ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА (утв. Минобразованием РФ 15.03.2002)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
15 марта 2002
года
Согласовано
Статс-секретарь -
Первый
заместитель Председателя
Госкомспорта России
В.В.НЕЛЮБИН
13
марта 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И
УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ
ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И
ТУРИЗМА"
1. Общая характеристика
дополнительной
профессиональной
образовательной программы для получения
дополнительной квалификации "Менеджер
курортного,
гостиничного дела и
туризма"
1.1. Дополнительная
профессиональная образовательная
программа для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного,
гостиничного дела и туризма" реализуется в
соответствии с настоящими
Государственными требованиями к минимуму
содержания и уровню требований к
специалистам для присвоения указанной
дополнительной квалификации
(Государственные требования).
1.2.
Дополнительная квалификация "Менеджер
курортного, гостиничного дела и туризма"
присуждается лицам, имеющим высшее
образование по направлениям и
специальностям из нижеперечисленных:
230500 - социально-культурный сервис и
туризм;
061100 - менеджер организаций;
060700 - государственное муниципальное
управление;
231100 - юриспруденция;
510000
- естественные науки и математика;
520000 -
гуманитарно-социальные науки;
550000 -
технические науки;
040000 - лечебное дело и
другие медицинские науки.
1.3. Целью
данной дополнительной профессиональной
образовательной программы является
подготовка менеджеров к следующим видам
деятельности:
- внедрению социального и
отраслевого сервиса в санаторно-курортную
сферу, туризм, гостиничное и ресторанное
хозяйство;
- организации
управленческого маркетинга, рекламы и
логистики в туристско-курортном бизнесе;
- научным исследованиям по внедрению новых
подходов к управлению персоналом курортных
комплексов в условиях свободной
конкуренции;
- образовательной по
подготовке и переподготовке кадров для
курортно-туристской отрасли.
1.4. Сферами
профессиональной деятельности
специалистов являются предприятия и
организации санаторно-курортной,
гостиничной и туристской отраслей,
ресторанного бизнеса, функционирующие в
условиях государственного и рыночного
секторов отечественной экономики.
1.5.
Нормативная трудоемкость
образовательно-профессиональной программы
- 1340 часов.
2. Требования к уровню
подготовки,
необходимому для освоения
дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения
дополнительной
квалификации "Менеджер
курортного, гостиничного
дела и
туризма"
2.1. Лица, желающие освоить
дополнительную образовательную программу
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер курортного, гостиничного дела и
туризма", должны иметь высшее
профессиональное образование по
направлениям и специальностям, указанным в
п. 1.2, подтвержденное документом
государственного образца. Для всех лиц,
желающих получить дополнительную
квалификацию, проводятся собеседования с
целью определения творческих способностей
и коммуникабельности, необходимых для
руководящих кадров, а также опыт работы не
менее года по управлению коллективом или
подразделением санаторно-курортного или
туристско-гостиничного комплексов.
2.2. В
случае, когда количество лиц, желающих
получить дополнительную квалификацию,
превышает количество мест, обеспечиваемых
образовательным учреждением и
необходимыми условиями для реализации
программы, возможно объявление конкурсного
отбора. Условия конкурсного отбора
определяются образовательным учреждением
в соответствии с решением ученого совета
при учете подготовки слушателя по основной
образовательной программе
профессионального образования из числа,
указанного в п. 1.2.
3. Требования к
дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения
дополнительной
квалификации "Менеджер
курортного, гостиничного
дела и
туризма"
3.1. Дополнительная
профессиональная образовательная
программа для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного,
гостиничного дела и туризма" включает
настоящие Государственные требования,
примерный учебный план, примерные
программы по учебным дисциплинам.
3.2.
Дополнительная профессиональная
образовательная программа для получения
дополнительной квалификации "Менеджер
курортного, гостиничного дела и туризма"
предусматривает следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные
дисциплины;
цикл СД - специальные
дисциплины;
цикл ДС - дисциплины
специализации;
ПП - практика и/или
стажировка;
ИА - итоговая
государственная аттестация.
4.
Обязательный минимум содержания
образовательной программы для получения
дополнительной
квалификации "Менеджер
курортного, гостиничного
дела и
туризма"
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦
¦часов ¦
¦ ¦
¦трудо- ¦
¦ ¦
¦емкости¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1
¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
¦260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента
¦30 ¦
¦ ¦Понятие, сущность
менеджмента, его функции в ¦ ¦
¦
¦условиях совершенного и несовершенного
рынка. ¦ ¦
¦ ¦Особенности
менеджмента в России и использова- ¦ ¦
¦ ¦ние зарубежного опыта. Специфика
менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в различных
секторах экономики и социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Качество менеджмента, этика
делового ¦ ¦
¦ ¦общения,
психология менеджмента, инновационные ¦
¦
¦ ¦программы менеджмента как
основа реформирования¦ ¦
¦
¦кадровой политики ¦
¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.02 ¦Иностранный язык
¦50 ¦
¦ ¦Области использования в
курортном, гостиничном ¦ ¦
¦
¦деле, туризме, ресторанном сервисе.
