Направление 520500 - лингвистика. степень - бакалавр лингвистики (утв. минобразованием рф 14.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
65
гум/бак
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520500 -
ЛИНГВИСТИКА
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР
ЛИНГВИСТИКИ
1. Общая характеристика
направления 520500 - Лингвистика
1.1.
Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
выпускника - бакалавр лингвистики.
Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 520500 - Лингвистика
при очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника.
Бакалавр лингвистики может
в установленном порядке осуществлять
профессиональную деятельность в
соответствии с полученной фундаментальной
и специальной подготовкой. Объектом
профессиональной деятельности бакалавра
являются общая и частная теория
языкознания, иностранные языки как
средство межъязыковой коммуникации.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Бакалавр лингвистики подготовлен к
продолжению образования в магистратуре по
направлениям 520500 - Лингвистика, 520300 -
Филология, 520100 - Культурология, 521300 -
Регионоведение.
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен иметь
документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании, или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520500 -
Лингвистика
3.1. Основная образовательная
программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего
Государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле содержательно
должны дополнять дисциплины, указанные в
федеральном компоненте цикла.
3.4.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки
бакалавра
по направлению 520500 -
Лингвистика
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01.1¦Стилистика русского языка и
культура речи ¦340 ¦
¦ ¦Русский
литературный язык, его функциональные ¦
¦
¦ ¦разновидности; система стилей
современного ¦ ¦
¦ ¦русского
литературного языка и ее ¦ ¦
¦
¦внутриструктурная организация;
принципы ¦ ¦
¦ ¦организации
речевых средств в пределах ¦ ¦
¦
¦определенного функционально-стилевого
единства;¦ ¦
¦ ¦стилистическая
характеристика языковых единиц, ¦ ¦
¦
¦вариантов, синонимических способов
выражения и ¦ ¦
¦
¦закономерности их использования в
соответствии ¦ ¦
¦ ¦с условиями и
целями коммуникации; норма и ¦ ¦
¦
¦кодификация; вариативность языка и
норма; ¦ ¦
¦ ¦нормативный,
коммуникативный и этический уровни¦ ¦
¦ ¦культуры речи; орфографическая,
пунктуационная,¦ ¦
¦
¦орфоэпическая, лексическая,
грамматическая ¦ ¦
¦ ¦нормы
русского литературного языка; основы ¦
¦
¦ ¦риторики; средства, способы и
приемы заданного ¦ ¦
¦ ¦смысла;
взаимосвязь стилистики, культуры речи и¦
¦
¦ ¦риторики; нормативное и
стилистически ¦ ¦
¦
¦целесообразное использование языковых
средств в¦ ¦
¦ ¦процессе
построения выразительной речи во всех ¦
¦
¦ ¦областях речевой деятельности
¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01.2¦Древние языки и культуры
¦ ¦
¦ ¦Территориальные и
хронологические границы ¦ ¦
¦
¦древних культур, основные этапы развития
¦ ¦
¦ ¦истории и культуры
народов - их носителей, ¦ ¦
¦
¦выдающиеся деятели, представляющие эти
¦ ¦
¦ ¦культуры; религия,
образование и различные ¦ ¦
¦
¦стороны повседневной жизни народов -
носителей ¦ ¦
¦ ¦древних культур;
место древних языков в ¦ ¦
¦
¦классификации языков мира, их роль в
дальнейшем¦ ¦
¦ ¦языковом
развитии народов мира; сведения о ¦ ¦
¦ ¦грамматической системе древних
языков в ¦ ¦
¦ ¦сопоставлении
с системами русского и изучаемых ¦ ¦
¦
¦современных иностранных языков; роль
древних ¦ ¦
¦ ¦языков в
формировании лексического тезауруса ¦
¦
¦ ¦современных языков -
родственных древнему или ¦ ¦
¦
¦имеющих с ним исторические и культурные
связи; ¦ ¦
¦ ¦элементарные навыки
чтения, грамматического ¦ ¦
¦
¦анализа и перевода древних текстов
¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов. Ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы.
Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство
Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦о
физической культуре и спорте. Физическая
¦ ¦
¦ ¦культура личности.
