Направление подготовки дипломированного специалиста 656400 - природообустройство. квалификация - инженер (утв. минобразованием рф 17.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000
года
Регистрационный
N 156
тех/дс
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
656400 -
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ -
ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика
направления подготовки
дипломированного специалиста 656400 -
Природообустройство
1.1. Направление
подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства
образования Российской Федерации от 02.03.2000 N
686.
1.2. Перечень образовательных
программ (специальностей), реализуемых в
рамках данного направления подготовки
дипломированного специалиста:
320500 -
Мелиорация, рекультивация и охрана
земель;
320800 - Природоохранное
обустройство территорий.
1.3.
Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки
инженера по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Водные
ресурсы и водопользование" при очной форме
обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная
характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты
профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности
выпускника являются:
- природные
объекты в виде географических компонентов
геосистем различного уровня: почвы, грунты,
поверхностные и подземные воды, воздушные
массы тропосферы, растительный и животный
мир;
- природно-техногенные системы,
включающие сооружения и мероприятия,
повышающие полезность компонентов природы:
гидромелиоративные системы,
инженерно-экологические системы,
природоохранные комплексы,
водохозяйственные системы.
1.4.2. Виды
профессиональной деятельности.
Выпускник подготовлен к выполнению
следующих видов деятельности:
-
проектная;
-
производственно-технологическая;
-
организационно-управленческая;
-
научно-исследовательская.
Конкретные
виды деятельности определяются
содержанием образовательной программы
вуза.
1.4.3. Обобщенные задачи
профессиональной деятельности и
квалификационные требования.
Проектная
деятельность:
- участвует в
проектировании современных технически
совершенных систем мелиорации и
рекультивации земель, по природоохранному
обустройству территорий, по созданию
культурных ландшафтов;
- участвует в
проектировании высокоэффективных
природоохранных технологий по поддержанию
требуемого состояния окружающей среды и
разрабатывает мероприятия по
предотвращению, уменьшению или устранению
негативных последствий антропогенных
воздействий;
- проводит
эколого-экономическую экспертизу проектов
природообустройства, выполняет экспертизу
проектов, влияющих на природные объекты.
Производственно-технологическая
деятельность:
- реализует проекты
современных технически совершенных систем
по природоохранному обустройству
территорий, мелиорации и рекультивации
земель, по созданию культурных
ландшафтов;
- реализует проекты
высокоэффективных технологий
природоохранных мероприятий по
поддержанию требуемого состояния
окружающей среды и мероприятий по
предотвращению, уменьшению или устранению
негативных последствий антропогенных
воздействий;
- участвует в проведении
изысканий по оценке состояния природных и
природно-техногенных объектов, по
определению исходных данных, необходимых
для проектирования объектов
природообустройства;
- проводит анализ
природных условий для определения
возможности удовлетворения
социально-экономических потребностей
человека в условиях неопределенности и
изменчивости свойств среды;
- выполняет
работы по мониторингу и составлению
ресурсных и территориальных кадастров.
Организационно-управленческая
деятельность:
- выполняет
организационно-техническое руководство
строительством, ремонтом и реконструкцией
сооружений, объектов природообустройства
разного назначения, мелиоративных систем,
противоэрозионных, регулирующих и защитных
сооружений, проведением рекультивационных
работ в соответствии с проектной
документацией, строительными нормами и
правилами, государственными и
ведомственными нормативами и стандартами,
применяя современные методы, технологии и
средства механизации, современные методы
управления строительным производством,
обеспечивая высокую производительность
труда, экономию всех видов ресурсов,
высокое качество работ, повышение
надежности объектов, безопасность труда,
охрану окружающей среды;
- выполняет
работы по информационному обслуживанию,
организации производства, труда и
управления, метрологическому обеспечению,
техническому контролю в области
природообустройства;
- разрабатывает
методические и нормативные документы,
техническую документацию, а также
предложения и мероприятия по осуществлению
разработанных проектов и программ в
области природообустройства, обеспечивая
безотказную и эффективную работу всех
сооружений и элементов в соответствии с
назначением, проектными параметрами;
-
участвует в выполнении работ по
стандартизации технических средств,
систем, процессов, оборудования и
материалов, в рассмотрении технической
документации и подготовке необходимых
обзоров, отзывов, заключений по вопросам
выполняемой работы;
- участвует в
проведении эколого-экономического и
технико-экономического анализа;
-
участвует в проверке соблюдения водного и
земельного законодательства и правил
охраны водных и земельных ресурсов,
осуществляет контроль за восстановлением
нарушенных земель, участвует в
регламентации отношений между
водопользователями, землепользователями,
ведении государственного водного и
земельного кадастров; инспектирует работу
водохозяйственных, мелиоративных,
строительных предприятий и организаций,
водопользователей и землепользователей;
- составляет графики работ, заказы, заявки,
инструкции, пояснительные записки, карты,
схемы, другую техническую документацию, а
также установленную отчетность по
утвержденным формам и в определенные
сроки;
- оказывает консультационную
помощь при реализации проектов и программ,
планов и договоров;
- осуществляет
экспертизу технической документации,
надзор и контроль за состоянием и
эксплуатацией оборудования;
- следит за
соблюдением установленных требований,
действующих норм, правил и стандартов.
