ПРИКАЗ Минобразования РФ от 17.04.2000 n 1122 (ред. от 22.04.2002) О СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ К СЕРТИФИКАЦИИ, ПОЛОЖЕНИЕМ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 апреля 2000 г. N
1122
О СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕСТОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ
(в ред. Приказов
Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059,
от 22.04.2002
N 1515)
С целью повышения качества
образования и дальнейшего
совершенствования аттестационных тестовых
технологий приказываю:
1. Создать
Координационный совет Минобразования
России по вопросам сертификации качества
педагогических тестовых материалов и
утвердить его состав (Приложение N 1).
2.
Утвердить документы, регламентирующие
процедуру сертификации качества
педагогических тестовых материалов:
2.1.
Временное положение о сертификации
качества педагогических тестовых
материалов, используемых для оценки знаний
обучающихся в образовательных учреждениях
Российской Федерации (Приложение N 2).
2.2.
Методические указания по подготовке
педагогических тестовых материалов к
сертификации (Приложение N 3).
2.3.
Положение о Координационном совете
Минобразования России по вопросам
сертификации качества педагогических
тестовых материалов (Приложение N 4).
3.
Возложить функцию головного учреждения в
системе Минобразования России по
сертификации качества педагогических
тестовых материалов, используемых для
оценки знаний студентов высших и средних
специальных учебных заведений, на
Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов Московского
государственного института стали и сплавов
(технологического университета).
4.
Возложить по согласованию с президентом
Российской академии образования Н.Д.
Никандровым функцию головного учреждения
по сертификации качества педагогических
тестовых материалов, используемых для
оценки знаний обучающихся во всех типах
общеобразовательных учреждений и
учреждениях начального профессионального
образования, на Институт общего среднего
образования Российской академии
образования.
5. Управлению
прогнозирования и развития системы
образования (В.М. Зуеву) предусмотреть на 2001
год за счет бюджетного финансирования в
рамках системы мероприятий по реализации
Федеральной программы развития
образования работы Исследовательского
центра проблем качества подготовки
специалистов Московского государственного
института стали и сплавов
(технологического университета) по
совершенствованию научно - методического
обеспечения системы сертификации качества
педагогических тестовых материалов.
6.
Управлению образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования (Г.К.
Шестакову) совместно с Управлением
послевузовского и дополнительного
профессионального образования (В.В.
Безлепкиным) до 01.08.2000 разработать и
утвердить государственные требования,
предъявляемые к программам
профессиональной переподготовки в области
тестирования.
7. Головным учреждениям по
сертификации качества педагогических
тестовых материалов разработать и
представить на утверждение в
Координационный совет Минобразования
России по вопросам сертификации качества
педагогических тестовых материалов до 1
июня 2000 г. образцы сертификата качества
педагогического тестового материала и
свидетельства о прохождении экспертизы
сертификации качества педагогических
тестовых материалов.
8. Рекомендовать
руководителям органов управления
образованием различных уровней, ректорам
высших учебных заведений, руководителям
общеобразовательных учреждений,
учреждений начального профессионального и
среднего профессионального образования
пользоваться для оценки знаний обучаемых
методом тестирования сертифицированными
педагогическими тестовыми материалами.
9. Считать утратившим силу Приказ
Минобразования России от 25.06.97 N 1300.
10.
Контроль за исполнением настоящего Приказа
возложить на заместителя Министра В.Д.
Шадрикова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение N 1
к
Приказу
Минобразования России
от 17
апреля 2000 г. N 1122
СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ
ПО ВОПРОСАМ СЕРТИФИКАЦИИ
КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕСТОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ
(в ред. Приказов
Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059,
от 22.04.2002
N 1515)
1. Селезнева Н.А. (председатель) -
директор Исследовательского центра
проблем качества подготовки специалистов
Московского государственного института
стали и сплавов (технологического
университета), д.т.н., профессор.
2.
Исключен. - Приказ Минобразования РФ от
22.04.2002 N 1515.
3. Дик Ю.И. (зам. председателя) -
директор Института общего среднего
образования РАО, д.пед.н.,
член-корреспондент РАО.
4. Челышкова М.Б.
(ученый секретарь) - заведующая кафедрой
педагогических измерений
Исследовательского центра проблем
качества подготовки специалистов
Московского государственного института
стали и сплавов (технологического
университета), к.пед.н., доцент.
5.
Арсеньев Г.В. - заместитель начальника
Управления высшего профессионального
образования, к.т.н.
6. Исключен. - Приказ
Минобразования РФ от 22.04.2002 N 1515.
