ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв. Минобразованием РФ 06.05.2002)
Утверждаю
Первый заместитель
Министра образования
Российской
Федерации
А.Ф.КИСЕЛЕВ
6 мая 2002
года
ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<*>
------------------------------------
<*>
Примерная инструкция по делопроизводству в
государственных органах управления
образованием субъектов Российской
Федерации разработана Управлением делами
Министерства образования Российской
Федерации (главный специалист Калашник
В.А.), Комитетом по образованию г.
Санкт-Петербурга (начальник Управления
кадров и госслужбы Т.Н. Филиппова).
Консультанты: заместитель Управляющего
делами Минобразования России Н.А. Волков,
начальник отдела Росархива В.А. Танонин,
заместитель директора ВНИИДАД
(Всероссийский научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела) В.Д. Банасюкевич.
1. Общие
положения
1.1. Настоящая Примерная
инструкция по делопроизводству в
государственных органах управления
образованием субъектов Российской
Федерации (далее - органы управления
образованием) устанавливает единую систему
делопроизводства в органах управления
образованием, порядок подготовки,
оформления, прохождения, контроля за
исполнением, учетом, хранением, печатанием,
копированием и тиражированием служебных
документов. Инструкция составлена на
основе Типовой инструкции по
делопроизводству в федеральных органах
исполнительной власти, утвержденной
Приказом Федеральной архивной службы
России от 27.11.2000 N 68 (зарегистрировано в
Минюсте России 26 декабря 2000 г., рег. N 2508).
1.2. Органы управления образованием на
основании данной Примерной инструкции
обязаны разработать свои индивидуальные
(конкретные) инструкции, утвердить их.
1.3. Руководство и контроль за ведением
делопроизводства в органах управления
образованием осуществляет управление
делами (общий отдел).
Управление делами
дает указания по вопросам организации
ведения делопроизводства, обязательные для
исполнения структурными подразделениями
органа управления образованием, проверяет
состояние делопроизводства и осуществляет
обучение работников, ответственных за
ведение делопроизводства.
1.4.
Ответственность за организацию
делопроизводства, своевременное и
качественное исполнение документов, их
сохранность возлагается на руководителей
структурных подразделений.
Руководители структурных подразделений
должны принимать меры к сокращению
переписки, обеспечить правильность и
рациональное использование средств
оргтехники, расходование служебных
бланков.
1.5. Непосредственное ведение
делопроизводства в структурных
подразделениях возлагается на сотрудников,
назначенных ответственными за эту работу,
которые обеспечивают учет и прохождение
документов в установленные сроки,
информируют руководство о качестве их
исполнения, осуществляют ознакомление
сотрудников с нормативными и методическими
документами по делопроизводству.
1.6.
Работники структурных подразделений несут
ответственность за выполнение требований
Инструкции, за сохранность находящихся у
них служебных документов. Об утрате
документов немедленно докладывают
руководителю подразделения и сообщают в
управление делами.
1.7. В структурных
подразделениях, где по штату не
предусмотрен специальный сотрудник для
ведения делопроизводства, руководителем
подразделения назначается сотрудник,
ответственный за эту работу.
1.8. При
уходе работника в отпуск, убытии в
командировку имеющиеся у него документы по
указанию руководителя структурного
подразделения передаются другому
работнику, который обязан принять меры к их
своевременному исполнению.
При
увольнении или перемещении ответственного
за ведение делопроизводства производится
передача дел и документов, о чем
составляется приемо-сдаточный акт, который
утверждается руководителем структурного
подразделения. Копия акта передается в
управление делами.
1.9. Запрещается
переписка между структурными
подразделениями органа управления
образованием. Ведение переписки с
вышестоящими организациями осуществляется
руководителем органа управления
образованием или его заместителем, по
поручению руководителя.
1.10. Положения
Инструкции распространяются как на
традиционное делопроизводство, так и на
организацию работы с документами,
создаваемые средствами вычислительной
техники.
1.11. Выполнение утвержденной
Инструкции обязательно для каждого
сотрудника органа управления
образованием.
1.12. Порядок работы с
секретными документами, документами с
грифом "ДСП", письмами, заявлениями и
жалобами граждан определяются
специальными инструкциями.
2. Особенности
подготовки и оформления
отдельных
видов документов
2.1. Приказ,
распоряжение.
2.1.1. Приказами и
распоряжениями оформляются решения
нормативного характера, а также по
оперативным, организационным, кадровым и
другим вопросам внутренней работы
государственных органов управления
образованием.
