Изменение n 1 гост р 51709-2001. автотранспортные средства. требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (утв. приказом ростехрегулирования от 26.08.2005 n 215-ст)
Утверждено
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 26 августа
2005 г. N 215-ст
Дата введения -
1 марта 2006
года
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ Р 51709-2001.
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
Раздел 1. Первый абзац.
Исключить слово: "автомобильных";
седьмой абзац. Заменить ссылки и слово: "4.1.13,
4.1.19, 4.1.21" на "4.7.13, 4.7.19", "тяжеловозы" на
"прицепы (полуприцепы) - тяжеловозы".
Раздел 2. Исключить ссылку: ГОСТ 8769-75 и
наименование;
заменить ссылки:
"ГОСТ
17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и
методы измерения содержания оксида
углерода и углеводородов в отработавших
газах автомобилей с бензиновыми
двигателями. Требования безопасности" на
"ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми
двигателями. Выбросы загрязняющих веществ
с отработавшими газами. Нормы и методы
контроля при оценке технического
состояния";
"ГОСТ 21393-75. Автомобили с
дизелями. Дымность отработавших газов.
Нормы и методы измерений. Требования
безопасности" на "ГОСТ Р 52160-2003.
Автотранспортные средства, оснащенные
двигателями с воспламенением от сжатия.
Дымность отработавших газов. Нормы и методы
контроля при оценке технического
состояния";
"ГОСТ Р 50574-93. Автомобили,
автобусы и мотоциклы специальных и
оперативных служб. Цветографические схемы,
опознавательные знаки, надписи,
специальные световые и звуковые сигналы.
Общие требования" на "ГОСТ Р 50574-2002.
Автомобили, автобусы и мотоциклы
оперативных служб. Цветографические схемы,
опознавательные знаки, надписи,
специальные световые и звуковые сигналы.
Общие требования";
дополнить
ссылками:
"ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N
27). Единообразные предписания, касающиеся
сертификации предупреждающих
треугольников;
ГОСТ Р 52051-2003.
Механические транспортные средства и
прицепы. Классификация и определения;
ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в
эксплуатации. Допустимые уровни и методы
измерения".
Пункт 3.2 после слов
"антиблокировочная тормозная система"
дополнить аббревиатурой: (АБС).
Раздел 3
дополнить пунктами - 3.1а, 3.1б, 3.2а, 3.2б, 3.2в, 3.10а,
3.15а, 3.16а, 3.17а, 3.18а, 3.20а, 3.20б, 3.20в, 3.22а, 3.23а, 3.24а,
3.25а, 3.32а, 3.40а, 3.44а, 3.45а, 3.46а, 3.47а, 3.51:
"3.1а.
Автоматический корректор фар: устройство
для автоматического регулирования наклона
пучка ближнего и (или) дальнего света в
зависимости от загрузки АТС, профиля дороги
и условий видимости.
3.1б. Автоматическое
(аварийное) торможение: торможение прицепа
(полуприцепа), выполняемое тормозной
системой без управляющего воздействия
водителя при разрыве магистралей
тормозного привода.
3.2а. Блокирование
колеса: прекращение качения колеса в
дорожных условиях при наличии его
перемещения по опорной поверхности или
прекращение вращения колеса,
установленного на роликовый стенд АТС, при
продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б. Негабаритные АТС: автотранспортные
средства, движение которых по дорогам
допускается только по специальным правилам
[1] ввиду превышения габаритами и (или)
осевой массой установленных
ограничений.
3.2в. Внешние световые
сигнальные приборы (сигнальные огни):
устройства для наружной световой
сигнализации.
3.10а. Каплепадение:
падение капель, повторяющееся с интервалом
не более 20 с.
3.15а. Контурные огни:
источники света, монтируемые на
конструктивно возможной наибольшей высоте
у крайней точки габаритной ширины АТС и
предназначенные для точного указания его
габаритной ширины.
3.16а. Коэффициент
сцепления колеса с опорной поверхностью:
отношение результирующей продольной и
поперечной сил реакций опорной
поверхности, действующих в контакте колеса
с опорной поверхностью, к величине
нормальной реакции опорной поверхности на
колесо.
3.17а. Масса транспортного
средства в снаряженном состоянии
(снаряженная масса): масса порожнего
транспортного средства с кузовом и сцепным
устройством в случае тягача или масса шасси
с кабиной, если завод-изготовитель не
устанавливает кузов и (или) сцепное
устройство, включая массы охлаждающей
жидкости, масла, 90% топлива, 100% других
жидкостей (за исключением использованной
воды), инструментов, запасного колеса, массу
водителя (75 кг) и - для городских и
междугородных автобусов - массу члена
экипажа (75 кг), если в транспортном средстве
предусмотрено для него сиденье.
