ПРИКАЗ ФТС РФ от 06.02.2006 n 83 О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ
СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2006 г. N 83
О
МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И
НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПО
УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ
Правоприменительная практика в
таможенных органах Российской Федерации
свидетельствует о том, что не везде
ведомственный контроль за соблюдением
законов в сфере внешнеэкономической
деятельности организован надлежащим
образом.
Начальники таможен не в полной
мере реализуют предоставленные им
полномочия по выявлению и устранению
причин, способствующих совершению
правонарушений и преступлений в таможенной
сфере, по защите прав граждан, интересов
государства и общества.
Расследование
уголовных дел о контрабанде, уклонении от
уплаты таможенных платежей зачастую
ведется не оперативно, с нарушением
требований процессуального
законодательства и, как следствие, влечет
его бесперспективность.
В целях
усиления контроля за соблюдением
законности при рассмотрении сообщений с
признаками преступлений, относящихся к
компетенции таможенных органов,
производстве дознания, неотложных
следственных действий по уголовным делам
приказываю:
1. Начальникам таможен
разработать и реализовать комплекс мер по
совершенствованию механизма
ведомственного контроля, направленных на
соблюдение законности при рассмотрении
сообщений о преступлениях, относящихся к
компетенции таможенных органов,
производстве дознания и проведении
неотложных следственных действий по
уголовным делам:
1) исключить практику
возбуждения дел об административных
правонарушениях (далее - дел об АП) в
отношении физических лиц при наличии в их
действиях признаков уголовно-наказуемого
деяния;
2) взять под особый контроль
расследование и рассмотрение дел об АП,
предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9,
16.17, 16.18, 16.19, 16.20, 16.21, 16.22 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях, и привлекать в случаях
ненаправления или несвоевременного
направления в подразделения дознания
материалов с признаками таможенных
преступлений, усматривающихся в материалах
дел об АП, для принятия решения в порядке
статей 144 - 145 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации к
дисциплинарной ответственности
должностных лиц, осуществляющих
производство по указанным делам;
3)
организовывать с участием должностных лиц
правоохранительных подразделений
выборочные проверки документов
таможенного оформления и таможенного
контроля после выпуска товаров, а также
документов по начислению и взысканию
таможенных платежей, по корректировке
таможенной стоимости на предмет наличия в
них информации о признаках преступлений;
4) возложить персональную ответственность
на начальников таможен и их заместителей по
правоохранительной деятельности за
законность и обоснованность заведения и
прекращения дел оперативного учета и
привлекать виновных должностных лиц к
дисциплинарной ответственности в случае
выявления фактов бездеятельности
оперативно-разыскных подразделений;
5)
принимать исчерпывающие меры к
установлению по уголовным делам лиц,
совершивших преступления в таможенной
сфере, с привлечением оперативно-разыскных
подразделений, путем направления поручений
на их оперативное сопровождение;
6)
закрепить за оперативно-разыскными
подразделениями квалифицированных
сотрудников подразделений дознания,
имеющих соответствующую форму допуска к
сведениям, составляющим государственную
тайну, для оценки оперативных материалов
перед заведением дел оперативного учета и
на стадии подготовки к их реализации с
целью определения судебной перспективы,
направлений дальнейшей работы по добыванию
и документированию необходимых по
уголовным делам доказательств;
7)
усилить контроль за качеством материалов,
передаваемых в подразделения дознания из
функциональных и оперативных
подразделений, которые должны содержать
достаточные данные для принятия по ним
процессуальных решений, предусмотренных
статьей 145 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации;
8)
обратить особое внимание на законность и
своевременность возбуждения уголовных дел,
качество и полноту проведения
доследственных проверок, неукоснительное
соблюдение уголовно-процессуального
законодательства при расследовании
уголовных дел, обоснованность принятия
решений об отказе в возбуждении уголовных
дел, освобождения от наказания лиц,
привлекаемых к уголовной ответственности,
и прекращения производства по делам;
9)
обеспечить тесное взаимодействие с
органами прокуратуры при осуществлении
процессуальной деятельности;
10)
инициировать проведение координационных
совещаний правоохранительных органов при
соответствующих прокурорах с целью
выработки единой правоприменительной
практики и определения порядка обмена
информацией о результатах расследования
уголовных дел, переданных по
подследственности;
11) проводить анализ
сведений о направленных в другие
правоохранительные органы материалах,
содержащих сообщения о преступлении, и
информировать органы прокуратуры;
12)
соблюдать в ходе расследования уголовных
дел требования закона, регламентирующие
изъятие, осмотр товаров, признание их
вещественными доказательствами;
13)
принимать при расследовании уголовных дел
для обеспечения исполнения приговоров, в
части гражданского иска, в порядке,
предусмотренном статьей 115
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации, процессуальные меры
по наложению ареста на имущество
подозреваемых, обвиняемых в целях
возмещения причиненного государству и
другим лицам материального ущерба;
14)
усилить меры по обеспечению сохранности
товаров, являющихся вещественными
доказательствами, при передаче уголовных
дел по подследственности, обратив особое
внимание на оформление относящихся к ним
документов;
15) информировать через
средства массовой информации
общественность о принимаемых таможенными
органами мерах по борьбе с таможенными
преступлениями и правонарушениями,
разъяснять правовые последствия нарушений
закона.
2. Начальникам оперативных
таможен обеспечить повышение
эффективности организационно-методической
работы по соблюдению
уголовно-процессуального законодательства
при проведении доследственных проверок и
дознания в подчиненных таможенных органах,
а также качества профессиональной
подготовки дознавателей в рамках
проведения семинаров и принятия зачетов.
3. Начальникам Управления таможенных
расследований и дознания А.А. Шабунину и
оперативных таможен при рассмотрении
проектов выносимых таможнями
постановлений о прекращении производства
по делам об АП до передачи дела на
рассмотрение и определений об отказе в
возбуждении дел об АП, квалифицированным по
статьям Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящего
Приказа, обеспечить проверку таких
материалов и направление их при наличии
признаков уголовно-наказуемых деяний в
соответствующее подразделение дознания.
4. Начальнику Главного управления
информационных технологий Л.М. Ухлинову
совместно с директором ГНИВЦа ФТС России
С.П. Гусевым внести до 1 апреля 2006 года в
программное средство АИС "Правоохрана"
изменения и дополнения в части учета
сведений по делам об АП о суммах
неуплаченных таможенных платежей и
стоимости товаров, незаконно перемещенных
через таможенную границу Российской
Федерации.
5. Начальникам таможенных
органов Российской Федерации довести
положения настоящего Приказа до сведения
подчиненных должностных лиц и обеспечить
его неукоснительное выполнение.
6.
Контроль за исполнением настоящего Приказа
возложить на заместителя руководителя ФТС
России Н.А. Волобуева.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