Проекты приказов
(распоряжений) готовят подразделения на
основании поручения руководителя либо в
инициативном порядке. Проекты приказов по
кадровым вопросам готовит кадровая служба
на основании соответствующих
представлений.
Обеспечение
качественной подготовки проектов приказов
(распоряжений) и их согласование с
заинтересованными сторонами возлагается
на руководителей подразделений, которые
готовят и вносят проект на утверждение
руководителя органа образования.
Обеспечение правильности оформления
проектов приказов (распоряжений) является
обязанностью управления делами.
2.1.2.
Проекты приказов (распоряжений) и
приложения к ним визируются исполнителем и
руководителем подразделения, готовящим
проект, руководителями подразделений,
которым в проекте предусматриваются
задания и поручения, а также управлением
делами и юридической службой. Возражения по
проекту приказа (распоряжения), возникающие
при согласовании, излагаются в справке,
которая прилагается к проекту.
Если в
процессе согласования в проект приказа
вносятся изменения принципиального
характера, то он подлежит перепечатке и
повторному согласованию.
Проекты
приказов (распоряжений), представляемые
руководителю на подпись, визируются
заместителями руководителя в соответствии
с распределением обязанностей.
2.1.3.
Проекты приказов (распоряжений) печатаются
на бланке органа управления образованием.
Датой приказа (распоряжения) является дата
его подписания.
Приказы (распоряжения)
по основной деятельности и приказы по
личному составу формируются отдельно.
Нумеруются в пределах календарного года.
2.1.4. Копии приказов (распоряжений) заверяют
печатью управления делами и направляют
адресам в соответствии с указателем
рассылки, который составляет и подписывает
исполнитель.
2.1.5. Проект приказа
(распоряжения) во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации должен
быть подготовлен в течение 10 дней, если не
установлен другой срок.
2.1.6. Приказ
(распоряжение) имеют следующие реквизиты
(Приложения 6, 7, 8, 9):
наименование органа
управления образованием;
наименование
вида документа - приказ;
дата и номер -
указанные реквизиты печатаются
центрованным способом.
Дата
оформляется цифровым или словесно-цифровым
способом; номер состоит из знака "N" и
порядкового номера приказа, например:
15
июня 2001 г. N 21; 03.07.2001 N 44.
Заголовок должен
кратко и точно отражать содержание текста
приказа. Точка в конце заголовка не
ставится. Заголовок, состоящий из двух и
более строк, печатается полужирным шрифтом
через 1 межстрочный интервал.
Например:
О командировании...
Заголовок к документам, оформленным на
бланках с продольным расположением
реквизитов, выравнивается по центру.
Распоряжения, как правило, заголовка не
имеют.
Текст отделяется от заголовка 2 - 3
межстрочными интервалами и печатается
шрифтом размером N 13 через 1,5 интервала от
левой границы текстового поля и
выравнивается по левой и правой границам
текстового поля. Первая строка абзаца
начинается на расстоянии 1,25 см от левой
границы текстового поля.
Текст приказа
может состоять из 2 частей: констатирующей
(преамбулы) и распорядительной.
В
констатирующей части кратко излагаются
цели и задачи, факты и события, послужившие
основанием для издания приказа. Она может
начинаться словами "В целях", "В
соответствии", "Во исполнение" и т.д. Если
приказ издается на основании другого
документа, то в констатирующей части
указывается наименование этого документа в
творительном падеже, его дата, номер и
заголовок.
Преамбула в проектах
приказов завершается словом "приказываю",
которое печатается с новой строки
вразрядку более жирным шрифтом.
Распорядительная часть должна содержать
перечисление предписываемых действий с
указанием исполнителя каждого действия и
сроков исполнения. Распорядительная часть
может делиться на пункты и подпункты,
которые нумеруются арабскими цифрами.
Действия однородного характера могут быть
перечислены в одном пункте. В качестве
исполнителей указываются структурные
подразделения или конкретные должностные
лица. Последний пункт распорядительной
части может содержать сведения о
подразделении или должностном лице, на
которое возлагается контроль за
исполнением приказа.
Если приказ
изменяет, отменяет или дополняет ранее
изданный документ или какие-то его
положения, то один из пунктов
распорядительной части текста должен
содержать ссылку на отменяемый документ
(пункт документа) с указанием его даты,
номера и заголовка. Текст пункта должен
начинаться словами "Признать утратившим
силу...".
В приказ не следует включать
пункт "Приказ довести до сведения...".
Подразделения (должностные лица), до
сведения которых доводится приказ,
указываются в указателе рассылки, который
исполнитель готовит вместе с проектом
приказа.
