ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02 (утв. МПС РФ 19.02.2002)
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской
Федерации
А.С.МИШАРИН
19 февраля 2002
года
Согласовано
письмом
Министерства труда
и социального
развития
Российской Федерации
от 7
февраля 2002 г. N 709-КЛ
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ
СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И
БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ПОТ
РО-13153-ЦШ-877-02
I. Общие требования
1.1.
Настоящие Правила устанавливают
требования безопасности при выполнении
работ при техническом обслуживании и
ремонте устройств сигнализации,
централизации и блокировки (СЦБ) на
федеральном железнодорожном транспорте.
Действие настоящих Правил
распространяется на предприятия
федерального железнодорожного транспорта,
осуществляющие техническое обслуживание и
ремонт устройств СЦБ, механизированных и
автоматизированных сортировочных горок,
средств автоматического контроля
технического состояния подвижного состава
на ходу поезда (далее - средств контроля) и
источников электропитания.
1.2. При
выполнении работ по техническому
обслуживанию и ремонту устройств СЦБ на
работников могут воздействовать в
соответствии с ГОСТ 12.0.003 <*> следующие
основные опасные и вредные
производственные факторы:
движущийся
подвижной состав и другие транспортные
средства;
повышенный уровень шума;
повышенный уровень вибрации;
повышенное значение напряжения в
электрической цепи, замыкание которой
может произойти через тело человека;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на
поверхности оборудования;
расположение
рабочего места на значительной высоте
относительно поверхности земли (пола);
повышенная запыленность и загазованность
воздуха рабочей зоны;
повышенная
влажность и подвижность воздуха;
недостаточная освещенность рабочей
зоны;
повышенная или пониженная
температура поверхностей оборудования;
пониженная температура воздуха рабочей
зоны;
повышенная напряженность
электрического поля;
повышенная
напряженность магнитного поля;
повышенный уровень статического
электричества;
отсутствие или
недостаток естественного света при работе
в тоннелях, колодцах;
химические
опасные и вредные факторы (появление в зоне
работы взрывоопасных, пожароопасных и
ядовитых сред);
нервно - психические
перегрузки при выполнении работ на
железнодорожных путях, мостах и тоннелях во
время движения поездов, работах на
высоте.
--------------------------------
<*>
Перечень нормативных документов и полные
их реквизиты приведены в Приложении N 1 к
настоящим Правилам.
1.3. Уровни шума и
вибраций на рабочих местах не должны
превышать значений, приведенных в ГОСТ
12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562; СН 2.2.4/2.1.8.566.
1.4. Освещенность рабочих мест в помещениях,
на открытых площадках и искусственных
сооружениях должна соответствовать
требованиям ОСТ 32.120, Отраслевым нормам
естественного и совмещенного освещения
производственных предприятий
железнодорожного транспорта и СНиП 23-05.
1.5. Содержание вредных веществ в воздухе
рабочей зоны не должно превышать предельно
допустимых концентраций, установленных
ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686.
1.6. Организация и
ведение технологических процессов при
техническом обслуживании и ремонте
устройств СЦБ должны соответствовать
государственным и отраслевым стандартам,
санитарным нормам и правилам,
межотраслевым и отраслевым правилам и
нормам, настоящим Правилам и другим
нормативным и технологическим документам
на соответствующие процессы.
1.7. Для
производственных помещений и зданий
дистанций СЦБ и связи в соответствии со
СНиП 31-03-2001, Нормами технологического
проектирования устройств автоматики и
телемеханики на федеральном
железнодорожном транспорте должны быть
определены категории по взрывной,
взрывопожарной и пожарной опасности.
1.8.
Средства пожарной сигнализации и средства
пожаротушения для различных помещений
предприятий, а также специального
самоходного подвижного состава (мотовозы,
дрезины, специальные автомотрисы для
перевозки материалов или доставки
работников к месту работы) должны
соответствовать определенной категории по
взрывной, взрывопожарной и пожарной
опасности и требованиям Норм оснащения
объектов и подвижного состава федерального
железнодорожного транспорта первичными
средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и
инвентаря для хозяйственных нужд не
допускается.
1.9. Для обеспечения
пожарной безопасности и
взрывобезопасности производственных
процессов необходимо соблюдать требования
ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной
безопасности в Российской Федерации и
Правил пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте.
1.10. При
выборе и установке электрооборудования в
помещениях и на открытых площадках
предприятий должны быть определены классы
взрывоопасных и пожароопасных зон в
соответствии с требованиями глав 7 и 8
Правил устройства электроустановок.
1.11.
Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и
местной вентиляцией производственных
помещений, ремонтно - технологических
участков (РТУ) и аккумуляторных не должны
превышать предельно допустимые
концентрации для атмосферного воздуха
прилегающих жилых районов.
Исправность
и эффективность вентиляционных устройств
определяются на основании результатов
анализов, проводимых центрами
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора на
железнодорожном транспорте (далее - ЦГ
СЭН).
1.12. Для всех профессий работников
или на отдельные виды работ по техническому
обслуживанию и ремонту устройств СЦБ,
средств контроля, автоматизированных и
механизированных горок, источников
электропитания с учетом местных условий
должны быть разработаны инструкции по
охране труда на основе настоящих Правил,
типовых инструкций по охране труда и в
соответствии с Положением о порядке
разработки и утверждения нормативных
правовых актов по охране труда на
федеральном железнодорожном транспорте.
1.13. В технологической документации
(технологических картах, проектах
производства работ) указываются следующие
требования безопасности:
технические
решения и организационные мероприятия,
обеспечивающие безопасность работ;
квалификация исполнителей;
мероприятия
по пожаро-, взрывобезопасности;
необходимые средства защиты.
1.14.
Контроль за соблюдением требований
безопасности при производстве работ и
устранении отказов в устройствах СЦБ
осуществляет диспетчер дистанции СЦБ и
связи.
При возникновении отказов в
устройствах СЦБ диспетчер дистанции должен
вызвать работников для устранения
неисправностей, провести с ними целевой
инструктаж и убедиться, что выполняются
требования в части обязательного состава
бригады в два лица и более согласно Перечню
работ, приведенному в Приложении N 2 к
настоящим Правилам.
В зависимости от
характера возникшего отказа вторым лицом
может быть работник службы пути или службы
электроснабжения.
1.15. При эксплуатации
автомобилей, тракторов, автопогрузчиков,
электропогрузчиков и других безрельсовых
колесных транспортных средств следует
руководствоваться Межотраслевыми
правилами по охране труда при эксплуатации
промышленного транспорта.
1.16. При
эксплуатации и содержании дрезин,
мотовозов и автомотрис следует
руководствоваться Инструкцией по
эксплуатации и содержанию дрезин,
мотовозов и автомотрис (моторно -
рельсового транспорта несъемного типа) на
железных дорогах.
1.17. При проведении
окрасочных работ следует
руководствоваться Межотраслевыми
правилами по охране труда при окрасочных
работах.
1.18. Не допускается исполнение
обязанностей работниками, находящимися в
состоянии алкогольного, токсического или
наркотического опьянения. Лица,
обнаруженные в таком состоянии, немедленно
отстраняются от работы и привлекаются к
ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
1.19. Контроль за состоянием охраны труда и
соблюдением настоящих Правил на
предприятиях федерального
железнодорожного транспорта должен
осуществляться в соответствии с Положением
о контроле за состоянием охраны труда на
федеральном железнодорожном транспорте.
1.20. Режим труда и отдыха работников,
выполняющих работы по техническому
обслуживанию и ремонту устройств СЦБ,
механизированных и автоматизированных
сортировочных горок, средств контроля и
источников электропитания,
устанавливаются в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации <*> и
Особенностями регулирования рабочего
времени и времени отдыха отдельных
категорий работников железнодорожного
транспорта и метрополитенов,
непосредственно связанных с обеспечением
безопасности движения поездов.
--------------------------------
<*> Федеральный
закон "Трудовой кодекс Российской
Федерации", утвержден Президентом
Российской Федерации 30.12.01 N
197-ФЗ.
Работникам, профессии которых
входят в Список производств, цехов,
профессий и должностей с вредными
условиями труда, работа в которых дает
право на дополнительный отпуск и
сокращенный рабочий день, дополнительный
отпуск предоставляется одновременно с
ежегодным отпуском и устанавливается
сокращенный рабочий день в соответствии с
Инструкцией о порядке применения Списка
производств, цехов, профессий и должностей
с вредными условиями труда, работа в
которых дает право на дополнительный
отпуск и сокращенный рабочий день.
1.21.
Порядок и условия организации дежурства на
дому и на объекте с правом отдыха в
специально оборудованной комнате должны
соответствовать требованиям Положения о
порядке и условиях организации дежурства
работников хозяйства сигнализации и связи
МПС на дому и на объекте с правом отдыха в
специально оборудованной комнате.
1.22.
Аварийно - восстановительные работы, а
также работы по устранению неисправностей
в напольных устройствах СЦБ, расположенных
на железнодорожных путях, выполняемые в
ночное время, выходные и праздничные дни
должны производиться в соответствии с
технологическим процессом, разработанным
применительно к местным условиям.