3.18а.
Начало поворота управляемого колеса: угол
поворота управляемого колеса на (0,06 +/- 0,01)°,
измеряемый от положения прямолинейного
движения.
3.20а. Оптическая ось прибора
для проверки и регулировки фар: линия,
проходящая через центр объектива на экране,
встроенном в прибор для проверки и
регулировки фар, или на матовом экране.
3.20б. Оптический центр (центр отсчета): точка
пересечения оси отсчета с наружной
поверхностью рассеивателя светового
прибора.
3.20в. Ось отсчета светового
прибора: линия пересечения плоскостей,
проходящих через оптический центр
светового прибора параллельно продольной
центральной плоскости АТС и опорной
поверхности.
3.22а. Осевая масса: масса,
соответствующая статической вертикальной
нагрузке, передаваемой осью на опорную
поверхность, обусловленная конструкцией
оси и транспортного средства и
установленная изготовителем транспортного
средства.
3.23а. Подтекание: появление
жидкости на поверхности деталей
герметичных систем привода или питания,
воспринимаемое на ощупь.
3.24а. Прицеп
(полуприцеп) - тяжеловоз: прицеп (полуприцеп)
с числом осей более трех или (и) числом колес
на оси более четырех, предназначенный для
перевозки неделимых крупногабаритных, в
том числе негабаритных и тяжеловесных,
грузов.
3.25а. Проскальзывание колеса на
роликовых стендах: несоответствие окружной
скорости колеса автомобиля окружной
скорости вращения рабочей поверхности
роликов стенда.
3.32а. Стояночные огни:
два источника света белого цвета спереди и
два красного цвета сзади АТС для
обозначения габаритов АТС при остановках и
на стоянках.
3.40а. Угол регулировки
светового пучка фар ближнего света АТС:
угол между наклонной плоскостью,
содержащей левую (от АТС) часть
светотеневой границы пучка ближнего света,
и горизонтальной плоскостью.
3.44а. Фары R,
С, CR: фары дальнего R, ближнего С и
двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с
лампами накаливания.
3.45а. Фары HR, НС, HCR:
фары с галогенными источниками дальнего HR и
ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.
3.46а. Фары DR, DC, DCR: фары с газоразрядными
источниками света категории D дальнего DR и
ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.
3.47а. Фотоприемник: устройство, основанное
на внутреннем или внешнем фотоэффекте.
Изменение состояния фотоприемника под
действием потока оптического излучения
используется для измерения этого
излучения.
3.51. Юз колеса: состояние
колеса, при котором его окружная
(относительно оси вращения колеса) скорость
равна нулю во время движения АТС".
Пункт
3.1. Заменить слова: "3.1. Автопоезд:
транспортное средство, состоящее" на "3.1.
Автопоезд: комбинация транспортных
средств, состоящая".
Пункт 3.3. Исключить
слова: "При проверках на стендах измеряют
время срабатывания по каждому из колес
АТС".
Пункт 3.6. После слова
"вспомогательная" дополнить словами:
"(бесконтактная или износостойкая)".
Пункт 3.11 изложить в новой редакции:
"3.11.
Категория АТС: (См. Приложение А)".
Пункт
3.12 исключить.
Пункт 3.13. Заменить слова:
"вращающимися и неподвижными частями
колеса" на "невращающимися частями и
тормозным диском (барабаном)".
Пункт 3.15.
Заменить слова: "предназначенных для
нанесения" на "нанесенных".
Пункт 3.26.
Заменить слова: "3.26. Разрешенная
максимальная масса: максимальная" на "3.26.
Технически допустимая максимальная масса:
максимальная".
Пункт 3.28. После слова
"скорости" дополнить словами: "и (или)
остановки".
Пункт 3.29. Заменить слова:
"Поверхность или устройство, от которых" на
"Материал, от поверхности которого".
Пункт 3.30 изложить в новой редакции:
"3.30.
Снаряженное состояние АТС: см. п. 3.17а".
Пункт 3.33 изложить в новой редакции:
"3.33.
Суммарный люфт в рулевом управлении: угол
поворота рулевого колеса от положения,
соответствующего началу поворота
управляемых колес в одну сторону, до
положения, соответствующего началу их
поворота в противоположную сторону от
положения, примерно соответствующего
прямолинейному движению АТС".
Пункт 3.36.
Заменить слова: "торможение" на "замедление
АТС и (или) колес АТС", "максимальные" на
"наибольшие".
