Специальность 060500 - бухгалтерский учет, анализ и аудит. квалификация - экономист (утв. минобразованием рф 17.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
181
эк/сп
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060500 -
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И
АУДИТ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ
1. Общая
характеристика специальности 060500 -
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1.1.
Специальность утверждена Приказом
Министерства образования Российской
Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация
выпускника - экономист. Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки экономиста при очной
форме обучения - 5 лет.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника.
1.3.1. Место специальности в
области экономики и управления:
Профессиональная деятельность специалиста
осуществляется во всех сферах народного
хозяйства и направлена на профессиональное
обслуживание функционирования
хозяйствующих субъектов всех правовых форм
собственности, сферы госбюджета и
внебюджетных институциональных
структур.
Специалист должен на основе
профессиональных знаний обеспечить
формирование, анализ и использование для
управления информации об активах,
обязательствах, капитале, движении
денежных потоков, доходах и расходах, а
также финансовых результатах деятельности
предприятий, организаций, учреждений и т.д.
(далее - организаций) и тем самым
способствовать улучшению использования
экономического потенциала хозяйствующих
субъектов, рациональной организации их
финансово-экономических отношений,
содействовать защите экономических
интересов и собственности физических и
юридических лиц.
1.3.2. Объекты
профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности
специалиста являются: оборотные и
внеоборотные активы, обязательства,
капитал, доходы, расходы и финансовые
результаты в области основной,
операционной, инвестиционной и финансовой
деятельности хозяйствующих субъектов.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной
деятельности специалиста:
-
учетно-аналитическая;
-
контрольно-ревизионная;
-
аудиторская;
- консалтинговая;
-
организационно-управленческая;
-
нормативно-методическая.
1.3.4.
Возможности профессиональной адаптации.
Специалист может адаптироваться к
следующим видам смежной профессиональной
деятельности:
-
управленческо-хозяйственной;
-
финансовой и кредитной;
-
экспертно-консультационной;
-
налогообложению;
- оценке
собственности;
-
внешнеэкономической;
-
научно-методической;
- правовой;
-
научно-педагогической (по профилю
специальности).
1.4. Возможности
продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную
образовательную программу высшего
профессионального образования по данной
специальности, подготовлен для продолжения
образования в аспирантуре.
2. Требования к
уровню подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен иметь
документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании, или о
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 060500
-
Бухгалтерский учет, анализ и
аудит
3.1. Основная образовательная
программа подготовки экономиста по
специальности "Бухгалтерский учет, анализ и
аудит", разрабатывается на основании
настоящего Государственного стандарта и
включает в себя учебный план, программы
учебных дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки экономиста по
специальности "Бухгалтерский учет, анализ и
аудит", к условиям ее реализации и срокам ее
освоения определяются настоящим
Государственным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки экономиста по данной
специальности состоит из дисциплин
федерального компонента, дисциплин
регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная
программа подготовки экономиста по
специальности "Бухгалтерский учет, анализ и
аудит" должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин и
итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
регионального компонента основной
образовательной программы подготовки
экономиста по специальности "Бухгалтерский
учет, анализ и аудит" должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой,
установленной настоящим Государственным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки
экономиста
по специальности -
Бухгалтерский учет, анализ и
аудит
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные
особенности полного стиля ¦ ¦
¦
¦произношения, характерные для сферы
професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной
коммуникации; чтение транскрипции; ¦
¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000
учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических
единиц общего и терминологического ¦
¦
¦ ¦характера; понятие
дифференциации лексики по ¦ ¦
¦
¦сферам применения (бытовая,
терминологическая, ¦ ¦
¦
¦общенаучная, официальная и другая);
понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и
устойчивых словосочетаниях, фразе- ¦
¦
¦ ¦ологических единицах; понятие
об основных ¦ ¦
¦ ¦способах
словообразования; грамматические ¦
¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие
коммуникацию общего ¦ ¦
¦
¦характера без искажения смысла при
письменном ¦ ¦
¦ ¦и устном
общении; основные грамматические ¦
¦
¦ ¦явления, характерные для
профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи;
понятие об обиходно-литературном, ¦
¦
