Направление 522200 - статистика. степень (квалификация) - бакалавр статистики (утв. минобразованием рф 17.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
264эк/бак
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522200 -
СТАТИСТИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) -
БАКАЛАВР СТАТИСТИКИ
1. Общая
характеристика направления 522200 -
Статистика
1.1. Направление утверждено
Приказом Государственного комитета
Российской Федерации по высшему
образованию от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень
выпускника: бакалавр статистики.
Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 522200 - Статистика
при очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника. Бакалавр должен быть
подготовлен к профессиональной работе в
области экономики и статистики, в
финансовых и экономических отделах,
аналитических подразделениях предприятий
и организаций различных отраслей и форм
собственности, требующих базового высшего
экономического образования согласно
Квалификационному справочнику должностей
руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденному Министерством
труда России от 21.08.98 N 37.
Бакалавр по
направлению 522200 может осуществлять сбор,
обработку и анализ статистической
информации, включая вопросы организации не
сплошного наблюдения, разработку
статистических показателей для оценки
социально-экономической ситуации,
прогнозирования и моделирования
экономических и социальных процессов на
различных уровнях управления.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению
образования: в магистратуре и в сокращенные
сроки по основной образовательной
программе специальности 061700 -
Статистика.
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен иметь
документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании, или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 522200 -
Статистика
3.1. Основная образовательная
программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего
государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а
также факультативных дисциплин. Дисциплины
и курсы по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная
программа подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание регионального компонента
основной образовательной программы
подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования
к обязательному минимуму содержания
основной
образовательной программы
подготовки бакалавра
по направлению
522200 -
Статистика
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1
¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент
¦1396 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык
¦Не ¦
¦ ¦Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦менее¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
¦340 ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные
особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля
произношения, характерные для сферы ¦
¦
¦ ¦профессиональной коммуникации;
чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции.
¦ ¦
¦
¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных
¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего
и терминологического ¦ ¦
¦
¦характера. ¦ ¦
¦
¦Понятие дифференциации лексики по
сферам ¦ ¦
¦ ¦применения
(бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая).
¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и
устойчивых ¦ ¦
¦
¦словосочетаниях, фразеологических
единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об
основных способах словообразования. ¦
¦
¦ ¦Грамматические навыки,
обеспечивающие ¦ ¦
¦
¦коммуникацию общего характера без
искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при
письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления,
характерные ¦ ¦
¦ ¦для
профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном,
официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом,
научном стилях, стиле художественной ¦
¦
¦ ¦литературы. Основные
особенности научного стиля. ¦ ¦
¦
¦Культура и традиции стран изучаемого
языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого
этикета. ¦ ¦
¦
¦Говорение. Диалогическая и монологическая
речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием
наиболее употребительных и ¦ ¦
¦
¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального
и официального общения. Основы ¦ ¦
¦
¦публичной речи (устное сообщение,
доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование.
Понимание диалогической и ¦ ¦
¦
¦монологической речи в сфере бытовой и
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации. ¦ ¦
¦
¦Чтение. Виды текстов: несложные
прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и
тексты по широкому и узкому профилю ¦
¦
¦ ¦специальности.
¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых
произведений: аннотация, ¦ ¦
¦
¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
¦ ¦
¦ ¦деловое письмо,
биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура
¦Не ¦
¦ ¦Физическая культура в
общекультурной и ¦менее¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов. Ее
¦408 ¦
¦
¦социально-биологические основы.
Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство
Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о
физической культуре и спорте. Физическая
¦ ¦
¦ ¦культура личности.
¦ ¦
¦ ¦Основы здорового
образа жизни студента. ¦ ¦
¦
¦Особенности использования средств
физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для
оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная
подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе
физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов
спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем
физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная
физическая ¦ ¦
¦
¦подготовка студентов. Основы методики
¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и
самоконтроль за ¦ ¦
¦
¦состоянием своего организма ¦
¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции
исторического знания. ¦ ¦
¦
¦Методы и источники изучения истории.
Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация
исторического источника. ¦ ¦
¦
¦Отечественная историография в прошлом и
¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и
особенное. Методология и ¦ ¦
¦
¦теория исторической науки. История России
- ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть
всемирной истории. ¦ ¦
¦
¦Античное наследие в эпоху Великого
переселения ¦ ¦
¦ ¦народов.
Проблема этногенеза восточных славян. ¦
¦
¦ ¦Основные этапы становления
государственности. ¦ ¦
¦
¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-
¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи.
Особенности социального ¦ ¦
¦
¦строя Древней Руси. Этнокультурные и
социально- ¦ ¦
¦ ¦политические
процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие
христианства. ¦ ¦
¦
¦Распространение ислама. ¦
¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской
государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII
вв. Социально-политические изменения в ¦
¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь
и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы
взаимовлияния. ¦ ¦
¦
¦Россия и средневековые государства Европы
и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика
формирования единого ¦ ¦
¦
¦российского государства. Возвышение
Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование
сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век
Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки
и особенности складывания ¦ ¦
¦
¦российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия.
¦ ¦
¦ ¦Особенности
и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм
собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю.
Структура феодального землевладения. ¦
¦
¦ ¦Крепостное право в России.
Мануфактурно- ¦ ¦
¦
¦промышленное производство. Становление
¦ ¦
¦ ¦индустриального
общества в России: общее и ¦ ¦
¦
¦особенное. Общественная мысль и
особенности ¦ ¦
¦
¦общественного движения России XIX в.
Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в
России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦
¦и ее вклад в мировую культуру.
¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой
истории. ¦ ¦
¦
¦Глобализация общественных процессов.
Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического
роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦
¦и реформы. Социальная трансформация
общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение
тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и
сепаратизма, ¦ ¦
¦
¦демократии и авторитаризма. Россия в
начале ¦ ¦
¦ ¦XX в. Объективная
потребность индустриальной ¦ ¦
¦
¦модернизации России. Российские реформы
в ¦ ¦
¦ ¦контексте
общемирового развития в начале века. ¦
¦
¦ ¦Политические партии России:
генезис, ¦ ¦
¦
¦классификация, программы, тактика.
¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой
войны и ¦ ¦
¦
¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.
¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и
интервенция, их результаты ¦ ¦
¦
¦и последствия. Российская эмиграция.
Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое
развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦
¦Формирование однопартийного
политического ¦ ¦
¦ ¦режима.
Образование СССР. Культурная жизнь ¦
¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя
политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на
строительство социализма в одной стране ¦
¦
¦ ¦и его последствия.
Социально-экономические ¦ ¦
¦
¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима
¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина.
Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦
¦СССР накануне и в начальный период второй
¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая
Отечественная война. ¦ ¦
¦
¦Социально-экономическое развитие,
общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая
жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная
война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки
осуществления политических и ¦
¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее
влияние на ход ¦ ¦
¦
¦общественного развития. ¦
¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.:
нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных
явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