Пункт 3.42. Заменить слово:
"конца" на "начала его спада в конце".
Пункт 3.44. Заменить индекс: HR на HR, DR.
Пункт 3.45. Заменить индекс: НС на НС, DC.
Пункт 3.46. Заменить индекс: HCR на HCR, DCR.
Раздел 4 дополнить подпунктом 4.1.1а (перед п.
4.1.1):
"4.1.1а. Рабочую тормозную систему
проверяют по показателям эффективности
торможения и устойчивости АТС при
торможении, а запасную, стояночную и
вспомогательную тормозные системы - по
показателям эффективности торможения
согласно таблицам 1а, 1б.
Таблица
1а
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТОРМОЖЕНИЯ И
УСТОЙЧИВОСТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
ПРИ
ПРОВЕРКАХ НА РОЛИКОВЫХ
СТЕНДАХ
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Тормозная
система ¦
¦ показателя
+-------------------------------T------T------+
¦ ¦
рабочая ¦запас-¦стоя- ¦
¦
+---------------T---------------+ная ¦ночная¦
¦
¦ без АБС или с ¦с АБС с порогом¦ ¦
¦
¦ ¦ АБС с порогом ¦
отключения ¦ ¦ ¦
¦
¦отключения выше¦ ниже скорости ¦ ¦
¦
¦ ¦скорости стенда¦ стенда
¦ ¦ ¦
¦
+------T--------+------T--------+ ¦ ¦
¦
¦Эффек-¦Устой- ¦Эффек-¦Устой- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тив- ¦чивость ¦тив- ¦чивость ¦
¦ ¦
¦ ¦ность ¦АТС при
¦ность ¦АТС при ¦ ¦ ¦
¦
¦тормо-¦тормо- ¦тормо-¦тормо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦жения ¦жении ¦жения ¦жении ¦
¦ ¦
+------------------+------+--------+------+--------+------+------+
¦Удельная тормозная¦+ ¦- ¦- ¦- ¦+
¦+ ¦
¦сила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+------------------+------+--------+------+--------+------+------+
¦Относительная ¦- ¦+ ¦- ¦- ¦- ¦-
¦
¦разность тормозных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦сил колес оси ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+--------+------+--------+------+------+
¦Блокирование колес¦+ ¦- ¦- ¦- ¦+
¦+ ¦
¦АТС на роликах или¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦автоматическое от-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ключение
стенда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вследствие прос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦кальзывания колес ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦по роликам <*> ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+--------+------+--------+------+------+
¦
--------------------------- ¦
¦
<*> Используется только вместо
показателя удельной тормозной¦
¦силы.
¦
L-----------------------------------------------------------------
Таблица
1б
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТОРМОЖЕНИЯ И
УСТОЙЧИВОСТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
ПРИ
ПРОВЕРКАХ В ДОРОЖНЫХ
УСЛОВИЯХ
---------------T-------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Тормозная
система ¦
¦ показателя
+-------------------------------T----T------T-----+
¦ ¦
рабочая ¦за- ¦стоя- ¦вспо-¦
¦
+---------------T---------------+пас-¦ночная¦мога-¦
¦
¦ без АБС ¦ с АБС ¦ная ¦
¦тель-¦
¦ +------T--------+------T--------+ ¦
¦ная ¦
¦ ¦Эффек-¦Устой-
¦Эффек-¦Устой- ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦тив- ¦чивость ¦тив- ¦чивость ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦ность ¦АТС при ¦ность ¦АТС
при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тормо-¦тормо-
¦тормо-¦тормо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦жения ¦жении ¦жения ¦жении ¦ ¦ ¦
¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Тормозной путь¦+ ¦- ¦+ ¦- ¦+ ¦-
¦- ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Установившееся¦+ ¦- ¦+ ¦- ¦+ ¦-
¦+ ¦
¦замедление <*>¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Время срабаты-¦+ ¦- ¦+ ¦- ¦+ ¦-
¦- ¦
¦вания тормоз- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ной системы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦<*> ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Коридор ¦- ¦+ ¦- ¦- ¦- ¦- ¦-
¦
¦движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Уклон дороги, ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦+ ¦-
¦
¦на котором АТС¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦удерживается ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неподвижно ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Отсутствие ¦- ¦- ¦+ ¦- ¦- ¦- ¦-
¦
¦следов юза за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦колесами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+--------+------+--------+----+------+-----+
¦Прямолиней- ¦- ¦- ¦- ¦+ ¦- ¦- ¦-
¦
¦ность движения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦АТС при тормо-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