Для
безопасного выполнения работ должен быть
разработан порядок взаимодействия
работников службы пути, перевозок и
дистанции сигнализации и связи,
утверждаемый начальником отделения
железной дороги, а при отсутствии отделений
в составе железной дороги - руководством
железной дороги.
II. Требования
безопасности к технологическим
процессам
2.1. Требования безопасности
при следовании работников к месту работы на
перегонах
и железнодорожных
станциях
2.1.1. При выполнении работ на
железнодорожных путях железнодорожной
станции (далее - станции) работники должны
проходить к месту работы и обратно по
установленным маршрутам, внимательно следя
за передвижением поездов или маневровых
составов на смежных железнодорожных
путях.
2.1.2. Маршруты безопасного прохода
по станционным путям разрабатываются
работниками дистанции СЦБ и связи,
утверждаются руководством дистанции СЦБ и
связи, согласовываются с начальником
станции (ДС) и доводятся до сведения всех
причастных работников при проведении
инструктажей.
Маршруты служебных
проходов на территории станции
разрабатываются работниками станции и
утверждаются ДС.
2.1.3. Перед началом
работы руководитель работ (старший
электромеханик, электромеханик) обязан:
провести целевой инструктаж;
проверить
наличие сигнальных принадлежностей и
защитных приспособлений;
убедиться
лично или по телефону у дежурного по
станции, ограничивающей перегон, в том, что
заявка о выдаче предупреждений на поезда
принята к исполнению (по необходимости).
Сигнал о приближении поезда или команда
руководителя работ об уходе с пути на
безопасное расстояние или в заранее
определенное место является приказом для
всех работающих.
2.1.4. Проход на
перегонах к месту работ и обратно должен
осуществляться в стороне от
железнодорожного пути или по обочине
земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего
рельса под наблюдением руководителя работ
или специально выделенного работника.
При невозможности пройти в стороне от
железнодорожного пути или по обочине (в
тоннелях, на мостах, при разливе рек,
отсутствии обочин, во время заносов и в
других случаях) проход по железнодорожному
пути может быть допущен с принятием
следующих мер предосторожности:
на
двухпутном участке следует идти навстречу
движению поездов в установленном
направлении (правильному движению),
контролируя приближение поезда также и по
неправильному направлению;
руководитель работ обязан предупредить
работников о соблюдении осторожности при
нахождении на железнодорожных путях при
плохой видимости (туман, снегопад) и
гололеде, а также зимой, когда головные
уборы ухудшают слышимость звуковых
сигналов, и следить, чтобы они шли по одному
друг за другом;
при движении группой
впереди должен идти специально выделенный
работник, ограждая группу развернутым
красным флагом (ночью фонарем с красным
огнем).
На многопутных участках и
перегонах, оборудованных двухсторонней
автоблокировкой для определения
направления движения поездов, следует
ориентироваться по показаниям
светофоров.
2.1.5. В стесненных местах, где
по обеим сторонам железнодорожного пути
расположены высокие платформы, здания,
заборы, крутые откосы, а также на мостах и в
тоннелях намечаются безопасные места, на
которые следует отойти при появлении
поезда.
2.1.6. При установленной скорости
движения поездов до 140 км/ч включительно при
приближении поезда работники должны
заблаговременно, когда до поезда остается
расстояние не менее 400 м, прекратить работы,
убрать материалы, инструмент и отойти в
сторону от железнодорожного пути на
безопасное расстояние или в заранее
определенное место.
При приближении
подвижного состава работники должны отойти
на следующие расстояния от крайнего
рельса:
поезда, дрезины, отдельного
локомотива - не менее чем на 2,5 м;
работающих путеукладчика (кроме
обслуживающей его бригады),
электробалластера, уборочной машины,
рельсошлифовального поезда и других машин
тяжелого типа - на 5 м;
работающего
путевого струга - на 10 м;
работающих
машин, оборудованных щебнеочистительными
устройствами, двухпутных и роторных
снегоочистителей - на 5 м в сторону,
противоположную выбросу снега, льда или
засорителей;
работающих однопутных
снегоочистителей - на 25 м.
Пропуская
поезд, необходимо укрыться за опорами
контактной сети, релейными шкафами или
другими сооружениями во избежание
получения травмы от предметов, которые
могут находиться на подвижном составе и
выступать за пределы габарита приближения
строений.
Запрещается переходить для
пропуска поезда на соседний
железнодорожный путь и находиться на
нем.
2.1.7. На скоростных