- ознакомление с лицензией на право ведения вузом образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, Правилами приема;
- ознакомление с датой представления оригинала документа об образовании.
--------------------------------
<*> Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.
До начала приема документов листы журнала (журналов) нумеруются, прошиваются и опечатываются. В день окончания приема документов записи в журнале (журналах) закрываются итоговой чертой. Черта, подводимая после окончания приема документов, фиксируется подписью ответственного секретаря и скрепляется печатью.
Вопрос об изменении сроков приема документов согласовывается с учредителем высшего учебного заведения (за исключением сроков, определенных Порядком приема).
13. На каждого поступающего (абитуриента) заводится личное дело <*>, в котором хранятся все сданные им документы и материалы сдачи вступительных испытаний <**>.
--------------------------------
<*> Личные дела зачисленных в состав студентов передаются в соответствующее подразделение вуза.
<**> При засчитывании в качестве вступительных других видов испытаний в личном деле должна быть соответствующая запись ответственного секретаря или его заместителя и заявление абитуриента.
Журналы регистрации и личные дела поступающих хранятся как документы строгой отчетности. Срок хранения составляет 1 год.
14. Поступающему выдается расписка <*> о приеме документов.
15. Приемная комиссия в соответствии с полученными от абитуриента документами принимает решение о допуске поступающего к вступительным испытаниям, условиях его участия в конкурсе и извещает его об этом.
Работающим абитуриентам выдается справка о допуске <*> их к вступительным испытаниям для оформления отпуска по месту работы.
16. Поступающим,

Постановления и Указы »
Читайте также