Информация счетной палаты рф от 06.03.2000 отчет по результатам проверки целевого использования средств займа международного банка реконструкции и развития (мбрр) ru-4183 инновационный проект развития образования в национальном фонде подготовки финансовых и управленческих кадров
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 6 марта 2001
года
ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЙМА
МЕЖДУНАРОДНОГО
БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И
РАЗВИТИЯ (МБРР) RU-4183
"ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
В
НАЦИОНАЛЬНОМ ФОНДЕ ПОДГОТОВКИ
ФИНАНСОВЫХ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КАДРОВ
Основание для проведения
проверки:
Федеральный закон "О Счетной
палате Российской Федерации", план работы
Счетной палаты Российской Федерации на 2000
г. (п. 5.191) и на 2001 г. (п. 1.683).
Цель
проверки:
проверка законности,
эффективности и целевого использования
средств займа Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) RU-4183 на
финансирование проекта "Инновационный
проект развития образования" (Проект).
Проверяемый период:
апрель 1998 г. -
сентябрь 2000 г.
Сроки проведения
проверки:
проверка проводилась со 2
ноября 2000 г. по 20 февраля 2001 г.
Объекты
проверки:
Национальный фонд подготовки
финансовых и управленческих кадров;
Министерство образования Российской
Федерации и Министерство финансов
Российской Федерации (по запросам).
Предмет проверки:
представленные в ходе
проверки первичные и договорные документы,
справочные, расчетные и финансово -
статистические материалы, сведения
информационного и объяснительного
характера, нормативные положения и другие
документы, связанные с реализацией
Проекта.
Исполнители:
- главный
инспектор Счетной палаты Российской
Федерации В.А. Демоненко;
- ведущий
инспектор Счетной палаты Российской
Федерации И.Ю. Лесин (к проверке приступил
согласно удостоверению на право проведения
проверки с 24 января 2001 г.);
- консультант
Счетной палаты Российской Федерации А.Ю.
Брицко.
По результатам проверки 20
февраля 2001 г. составлен "Акт проверки
целевого использования средств займа МБРР
RU-4183 "Инновационный проект развития
образования" в Национальном фонде
подготовки финансовых и управленческих
кадров". Замечаний к акту проверки нет.
Перечень документов, изученных в ходе
проверки, прилагается.
Проверкой
установлено:
1. Заем МБРР RU-4183 для
финансирования проекта
"Инновационный
проект развития образования"
Заем МБРР
RU-4183 в размере 71 млн. долларов США
предоставлен в соответствии с Соглашением,
подписанным 9 октября 1997 г. между Российской
Федерацией (Заемщик) и МБРР. Утвержден
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 января 1998 г. N 49.
Заем
предоставлен на 17 лет с 5-летним льготным
периодом. Выплата основной суммы займа
должна осуществляться равными долями два
раза в год - каждые 15 июня и 15 декабря,
начиная с 17 декабря 2002 г. и до 15 декабря 2013 г.
в сумме, равной 2960000,0 доллара США. Последний
платеж осуществляется 15 июня 2014 г. в сумме
2920000,0 доллара США.
Российская Федерация
должна также выплачивать проценты в
размере ставки LIBOR плюс маржа Минфина
России. Плата комиссии за обязательства
была установлена в размере 0,75% от
неиспользованной суммы.
Заем вступил в
силу 20 апреля 1998 г. и должен быть реализован
до 30 июня 2003 года.
Целями Проекта
являются:
- повышение в отобранных
высших учебных заведениях качества
преподавания общественных наук, поощрение
мер по улучшению систем управления и
повышению эффективности использования
ресурсов;
- повышение качества и
доступности школьных учебников как
основного компонента образовательной
реформы;
- закупка учебников для средних
школ, оказание отдельным регионам
Российской Федерации содействия в
приобретении учебников.
Структура
"Инновационного проекта развития
образования" (ИПРО) представлена в виде
компонентов с распределением по ним
средств займа (приложение 1 к Соглашению о
займе и Постановление Правительства
Российской Федерации от 19 января 1998 г. N
49):
- компонент А "Инновационный фонд
высшего образования" - 39,5 млн. долларов США.
Средства займа в рамках данного компонента
предоставляются высшим учебным заведениям
Российской Федерации, из которых 7,2 млн.
долларов США - на платной, срочной и
возвратной основе. Погашение и
обслуживание части займа в размере 7,2 млн.
