УКАЗ Президента РФ от 13.06.1996 n 884 (ред. от 23.02.2006) О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
13 июня 1996 года N 884
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ НАУКИ
(в ред. Указа Президента
РФ от 23.02.2006 N 169,
с изм., внесенными
Указами Президента РФ от 01.08.2003 N 866,
от
25.08.2004 N 1114)
В целях осуществления
скоординированных действий, направленных
на сохранение и развитие научного
потенциала страны, постановляю:
1.
Одобрить подготовленную по поручению
Правительства Российской Федерации
Министерством науки и технической политики
Российской Федерации, Министерством
Российской Федерации по атомной энергии,
Министерством экономики Российской
Федерации, Государственным комитетом
Российской Федерации по высшему
образованию, Российской академией наук и
отраслевыми академиями наук с участием
заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и организаций и
поддержанную Правительственной комиссией
по научно-технической политике доктрину
развития российской науки как основу
проведения государственной научной
политики, включающую в себя следующие
основные положения:
поддержка развития
науки в качестве приоритетной задачи
государства;
абзац утратил силу. - Указ
Президента РФ от 23.02.2006 N 169;
создание
условий для развития фундаментальных
научных исследований и ведущих научных
школ;
повышение престижности научного
труда, создание достойных условий жизни и
работы ученых и специалистов;
реформирование сферы науки путем
совершенствования принципов управления,
финансирования и организации научных
исследований;
интеграция науки и
образования, развитие системы подготовки
квалифицированных научных кадров;
создание условий для конкуренции и
предпринимательства в сфере науки и
техники, стимулирование и поддержка
инновационной деятельности;
ориентация
отечественного научного потенциала на
решение важнейших социально-экономических
задач и обеспечение безопасности страны.
2. Правительству Российской Федерации:
обеспечить доведение доктрины развития
российской науки до заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организаций и
научных объединений, а также оперативную
координацию работ по реализации основных
положений указанной доктрины;
продолжить работу по формированию и
реализации в 1996 - 2000 годах приоритетных
направлений развития науки и техники, а
также критических технологий.
3.
Федеральным органам государственной
власти и органам государственной власти
субъектов Российской Федерации учитывать
основные положения доктрины развития
российской науки при разработке и
реализации мер государственной поддержки и
регулирования в сфере науки и
научно-технической деятельности, а также
при разработке инвестиционных,
научно-технических и других программ
развития отраслей экономики и субъектов
Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
13 июня 1996 года
N
884
Одобрена
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N
884
ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
<*>
Доктрина развития российской науки
- система взглядов на роль и значение науки
в обеспечении независимости и процветания
России, а также принципов, определяющих
механизм государственного регулирования
научной деятельности, которыми с учетом
конкретной социально-экономической
ситуации руководствуются федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, научные работники,
научно-исследовательские организации,
научно-технические общества и
объединения.
--------------------------------
<*>
См. "Бюллетень Госкомвуза РФ", N 8, 1996
I.
Наука - важнейший ресурс обновляющейся
России
1. Российская наука за свою
многовековую историю внесла огромный вклад
в развитие страны и мирового сообщества.
Своим положением великой мировой державы
Россия во многом обязана достижениям
отечественных ученых.
В современных
условиях практическое использование
естественнонаучных, гуманитарных и
научно-технических знаний во все большей
степени становится источником обеспечения
жизнедеятельности общества, его духовного
и физического здоровья.
Уровень
развития науки во многом определяет
эффективность экономической деятельности,
обороноспособность, духовную и
политическую культуру населения страны,
защищенность личности и общества от
воздействия неблагоприятных природных и
антропогенных факторов.
2. Важным
условием формирования отечественной науки
являлось стремление охватить все
направления исследований. В стране
сформировалась обширная сеть
научно-исследовательских организаций как
фундаментального, так и прикладного
характера. По многим направлениям
отечественная наука занимала передовые
позиции в мире. Это достигалось за счет
высокого уровня ведущих научных школ,
престижности труда ученого и привлечения в
науку большого числа исследователей, а
также за счет полноценного бюджетного
финансирования. Однако
административно-командный механизм в
экономике, высокая степень закрытости
научно-технической сферы, неоправданные
ограничения прав интеллектуальной
собственности снижали эффективность
использования научного потенциала
страны.
В настоящее время, когда
расширяются возможности для свободы
научного творчества, открытого обмена
информацией и международного
сотрудничества, положение российской науки
могло бы качественно измениться. Однако
системный кризис, сопровождающий период
социально-политического переустройства
страны, привел к тому, что перед
отечественной наукой встали новые
серьезные трудности: крайне недостаточное
бюджетное финансирование
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ не
обеспечивает своевременного обновления
материально-технической базы науки,
создания нормальных условий жизни и труда
ученых, осложняет эффективное
государственное регулирование в научной
сфере. Престиж профессии ученого упал в
обществе до недопустимо низкого уровня,
наука перестала быть привлекательной для
талантливой молодежи. Со всей очевидностью
возникла необходимость коренной
реорганизации сферы науки, привлечения
дополнительных источников финансирования.