¦ ¦официально-деловом, научных
стилях, стиле ¦ ¦
¦
¦художественной литературы; основные
особенности ¦ ¦
¦ ¦научного
стиля; культура и традиции стран ¦
¦
¦ ¦изучаемого языка, правила
речевого этикета; ¦ ¦
¦
¦говорение; диалогическая и монологическая
речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием
наиболее употребительных и ¦ ¦
¦
¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального
и официального общения; основы ¦ ¦
¦
¦публичной речи (устное сообщение,
доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование;
понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и
профессиональной ¦ ¦
¦
¦коммуникации; чтение; виды текстов:
¦ ¦
¦ ¦несложные прагматические
тексты и тексты по ¦ ¦
¦
¦широкому и узкому профилю специальности;
¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых
произведений: аннотация, ¦ ¦
¦
¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
¦ ¦
¦ ¦деловое письмо,
биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в
общекультурной и профес- ¦ ¦
¦
¦сиональной подготовке студентов; ее
социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические
основы; физическая культура и ¦ ¦
¦
¦спорт как социальные феномены
общества; зако- ¦ ¦
¦
¦нодательство Российской Федерации о
физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и
спорте; физическая культура личности; ¦
¦
¦ ¦основы здорового образа жизни
студента; ¦ ¦
¦ ¦особенности
использования средств физической ¦
¦
¦ ¦культуры для оптимизации
работоспособности, ¦ ¦
¦ ¦общая
физическая и специальная подготовка в ¦
¦
¦ ¦системе физического
воспитания; спорт, ¦ ¦
¦
¦индивидуальный выбор видов спорта или
систем ¦ ¦
¦ ¦физических
упражнений; профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка
студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы
методики самостоятельных занятий и ¦
¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием
своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции
исторического знания; ¦ ¦
¦
¦методы и источники изучения истории;
понятия и ¦ ¦
¦ ¦классификация
исторического источника; оте- ¦ ¦
¦
¦чественная историография в прошлом и
настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и
особенное; методология и теория ¦
¦
¦ ¦исторической науки; история
России - неотъемлемая¦ ¦
¦ ¦часть
всемирной истории; античное наследие в ¦
¦
¦ ¦эпоху Великого переселения
народов; ¦ ¦
¦ ¦проблема
этногенеза восточных славян; основные ¦
¦
¦ ¦этапы становления
государственности. Древняя ¦ ¦
¦
¦Русь и кочевники;
византийско-древнерусские ¦ ¦
¦
¦связи; особенности социального строя
Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси;
этнокультурные и социально-политические
¦ ¦
¦ ¦процессы становления
русской государственности; ¦ ¦
¦
¦принятие христианства; распространение
ислама, ¦ ¦
¦ ¦эволюция
восточнославянской государственности в ¦
¦
¦ ¦XI - XII вв.;
социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XII - XV вв.; Русь и
Орда; ¦ ¦
¦ ¦проблемы
взаимовлияния; Россия и средневековые ¦
¦
¦ ¦государства Европы и Азии;
специфика формирования¦ ¦
¦
¦единого российского государства;
возвышение ¦ ¦
¦ ¦Москвы;
формирование сословной системы ¦
¦
¦ ¦организации общества; реформы
Петра I; век ¦ ¦
¦ ¦Екатерины;
предпосылки и особенности складывания ¦
¦
¦ ¦российского абсолютизма;
дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦
¦самодержавия; особенности и основные
этапы эконо-¦ ¦
¦ ¦мического
развития России; эволюция форм собст- ¦
¦
¦ ¦венности на землю; структура
феодального земле- ¦ ¦
¦
¦владения; крепостное право в России;
мануфактур- ¦ ¦
¦ ¦но-промышленное
производство; становление индуст-¦ ¦
¦ ¦риального общества в России: общее и
особенное; ¦ ¦
¦ ¦общественная
мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX века; реформы и
реформаторы ¦ ¦
¦ ¦в России;
русская культура XIX века и ее ¦ ¦
¦
¦вклад в мировую культуру; роль XX
столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой
истории; глобализация общественных ¦
¦
¦ ¦процессов; проблемы
экономического роста и ¦ ¦
¦
¦модернизации; революции и реформы;
социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация
общества; столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма,
интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма,
демократии и авторитаризма; Россия в¦
¦
¦ ¦начале XX века; объективная
потребность ¦ ¦
¦
¦индустриальной модернизации России;
российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в
контексте общемирового развития в ¦
¦
¦ ¦начале века; политические
партии России: генезис,¦ ¦
¦
¦классификация, программы, тактика; Россия
¦ ¦
¦ ¦в условиях мировой войны
и общенационального ¦ ¦
¦
¦кризиса; революция 1917 года; гражданская
¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их
результаты и последствия;¦ ¦
¦
¦российская эмиграция;
социально-экономическое ¦ ¦
¦
¦развитие страны в 20-е годы; НЭП;
формирование ¦ ¦
¦
¦однопартийного политического режима;
образование ¦ ¦
¦ ¦СССР;
культурная жизнь страны в 20-е годы; ¦
¦
¦ ¦внешняя политика; курс на
строительство ¦ ¦
¦
¦социализма в одной стране и его
последствия; ¦ ¦
¦
¦социально-экономические преобразования в
30-е ¦ ¦
¦ ¦годы; усиление режима
личной власти Сталина; ¦ ¦
¦
¦сопротивление сталинизму; СССР накануне и
в ¦ ¦
¦ ¦начальный период
второй мировой войны; Великая ¦ ¦
¦
¦Отечественная война;
социально-экономическое ¦ ¦
¦
¦развитие,