Направление 521800 - искусствоведение (история искусства). степень (квалификация) - магистр искусствоведения (утв. минобразованием рф 17.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
311гум/маг
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521800 -
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ
ИСКУССТВА)
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) -
МАГИСТР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
1. Общая
характеристика направления
521800 -
Искусствоведение (история искусства)
1.1.
Направление утверждено Приказом
Министерства образования Российской
Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - магистр
искусствоведения.
Нормативный срок
освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по
направлению 521800 - Искусствоведение (история
искусства) при очной форме обучения - 6 лет.
Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы
подготовки бакалавра по соответствующему
направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3.
Квалификационная характеристика
магистра.
Магистр подготовлен к
деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной
подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе, а при
условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической
деятельности.
1.3.1. Основными сферами
профессиональной деятельности магистра
являются:
- научно-исследовательская
(работа в музеях, НИИ, библиотеках,
архивах);
- образовательная (работа в
высших учебных заведениях);
-
культурно-просветительская (работа в
организациях и учреждениях культуры);
-
экспертно-аналитическая (работа в
художественных галереях, общественных и
государственных организациях);
-
организационно-управленческая (работа в
органах государственного управления,
местного, регионального и республиканского
самоуправления).
1.3.2. Основные виды
профессиональной деятельности магистра
связаны с работой в качестве научного
работника, преподавателя, сотрудника
музеев, библиотек, архивов, консультанта и
эксперта.
1.4. Возможности продолжения
образования.
Магистр подготовлен к
обучению в аспирантуре преимущественно по
научной специальности 070012 - История
искусства.
1.5. Аннотированный перечень
магистерских программ (проблемное поле
направления подготовки).
1.5.1. Всеобщая
история искусства (история архитектуры,
изобразительного искусства,
декоративно-прикладного искусства).
Исторический процесс, культура, искусство.
Искусство как специфическая форма
общественного сознания. О природе
искусства. Периодизация истории искусства -
крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в
искусстве и его проявления.
Искусство
Древнего Востока. Искусство античности.
Раннехристианское искусство. Искусство
Византии. Западноевропейское искусство
средних веков. Искусство Индии, Дальнего
Востока и Юго-Восточной Азии. Искусство
стран ислама. Европейское искусство эпохи
Возрождения. Западноевропейское искусство
эпохи барокко и классицизма.
Западноевропейское искусство 19 века.
Искусство Запада 20 века.
1.5.2. История
отечественного искусства (история
архитектуры, изобразительного искусства,
декоративно-прикладного искусства).
Русское искусство в контексте мировой
художественной культуры. Особенности
русского искусства.
Древнерусское
искусство. Русское искусство 18 века.
Русское искусство 19 - начала 20 века.
Отечественное искусство 20 века.
1.5.3.
Теория искусства.
Общие законы развития
искусства. Художественная теория искусства
и ее влияние на практику. Трактаты по
художественной теории от античности до 20
века. Специфика отдельных видов искусства и
проблема их синтеза.
История искусства
как вид интеллектуальной деятельности.
Исторический факт как проблема теории
истории искусства. Типы
историко-художественного знания.
Теоретические основания научного
моделирования истории искусства.
Исследовательские принципы исторической
науки об искусстве. Категории
исторического знания в искусствознании.
Диалог как способ существования
историко-художественного знания и как
принцип историко-художественного
исследования. Историзм и историцизм.
Принцип всесторонности исследования и его
современные историографические
интерпретации. Категория исторического
времени и проблема вневременности в
искусстве. Понятие "историческое
пространство" в современной
историографии.
Проблема истины в
истории искусства. Символы и аллегории в
искусстве. Семиотический характер
изобразительного искусства. Понятие
"иконического знака". Искусство и
нравственность.
1.5.4. История и
методология искусствоведения.
Процесс
и основные этапы возникновения и развития
знаний об искусстве, превращения их в науку.
Функции искусствоведения как составной
части духовной культуры общества. Предмет
историографии. Становление и эволюция
различных направлений и школ в
отечественной и зарубежной историографии,
их связь с идейно-политическими течениями.
Общие проблемы развития искусства в
исторической мысли. Наиболее крупные
конкретные художественные,
историко-культурные и социологические
проблемы в историографии различных
направлений.
Место источниковедения в
историко-художественном познании.
Источниковедение и вспомогательные
исторические дисциплины применительно к
истории искусства. Определение
исторического источника в различных
теориях историко-художественного познания.
Изменение видов исторических источников в
ходе исторического развития. Принципы
формирования источниковедческой базы
конкретного исследования. Произведение
искусства как носитель исторической и
социальной информации. Эволюция корпуса
источников в истории искусства.
Классификация исторических источников.
Стадии работы исследователя с
произведениями искусства как
историческими источниками. Методы изучения
произведений искусства как исторических
источников. Виды письменных исторических
источников и их значение для истории
искусства. Историография источниковедения
и история истории искусства.
Историография как история исторических
знаний и исторической науки.
Теоретико-методологические проблемы
историографии истории искусства.
Историческая концепция. Инфраструктура
исторической науки об искусстве.