¦ ¦
¦ ¦Основы здорового
образа жизни студента. ¦ ¦
¦
¦Особенности использования средств
физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для
оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная
подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе
физического воспитания. ¦ ¦
¦
¦Спорт. Индивидуальный выбор видов
спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем
физических упражнений. ¦ ¦
¦
¦Профессионально-прикладная
физическая ¦ ¦
¦
¦подготовка студентов. ¦
¦
¦ ¦Основы методики
самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦
¦самоконтроль за состоянием своего
организма ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции
исторического знания. ¦ ¦
¦
¦Методы и источники изучения истории.
Понятие ¦ ¦
¦ ¦о классификации
исторического источника. ¦ ¦
¦
¦Отечественная историография в прошлом и
¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и
особенное. Методология и ¦ ¦
¦
¦теория исторической науки. История России
- ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть
всемирной истории. ¦ ¦
¦
¦Античное наследие в эпоху Великого
переселения ¦ ¦
¦ ¦народов.
Проблема этногенеза восточных славян. ¦
¦
¦ ¦Основные этапы становления
государственности. ¦ ¦
¦
¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-
¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи.
Особенности социального ¦ ¦
¦
¦строя Древней Руси. Этнокультурные и
социально-¦ ¦
¦ ¦политические
процессы становления русской ¦ ¦
¦
¦государственности. Принятие
христианства. ¦ ¦
¦
¦Распространение ислама. Эволюция ¦
¦
¦ ¦восточнославянской
государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII
вв. Социально-политические изменения в ¦
¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв.
Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблема
взаимовлияния. ¦ ¦
¦
¦Россия и средневековые государства Европы
и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика
формирования единого ¦ ¦
¦
¦российского государства. Возвышение
Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование
сословной системы организации ¦ ¦
¦
¦общества. Реформы Петра I. Век
Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки
и особенности складывания ¦ ¦
¦
¦российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия.
¦ ¦
¦ ¦Особенности
и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм
собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю.
Структура феодального землевладения. ¦
¦
¦ ¦Крепостное право в России.
Мануфактурно- ¦ ¦
¦
¦промышленное производство. Становление
¦ ¦
¦ ¦индустриального
общества в России: общее и ¦ ¦
¦
¦особенное. Общественная мысль и
особенности ¦ ¦
¦
¦общественного движения в России XIX в.
Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в
России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦
¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦
¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой
истории. ¦ ¦
¦
¦Глобализация общественных процессов.
Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического
роста и модернизации. ¦ ¦
¦
¦Революции и реформы. Социальная
трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества.
Столкновение тенденций ¦ ¦
¦
¦интернационализма и национализма,
интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма,
демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦
¦Россия в начале XX в. Объективная
потребность ¦ ¦
¦
¦индустриальной модернизации России.
Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в
контексте общемирового развития в ¦
¦
¦ ¦начале века. Политические
партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис,
классификация, программы, тактика. ¦
¦
¦ ¦Россия в условиях мировой
войны и ¦ ¦
¦
¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.
¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и
интервенция, их результаты ¦ ¦
¦
¦и последствия. Российская эмиграция.
Социально-¦ ¦
¦ ¦экономическое
развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦
¦Формирование однопартийного
политического ¦ ¦
¦ ¦режима.
Образование СССР. Культурная жизнь ¦
¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя
политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на
строительство социализма в одной стране¦
¦
¦ ¦и его последствия.
Социально-экономические ¦ ¦
¦
¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима
¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина.
Сопротивление ¦ ¦
¦
¦сталинизму. ¦ ¦
¦
¦СССР накануне и в начальный период
второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны.
Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦
¦Социально-экономическое развитие,
общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая
жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная
война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки
осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее
влияние на ход ¦ ¦
¦
¦общественного развития. ¦
¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.:
нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных
явлений. ¦ ¦
¦
¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦
¦
¦ ¦Попытка государственного
переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее
провал. Распад СССР, Беловежские
соглашения.¦ ¦
¦ ¦Октябрьские
события 1993 г. ¦ ¦
¦
¦Становление новой российской
государственности ¦ ¦