7.
Андреев С.С. - заместитель начальника
учебно-методического управления
Новгородского государственного
университета, к.т.н., доцент.
8. Бородулин
И.Н. - проректор по учебной работе,
заместитель председателя совета
учебно-методических объединений по
образованию в области электроники и
прикладной математики, к.т.н., доцент.
9.
Бухаров А.В. - директор негосударственного
образовательного учреждения "Учебный центр
ОАО "Газпром", к.г.-м.н., доцент.
10.
Бархатова Т.А. - начальник
информационно-методического отдела
Государственной инспекции по аттестации
учебных заведений России.
11. Григорьев
С.Г. - начальник управления информатизации
Финансовой академии при Правительстве
Российской Федерации, д.т.н., профессор.
12. Дьяконов И.А. - директор Головного центра
тестирования граждан зарубежных стран по
русскому языку Минобразования России,
к.ф.-м.н., доцент.
13. Ковалева Г.С. -
заведующая Центром оценки качества
образования Института общего среднего
образования Российской академии
образования, к.пед.н.
14. Краснокутская
Л.А. - ведущий сотрудник Центра оценки
качества образования Института общего
среднего образования Российской академии
образования, к.ф.-м.н.
15. Куклин В.Ж. -
заместитель директора
Научно-информационного центра
государственной аккредитации
Минобразования России, к.т.н., доцент.
16.
Исключен. - Приказ Минобразования РФ от
22.04.2002 N 1515.
17. Лежнина Е.И. - заместитель
директора по научно-методической работе
Московского областного медицинского
колледжа.
18. Логинова О.Б. - проректор
Московского института повышения
квалификации работников образования,
к.пед.н.
19. Максимов Н.И. - председатель
Координационного совета УМО и НМС, к.т.н.,
профессор.
20. Собин О.А. - руководитель
Экспериментального центра переподготовки
и повышения квалификации педагогических
кадров при Московской государственной
геологоразведочной академии, к.т.н.,
профессор.
21. Татур А.О. - руководитель
Центра педагогических измерений
Московского института повышения
квалификации работников образования,
к.ф.-м.н.
22. Хлебников В.А. - и.о. директора
Центра тестирования Министерства
образования Российской Федерации, к.т.н.,
доцент.
23. Шмелев А.Г. - профессор
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова, д.пс.н.
24. Ярошенко
Н.Г. - заместитель начальника Управления
среднего профессионального образования,
к.пед.н.
25. Васильев Владимир Иванович -
заместитель директора Международного
центра тестового контроля и приема
экзаменов Всемирного технологического
университета, доктор технических наук,
профессор.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059)
26.
Звонников Виктор Иванович - заместитель
директора Исследовательского центра
проблем качества подготовки специалистов
Московского государственного института
стали и сплавов (технологического
университета), кандидат экономических наук,
доцент.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059)
27.
Нардюжев Виктор Иванович - доцент
Обнинского института атомной энергетики,
кандидат технических наук.
(введено
Приказом Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059)
28. Нечаев Николай Николаевич - проректор
Московского государственного
лингвистического университета, академик
РАО, доктор психологических наук,
профессор.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 25.10.2000 N 3059)
29.
Розина Нелли Михайловна - заместитель
руководителя Департамента образовательных
программ и стандартов профессионального
образования, кандидат педагогических
наук.
(введено Приказом Минобразования
РФ от 22.04.2002 N 1515)
30. Иванова Светлана
Вениаминовна - заместитель руководителя
Департамента образовательных программ и
стандартов общего образования, кандидат
педагогических наук.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 22.04.2002 N 1515)
31.
Акимов Юрий Павлович - Председатель
Государственной инспекции по аттестации
учебных заведений России при
Минобразовании России, кандидат
физико-математических наук, доцент.
(введено Приказом Минобразования РФ от
22.04.2002 N 1515)
32. Савельев Борис Алексеевич -
консультант Государственной инспекции по
аттестации учебных заведений России при
Минобразовании России, кандидат
технических наук, доцент.
(введено
Приказом Минобразования РФ от 22.04.2002 N 1515)
33. Михалевская Галина Ивановна -
заместитель заведующего кафедрой
педагогики и педагогической психологии
Санкт-Петербургского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 22.04.2002 N 1515)
34.
Блинков Юрий Андреевич - заведующий
кафедрой социально-психологической работы
Курского государственного медицинского
университета, академик, доктор медицинских
наук, профессор.