Внутренние и общеисторические,
социокультурные, идеологические факторы
развития исторической науки об искусстве.
Периодизация истории искусства как
методологическая проблема.
Основные
направления и достижения мировой и
отечественной историографии - науки об
искусстве. Наука истории искусства сегодня.
Место и значение историографии в
исторической науке об искусстве и
историческом познании искусства.
1.5.5.
Художественная критика (история
художественной критики, современная
художественная критика).
Художественная критика как часть
искусствоведения, ее специфика. Значение
истории художественной критики для
понимания художественного процесса в
прошлом. Связь художественной критики с
литературой. История зарубежной
художественной критики от Вазари до
Верлена. Художественная критика в ситуации
постмодерна. История русской критики 18 - 20
веков. Художественная критика на
современном этапе и ее роль в организации
художественной жизни. Проблема взаимосвязи
исторической науки об искусстве и
художественной критики. Навыки
художественной критики у историков
искусства.
Научно-исследовательская
составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого
совета вуза реализуется через авторские
магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в
данном вузе научно-педагогические школы по
конкретным разделам соответствующих
наук.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимой для освоения
программы
специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица,
желающие освоить программу
специализированной подготовки магистра,
должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени,
подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица,
имеющие диплом бакалавра по направлению
521800 - Искусствоведение (по видам)
зачисляются на специализированную
магистерскую подготовку на конкурсной
основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом на основе
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по данному
направлению.
2.3. Лица, желающие освоить
программу специализированной подготовки
магистра по данному направлению и имеющие
высшее профессиональное образование,
профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам
сдачи экзаменов по дисциплинам,
необходимым для освоения программы
подготовки магистра и предусмотренным
государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному
направлению.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
магистра по направлению 521800 -
Искусствоведение
(история
искусства)
3.1. Основная образовательная
программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего
государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы
учебных и производственных
(научно-исследовательской и
научно-педагогической) практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки магистра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько
магистерских программ.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки
магистра (далее - образовательная
программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки
бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента и
научно-исследовательской работы.
Дисциплины по выбору студента в каждом
цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки
магистра должна иметь следующую
структуру:
- в соответствии с программой
подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные
дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл ФТД - факультативные
дисциплины;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ИГА - итоговая
государственная аттестация бакалавра;
-
в соответствии с программой
специализированной подготовки:
цикл
ДНМ - дисциплины направления
специализированной подготовки;
цикл
СДМ - специальные дисциплины магистерской
подготовки;
НИРМ - научная
(научно-исследовательская) работа
магистра;
ИГАМ - итоговая
государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки магистра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки
магистра
по направлению 521800 -
Искусствоведение (история
искусства)
--------T-----------------------------------------------T--------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦
¦ часов ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ 1
¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦
¦Требования к обязательному минимуму
содержания ¦Теорети-¦
¦ ¦основной
образовательной программы подготовки
¦ческое ¦
¦ ¦бакалавра по данному
направлению определены в ¦обучение¦
¦
¦государственном образовательном
стандарте ¦- 6708 ¦
¦ ¦высшего
профессионального образования
¦Практики¦
¦ ¦подготовки бакалавра
по направлению 521800 - ¦не менее¦
¦
¦Искусствоведение (история искусства)
¦- 648 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦
Требования к обязательному минимуму
содержания ¦
¦
специализированной подготовки магистра по
направлению ¦
¦ 521800 -
Искусствоведение (история искусства)
¦
+-------T-----------------------------------------------T--------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления
¦1134 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦
¦Федеральный компонент ¦700
¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.01 ¦Теория искусства ¦
¦
¦ ¦ Общие законы развития
искусства. ¦ ¦
¦
¦Художественная теория искусства и ее
влияние на¦ ¦
¦ ¦практику.
Трактаты по художественной теории ¦
¦
¦ ¦от античности до 20 века.
Специфика отдельных ¦ ¦
¦ ¦видов
искусства и проблема их синтеза. Символы ¦
¦
¦ ¦и аллегории в искусстве
¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.02 ¦Историография и методология
истории искусства ¦ ¦
¦ ¦
Процесс и основные этапы возникновения и
¦ ¦
¦ ¦развития знаний об
искусстве, превращения их в ¦ ¦
¦
¦науку. Функции искусствоведения как
составной ¦ ¦
¦ ¦части духовной
культуры общества. Предмет ¦ ¦
¦
¦историографии. Становление и эволюция
различных¦ ¦
¦ ¦направлений и
школ в отечественной и зарубежной¦ ¦
¦ ¦историографии, их связь с
идейно-политическими ¦ ¦
¦
¦течениями. Общие проблемы развития
искусства в ¦ ¦
¦ ¦исторической
мысли. Наиболее крупные конкретные¦
¦
¦ ¦художественные,
историко-культурные и ¦ ¦
¦
¦социологические проблемы в историографии
¦ ¦
¦ ¦различных направлений
¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в
искусствоведении ¦ ¦
¦ ¦
Информационные базы данных по искусству.
¦ ¦
¦ ¦Технические и программные