Научно-исследовательская деятельность:
- участвует в исследованиях процессов,
возникающих при природопользовании и
природообустройстве, в частности,
мелиорации сельскохозяйственных земель,
земель водного и лесного фондов, населенных
мест и зон рекреаций; рекультивации земель,
нарушенных при строительстве, добыче
полезных ископаемых и другой деятельности,
технологий первичного освоения
рекультивированных земель, инженерных
мероприятий по поддержанию требуемого
мелиоративного режима рекультивированных
земель, системы мероприятий по охране
природных объектов, предупреждению и
ликвидации последствий их загрязнения в
результате антропогенной деятельности;
- изучает и анализирует результаты работ по
природообустройству, обобщает и
систематизирует их с целью прогноза
ожидаемых изменений окружающей среды,
включая гидрогеологический,
гидрологический и мелиоративный режимы
земель и вод;
- организует работу по
повышению научно-технических знаний
работников. Способствует развитию
творческой инициативы, рационализации,
изобретательства, внедрению достижений
отечественной и зарубежной науки, техники,
использованию передового опыта,
обеспечивающих эффективную работу
предприятия.
1.5. Возможности
продолжения образования.
Выпускник
подготовлен к продолжению образования в
аспирантуре.
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования -
среднее (полное) общее образование.
2.2.
Абитуриент должен иметь документ
государственного образца о среднем (полном)
общем образовании, или среднем
профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
по
направлению подготовки дипломированного
специалиста
"Природообустройство"
3.1.
Основная образовательная программа
подготовки выпускника разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы дисциплин,
программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному
минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки
выпускника, к условиям ее реализации,
срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки
инженера состоит из дисциплин федерального
компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а
также факультативных дисциплин. Дисциплины
вузовского компонента и по выбору студента
в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в
федеральном компоненте цикла.
3.4.
Основная образовательная программа
подготовки инженера должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая
дисциплины специализации;
ФАК -
факультативы.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента
основной образовательной программы
выпускника определяется высшим учебным
заведением самостоятельно, в случае
финансирования его реализации за счет
средств бюджета субъекта Российской
Федерации - по согласованию с
соответствующим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки выпускника должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки
дипломированного
специалиста по
направлению
"Природообустройство"
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦
¦Гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные
особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля
произношения, характерные для сферы ¦
¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации; чтение ¦ ¦
¦
¦транскрипции. Лексический минимум в
объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных
лексических единиц общего и ¦ ¦
¦
¦терминологического характера. Понятие
¦ ¦
¦ ¦дифференциации
лексики по сферам применения ¦ ¦
¦
¦(бытовая, терминологическая,
общенаучная, ¦ ¦
¦
¦официальная и другая). Понятие о свободных
и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых
словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных
способах ¦ ¦
¦
¦словообразования. Грамматические навыки,
¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие
коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦
¦смысла при письменном и устном общении
общего ¦ ¦
¦ ¦характера;
основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной
речи. Понятие¦ ¦
¦ ¦об
обиходно-литературном, официально-деловом,
¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле
художественной ¦ ¦
¦
¦литературы. Основные особенности научного
¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и
традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦
¦языка, правила речевого этикета.
Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая
и монологическая речь с ¦ ¦
¦
¦использованием наиболее употребительных
и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального
и официального общения. Основы ¦ ¦
¦
¦публичной речи (устное сообщение,
доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование.
Понимание диалогической и ¦ ¦
¦
¦монологической речи в сфере бытовой и
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦
¦текстов: несложные прагматические тексты
и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и
узкому профилю ¦ ¦
¦
¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦
¦
¦ ¦произведений: аннотация,
реферат, тезисы, ¦ ¦
¦
¦сообщения, частное письмо, деловое письмо,
¦ ¦
¦ ¦биография
¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов. Ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы.
Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦
¦общества. Законодательство
Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации
о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности.
Основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа
жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической
культуры