долларов США осуществляются высшими
учебными заведениями Российской Федерации,
а погашение и обслуживание части займа в
размере 32,3 млн. долларов США - за счет
средств федерального бюджета;
-
компонент В "Реформа учебного книгоиздания"
- 15,7 млн. долларов США. Средства займа в
рамках данного компонента предоставляются
на развитие учебного книгоиздания для
общеобразовательных учреждений. Погашение
и обслуживание этой части займа
осуществляются за счет средств
федерального бюджета;
- компонент С
"Экспериментальный фонд по закупке
учебников" - 8 млн. долларов США. Средства
займа в рамках данного компонента
предоставляются субъектам Российской
Федерации на платной, срочной и возвратной
основе в рамках финансирования
возобновляемого фонда кредитования
учебного книгоиздания. Погашение и
обслуживание этой части займа
осуществляются за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации;
-
операционные расходы - 6,8 млн. долларов США.
Погашение и обслуживание этой части займа
осуществляются за счет средств
федерального бюджета;
- погашение
авансового займа на подготовку проекта - 1
млн. долларов США.
Для финансирования
подготовки Инновационного проекта
развития образования в период до
подписания Соглашения о займе и
поступлении заемных средств Международный
банк реконструкции и развития в
соответствии с письмом - соглашением от 26
марта - 26 апреля 1997 г. P316-0-RU предоставил
Российской Федерации аванс в размере 1 млн.
долларов США.
Цель данного кредита
состояла в том, чтобы финансировать
расходы, необходимые для улучшения в
выбранных вузах качества преподавания
социальных наук и поощрения лучших систем
управления и эффективности использования
финансовых ресурсов, улучшения качества и
доступности школьных учебников, а также для
выполнения Национальным фондом подготовки
финансовых и управленческих кадров (далее -
НФПК) подготовительных работ по Проекту.
Средства авансового займа,
предоставленные НФПК для подготовки
Проекта в соответствии с Договором
поручения между Минфином России,
Минобразованием России и НФПК от 11 сентября
1997 г., являются частью займа МБРР для
финансирования Инновационного проекта
развития образования.
Последняя дата
использования средств аванса - 30 сентября
1997 г.
По согласованию Минфина России и
МБРР использование средств аванса продлено
по 30 марта 1998 г.
Направления
использования средств авансового займа за
период с сентября 1997 г. по 30 марта 1998 г.
приведены в таблице:
(в долларах США)
------------------------------------------T----------------------¬
¦
Предмет финансирования ¦ Сумма
кредита ¦
¦
+----------T-----------+
¦ ¦
план ¦ факт ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Предметы для подготовки Проекта (офисное ¦
84000 ¦ 84000 ¦
¦оборудование, офисная
мебель, транспорт- ¦ ¦ ¦
¦ные
средства) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Услуги консультантов (включая обучение, ¦
553500 ¦ 374977 ¦
¦семинары и рабочие
встречи) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Затраты администрации НФПК (расходные ¦
362500 ¦ 306465,35 ¦
¦материалы, офисная
арендная плата, ¦ ¦ ¦
¦зарплата персонала НФПК) ¦ ¦
¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Комиссия МБРР ¦ ¦ 18616,24
¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Итого ¦ 1000000 ¦ 784058,59 ¦
L-----------------------------------------+----------+------------
Как
видно из данных таблицы, средства
авансового займа освоены на 78,4%. Из
освоенных средств авансового займа более
половины (52,2%) израсходованы на
операционные расходы НФПК.
Неизрасходованные средства в сумме 215941,41
доллара США отнесены на основную часть
займа RU-4183 и подлежат использованию по мере
реализации займа.
Кроме авансового
займа, на начальной стадии для
финансирования подготовки проекта
развития образования Международный банк
реконструкции и развития в соответствии с
письмом - соглашением от 20 января 1997 г. N 029679
TF предоставил Российской Федерации
японский грант в размере 455,2 тыс. долларов
США.
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8
января 1997 г. N 15 "О гранте Международного
банка реконструкции и развития для
финансирования подготовки проекта
развития образования" контроль за целевым
использованием средств гранта был возложен
на Министерство экономики Российской
Федерации и Министерство общего и
профессионального образования Российской
Федерации, а управление грантом - на
Национальный фонд подготовки финансовых и
управленческих кадров (НФПК).
Между
Минфином России, Минэкономики России,
Минобразованием России и НФПК 12 февраля 1997
г. был подписан Договор об использовании
средств японского гранта для
финансирования подготовки проекта
развития образования.
Последняя дата
использования средств гранта - 31 октября 1997
г.