По-прежнему остро стоит проблема более
эффективного использования результатов
научных исследований в экономике.
3.
Новыми тенденциями в развитии мирового
сообщества стали расширение
сотрудничества и кооперации государства в
решении глобальных проблем, связанных с
сохранением среды обитания, обеспечение
достойного духовного и физического уровня
жизни людей, поддержание здоровья человека.
Происходит объединение усилий ученых и
инженеров развитых стран в поиске и
использовании новых источников энергии,
освоении космического пространства,
создании открытой информационной среды.
Новая стратегия развития науки отдает
приоритет исследованиям, имеющим
значимость для самой перспективы
существования мирового сообщества, для его
устойчивого и безопасного развития.
4.
Современные тенденции межгосударственной
интеграции не означают, однако,
исчезновения национальных интересов, в том
числе в сфере науки. Более того,
национальный научный потенциал будет во
многом определять место страны в мировом
сообществе, перспективы в конкурентной
борьбе на внешнем рынке, возможности в
решении ее внутренних проблем.
Масштабы
и темпы развития отечественной науки
должны обеспечить соответствие потенциала
России уровню мирового научно-технического
прогресса. Приоритетные направления
научных исследований определяются также
экономическим и геополитическим
положением России, наличием природных
ресурсов, имеющих глобальное значение,
потребностями духовного развития нашего
общества, гуманистическими традициями
российской науки. Существенное влияние на
выбор приоритетов продолжают оказывать и
мировые тенденции в развитии человеческой
цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
5. Для реального преобразования жизни в
России исключительно важное значение имеет
развитие науки в регионах, способствующее
их прогрессу с учетом экономических,
ресурсных, экологических и культурных
особенностей.
II. Развитие научного
потенциала России
6. Государство
рассматривает науку и ее научный потенциал
как национальное достояние, определяющее
будущее нашей страны, в связи с чем
поддержка развития науки становится
приоритетной государственной задачей.
Важнейшими принципами государственной
научной политики являются:
- опора на
отечественный научный потенциал;
-
свобода научного творчества,
последовательная демократизация научной
сферы, открытость и гласность при
формировании и реализации научной
политики;
- стимулирование развития
фундаментальных научных исследований;
-
сохранение и развитие ведущих
отечественных научных школ;
- создание
условий для здоровой конкуренции и
предпринимательства в сфере науки и
техники, стимулирование и поддержка
инновационной деятельности;
- создание
условий для организации научных
исследований и разработок в целях
обеспечения необходимой
обороноспособности и национальной
безопасности страны;
- интеграция науки
и образования, развитие целостной системы
подготовки квалифицированных научных
кадров всех уровней;
- защита прав
интеллектуальной собственности
исследователей, организаций и
государства;
- обеспечение
беспрепятственного доступа к открытой
информации и права свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и
опытно-конструкторских организаций
различных форм собственности, поддержка
малого инновационного
предпринимательства;
- формирование
экономических условий для широкого
использования достижений науки, содействие
распространению ключевых для российской
экономики научно-технических
нововведений;
- повышение престижности
научного труда, создание достойных условий
жизни и работы ученых и специалистов;
-
пропаганда современных достижений науки,
их значимости для будущего России;
-
защита прав и интересов российских ученых
за рубежом.
7. Ключевым элементом
реформирования системы управления сферой
науки становится совершенствование
механизмов финансирования, организации
научных исследований и налоговой политики,
а именно:
- выделение средств из
федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ гражданского
назначения в размере 3 процентов его
расходной части с ежегодным увеличением
этого размера по мере стабилизации
экономики до уровня, характерного для
высокоразвитых стран;
- обеспечение
устойчивого государственного
финансирования Российской академии наук,
Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования,
Российской академии архитектуры и
строительных наук, Российской академии
художеств, государственных научных центров
и организаций, работающих по приоритетным
направлениям науки и техники,
государственных университетов и других
ведущих высших учебных учреждений, научных
библиотек, музеев и информационных
центров;
- обеспечение множественности
источников финансирования
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ за счет
активной поддержки целевых
государственных фондов;
- создание
благоприятных условий для инвестирования в
науку средств промышленными предприятиями,
банками, международными организациями и
частными лицами;
- развитие конкурсных
начал в распределении средств на научные
программы и проекты при открытости
принимаемых решений и привлечении научного
сообщества к контролю за использованием
средств;
- поэтапное введение
федеральной контрактной системы в сфере
научно-технических и
опытно-конструкторских разработок;
-
введение налоговых и таможенных льгот для
стимулирования и поддержки научной
деятельности;
- создание условий и
предоставление необходимых ресурсов для
участия российских ученых в международных
проектах;
- создание благоприятных
условий для работы общественных научных
объединений.
* * *
Государство, беря на
себя перечисленные обязательства, выражает
уверенность в том, что российское научное
сообщество обеспечит научно-технические
предпосылки для преобразования России в
правовое государство с социально
ориентированной рыночной экономикой,
высоким уровнем духовной и материальной
культуры, экологической и военной
безопасности.