Специфика ¦ ¦
¦ ¦артикуляции
звуков, интонации, акцентуации и ¦ ¦
¦ ¦ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные
особенности полного стиля произношения, ¦
¦
¦ ¦характерные для сферы
профессиональной коммуни-¦ ¦
¦
¦кации; чтение транскрипции. Лексический
минимум¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего¦ ¦
¦
¦и терминологического характера. Понятие
¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики
по сферам применения ¦ ¦
¦
¦(бытовая, терминологическая, общенаучная,
¦ ¦
¦ ¦официальная и другая).
¦ ¦
¦ ¦Понятие о
свободных и устойчивых словосочета- ¦
¦
¦ ¦ниях, фразеологических
единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие
об основных способах словообразования. ¦
¦
¦ ¦Грамматические навыки,
обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦
¦кацию общего характера без искажения
смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и
устном общении; основные грам- ¦ ¦
¦
¦матические явления, характерные для
профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной речи.
¦ ¦
¦ ¦Понятие об
обиходно-литературном, официально- ¦
¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле
художественной ¦ ¦
¦
¦литературы. Основные особенности научного
¦ ¦
¦ ¦стиля.
¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции
стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦
¦правила речевого этикета. ¦
¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и
монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с
использованием наиболее употребительных и
¦ ¦
¦ ¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального
и официального общения. Основы ¦ ¦
¦
¦публичной речи (устное сообщение,
доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование.
Понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и
профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной
коммуникации. Чтение. ¦ ¦
¦ ¦Виды текстов: несложные
прагматические тексты ¦ ¦
¦ ¦и
тексты по широкому и узкому профилю ¦
¦
¦ ¦специальности.
¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых
произведений: аннотация, ¦ ¦
¦
¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
¦ ¦
¦ ¦деловое письмо,
биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.03 ¦Культурология и межкультурные
коммуникации ¦30 ¦
¦ ¦Структура
и состав современного культурологи- ¦
¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и
философия ¦ ¦
¦ ¦культуры,
социология культуры, культурная ¦
¦
¦ ¦антропология. Культурология и
история культуры.¦ ¦
¦
¦Теоретическая и прикладная культурология.
Ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды
культурологических исследований. Основные
¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии:
культура, цивилизация, ¦ ¦
¦
¦морфология культуры, функции культуры,
субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры,
культурогенез, динамика культуры, ¦
¦
¦ ¦язык и символы культуры,
культурные коды, ¦ ¦
¦
¦межкультурные коммуникации, культурные
ценности¦ ¦
¦ ¦и нормы,
культурные традиции, культурная карти-¦
¦
¦ ¦на мира, социальные институты
культуры, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная
самоидентичность, культурная модерниза- ¦
¦
¦ ¦ция. Типология культур.
Этническая и националь-¦ ¦
¦
¦ная, элитарная и массовая культуры.
Восточные и¦ ¦
¦ ¦западные типы
культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦
¦динные" культуры. Локальные культуры.
Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в
мировой культуре. Тенденции куль-¦ ¦
¦ ¦турной универсализации в мировом
современном ¦ ¦
¦ ¦процессе.
Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные
проблемы ¦ ¦
¦
¦современности. Культура и личность.
¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и
социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04 ¦Правоведение ¦40
¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в
жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма
права и нормативно-правовые акты. ¦
¦
¦ ¦Основные правовые системы
современности. ¦ ¦
¦
¦Международное право как особая система
права. ¦ ¦
¦ ¦Источники
российского права. Закон и подзакон- ¦
¦
¦ ¦ные акты. Система российского
права. Отрасли ¦ ¦
¦ ¦права.
Правонарушение и юридическая ответствен-¦
¦
¦ ¦ность. Значение законности и
правопорядка в ¦ ¦
¦
¦современном обществе. Правовое
государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция
Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности
федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства
России. Система органов государст- ¦
¦
¦ ¦венной власти в Российской
Федерации. Понятие ¦ ¦
¦
¦гражданского правоотношения. Физические и
¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право
собственности. Обяза- ¦ ¦
¦
¦тельства в гражданском праве и
ответственность ¦ ¦
¦ ¦за их
нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦
¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные
права и обязаннос-¦ ¦
¦ ¦ти
супругов, родителей и детей.
Ответственность¦ ¦
¦ ¦по
семейному праву. Трудовой договор (конт- ¦
¦
¦ ¦ракт). Трудовая дисциплина и
ответственность за¦ ¦
¦ ¦ее
нарушение. Административные
правонарушения и¦ ¦
¦
¦административная ответственность.
Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления.
Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦
¦совершение преступлений.
Экологическое право. ¦ ¦
¦
¦Особенности правового регулирования
будущей ¦ ¦
¦
¦профессиональной деятельности. Правовые
основы ¦ ¦
¦ ¦защиты
государственной тайны. Законодательные ¦
¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в
области защиты ¦ ¦
¦
¦информации и государственной тайны
¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.05 ¦Социальная психология
¦30 ¦
¦ ¦Психология: предмет,
объект и методы психоло- ¦ ¦
¦
¦гии. Место психологии в системе наук.
История ¦ ¦
¦ ¦развития
психологического знания и основные ¦
¦
¦ ¦направления в психологии.
Индивид, личность, ¦ ¦
¦
¦субъект, индивидуальность. Психика и
организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика,
поведение и деятельность. Основные ¦
¦
¦ ¦функции психики. Развитие
психики в процессе ¦ ¦
¦
¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Струк-¦ ¦
¦ ¦тура психики.
Соотношение сознания и бессоз- ¦ ¦