Визы включают должности
визирующих, личные подписи, расшифровку
подписей и дату.
Подпись состоит из
наименования должности лица, подписавшего
документ, личной подписи и расшифровки
подписи (инициалы, фамилия).
Приказы
(распоряжения) подписывает руководитель
органа управления образованием, а в его
отсутствие - исполняющий обязанности
руководителя органа управления
образованием.
Приложения к приказу
визируются руководителем структурного
подразделения, подготовившего проект. Визы
ставятся на оборотной стороне последнего
листа приложения.
2.2. Положение, правила,
инструкция.
2.2.1. Положение принимается в
том случае, если в нем устанавливаются
системно связанные между собой правила по
вопросам, отнесенным к компетенции органов
управления образованием.
В правилах
устанавливаются нормы и требования,
обязательные для выполнения.
В
инструкции излагается порядок
осуществления какой-либо деятельности или
порядок применения положений
законодательных и иных нормативных
актов.
Положения, правила и инструкции
применяются как самостоятельные правовые
акты, которые подписываются руководителем;
утверждение оформляется в форме грифа
утверждения или путем издания
распорядительного документа об их
утверждении. Решение о порядке принятия
положений, правил и инструкций находится в
ведении органа управления образованием.
2.2.2. Порядок подготовки проекта положения,
правил и инструкции соответствует общему
порядку подготовки проектов нормативных
актов.
2.2.3. Текст проекта положения
(правил, инструкции) печатается на бланке
органа управления образованием.
Текст
излагается от третьего лица единственного
или множественного числа. В тексте
используются слова: "должен", "следует",
"необходимо", "запрещается", "не
допускается".
Заголовок к тексту
положения (правил, инструкции) отвечает на
вопрос "О чем?", заголовок к инструкции,
содержащей должностные требования и
порядок проведения работ (должностная
инструкция), отвечает на вопрос "Кому?"
(должностная инструкция главному
специалисту) (Приложение 22).
Констатирующей частью положения (правил,
инструкции) служит раздел "Общие положения",
в котором указываются основания
разработки, основное назначение
нормативного акта и сфера его
распространения, ответственность за
нарушение установленных правил и
технологий.
Основной текст положения
(правил, инструкции) может делиться на
главы, пункты и подпункты. Главы должны
иметь названия.
Главы нумеруются
римскими цифрами. Нумерация пунктов и
подпунктов производится арабскими
цифрами.
2.3. Протокол.
2.3.1. Протокол
составляется на основании записей,
произведенных во время совещания
(заседания), представленных тезисов
докладов и выступлений, справок, проектов
решений и др.; материалы к обсуждению
представляются структурными
подразделениями органа управления
образованием и другими организациями, на
которые возложена их подготовка, не позднее
чем за 15 дней до даты, предусмотренной
планом работы коллегиального органа.
Записи во время заседания, сбор материалов
и подготовка текста возлагаются на
секретаря коллегиального органа или
управление делами и сотрудников
подразделений, готовивших вопросы к
обсуждению. Текст протокола должен быть
подготовлен не позднее чем через 3 дня со
дня заседания.
2.3.2. Подлинники
документов по вопросам, рассмотренным на
заседании, направляются для подшивки в дело
в подразделение-исполнитель вместе с
выпиской из протокола о принятых
решениях.
Копии протоколов заседаний,
копии повесток дня заседаний и материалов к
заседаниям уничтожаются по миновании
надобности в них, причем копии протоколов -
по акту.
На протоколе, содержащем
информацию ограниченного распространения,
проставляется пометка "Для служебного
пользования".
2.3.3. Текст протокола, как
правило, состоит из двух частей: вводной и
основной.
Во вводной части оформляются
следующие реквизиты:
председатель или
председательствующий;
секретарь;
присутствовали - список присутствующих или
отсылка к прилагаемому списку
присутствовавших;
повестка дня;
докладчики по каждому пункту повестки
дня.
Основная часть протокола состоит
из разделов, соответствующих пунктам
повестки дня. Текст каждого раздела
строится по схеме:
СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ -
ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
Основное
содержание докладов и выступлений
помещается в тексте протокола или
прилагается к нему; в последнем случае
делается в тексте сноска "Текст выступления
прилагается". Постановление (решение) в
тексте протокола печатается полностью; при
необходимости приводятся итоги
голосования.
Содержание особого мнения,
высказанного во время обсуждения,
записывается в тексте протокола после
соответствующего постановления (решения)
по соответствующим вопросам.
2.3.4.
Протокол подписывается
председательствующим на заседании и
секретарем. Датой протокола является дата
заседания.
Протоколам