Специальность 013000 почвоведение. квалификация - почвовед (утв. минобразованием рф 10.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
126
ЕН/СП
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013000
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ПОЧВОВЕД
1.
Общая характеристика специальности
013000
Почвоведение
1.1. Специальность
утверждена Приказом Министерства
образования Российской Федерации от 02.03.2000 N
686.
1.2. Квалификация выпускника -
почвовед.
Нормативный срок освоения
основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 013000
Почвоведение при очной форме обучения - 5
лет.
1.3. Квалификационная
характеристика выпускника. Деятельность
специалиста направлена на:
- проведение
исследований почв и почвенного покрова;
- составление почвенных, агрохимических,
экологических карт, картограмм и картосхем
различных масштабов;
- изучение
элементного и вещественного состава,
физических, химических, биологических
свойств почв с целью управления почвенными
процессами и рационального использования
почвенных ресурсов;
- проведение
почвенно-экологического мониторинга и
почвенно-экологической экспертизы;
-
разработку теории генезиса, эволюции почв и
почвенных классификаций;
- разработку и
участие в проектировании почвозащитных и
мелиоративных мероприятий;
- разработку
теории и обоснование практических приемов
использования минеральных и органических
удобрений;
- изучение биосферных
функций почвенного покрова;
-
разработку методов и стандартов на методы
исследования и анализа почв;
-
разработку теории и практики бонитировки
почв и составления земельного кадастра.
Выпускник-почвовед имеет право работать в
следующих должностях работников науки и
научного обслуживания РФ: лаборантом,
стажером, специалистом в учреждениях
(организациях) соответствующего
направления в соответствии с
общероссийскими общеотраслевыми
квалификационными характеристиками
должностей руководителей, специалистов и
служащих ("Квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и
других служащих" (М., 1998) и "Общероссийский
классификатор профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов ОК
016-94" (М., 1999)).
При условии получения
дополнительной квалификации
"Преподаватель" в соответствии с Приказом
Минобразования РФ от 31.01.97 N 163
выпускник-почвовед может работать в
общеобразовательных учреждениях в
качестве преподавателя естественнонаучных
дисциплин соответствующего профиля.
В
соответствии с фундаментальной и
профессиональной подготовкой специалист -
почвовед предназначен для работы в
исследовательских и
проектно-изыскательских институтах
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия РФ и Комитета по земельной
реформе и земельным ресурсам при
Правительстве РФ, в
научно-исследовательских институтах и
организациях Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов, в
организациях министерств и ведомств,
связанных с использованием почв при
гидротехническом строительстве и
строительстве объектов промышленного,
транспортного и бытового назначения, при
горных разработках и добыче нефти, в
научно-исследовательских институтах
Российской Академии наук и Российской
Академии сельскохозяйственных наук.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Почвовед, освоивший основную
образовательную программу высшего
профессионального образования по
специальности 013000 Почвоведение,
подготовлен для продолжения образования в
аспирантуре.
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен иметь
документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании, или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной
образовательной программе
подготовки выпускника
по специальности
013000 Почвоведение
3.1. Основная
образовательная программа подготовки
почвоведа разрабатывается на основании
настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки почвоведа, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки почвоведа состоит из дисциплин
федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а
также факультативных дисциплин. Дисциплины
и курсы по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная
программа подготовки почвоведа должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД -
факультативные дисциплины.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки почвоведа должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки
почвоведа
по специальности 013000
Почвоведение
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦
¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦ 1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент <*>
¦ 1548 ¦
¦ ¦
¦ <*> ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦ 340 ¦
¦ ¦Иметь
представление об основных способах ¦
¦
¦ ¦сочетаемости лексических
единиц и основных ¦ ¦
¦
¦словообразовательных моделях. Владеть
навыками¦ ¦
¦ ¦и умениями
речевой деятельности применительно ¦
¦
¦ ¦к сфере бытовой и
профессиональной ¦ ¦
¦
¦коммуникации, основами публичной речи.