(введено Приказом
Минобразования РФ от 22.04.2002 N 1515)
Приложение N 2
к Приказу
Минобразования России
от 17 апреля 2000 г. N
1122
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О
СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕСТОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ
ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие положения
1.
Настоящее Временное положение определяет
цель, предмет, содержание и организацию
процедуры сертификации качества
педагогических тестовых материалов (далее -
ПТМ), используемых для оценки знаний
обучающихся в образовательных учреждениях
Российской Федерации.
2. Цель
сертификации - повышение качества
образования путем совершенствования ПТМ,
применяемых для оценки знаний обучающихся
методом тестирования в учебных заведениях
Российской Федерации. При этом решаются две
задачи: первая - выявление и фиксация
достигнутого уровня качества
сертифицируемых ПТМ, вторая - разработка
рекомендаций, определяющих методику
совершенствования ПТМ.
3. Предметом и
содержанием сертификации является
установление степени соответствия
характеристик ПТМ действующим на момент
сертификации требованиям к их качеству.
Требования утверждаются Координационным
советом Минобразования России по вопросам
сертификации качества ПТМ (далее -
Координационный совет). Требования
подлежат обновлению не реже одного раза в
три года.
4. Основными принципами
сертификации являются научная
обоснованность, объективность,
конфиденциальность, систематическая
отчетность. Принцип научной обоснованности
регламентирует использование в процессе
сертификации современного научного
аппарата. Принцип объективности
предполагает экспертизу качества тестов по
единой методике. Принцип
конфиденциальности предписывает
неразглашение содержательной части ПТМ,
представленных на экспертизу, и
результатов экспертизы внешним
пользователям.
Процедура
сертификации
5. Процедура сертификации
качества ПТМ состоит из двух
последовательных этапов. Первый этап -
экспертиза ПТМ, включающая оценку качества
содержания, правильности форм заданий и
статистических характеристик ПТМ. Второй
этап - сертификация. ПТМ, прошедшим
экспертизу и удовлетворяющим утвержденным
требованиям к их качеству, выдается
сертификат качества ПТМ (в дальнейшем -
сертификат). Образец бланка сертификата
разрабатывается головными учреждениями по
сертификации качества ПТМ и утверждается
Координационным советом.
6. Сертификат
дает право на использование ПТМ с целью
оценки знаний обучающихся. Сертификат
снабжается бланком с паспортными данными
ПТМ, содержащими информацию о
характеристиках ПТМ, и имеет
регистрационный номер, совпадающий с
регистрационным номером ПТМ. Бланк
сертификата изготовляется на бумаге с
водяными знаками.
7. При неполном
соответствии характеристик ПТМ
требованиям качества выдается
свидетельство о прохождении процедуры
сертификации. Свидетельство удостоверяет
факт прохождения процедуры сертификации и
содержит рекомендации по доработке ПТМ.
Образец свидетельства и содержание
рекомендаций по доработке ПТМ
разрабатываются головными учреждениями по
сертификации качества ПТМ и утверждаются
Координационным советом. Бланк
свидетельства изготовляется на бумаге с
водяными знаками.
Требования к
организации проведения сертификации
8.
Сертификация проводится на базе головных
учреждений: Исследовательского центра
проблем качества подготовки специалистов
Московского государственного института
стали и сплавов (технологического
университета) и Института общего среднего
образования Российской академии
образования (далее - головные
учреждения).
9. Сертификация ПТМ
проводится по желанию авторов тестов или по
заявкам учебных заведений на договорной
основе. Стоимость затрат на проведение
сертификации определяется типовой сметой
расходов, утверждаемой Координационным
советом.
10. Средства, перечисляемые
заказчиками, поступают на счета головных
учреждений по сертификации качества ПТМ и
расходуются на оплату труда экспертов,
организацию процесса сертификации, на
развитие и совершенствование
методического и материально-технического
оснащения процедуры сертификации.
11.
Сертификация проводится на основании
договора, заключаемого между заказчиками
работ и головными учреждениями. Договор
может предусматривать оказание заказчику
дополнительных услуг по доработке ПТМ.
Объем последних определяет
сертифицирующая организация в тех случаях,
когда ПТМ требуют доработки для доведения
их качества до уровня требований
сертификации.
12. С целью проведения
самой процедуры сертификации на базе
головных учреждений создаются экспертные
группы. Состав экспертных групп
утверждается Минобразованием России по
представлению головных учреждений. В
состав экспертов не должны входить
представители учебного заведения,
заказавшего проведение работ по
сертификации.
13. Работа экспертных
групп осуществляется по специальным