Использование НФПК средств гранта
производится на основании решений
Минэкономики России и Минобразования
России, к исключительным полномочиям
которых относятся утверждение плана
реализации проекта, сметы расходов средств
гранта, контрактов в размере свыше 50000
долларов США и осуществление контроля за
целевым использованием средств гранта.
Для осуществления этих полномочий
совместным Приказом Минэкономики России и
Минобразования России от 11 ноября 1996 г. N
128/247 создана Межведомственная рабочая
группа.
Расходы, произведенные за счет
средств японского гранта за период с 12
февраля по 31 октября 1997 г., приведены в
таблице.
(в долларах США)
------------------------------------------T----------------------¬
¦
Предмет финансирования ¦ Сумма
гранта ¦
¦
+----------T-----------+
¦ ¦
план ¦ факт ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Консультационные услуги ¦330571,05 ¦
325881,05 ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Консультационные услуги (помощь НФПК ¦
45000 ¦ 44918 ¦
¦в подготовке
деятельности в рамках ¦ ¦ ¦
¦образовательного Проекта) ¦
¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Операционные расходы ¦ 79628,95 ¦
79628,95 ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Неиспользованные денежные средства, ¦
4772 ¦ ¦
¦возвращенные МБРР
¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------+-----------+
¦Итого ¦455200 ¦ 455200 ¦
L-----------------------------------------+----------+------------
Как
видно из данных таблицы, основная сумма
гранта (81,5%) использована на оплату
консультационных услуг.
После
проведения работ по подготовке Проекта и
подписания 9 октября 1997 г. Соглашения о
займе RU-4183 Минфину России Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19
января 1998 г. N 49 было поручено предусмотреть
выделение средств, необходимых для
погашения и обслуживания займа МБРР, а
также совместно с Минобразованием России
осуществлять контроль за реализацией
Проекта и заключить договор об условиях
реализации Проекта с НФПК.
Договор
между Министерством финансов Российской
Федерации, Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации и НФПК об условиях реализации
Инновационного проекта развития
образования подписан 10 марта 1998 г.
Для
вступления займа в силу было необходимо
выполнить следующие дополнительные
условия Соглашения о займе МБРР:
-
утвердить в НФПК Операционное
руководство;
- обеспечить оформление
Соглашения о координации Проекта между
Заемщиком и НФПК;
- получить от
Министерства юстиции Российской Федерации
юридическое заключение.
Соглашение о
займе 2 февраля 1998 г. было зарегистрировано
в Государственной книге внешнего долга
Российской Федерации (регистрационный N
Vr-0-M2-104).
На заседании Совета директоров
НФПК, состоявшемся 28 февраля 1998 г.,
утверждено Операционное руководство по
Инновационному проекту развития
образования (протокол N 1).
Министерством
юстиции Российской Федерации (по
представлению Минфина России от 30 марта 1998
г. N 27-00-02/277) 20 апреля 1998 г. дано юридическое
заключение (письмо Минюста России от 20
апреля 1998 г. N 2562-ПК) о том, что Соглашение
между Российской Федерацией и МБРР о займе
от 9 октября 1997 г. надлежащим образом
санкционировано и одобрено Заемщиком,
подписано от его имени, представляет собой
действительное и имеющее юридическую силу
обязательство Заемщика, подлежащее
исполнению в соответствии с условиями
этого Соглашения.
Таким образом, с
выдачей юридического заключения условия
вступления Соглашения о займе в силу были
выполнены.
В связи с последствиями
финансового кризиса 1998 года, а также с
решением Минфина России не предоставлять
средства займов, полученных Российской
Федерацией от международных финансовых
организаций, городам и субъектам
Российской Федерации, имеющим
задолженность перед федеральным бюджетом
(письмо Минфина России от 26 марта 1999 г. N
27-00-02.707), Минобразование России посчитало
целесообразным поставить вопрос об
исключении из Проекта компонента С
"Экспериментальный фонд по закупке
учебников" (8 млн. долларов США).
Вопрос о
реструктуризации займа рассмотрен на
заседании Межведомственной комиссии
Российской Федерации по сотрудничеству с
международными финансовыми организациями
22 сентября 1999 г. под председательством
первого заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.Б.
Христенко (протокол N ХВ-П2-35пр). Комиссией
было принято решение о сокращении объема
ряда займов МБРР, в том числе и на
финансирование Инновационного проекта
развития образования, а также об исключении
компонента С "Экспериментальный фонд по
закупке учебников" из Проекта и
перераспределении части средств этого
компонента для увеличения финансирования