Владеть¦ ¦
¦ ¦формами деловой
переписки, навыками подготовки¦ ¦
¦
¦текстовых документов в управленческой
¦ ¦
¦ ¦деятельности. Уметь
работать с оригинальной ¦ ¦
¦
¦литературой по специальности, иметь навык
¦ ¦
¦ ¦работы со словарем,
владеть основной ¦ ¦
¦
¦иноязычной терминологией специальности,
знать ¦ ¦
¦ ¦русские эквиваленты
основных слов и выражений ¦ ¦
¦
¦профессиональной речи. Владеть основами
¦ ¦
¦ ¦реферирования
¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая
культура ¦ 408 ¦
¦
¦Физическая культура в общекультурной
¦ ¦
¦ ¦и профессиональной
подготовке студентов; ¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы
физической ¦ ¦
¦ ¦культуры;
основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и
спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория,
методика, практика); профессионально-¦
¦
¦ ¦прикладная физическая
подготовка ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03
¦Отечественная история ¦ 200
¦
¦ ¦Сущность, формы, функции
исторического знания.¦ ¦
¦
¦Методы и источники изучения истории.
Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация
исторического источника. ¦ ¦
¦
¦Отечественная историография в прошлом
¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и
особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и
теория исторической науки. История России -
¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть
всемирной истории. ¦ ¦
¦
¦Античное наследие в эпоху Великого
переселения¦ ¦
¦ ¦народов.
Проблема этногенеза восточных славян.¦
¦
¦ ¦Основные этапы становления
государственности. ¦ ¦
¦
¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-
¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи.
Особенности социального ¦ ¦
¦
¦строя Древней Руси. Этнокультурные ¦
¦
¦ ¦и социально-политические
процессы становления ¦ ¦
¦
¦русской государственности. Принятие
¦ ¦
¦ ¦христианства.
Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской
государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII
вв. Социально-политические изменения ¦
¦
¦ ¦в русских землях в XIII - XV вв.
Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы
взаимовлияния. ¦ ¦
¦
¦Россия и средневековые государства Европы
¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика
формирования единого ¦ ¦
¦
¦российского государства. Возвышение
Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование
сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век
Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки
и особенности складывания ¦ ¦
¦
¦российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия.
¦ ¦
¦ ¦Особенности
и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм
собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю.
Структура феодального землевладения.¦
¦
¦ ¦Крепостное право в России.
Мануфактурно- ¦ ¦
¦
¦промышленное производство. Становление
¦ ¦
¦ ¦индустриального
общества в России: общее ¦ ¦
¦
¦и особенное. ¦ ¦
¦
¦Общественная мысль и особенности
общественного¦ ¦
¦ ¦движения
России XIX в. Реформы и реформаторы ¦ ¦
¦ ¦в России. Русская культура XIX в. и ее
вклад ¦ ¦
¦ ¦в мировую культуру.
¦ ¦
¦ ¦Роль XX
столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных
процессов. Проблема ¦ ¦
¦
¦экономического роста и модернизации.
Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы.
Социальная трансформация общества. ¦
¦
¦ ¦Столкновение тенденций
интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и
национализма, интеграции и сепаратизма, ¦
¦
¦ ¦демократии и авторитаризма.
¦ ¦
¦ ¦Россия в начале
XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦
¦индустриальной модернизации России.
Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в
контексте общемирового развития ¦
¦
¦ ¦в начале века. Политические
партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис,
классификация, программы, тактика. ¦
¦
¦ ¦Россия в условиях мировой
войны ¦ ¦
¦ ¦и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦
¦
¦ ¦Гражданская война и
интервенция, их результаты¦ ¦
¦
¦и последствия. Российская эмиграция.
¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое
развитие страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг.
НЭП. Формирование однопартийного ¦
¦
¦ ¦политического режима.
¦ ¦
¦ ¦Образование СССР.
Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦
¦в 20-е гг. Внешняя политика. Курс ¦
¦
¦ ¦на строительство социализма в
одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его
последствия. Социально-экономические ¦
¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.
Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной
власти Сталина. Сопротивление ¦
¦
¦ ¦сталинизму.
¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в
начальный период второй ¦ ¦
¦
¦мировой войны. Великая Отечественная
война. ¦ ¦
¦
¦Социально-экономическое развитие,
общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая
жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная
война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки
осуществления политических ¦ ¦
¦ ¦и экономических реформ. НТР и ее
влияние ¦ ¦
¦ ¦на ход
общественного развития. СССР в середине¦
¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание
кризисных явлений. ¦ ¦
¦
¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦
¦
¦ ¦Попытка государственного
переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее
провал. Распад СССР. Беловежские ¦
¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские
события 1993 г. ¦ ¦
¦
¦Становление новой российской
государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999
гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦
¦социально-экономической модернизации.
Культура¦ ¦
¦ ¦в современной
России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦
¦деятельность в условиях новой
геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации
¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04
¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного
¦ ¦
¦ ¦культурологического
знания. Культурология ¦ ¦
¦ ¦и
философия культуры, социология культуры,
¦