ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02 (утв. МПС РФ 19.02.2002)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.С.МИШАРИН
19 февраля 2002 года
Согласовано
письмом Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 7 февраля 2002 г. N 709-КЛ
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02
I. Общие требования
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования безопасности при выполнении работ при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на федеральном железнодорожном транспорте.
Действие настоящих Правил распространяется на предприятия федерального железнодорожного транспорта, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (далее - средств контроля) и источников электропитания.
1.2. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ на работников могут воздействовать в соответствии с ГОСТ 12.0.003 <*> следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенный уровень шума;
повышенный уровень вибрации;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная влажность и подвижность воздуха;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная напряженность электрического поля;
повышенная напряженность магнитного поля;
повышенный уровень статического электричества;
отсутствие или недостаток естественного света при работе в тоннелях, колодцах;
химические опасные и вредные факторы (появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых сред);
нервно - психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов, работах на высоте.
--------------------------------
<*> Перечень нормативных документов и полные их реквизиты приведены в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
1.3. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562; СН 2.2.4/2.1.8.566.
1.4. Освещенность рабочих мест в помещениях, на открытых площадках и искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям ОСТ 32.120, Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта и СНиП 23-05.
1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686.
1.6. Организация и ведение технологических процессов при техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативным и технологическим документам на соответствующие процессы.
1.7. Для производственных помещений и зданий дистанций СЦБ и связи в соответствии со СНиП 31-03-2001, Нормами технологического проектирования устройств автоматики и телемеханики на федеральном железнодорожном транспорте должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
1.8. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений предприятий, а также специального самоходного подвижного состава (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки материалов или доставки работников к месту работы) должны соответствовать определенной категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.9. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
1.10. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках предприятий должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7 и 8 Правил устройства электроустановок.
1.11. Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией производственных помещений, ремонтно - технологических участков (РТУ) и аккумуляторных не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов.
Исправность и эффективность вентиляционных устройств определяются на основании результатов анализов, проводимых центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГ СЭН).
1.12. Для всех профессий работников или на отдельные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, средств контроля, автоматизированных и механизированных горок, источников электропитания с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда на основе настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.
1.13. В технологической документации (технологических картах, проектах производства работ) указываются следующие требования безопасности:
технические решения и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;
квалификация исполнителей;
мероприятия по пожаро-, взрывобезопасности;
необходимые средства защиты.
1.14. Контроль за соблюдением требований безопасности при производстве работ и устранении отказов в устройствах СЦБ осуществляет диспетчер дистанции СЦБ и связи.
При возникновении отказов в устройствах СЦБ диспетчер дистанции должен вызвать работников для устранения неисправностей, провести с ними целевой инструктаж и убедиться, что выполняются требования в части обязательного состава бригады в два лица и более согласно Перечню работ, приведенному в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
В зависимости от характера возникшего отказа вторым лицом может быть работник службы пути или службы электроснабжения.
1.15. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
1.16. При эксплуатации и содержании дрезин, мотовозов и автомотрис следует руководствоваться Инструкцией по эксплуатации и содержанию дрезин, мотовозов и автомотрис (моторно - рельсового транспорта несъемного типа) на железных дорогах.
1.17. При проведении окрасочных работ следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при окрасочных работах.
1.18. Не допускается исполнение обязанностей работниками, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.19. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях федерального железнодорожного транспорта должен осуществляться в соответствии с Положением о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.
1.20. Режим труда и отдыха работников, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, средств контроля и источников электропитания, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации <*> и Особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "Трудовой кодекс Российской Федерации", утвержден Президентом Российской Федерации 30.12.01 N 197-ФЗ.
Работникам, профессии которых входят в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском и устанавливается сокращенный рабочий день в соответствии с Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
1.21. Порядок и условия организации дежурства на дому и на объекте с правом отдыха в специально оборудованной комнате должны соответствовать требованиям Положения о порядке и условиях организации дежурства работников хозяйства сигнализации и связи МПС на дому и на объекте с правом отдыха в специально оборудованной комнате.
1.22. Аварийно - восстановительные работы, а также работы по устранению неисправностей в напольных устройствах СЦБ, расположенных на железнодорожных путях, выполняемые в ночное время, выходные и праздничные дни должны производиться в соответствии с технологическим процессом, разработанным применительно к местным условиям.
Для безопасного выполнения работ должен быть разработан порядок взаимодействия работников службы пути, перевозок и дистанции сигнализации и связи, утверждаемый начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги - руководством железной дороги.
II. Требования безопасности к технологическим процессам
2.1. Требования безопасности
при следовании работников к месту работы на перегонах
и железнодорожных станциях
2.1.1. При выполнении работ на железнодорожных путях железнодорожной станции (далее - станции) работники должны проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам, внимательно следя за передвижением поездов или маневровых составов на смежных железнодорожных путях.
2.1.2. Маршруты безопасного прохода по станционным путям разрабатываются работниками дистанции СЦБ и связи, утверждаются руководством дистанции СЦБ и связи, согласовываются с начальником станции (ДС) и доводятся до сведения всех причастных работников при проведении инструктажей.
Маршруты служебных проходов на территории станции разрабатываются работниками станции и утверждаются ДС.
2.1.3. Перед началом работы руководитель работ (старший электромеханик, электромеханик) обязан:
провести целевой инструктаж;
проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;
убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению (по необходимости).
Сигнал о приближении поезда или команда руководителя работ об уходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является приказом для всех работающих.
2.1.4. Проход на перегонах к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника.
При невозможности пройти в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по железнодорожному пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:
на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению), контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению;
руководитель работ обязан предупредить работников о соблюдении осторожности при нахождении на железнодорожных путях при плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, и следить, чтобы они шли по одному друг за другом;
при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем).
На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов, следует ориентироваться по показаниям светофоров.
2.1.5. В стесненных местах, где по обеим сторонам железнодорожного пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, а также на мостах и в тоннелях намечаются безопасные места, на которые следует отойти при появлении поезда.
2.1.6. При установленной скорости движения поездов до 140 км/ч включительно при приближении поезда работники должны заблаговременно, когда до поезда остается расстояние не менее 400 м, прекратить работы, убрать материалы, инструмент и отойти в сторону от железнодорожного пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место.
При приближении подвижного состава работники должны отойти на следующие расстояния от крайнего рельса:
поезда, дрезины, отдельного локомотива - не менее чем на 2,5 м;
работающих путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м;
работающего путевого струга - на 10 м;
работающих машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;
работающих однопутных снегоочистителей - на 25 м.
Пропуская поезд, необходимо укрыться за опорами контактной сети, релейными шкафами или другими сооружениями во избежание получения травмы от предметов, которые могут находиться на подвижном составе и выступать за пределы габарита приближения строений.
Запрещается переходить для пропуска поезда на соседний железнодорожный путь и находиться на нем.
2.1.7. На скоростных

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 19.02.2002 n ИС-95-р ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ РАБОТ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также